Меню

Выразительные средства в стихе посмотри какая мгла

Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»

Ниже приводится школьное сочинение «Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

1. История создания (год, биография, прототип).

3. Лирический герой, его чувства.

4. Композиция. Движение мысли, сюжета, деление на части.

5. Ключевые образы (предметный мир).

6. Художественные средства; размер.

7. Идея (основная мысль).

Яков Петрович Полонский родился в 1819 г. в небогатой дворянской семье в Рязани. Он учился в гимназии, а в 1838 г. приехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. В Москве Я. П. Полонский познакомился с А. А. Фетом и И. С. Тургеневым.

Стихотворение «Посмотри – какая мгла…» было опубликовано в 1844 г. в первом сборнике Полонского, называвшегося «Гаммы». В этом произведении описана красота и завораживающий покой русского ландшафта в сумраке ночи.

Лирический герой стихотворения восхищается красотой природы в монологе, адресованном неизвестному собеседнику. Получается, что поэт обращается к читателю как к своему доброму давнему другу. С искренним восторгом он делится своими эмоциями, описывая образы, возникающие при созерцании ночного пейзажа. Кроме чувства радости и восторга в словах героя ощущается задумчивость и светлая грусть.

Описывая ночную природу, поэт употребляет эпитет «сонный», что придаёт статичность изображаемой картине. Стихотворение можно условно разделить на две части: в первой поэт описывает окружающий ландшафт, а во второй особое внимание уделяет месяцу. Лирический герой сначала смотрит на землю – на долину с ракитами и озером, а затем – на небо, где «ходит» месяц. Так герой связывает земной и небесный миры.

Густоту накрывшей землю тьмы поэт подчеркивает при помощи таких слов, как «глубина», «сумрак», «мгла», оттеняет её «прозрачной дымкой» и тусклым блеском озера, окруженного сонными ракитами. То, что месяц ходит «без приюта», как будто в поисках чего-то, «наводя» на всё «свой фосфорический луч», придает описываемому пейзажу ещё больше таинственности и волшебства, а стихотворению – ощущение беспокойства и тревожности.

Стихотворение написано четырехстопным хореем с рифмой ‘ААБВВ БГДДГ’ (в каждой строфе – 5 строк). Поэт использует парную, как в первых двух строках, и кольцевую рифму.

Мне кажется, что этим стихотворением поэт хотел передать ощущения и настроения, вызванные красотой ночного русского пейзажа, поделиться ими с читателем, к которому он обращается просто и открыто, как к своему давнему приятелю.

Источник

Какие есть художественные изобразительные средства в стихотворении «посмотри-какая мгла. » ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ. НАДО НАЙТИ МЕТАФОРЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ЭПИТЕТЫ, ГИПЕРБОЛЫ(ЕСЛИ ЕСТЬ), АНТИТЕЗЫ(ЕСЛИ ЕСТЬ), ЛИТОРУ(ЕСЛИ ЕСТЬ).

Точные эпитеты » бледный», «сизый, » прозрачная» вызывают у человека ощущение загадочности, тревожности и помогают понять красоту мира. тучи блуждали, сползали, сошлись, не уступили, огласили, не смели повторить, улеглись, обомлели. Эхо в стихотворении засмеялось, скала вздохнула, месяц без приюта ходит — это олицетворения. Метафоры – «месяц невидимкой», «в тесном сонме».Они оживляет картину, делают его восприятие полным. Риторическое восклицание «посмотри — какая мгла в глубине долин легла!» передает восторг автора.

В поэме «Мцыри» великий поет Михаил Лермонтов описал образ непокорного, вольнолюбивого юноши, с чистой душой и героическим характером. Мцыри проявил упорство и бесстрашие для обретения свободы, о которой мечтал всю жизнь.

Парень жил в глухом монастыре в качестве послушника. Монастырь этот стал для него тюрьмой. С детства он был серьезным и собранным. Одиночество сводило Мцыри с ума, и в одну грозовую ночь ему удалось бежать.
Мужественность и воинственность героя отчетливо просматривается в поэме. Он не побоялся сразиться с барсом, провел три дня в голоде. Ничто не смогло сломить в нем жажду свободы, он не жалел о побеге, напротив, еще неистовей тянулся к воле. За эти дни, проведенные в боли, он увидел и почувствовал жизнь — то, чего не смог бы увидеть за долгие годы в монастыре. Мцыри понял: смысл жизни заключается не в существовании, а в борьбе. Необходимо бороться за свою личность, за право зваться человеком.

Для того чтобы рассказ приобрел искренность и глубину, автор ведет повествование от имени героя, в форме исповеди. Таким образом, читатель глубже проникается его переживаниями и понимает мотивы.

Читайте также:  Сиз средства индивидуальной защиты очки

Юноша страстен от природы, он не стыдится своих чувств и эмоций. Натура его поэтична. Его имя по-грузински означает «чужак», что отражает его одиночество и отверженность. Мцыри не хочет довольствоваться простой свободой, ему необходимо найти свою родину. Однако он, выросший взаперти, не может самостоятельно найти дорогу. В сцене с барсом показано, какое количество нерастраченных сил есть в этом парне, к сожалению, им суждено пропасть вместе с ним.

В конце поэмы Мцыри погибает. Он так и не сумел достичь родного Кавказа. Но вместе с тем, обстоятельства, заложником которых он стал, не смогли сломить его дух и озлобить душу.

Лермонтову удалось создать достоверный образ главного героя, наполнить его живыми эмоциями и переживаниями, и когда читаешь поэму, невольно проникаешься состраданием к нему.

Источник



«Посмотри – какая мгла» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея

Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри – какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри – какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1844 году, опубликован в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй – восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с рифмой ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – «месяц невидимкой», «в тесном сонме».

Эпитеты – «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».

Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями, в него вошло и стихотворение «Посмотри – какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете, и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.

Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.

Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.

Композиция

Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.

Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы – статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он «в небе ходит», освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим «фосфорическим» лучом.

Читайте также:  Как получить средства из за рубежа

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем – прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.

Произведение написано в жанре пейзажной лирики. Стихотворный размер – четырехстопный хорей с использованием рифмовки ААБВВ БГДДГ. В каждой строфе – по пять строк.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов («сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический»), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.

Также в стихотворении присутствуют красочные метафоры («месяц невидимкой», «в тесном сонме») и олицетворения («месяц… без приюта в небе ходит»), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.

Источник

Анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла» Полонского

Таинственные сумерки, неуловимая прелесть ночного пейзажа не смогли оставить равнодушным Якова Петровича Полонского. Вдохновленный красотой природы, он написал стихотворение «Посмотри – какая мгла», ставшее прекрасным образцом пейзажной лирики. Предлагаем для ознакомления краткий анализ «Посмотри – какая мгла» по плану. Данный разбор рекомендуется использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Краткий анализ

История создания – Стихотворение написано в 1844 году, опубликовано в том же году в сборнике стихов под названием «Гаммы».

Тема произведения – Восхищение красотой ночного пейзажа.

Композиция – Стихотворение условно разделено на две части: в первой части представлено описание спящей природы, во второй – восторженное настроение лирического героя сменяется грустью и задумчивостью.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей с парной и кольцевой рифмой: ААБВВ БГДДГ.

Метафоры – « «в тесном сонме».

Эпитеты – «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический».

Олицетворения – «месяц … без приюта в небе ходит».

Сравнения – «месяц невидимкой».

История создания

В 1844 году Яков Петрович Полонский опубликовал свой первый сборник стихов под названием «Гаммы». Наряду с другими произведениями в него вошло и стихотворение «Посмотри – какая мгла», написанное в том же 1844 году. Старт оказался успешным, и издание привлекло к себе внимание не только читателей, но и литературных критиков.

Во время написания стихотворения Полонский учился в Московском университете и водил дружбу с Афанасием Фетом и Сергеем Соловьевым. Литературными кумирами начинающего поэта были Лермонтов и Пушкин, и их творчество во многом повлияло на развитие таланта Полонского.

Красота русской природы всегда служила неисчерпаемым источником вдохновения и одной из самых популярных тем в творчестве многих поэтов. Не стал исключением и Яков Петрович, который в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описал все очарование ночного пейзажа.

Ему удалось не только красочно описать тихую, умиротворяющую картину природы, утопающей в сумерках, но и наполнить ее яркими образами, придать удивительно лирическое и несколько меланхолическое настроение.

Восхищение природой, ставшей пленницей сумерек, автор передает с помощью монолога, обращенного к неизвестному собеседнику. Описываемая им картина, действительно, приобретает таинственную, мистическую окраску. При дневном свете пейзаж может выглядеть весьма обычным, но с наступлением вечерних сумерек в нем происходят удивительные перемены. Окружающий мир становится более завораживающим, таинственным, глубоким, наводящим на философские размышления.

Лирический герой одинок на фоне сумеречного пейзажа, однако он тяготится этим одиночеством. Поэтому он призывает читателя вместе с ним насладиться красотой уснувшей природы, попытаться увидеть прекрасное в обыденных вещах. В этом и заключается главная мысль произведения.
Стих можно отнести как к пейзажному, так и к философскому виду лирики.

Композиция

Композиция произведения представляет собой две условные части. В первой части лирический герой очарован красотой сумеречного пейзажа, он восхищается тишиной, описывает, как природа постепенно готовится ко сну. Невзирая на густой туман, окутавший долину, красота ночного леса манит и притягивает.

Первая часть произведения охвачена «сонным» настроением, все образы – статичны. Идея сна, столь любимая Полонским, преобладает в произведении. С его помощью автор будто вводит читателя в состояние транса, глубокой расслабленности.

Читайте также:  Как ввести основные средства предприятия

Вторая часть произведения полностью отдана во власть меланхолии. Центральным образом является месяц, излучающий холод и одиночество. Бесприютный и неприкаянный, он « в небе ходит », освещая все вокруг своим призрачным светом. Вокруг него сгущаются тучи, однако им не удается полностью закрыть небесное светило, освещающее землю своим « фосфорическим » лучом.

Описывая в начале стихотворения красоту земной природы, а затем – прелесть ночного пейзажа, лирический герой пытается тем самым соединить воедино два мира: земной и небесный.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей с использованием парной и кольцевой рифмовки: ААБВВ БГДДГ.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, оно наполнено очарованием лирического героя ночным пейзажем.

Средства выразительности

При написании лирического стихотворения Яков Петрович использует широкую гамму средств художественной выразительности. Больше всего в произведении эпитетов (« сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический »), с помощью которых автор оживляет природу, награждая ее признаками живого существа.

Также в стихотворении присутствуют метафоры ( «в тесном сонме »), сравнения (« месяц невидимкой»,) и олицетворения (« месяц… без приюта в небе ходит »), тонко передающие душевное состояние и настроение лирического героя.

Источник

Анализ стихотворения Посмотри какая мгла

Анализ стихотворения Посмотри какая мгла Полонский по плану

1. История создания. Произведение «Посмотри — какая мгла» вошло в дебютный сборник стихотворений Я. П. Полонского «Гаммы», изданный в 1844 г. Поэт еще только заканчивал учебу в университете.

Издать собственные стихи его уговорил приятель. Денег на издание у Полонского не было, поэтому пришлось собирать средства по подписке.

На появление сборника молодого поэта появились положительные отзывы известных литературных критиков. В частности, в «Отечественных записках» была опубликована сочувственная рецензия П. Н. Кудрявцева, а Белинский отметил в «Гаммах» «чистый элемент поэзии».

2. Жанр произведения. Пейзажная лирика

3. Основная идея произведения. Автор приходит в восхищение от прекрасного ночного пейзажа. Он обращается к читателю или неизвестному собеседнику с просьбой оценить красоту природы в это время суток. Спустившаяся на землю мгла придает всему пейзажу характер таинственности и загадочности.

В отличие от яркого солнечного дня, когда великолепие природы представлено, как на ладони, ночью наблюдателю необходимо присмотреться, чтобы по достоинству оценить открывающийся вид. Мгла уже не представляет собой непроницаемую завесу.

Автор сравнивает ее с «прозрачной дымкой», сквозь которую пробивается тусклый блеск озера. Наблюдателю приходится восстанавливать общую картину по отдельным деталям. Это предельно обостряет его внимание, заставляет отмечать каждую мелочь. При таком обостренном восприятии совершенно иначе выглядит невзрачный «бледный месяц».

«В тесном сонме сизых туч» он является единственным источником света, напоминающем о солнце. «Фосфорический луч», исходящий от месяца, то появляется, то вновь пропадает среди облаков. Каждое его появление открывает в пейзаже какую-то новую завораживающую особенность.

4. Композиция. Композиция стихотворения последовательная. По смыслу оно делится на две равные части. В первой автор дает общее описание ночного пейзажа (долины, ракиты, озеро); вторая целиком посвящена месяцу.

5. Размер. Размер произведения — четырехстопный хорей. Рифмовка смешанная (парная и кольцевая).

6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности в стихотворении является олицетворение: «мгла. легла», «месяц. ходит, наводит». Эпитеты создают атмосферу умиротворенности: «прозрачной», «сонном», «бледный». Единственное сравнение («месяц невидимкой») придает произведению мистический характер. Стихотворение начинается с восклицания лирического героя. Оно задает тон всему описанию пейзажа.

7. Главная мысль произведения. Полонскому принадлежит большое количество стихотворений, посвященных ночному пейзажу. В это время природа и человек погружаются в сон. Немногие выбирают ночь для наблюдения за красотой окружающего мира. Поэт, напротив, уверен, что именно ночью природа предстает в абсолютно ином, неожиданном виде. Тусклый и бледный свет подчеркивает очарование пейзажа.

Царство сна и тишины не нарушается никакими посторонними звуками. Ничто не мешает безмятежно наслаждаться волшебным преображением природы. Полонский в целом очень трепетно относился к природе. В одной из критических статей отмечалось, что она представляется ему «в виде какого-то милого и безликого существа». Поэт считал, что простое созерцание природы может доставить человеку невероятное удовольствие.

Источник