Меню

Зож как социальная проблема общества



Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

1. воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;

– однако, воспитание подразумевает личный пример. Взрослым сложно воспитать здоровые привычки у своих детей, если у них самих эти привычки отсутствуют.

2. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье;

– в настоящее время окружающая среда довольна агрессивна: увеличение требований к индивиду, увеличение темпа жизни, ухудшение экологического состояния. Даже обладая информацией о неблагоприятных факторах, всё сложнее становится их избегать.

3. отказ от курения и от наркотиков, ограничение употребления алкоголя.

– несмотря на то, что в нашей стране в целом проводится борьба с пропагандой курения и употребления алкоголя, эти привычки до сих остаются «модными» среди молодежи.

4. здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

– качественные продукты стоят дорого, а с тех пор, как государство сняло с себя обязанность контроля производства продукции, довольно сложно отследить, насколько качественными продуктами мы питаемся.

5. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (м., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

– с одной стороны – проводится пропаганда активного образа жизни, с другой – требования к среднестатестическому работнику просто не оставляют ему возможности заниматься своим здоровьем: необходимость проводить много времени на работе едва позволяет заниматься своей семьей.

6. личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

– современный человек пока что не осознаёт в полной мере, что его здоровье – это в первую очередь его забота. Помимо базовых правил гигиены ежедневного ухода за собой, которым почти все следуют, существуют и правила систематического ухода – регулярно проводимые мед. обследования, осведомленность о признаках заболеваний и т.п. В целом, в данном направлении намечаются положительные тенденции. Например, мед. обследования, организованные работодателями, стали более добросовестными.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

— эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

— интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.

— Духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их.

Некоторые исследователи выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Итак, мы видим, что в большинстве своем, проблема здорового образа жизни – это проблема осознанной ответственности индивида за своё здоровье и наличие условий в окружающем мире, позволяющих этот образ жизни поддерживать. Также очень важным фактором является мотивация.

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать сформирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья

1. Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов — возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

Читайте также:  Плакат для родителей здоровый образ жизни

2. Мотивация самосохранения: человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

3. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям: человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

4. Мотивация получения удовольствия от здоровья: эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

5. Мотивация самосовершенствования: выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

6. Мотивация маневрирования: она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

7. Мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

8. Мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

Источник

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества
статья по биологии

Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики.

Ведущим критерием оценки работы школы является её здоровьеразвивающая деятельность, создание образовательной среды для детей с разными образовательными потребностями.

Поэтому именно идея личного здоровья, крепкой семьи, сильного государства вполне может и должна стать той самой национальной идеей, способной объединить все слои общества по решению задачи укрепления экономической и политической мощи нашей страны

Скачать:

Вложение Размер
формирование ЗОЖ 17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни как социальная проблема современного общества Влияние социальных факторов на здоровье подрастающего поколения

Здоровье достаточно многогранная категория. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем понимают «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни»

Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение и оздоровление подрастающего поколения. В настоящее время в образовательных учреждениях наблюдается снижение показателей психосоматического здоровья учащихся ,что объясняется постоянным пребыванием в состоянии стресса, увеличение различного рода патологий, снижение мотивации обучения. Это связано как с социально-экономическими и экологическими факторами , свойственными кризисному и нестабильному состоянию общества, так и с проблемами современной школы. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, а поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики. В последние годы доказано, что влияние социальных факторов на здоровье человека составляет 50- 70%. Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов, существующие технологии обучения, стиль работы учителя, реализация воспитательной установки на здоровый образ жизни, организация и характер психологической поддержки и медицинской помощи, санитарно-гигиенические условия обучения , информатизации процесса образования и другие. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, основной задачей школы является целостное формирование потребностей к сохранению и укреплению здоровья, к осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством метода воспитания, самовоспитания, создания программ обучения здоровому образу жизни.

Ведущим критерием оценки работы школы является её здоровьеразвивающая деятельность, создание образовательной среды для детей с разными образовательными потребностями . Педагогический коллектив гимназии пришел к необходимости создания системы работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей. Определение школы как «опорной» по проблемам формирования навыков здорового образа жизни оказало определенный толчок к более глубокому осмыслению и разработке этой проблемы.

В гимназии были определены основные направления в работе по сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков здорового образа жизни:

1 Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса.

2.Научно-исследовательская работа учащихся.

3.Рациональная организация учебного процесса.

5.Активный отдых, туризм.

6.Информатизация образовательного процесса.

7.Ведение курса ОПК

Определяющим элементом системы работы является анализ состояния здоровья учащихся, который проводится ежегодно. На основе анализа строится вся работа в школе по сохранению здоровья школьников. В ходе реализации программы «Здоровье» в школе введено обязательное проведение минуты здоровья на уроках, налажена работа спортивных кружков, осуществляется социально-психологическая поддержка.

Глубоко прав Гарт Гилмор, автор книги «Бег ради жизни», утверждая: «Полчаса в день на упражнения – довольно выгодное помещение капитала», если учесть, что каждые 30 минут занятий несут десять часов здоровой, радостной жизни.

В гимназии сложилась стройная система внеклассной работы. Традиционными стали иннтелектуально-спортивные соревнования, проведение дней Здоровья, неделей биологии. Каждое мероприятие, становится событием в жизни школы как для учеников, так для педагогов и родителей.

В гимназии осуществляется целенаправленная работа по формированию навыков здорового образа жизни средствами туризма. Важным результатом туристической работы стало то, что никогда во время походов не наблюдается среди учеников курения, употребления алкогольных напитков.

Одна из основных проблем современной школы перегруз учащихся. Сегодняшний школьник постоянно испытывает стресс. Ведь и педагоги, и родители требуют от школьника, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал. А ведь любая деятельность может быть безвредной для здоровья, только если задаваемые нагрузки соответствуют возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей. При перегрузке ученик или не выполняет поставленных перед ним задач, или делает это с ущербом для здоровья. Так как же успеть за прогрессом? Широкое применение в школе информационных технологий позволит решить эту проблему . В гимназии созданы все условия для того, чтобы активно использовать ИТ в образовательном процессе

Использование компьютера на уроках – это одно из средств достижения учебных целей, которое обогащает учебный процесс, способствует развитию личности ученика, профессионализма учителя.

Доступ образовательных учреждений к сети Интернет является важнейшим шагом к повышению качества современного образования.

Сегодня очень остро стоит проблема нравственности подрастающего поколения. Распространение в молодежной среде алкогольных напитков, наркотиков, сквернословия ведет в конечном итоге к деградации личности. Поэтому воспитание духовности это не только социальная необходимость, но и педагогическая потребность. Ведение в гимназии курса ОПК это одно из средств, в решении задачи воспитания духовности подрастающего поколения. Падение физического, нравственного здоровья начинается тогда, когда падает духовная культура, размываются духовные ценности, душа человека опустошается и заполняется негативом. В этой связи система образования и Православная Церковь могут объединить свои усилия по духовно-нравственному возрождению и оздоровлению общества.

Мы не имеем права относиться к своему здоровью только как к личному достоянию, а должны рассматривать его и как общественную ценность, ибо здоровье – это категория, прежде всего медицинская, социальная, экономическая и экологическая.

Сегодня наше государство нуждается в здоровом гражданине, если хочет иметь перспективы развития, бизнес нуждается в квалифицированном, здоровом работнике, если хочет преуспеть, а человек нуждается в здоровье, если хочет обеспечить своё будущее .

Поэтому именно идея личного здоровья, крепкой семьи, сильного государства вполне может и должна стать той самой национальной идеей, способной объединить все слои общества по решению задачи укрепления экономической и политической мощи нашей страны

1 Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. — М., -2000.

2.Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.-Волгоград,1997

3. Брадик Г.М., Зайцев Г.К. Семья-основа здоровья. –Тирасполь,-2008.

4.Гилмор Г. Физкультура и спорт.-М.,1973.

5.Марков В.В. Основы ЗОЖ и профилактика болезней.- М.,- 2000.

6.Перели Б.И., Панова Л.Д., Ганзелюк Р.Л. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся средствами личностно-ориентированного образования. –Рыбница,-2005

7.Хайруллин Р. Книга о тебе. – Казань, 1983 –( С. 18 – 19 .).

Источник

Проблема здорового образа жизни в современном обществе

медицинские науки

  • Чернова Галина Викторовна , старший преподаватель
  • Денисов Евгений Николаевич , доктор наук, доцент, заведующий кафедрой
  • Оренбургский государственный медицинский университет
  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАГРУЗКА
  • ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Похожие материалы

На сегодняшний день основная проблема здорового образа жизни в первую очередь обусловлена возрастанием и изменением характера эмоциональных и физических нагрузок на человеческий организм из-за усложнения социальной организации в современном обществе.

В первую очередь, нужно разобраться, что такое здоровье и здоровый образ жизни и какие параметры в него включаются. Если говорить об исторических аспектах понятия «здоровье» нужно сказать, что с древности забота о здоровье представляла собой одну из высших ценностей. Можно привести в пример некоторые пословицы, которые показывают отношение к проблеме укрепления и формирования здоровья: «Здоровье всего дороже, Здоровья не купишь». В обыденном общении, приветствуя друг друга, желали здоровья: «Здравствуйте», что подтверждает важность вопроса сохранения и укрепления. Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную [2]. Наибольший интерес к вопросу здорового образа жизни возник в 60-х годах XX века, что можно объяснить увеличением влияния экологических факторов на здоровье человека.

Если говорить о здоровом образе жизни, то прежде всего необходимо определиться с термином «здоровье». Здоровье человека в понимании Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Следовательно, в текущей ситуации забота о здоровье и самочувствии индивидуума уже не связана с выживанием человека, а связана с улучшением качества жизни, улучшения самочувствия что вызовет увеличение удовлетворенности жизнью.

Медицинские специалисты считают, что здоровье на 50% зависит именно от образа жизни, остальные факторы влияния распределяются следующим образом: окружающая среда — 20%, генетическая база — 20%, уровень здравоохранения — 10%. Следовательно, если говорить о здоровье, то в первую очередь нужно говорить о здоровом образе жизни. Согласно современному определению, здоровый образ жизни — это образ жизни, направленный на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Целью нашей работы явилась оценка информированности населения г. Оренбурга по вопросам здорового образа жизни.

В основу исследования положены результаты анкетирования 160 участников в возрасте от 14 до 17 лет, проживающих в городе Оренбурге. Нами была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов, включающая следующие разделы: общие сведения о респонденте; вопросы по ЗОЖ и отношению к своему здоровью; Респондентам предлагалось провести оценку своей физическим возможностям, социального благополучия и удовлетворенности учебной деятельности, условий труда и отдыха, жизненных интересов.

Анализируя группу подростков. Мы сделали следующие выводы:

  • большинство опрошенных (87%) знакомы с понятием здорового образа жизни и считают свой образ жизни здоровым. Причем большинство из них в качестве причины положительного ответа назвали занятие спортом (64%), отсутствие в жизни сигарет и алкоголя (89%), Но при этом, например, положительную эмоциональную сферу в качестве элементов здорового образа жизни отметили лишь 12% подростков, а удовлетворенность учебным процессом вообще не считают элементом здорового образа жизни. Также нужно отметить, что многие из опрошенных подростков отметили положительное влияние на свое здоровье качество отдыха. Так 71% из тех, кто имел возможность в летний период отдохнуть на морском побережье, отметили положительное влияние данного факта на состояние своего здоровья и 46% из тех, кто не имел такую возможность отметили, что состояние здоровья могло быть и лучше. Если говорить о вопросах, связанных со стрессовыми ситуациями, то подростки, в связи со своими возрастными особенностями, отметили что у 92% бывают состояния стресса. При этом у 73% из них стрессовое состояние длится небольшой промежуток времени (1-5дней). В качестве причин короткосрочного стресса подростки считают конфликты с друзьями (34%), проблемы с учебой (26%). Если говорить о длительном стрессовом состоянии, то в качестве причин подростки привели проблемы с родителями (12%) и проблемы со здоровьем (8%).

В Оренбургской области большое внимание уделяется здоровому образу жизни, что дает свои положительные результаты. В рамках реализации основных государственных программ создаются благоприятные условия для занятий физической культурой всех возрастных и социальных категорий населения. За последние годы было построено 20 физкультурно-оздоровительных комплексов. 5 стадионов. 3 бассейна. По данным спортивных организаций систематически занимаются физической культурой и спортом 560 тысяч человек. Общая численность учащихся и студентов, занимающихся в спортивных секциях, составляет 55.9%. По данным социологических исследований количество число молодых людей, озаботившихся своим здоровьем увеличилось в 1.5 раза и возрасла неприязнь к употреблению табака и алкоголя.

Но на ряду с большим вниманием к развитию физической культуры молодежи, хотелось бы отметить недостаточный уровень поддержки эмоциональной и психологической сферы молодого поколения.

Источник