Меню

Здоровый образ жизни как система работы школы



Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни
методическая разработка (7 класс) на тему

Доклад на семинаре классных руководителей

Скачать:

Вложение Размер
grazhdanovskiy_filial_mbou_bondarskoy_sosh.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Граждановский филиал МБОУ Бондарской СОШ.

на семинаре классных руководителей

«Система работы коллектива школы по формированию навыков здорового образа жизни»

кл. рук. 7 класса.

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% — от действия окружающей среды, 10% — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Основной целью своей работы мы видим формирование у учащихся ценностного отношения к своему здо ровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления работы:

— Организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН.

— Работа по социальной адаптации учащихся и сохранению их психологического здоровья.

— Внеклассная работа классных руководителей и заместителя директора по ВР.

— Медицинское обслуживание учащихся медработниками.

Реализация работы данных направлений осуществляется с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.

Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников УВП. Конкретная постановка администрацией школы задач, совместная работа педколлектива, учащихся, их родителей, работников столовой, медиков, техперсонала позволили нам добиться определенных результатов.

Нашей школе 44 год. Здание построено в 1972 году, поэтому необходимо укрепление материально – технической базы.

На данный момент мы имеем следующую материально-техническую базу:

Учебные кабинеты со стендами, содержащими информацию по здоровому образу жизни, с эстетически оформленным озеленением, а в кабинетах начальных классов имеется еще и спортинвентарь для проведения подвижных перемен.

Спортивная площадка, на которой порядок поддерживается учителем физической культуры и учащимися школы.

Для личной гигиены учащихся, работников школы оборудованы умывальники, санузлы.

Уходит в прошлое роль школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний. На смену приходит новая функция образования – быть субъектом преобразования общества. Наряду с обучением и воспитанием приоритетной является задача — сохранение здоровья учащихся, успешное решение которой в первую очередь зависит от кадрового обеспечения УВП.

В школе учителя — профессионалы не только в преподавании предмета, но и в воспитательной работе .

Информационное обеспечение деятельности педколлектива по формированию здорового образа жизни включает в себя:

— страницу здорового образа жизни на сайте школы;

— выпуск учащимися стенных газеты, посвященных различным темам ЗОЖ.

С целью эффективной работы по формированию ЗОЖ мы проводим анкетирование участников УВП, обобщенные результаты которого позволяют администрации школы «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.

Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.

Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т. д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.

Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.

Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности , разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, психологический климат.

Организован питьевой режим для учащихся.

Проветренное помещение, свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз.

Рассадка учащихся в каждом классе осуществляется согласно рекомендациям врача.

Утренняя зарядка, подвижные перемены для учащихся начальной школы способствует укреплению здоровья детей.

В рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают необходимую информацию об основах безопасной жизнедеятельности человека, об опасных и вредных факторах различного происхождения, о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, для формирования конкретных навыков и моделей поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Мероприятия, проводимые в школе по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.

Учебно–воспитательный процесс в группах продленного дня осуществляется в соответствии с режимом: прогулка на свежем воздухе, горячее питание, спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашнего задания. Все виды деятельности организуются при обязательном выполнении требований СанПиН. Основными мероприятиями по воспитанию ЗОЖ в ГПД являются сюжетно-ролевые игры, практические занятия по привитию гигиенических навыков, спортивные часы, экскурсии, прогулки.
Здоровье – это не только отсутствие болезни, но и физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровый во всех отношениях человек счастлив, ибо имеет возможность совершенствоваться, получать удовлетворение в процессе учебы и труда. Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.Педагоги используют различные формы для эффективной работы по формированию эдорового образа жизни: игры, спортивно – правовые праздники, круглые столы, диспуты.
Физкультурно–оздоровительные мероприятия для учащихся любой категории: младших или старших, мальчишек или девчонок всегда одинаково интересны.
Учащиеся школы всегда активно участвуют в соревнованиях круглогодичной районной спартакиады, в школьных мероприятиях «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты». Классные руководители совместно с родителями, начиная с первого класса, организуют экскурсии, туристические походы, что способствует формированию навыков здорового образа жизни и в семье.
В ходе мониторинга уровня физической подготовленности учащихся 5 – 9 классов можно определить не только уровень подготовленности каждого класса, но и увидеть качество работы учителя физической культуры.
Медицинское обслуживание в школе организуют работники Бондарской ЦРБ: которая ежегодно проводит профилактический осмотр каждого ученика.
Контроль со стороны медработников за выполнением требований СанПиНа, организации учебного процесса, питания школьников – действенная помощь администрации школы в узких профессиональных вопросах.
Мониторинг здоровья в школе проводят совместно с медицинскими работниками классные руководители, учитель физкультуры, администрация школы. В паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Ежедневно анализируются причины пропусков уроков. Каждый классный руководитель имеет папку «Контроль пропусков уроков», где фиксируется причина отсутствия учащегося в школе и хранятся оправдательные документы. Система организации питания в школе ставит перед собой следующие задачи: — обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
— формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
В школе охват горячим питанием составляет 100%. Пищеблок отремонтирован, оснащен оборудованием. Одним из направлений внеклассной работы по охране здоровья является организация школьного оздоровительного лагеря во время каникул. Его посещают как учащиеся начальной школы, так и ученики 5 –7 классов. За это лето в школьном лагере в двух сменах отдохнуло 25 человек. Самой популярной формой работы по охране здоровья является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов и другие, в которых участвуют учащиеся с 1 по 9 классы. Экологическое воспитание направлено на формирование у учащихся бережного отношения к окружающей среде. Здоровый человек может жить лишь в экологически чистом окружении. На протяжении лета и всего учебного года наши ребята являются активными участниками акции «Чистый двор» по наведению порядка на школьной территории. Ученики с удовольствием участвуют в таких конкурсах, как «Целлофановая мода», «Осенний букет», «Царица осень», «Экологическая мода». А в акции «Бумаге вторую жизнь» всегда активно принимают участие не только дети, но и родители. Работа по формированию ЗОЖ в школе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Для того, чтобы наши дети развивались, были здоровыми, сильными и умными, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.

Источник

Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Статья просмотрена: 5189 раз

Библиографическое описание:

Красильников, Ю. Ю. Система работы образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни / Ю. Ю. Красильников, Н. М. Бочарова, С. В. Дьяконова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1945/ (дата обращения: 21.04.2021).

Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально- психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и учебы в школе. Поэтому изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Необходимость всестороннего совершенствования школьного воспитания и повышения его роли в системе профилактики наркомании обусловлена, прежде всего, быстрым распространением ее среди учащихся. Школа как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для профилактической работы.

Целью профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности является формирование антинаркотического мировоззрения и создание условий для здорового образа жизни. В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманиями проводится путем использования различных профилактических моделей и методов психолого-педагогического воздействия.

К видам профилактики наркомании относятся:


первичная – организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды,

вторичная – это комплекс профилактических мероприятий с группой повышенного риска;

третичная – организация и проведение мероприятий медицинской и социально-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение рецидивов наркотического поведения. [4]

Говоря о профилактической работе с учащимися общеобразовательных учреждений можно выделить следующие направления: общая воспитательная работа с детьми и подростками; коррекционная работа с детьми и подростками группы риска; работа с детьми и подростками, имеющими опыт использования наркогенных веществ. [1]

Профилактика наркомании и предупреждения наркопреступности должны проводиться в соответствии с основными принципами: законности, системности, комплексности, координации, превентивности, непрерывности.

Любая профилактическая работа, программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:


распространение информации о причинах, формах, последствиях потребления наркотических средств;

формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

представление альтернативы наркотизации;

коррекция социально-психологических особенностей личности;

целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи преодоления проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;

Общая логика построения профилактической работы требует, прежде всего, формирования в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к этой проблеме.

Одним из направлений воспитательной работы в нашей школе (МБОУ «СОШ № 24»), является работа по формированию здорового образа жизни среди детей и подростков. С этой целью в школе разработана и реализуется программа «Культура здоровья», которая апробируется в течение нескольких лет. Реализуют данную программу: заместитель директора по ВР, социальный педагог, психологи школы, классные руководители, с привлечением специалистов других учреждений: медицинских, правоохранительных, образовательных.

Эта программа состоит из следующих разделов:


Пропаганда здорового образа жизни;

Работа с родителями и общественными организациями.

Цели данной программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Программа направлена на решение следующих задач:


Сформировать ответственность за сохранение своего здоровья.

Воспитывать силу воли, чтобы сказать «НЕТ» вредным привычкам.

Информировать учащихся о последствиях употребления сигарет, алкоголя, наркотиков.

Научить учащихся противостоять желанию попробовать сигареты, алкоголь, наркотики.

Для реализации этой программы применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

Цель медико-профилактической работы – проведение профилактических медицинских осмотров школьников, формирование групп здоровья, проведение бесед, направленных на формирование гигиенических навыков, контроль за питанием детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе. Этим занимается школьный врач.

Для реализации психологического здоровья детей в школе создана психолого-педагогическая служба, которая включает следующих специалистов: логопед, психологи школы, социальный педагог, классные руководители, которые проводят профилактическую работу с детьми группы «риска».

Цель данной службы: определение и организация в рамках реальных возможностей ОУ адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья, т.е. обеспечение нормального развития ребенка

Формирование установок на здоровый образ жизни.

Развитие навыков саморегуляции и укрепления стрессом.

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболевания передающихся половым путем (ВИЧ, СПИД), школьного дорожного травматизма.

Деятельность специалистов психолого-педагогической службы осуществляется по следующим направлениям:

Мониторинг состояния здоровья

Мониторинг уровня психического развития и личностных особенностей ребенка

Индивидуальная и групповая диагностика в соответствии с темой запроса по планированию специалистов, изучение актуальных проблем учащихся

Психическое здоровье (эмоционально-волевая сфера, нервно-психическое здоровье, личностная дезадаптация).

Социальное здоровье (правовое воспитание, половое воспитание, вредные привычки, социальная дезадаптация).

Медицинское здоровье (профилактика психофизических перегрузок и переутомления учащихся, соблюдения охранительного режима, санитарно-гигиенических условий обучения).

Социальная коррекция (создание в детском коллективе атмосферы психологического комфорта и защищенности, работа с семьей, межличностные отношения: ученик-учитель, индивидуально-личностная коррекция, сотрудничество с другими ОУ в социальной работе).

Психокоррекция (уроки психологического цикла 1-4, коррекция познавательной сферы по индивидуальным программам, коррекция личностных особенностей).

Дефектологическая коррекция (коррекция речевой сферы, компенсация отставаний развития, составление индивидуальных программ комплексного развития ребенка).

Раздел «Социальное здоровье» курирует социальный педагог. Вначале каждого учебного года в школе создается банк данных учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта класса, и затем составляется единый социальный паспорт школы. На основании этих данных составляется план работы с подростками с дивиантным поведением, план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде.

В школе уделяется большое внимание формированию у учащихся здорового образа жизни. Регулярно проводится анкетирование учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к психически активным веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни. При анализе выявляется, что уже в 6 классе дети четко осознают опасность, связанную с употреблением ПАВ, негативно высказываются против употребления ПАВ. Дети всех возрастных групп имеют полное представление о ЗДЖ, стараются его придерживаться

Профилактическая работа проводится со всеми учащимися школы с 1 по 11 класс, а также консультирование и просвещение педагогов и родителей учащихся. Один из разделов плана профилактической работы – это по антинаркотической пропаганде, выглядит примерно так.

(1-4 классы)

Начальное звено

(5-8 классы)

Среднее звено

(9-11 классы)

Старшее звено

Название работы

Сентябрь

Диагностическая работа (анкетирование, опрос, беседа)

В течение года Коррекционно-развивающая работа

(проведение занятий – классный час)


Привычки: полезные и вредные. Как они формируются.

Здоровое питание. (Беседа)

Спорт и здоровье. (Проведение спортивных мероприятий).

Права ребенка. (Внеклассное мероприятие)

Общешкольное мероприятие «Здоровью – «ДА» – вредным привычкам – «НЕТ»,

Как помочь другу отказаться от вредных привычек. (Тренинг).

Как правильно организовать свой досуг. (Классный час «Мир моих увлечений»).

Телевизор – друг или зависимость? (Советы по просмотру телепередач).

Я – человек, я – личность. Мои потребности.

Как я расту и взрослею.

Мое здоровье – основа моей жизни.

Как мое здоровье зависит от меня.

Основы общения. (Тренинг).

Учись управлять собой. Учись говорить «НЕТ». (Тренинг).

Как избегать конфликтов.

Общешкольное мероприятие «Три ступени, ведущие в ад». [2]

    Наркотики и их действие на организм. Отрицательное воздействие наркотиков. Краткосрочное и долгосрочное действие наркотиков.

    Способы предложения наркотиков. Способы противостояния. Говори «НЕТ!». Настаивай, говоря «НЕТ». (Тренинг).

    Понятие стресса. Управление стрессом. Как определить ваш уровень стресса? Как контролировать стресс? (Тренинг).

    Понятие риска. Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Принятие положительного или отрицательного решения. Как избежать неприятностей? Что такое компромисс и консенсус?

    Понятие альтернативы. Говори «ДА» положительным альтернативам. Причины, по которым ты должен сказать «НЕТ». Пути, которые дадут тебе возможность сказать «ДА». Сделай что-нибудь полезное! (Тренинг).

    Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей. Ролевые модели поведения, приводящие к ответу «НЕТ». (Ролевые игры).

    Роль психоактивных веществ и психоактивных действий в развитии человечества. Зависимое поведение.

Конкурс плакатов на тему «Я выбираю жизнь». (7-11 классы).

Конкурс рисунков «Вредным привычкам – «НЕТ!» (4-6 классы).

Конкурс агитбригад: «В здоровом теле – здоровый дух». (6-11 классы)

«Спорт против наркотиков» (1-11 классы).

В течение года Консультативно-просветительская работа (консультирование и просвещение педагогов, родителей, школьников)

Диагностическая работа включает в себя анкетирование, опрос учащихся, который проводят психологи школы, социальный педагог.

Цель диагностирования: выявление детей «группы риска»

Коррекционно-развивающая работа включает занятия с детьми с 1 по 11 класс.

Цели профилактической работы в начальной школе – дать основы знаний по здоровому образу жизни. Сформировать у младших школьников стремление к физическому самосовершенствованию.

Помимо классных часов, которые проводят классные руководители, для младших школьников, начиная со второго класса, ведется кружок по программе «Все цвета, кроме черного». Эти занятия проводит социальный педагог. Данная программа разработана при содействии Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 г.г).

Программа рассматривает проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Работа ведется по трем направлениям: «Учусь понимать себя» – 2 класс, «Учусь понимать других» – 3 класс, «Учусь общаться» – 4 класс, «познаю свои способности» – 5 класс.

Работа по программе «Все цвета, кроме черного» направлены на достижение следующих результатов:


Полученные знания позволяют детям понять, поему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;

Дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствие;

Дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегать конфликтов с окружающими;

Дети получат знания и навыки, связанные с предупреждение возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

При проведении занятий используются следующие формы: игры, инсценировки, интегрирование темы в различные виды детского творчества (рисование, конструирование, музыка). [5]

В средней школе профилактическая работа направлена на формирование жизненных навыков, необходимых для умения строить взаимоотношения. Этот блок включает в себя различные способы самопознания: психологические тесты, практические задания, тренировочные упражнения, направленные на раскрытие у школьников внутренних возможностей.

Занятия проводят классные руководители с привлечением психолога. Занятия направлены на формирование устойчивости к негативным воздействиям среды, на умение оценивать внешние факторы, с точки зрения их влияния на здоровье. В этом возрасте, наряду с традиционными методами, применяются интерактивные – ролевые игры, тренинги, КТД.

Для старшеклассников занятия направлены на формирование социально-личностных качеств, формирование личной ответственности за свое поведении.

Для проведения занятий со старшеклассниками привлекаем специалистов со СПИД центра (просмотр кинофильма, встреча с бывшим наркоманом), и наркодиспансера (проведение дискуссионных бесед).

Большое внимание в школе уделяется организации досуга детей. В школе работают 12 кружков и творческих объединений, из них 6 спортивных секций. В школьных и во внешкольных объединениях занимается 62% учащихся. Учащиеся нашей школы успешно выступают в общешкольных, районных и городских спортивных соревнованиях. В школе проводятся дни Здоровья, соревнования по баскетболу, пионерболу, волейболу, мини-футболу, весёлые старты.

В школе оформлены стенды: Школьный адвокат, Информация для родителей, Права ребенка.

Консультативно-просветительская работа включает: консультирование и просвещение педагогов, родителей, школьников.

С целью оказания своевременной помощи в организации работы с детьми администрацией школы и работниками социально-педагогической службы организовано консультирование классных руководителей по проблемам воспитательной работы. Работа МО классных руководителей дает хорошую возможность для повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На заседаниях МО классных руководителей рассматриваются и обсуждаются эффективные методы воспитательной работы.

Для педагогов был проведен семинар представителями наркодиспансера, педсовет «Педагогическое руководство самовоспитанием школьников», консультации специалистов.

В работе с детьми важнейшим звеном являются их родители, работа с ними. Цель такой работы состоит в повышении уровня родительской компетентности и тем самым и активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка. Без поддержки и активного сотрудничества с родителями невозможно рассчитывать на эффективность профилактических мероприятий. Семья – исток жизни. В ней коренится все хорошее и плохое, что развивается в душе человека. Поэтому и роль семьи в преодолении наркомании и ответственность за это дело – первостепенные. Именно семья способна духовно закалить ребенка и помочь ему не отступить перед лицом грядущих трудностей и, как показывает практика, уже подстерегающих его опасностей и искушений в жизни. Профилактические возможности семьи тем сильнее, чем лучше, спокойнее, увереннее – атмосфера внутрисемейной жизни, в первую очередь, взаимоотношения родителей с детьми.

Большая ответственность ложится на родителей. Прежде всего, это касается курения, употребления алкоголя и наркотиков ими самими. Ребенок никогда не поймет почему «наркотики – это плохо» если старшие причастны к ним.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний о здоровом образе жизни учащихся среди родителей. Одна из форм работы с родителями – консультативно-просветительская (беседы, консультации, родительские собрания, создание инициативных групп), которая посвящена проблеме распространения наркомании среди подростков, причине возникшей проблемы и возможных путях её преодоления. Родители имеют возможность получить консультации о воспитании детей у работников социально-педагогической службы.

Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, а значит на улучшение социального здоровья школьников.

Главная задача профилактической работы – не дать подростку сделать первый шаг к пропасти.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для родителей/ Под общ. ред. Д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 – 352с.

Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М: Издательство «Первое сентября», 2004. – 208с.

Источник

Работа в школе по формированию здорового образа жизни
статья по зож

Статья «Работа в школе по формированию здорового образа жизни»

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_zozh.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в школе по формированию здорового образа жизни

Абсолютным условием реализации всех заложенных в человеке возможностей является здоровье. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведет человек, поэтому главные задачи педагогов — обучать детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. По данным исследований, около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. Таким образом, решение задач охраны здоровья учеников – объективная необходимость.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья обучающихся являются:

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

— выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянно стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

В МБОУ СОШ № 1 города Новый Уренгой (ЯНАО) в целях повышения эффективности оздоровительной и профилактической работы с обучающимися реализуется программа «Здоровье». Ее цель – беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; ее реализация требует каждодневных усилий, личной ответственности и учителя, и ученика. Работа по данной программе опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, с его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и сфере личного здоровья.

Практически все учителя школы используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы. Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том, чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять действие корректируемых факторов, действие которых можно регулировать, устранять устранимые факторы.

Широкое распространение получила технология дифференцированного обучения , предполагающая выделение в классах групп обучающихся в соответствии с уровнем их интеллектуального развития. Внутриклассная уровневая дифференциация содействует формированию у учеников положительной «Я-концепции».

Накапливается опыт использования тестов при проверке знаний обучающихся, как правило, применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

На уроках физкультуры учителя активно используют такие здоровьесберегающие технологии, как Биоритмизация учебного процесса с учетом проживания в условиях Крайнего Севера и Личностно-ориентированные с игровой направленностью.

Очень популярна в нашей школе Педагогика сотрудничества , являющаяся источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства.

Одной из важных задач по реализации здоровьесберегающих технологий является максимально возможное использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоничному развитию личности. Устойчивая работоспособность характерна до середины урока, этот момент учителя учитывают при планировании уроков. Во время уроков обязательно чередуются различные виды деятельности и их последовательность, включаются динамические паузы, разгрузочные игры, физкультминутки.

Также в школе используются технологии активизации учебного процесса на основе последних научно-технических разработок . Данная технология основана на использовании мультимедийных средств предоставления информации, управления ею посредством интерактивных средств. Кроме того, интерактивная доска, являющаяся основной составляющей системы, позволяет работать без меловой доски и тряпки, что снижает запыленность воздуха.

Для контроля за состоянием здоровья обучающихся проводятся углубленные медицинские осмотры, на которых осуществляется выявление детей, страдающих хроническими заболеваниями. Обучающиеся, страдающие хроническими заболеваниями, имеют возможность заниматься физкультурой в специальных группах.

Одно из важнейших направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению здоровья школьников – это обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий внутришкольной среды. Соблюдение гигиенических норм имеет приоритетное значение. Особое внимание обращается на воздушно-тепловой режим школьных помещений и их освещенности, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников. Ежегодно проводятся смотры учебных кабинетов с учётом контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм: освещения, проветривания, озеленения, эстетики оформления.

Важным фактором является учебно–просветительская работа по формированию сознательного и ответственного отношения к своему здоровью. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения обучающихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни. Поэтому воспитательная работа построена так, чтобы фокусировать внимание обучающихся на приоритетных факторах риска и условиях образа жизни, влияющих на здоровье. Формы организации могут быть самыми разнообразными: это и уроки, и игры, и конференции, и круглые столы, и занятия школы здоровья, а также все формы активного детского отдыха: экскурсии, встречи, вечера.

Таким образом, в основе деятельности МБОУ СОШ № 1 по формированию здорового образа жизни лежит позитивная концепция здоровья, которая подразумевает развитие у обучающихся способности к общению, самовыражению, творчеству, а также к изменению себя и своего окружения в лучшую сторону. У всех участников образовательного процесса формируется позитивное отношение к жизни, ценностное отношение к своему собственному здоровью.

Источник

Читайте также:  Борьбы с алкоголизмом борьба за здоровый образ жизни