Меню

Выразительные средства грамматики грамматическая синонимия как источник богатства русской речи

Конспект урока по русскому языку на тему «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи» (11 класс)

Тема: Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок — практикум.

Оборудование: компьютер, УМК.

1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией ;

2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;

3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;

4) развитие навыков редактирования текста.

Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.

Воспитательные : формирование коммуникативных качеств личности.

Приветствие учащихся. Настрой на работу.

(слайд 1) тема урока. Оформление записи в тетради.

Орфоэпическая разминка (слайд 2)

Учащиеся по цепочке читают слова, расставляя ударение.

созЫв, Отзыв (посла), добелА, оптОвый, тубдиспансЕр, создАвший, каталОг, начАв, тОрты, аэропортЫ, обострЁнный, бАнты, начАть, досУг, пОняла, укрАла, клАла, звонИт, прИняли, сливОвый (сок), квартАл, мЕстностей, ободрИть, принУдить, нОвостей, произвЕден, зАгодя, некролОг, облилАсь, началА, позвонИм, опОшлить, вручИт, вклЮчит

Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что задания по синтаксису являются важными в структуре ЕГЭ. Это задание 7, верное выполнение которого принесет вам 5 первичных баллов. Дома вы должны были выполнить домашнюю работу №2435584 в системе «Решу ЕГЭ». С результатами вы ознакомитесь сегодня в своем личном кабинете.

Сейчас я предлагаю вам выполнить серию заданий для активизации знаний, полученных при прохождении темы «Синтаксис»

Учащиеся выполняют задание 1 устно по цепочке

1). Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.

Задание 2 записывается в тетради

2) Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … — обида……;

2) образоваться …- образован……;

3) обосновываться… — обоснование……;

4) наполнить… — наполнять……;

5) уверенность… — увериться… .

Перед вами задание, ранее входившее в структуру КИМов ЕГЭ по русскому языку. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

Задание на экране

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов .

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

(Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).

Обратите внимание! (запись на экране)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени , если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

( На экране — определение )

Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

Выполнение учащимися заданий обобщающего характера.

1.Комментированный диктант с грамматическим заданием. Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

Сравните два отрывка.

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

( А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т. к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?

(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

Читайте также:  Как можно лечить кисту печени народными средствами

Запись на доске:

Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

Знание особенностей синтаксической синонимии поможет вам выполнить 1задание КИМов. Мы с вами уже неоднократно говорили о том, что ответом в данном задании являются предложения, передающие главную информацию текста и синонимичные между собой.

Задание по карточкам. Выполняются на бланке ответов 1

1. Задание 1 № 27. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Контроль за распространением радиоактивных продуктов в грунтовом потоке проводится в наблюдательных скважинах, глубина и расположение которых зависят от назначения сооружений, гидрогеологических условий и характеристик грунтов.

2) Контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику, осуществляемый при помощи специальных карт, позволяет избежать опасных радиоактивных загрязнений.

3) Во избежание опасных радиоактивных загрязнений с помощью специальных карт осуществляется контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения радиоактивных отходов до выхода к поверхностному водоисточнику.

4) Жидкие и твёрдые радиоактивные отходы являются источниками загрязнения грунтов, грунтовых и подземных (глубинных) вод.

5) Направление движения и скорость грунтовых и подземных (глубинных) вод требует жёсткого контроля, поэтому необходимо создавать специальные гидрогеологические карты разных районов России.

2. Задание 1 № 65. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте.

2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы.

3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте.

4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время.

5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.

3. Задание 1 № 103. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений,представляется при свете молнии совершенно неподвижной.

2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени.

3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды.

4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы.

5) Во время вспышки молнии человеческий глаз замечает только то, что происходит за тысячные доли секунды, ведь именно столько длится разряд молнии.

После выполнения работы учащиеся обмениваются бланками ответов с соседом по парте и проверяют ответы по слайду.

Домашнее задание двух уровней :

1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?

Источник



Богатейший источник речи — синонимия

Синонимами называются слова, различные по звучанию; но одинаковые или близкие по значению.

Возникновение синонимов обусловлено рядом причин, одно из них является стремление человека найти в предмете или явлении действительности какие-то новые черты и обозначиться их новыми словами сходными по значению с уже имеющимся наименованием этого предмета, явления , качества.

Синонимы появляются в русском языке в связи с проникновением заимствованных слов(близких или идентичных по значению)

Синонимы возникают и в том случае, когда предмету , признаку или явлению действительности дается иная эмоциональная оценка.

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый , свирепый.

Два или несколько синонимов составляют синонимический ряд (или группу).

Можно выделить три основные разновидности синонимов:

1) синонимы, отличающиеся только оттенком значения:

идти — шагать (‘идти широким, размеренным шагом’) — ступать (‘идти медленно, осторожно, тихо’). Все эти слова стилистически нейтральны, т. е. общеупотребительны;

2) синонимы, отличающиеся только принадлежностью к различным сти­лям речи:

пища (нейтр.) — еда (разг.)—харчи (устар. и прост.) —жратва (грубо-прост.) — шамовка (жарг.). Все эти слова обозначают одно и то же, но от­личаются стилевой окраской;

3) синонимы, отличающиеся и оттенком значения, и принадлежностью к различным стилям речи:

узнать (нейтр.)—разузнать (разг., ‘узнать путем усиленных расспро­сов’) — пронюхать (прост., ‘узнать, проявив ловкость’).

Синонимами можно считать только теслова, которые относятся к одной части речи:

храбрый, отважный (прилагательные) — синонимы;

храбрый, храбрец (прилагательное и существительное) — не являются синонимами.

В синонимический ряд вместе со словами, являющимися одной частью речи, могут входить и фразеологизмы.

Фразеологизмом называется устойчивый оборот речи, обозначающий нечто целое по смыслу, например:

работать спустя рукава — ‘плохо, лениво работать’;

бить баклуши — ‘бездельничать’ и др.

Вот пример синонимического ряда, в который входят слова и фразеоло­гизмы: бояться — робеть — замирать от страха — дрожать — обливаться холодным потом —трястись — труса праздновать и т. д. Синонимами могут быть и одни фразеологизмы: чуть свет — ни свет ни заря.

Читайте также:  Уксус как средства лечения

Синонимическое богатство русского языка включает в себя различные типы синонимов,например:

лексические синонимы, т. е. слова-синонимы;

фразеологические синонимы, т. е. фразеологизмы-синонимы;

синтаксические синонимы, например:

1) союзные и бессоюзные сложные предложения: Я узнал, что поезд приходит в шесть часов.— Я узнал: поезд приходит в шесть часов;

2) простые предложения с обособленными членами и сложноподчинен­ные предложения: Передо мной расстилался песчаный берег, усыпанный ра­кушками.—Передо мной расстилался песчаный берег, который был усыпан ракушками;

3) сложносочиненные и сложноподчиненные предложения: Посыльный не пришел, и отнести письмо попросили меня. —Посыльный не пришел, так что отнести письмо попросили меня.

Существует также особый вид синонимов — контекстуальные синонимы. Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определенном контексте, например:

Крепкий ветер вольно летит над широкой далью. Вот подхватил он тонкие гибкие ветви — и затрепеталилисточки, заговорили, зашумели, заме­талисьизумрудной россыпью в лазоревом небе.

Синонимы играют очень важную роль в языке, потому что, передавая тонкие оттенки, разные стороны понятия, они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.

Источник

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок — практикум.

Оборудование: компьютер, УМК.

1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;

2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;

3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;

4) развитие навыков редактирования текста.

Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

(Компьютер: на экране — название темы урока). Оформление записи в тетради.

2. Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений

На пошлом уроке мы говорили о том, что большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требует коротко конструируемого ответа (Тип В). Вам было дано задание (на основании теста) сгруппировать материал заданий по темам, обозначить содержательные блоки для повторения.

– Какие содержательные блоки для повторения вы обозначили?

(После ответа ученика на экране появляются блоки для повторения):

1. Синтаксические нормы.

2. Типы связи слов в словосочетании.

3. Простое осложненное предложение.

4. Односоставное предложение.

5. Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений.

3. Экспресс-опрос (по вариантам)

1 вариант. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.

2 вариант. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … — обида……;

2) образоваться …- образован……;

3) обосновываться… — обоснование……;

4) наполнить… — наполнять……;

5) уверенность… — увериться… .

Задание для всех: Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь;3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

4. Запись на доске

— Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. (Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).

Обратите внимание! (запись на экране)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

На экране примеры:

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Итак, вернемся к заданию А28.

Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

Выполнение учащимися заданий обобщающего характера

1. Комментированный диктант с грамматическим заданием

Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

2. Работа в парах. Сравните два отрывка

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

Читайте также:  Как изменить голос при разговоре по телефону подручными средствами

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

(Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

(А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?

(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

3. Запись на доске:

Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

4. Домашнее задание двух уровней

1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.
(К. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?

– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?

Источник

10. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синонимия синтаксических конструкций

Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, т. е. параллельных оборотов речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять один другой: Она грустила. – Ей было грустно. – Она чувствовала грусть. – Грустно ей было! Синонимичными бывают двусоставные простые предложения с разными типами сказуемых: Он был болен (составное именное сказуемое). – Он болел (простое глагольное). – Он стал болеть (составное глагольное сказуемое); Он рад. – Он радуется. Он стал седым. – Он совсем поседел.К синтаксическим синонимам относятся также действительный и страдательный обороты: Ученик прочитал книгу. – Книга прочитана учеником; Завод перевыполнил план. – План перевыполнен заводом. Различие между этими предложениями в том, что в действительном обороте на первый план выставляется субъект действия (ученик, завод), а в страдательном основным в сообщении становится объект. Ср. также: Директор вызвал мастера. – Мастер вызван директором. В первом предложении сообщение имеет в виду директора и его деятельность, а во втором основным.

Итак, синтаксис обладает богатыми синонимическими возможностями. В разговорной речи чаще всего встречается употребление одно– и двусоставных предложений.

Можно говорить о синонимии причастных оборотов и придаточных определительных предложений, о синонимии сложноподчиненных и бессоюзных предложений. Писатели и поэты умело пользуются этими средствами.

11. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), система знаков препинанияв письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией — основной элемент письменной речи

ИНТОНАЦИЯ — лингвистический термин, применяемый в двух значениях.

1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов.

3. В восклицательной И. необходимо различать: а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова; б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.

Эти виды И. иногда объединяются исследователями в понятие И. логических, т. е. И., определяющих характер высказывания, и противопоставляются И. эмоциональным, т. е. И. аффективно деформированной речи.

Наконец третьей, не менее важной функцией И. является соединение и разъединениесинтагм — слов и словосочетаний — членов сложного целого. Ср. например И. фраз: «Рукав был запачкан весь в крови», «Рукав был запачкан, весь в крови» и «Рукав был запачкан весь, в крови». Впрочем, как ясно из этого примера, изменение И., выражающее изменение синтаксической формы словосочетания, теснейшим образом связано здесь и с изменением ритмических отношений, в частности с распределениемпауз .

В более широком смысле термин И. и применяется для общего обозначениямелодически-ритмически-силовых средств речевой выразительности.

ИНТОНАЦИЯ В СТИХЕ является одним из существенных факторов мелодики. Особенность ее, по сравнению с И.

Источник