Меню

Воспитание здорового образа жизни в интернате



Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового образа жизни, которые позволят им адаптироваться к условиям социальной среды.

Скачать:

Вложение Размер
programma_zozh.doc 83 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Разработала воспитатель: Калинина И.А.

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. По данным проведенных исследований, предпосылки поведения, связанного с риском для здоровья, закладываются в возрасте до 18 лет. Поэтому в Концепциях образования и охраны здоровья большое значение придается усилению сотрудничества здравоохранения с учреждениями образования и первую очередь в учреждениях закрытого типа (школах-интернатах). Особенно это актуально для школ – интернатов для детей с ОВЗ, т. к. в них существует особый режим жизни. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья воспитанников этих школ, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал : «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» . От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом. Здоровый образ жизни — понятие комплексное, человек должен держать в фокусе свое питание, физическую активность, свои мысли, общение с другими людьми и прочее. Именно совокупность всего этого включает в себя возможность предупреждения болезней, сохранения социальной активности.

Идея формирования здорового образа жизни находит отражение во многих современных методических пособиях: Ерёменко Н.И. «Профилактика вредных привычек», Матвеева Е.М. «Азбука здоровья» и др. Данная программа составлена для воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ

Нормативная база для разработки программы :

· Закон РФ «Об образовании»

· Конституция Российской федерации

· Закон об основных гарантиях прав ребёнка

· Стандарты второго поколения

· Декларация прав и свобод человека

· Конвенция о правах ребёнка

Программа рассчитана для работы с детьми 13-17 лет на 5 лет

— формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.

— Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни

— Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

-Формировать положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта.

— Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции

2. Систематичность и последовательность

1) Утренняя гимнастика

2 )Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

3) Спортивный час

4) Проведение физминуток на внеклассных мероприятиях

5) Проведение минуток безопасности

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

Источник

Обобщение опыта по теме «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Екатерина Сухинина
Обобщение опыта по теме «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»

Проблема сохранения здоровья младших школьников и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня.

Работая воспитателем в школе-интернат, основной и пожалуй главной для меня задачей является сохранение и укрепление здоровья школьников.

В школе – интернат я работаю второй год и из моих наблюдений могу отметить, что в школе большое количество детей с разнобразными нарушениями, осанки, есть дети с нарушениями опорно-двигательной сферы, с различными нарушениями эмоционально-волевой сферы, психическими нарушениями и т. д.

Такие дети впрочем как и все другие особенно нуждаются в нашей помощи, наша задача заложить Здоровое будущее наших детей, подготовить наших воспитанников к жизни в обществе, воспитать так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам.

Школа- интернат является местом активной деятельности ребенка. Здесь созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учеников.

Работа по формированию ЗОЖ в моем 1 классе у нас проводится через все виды деятельности детей, в течение всего дня, включая в себя режимные моменты, воспитательные часы, игры, а также во взаимодействии с учителями физической культуры, классным руководителем, медицинским персоналом, с семьей и т. д.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы.

Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Считаю, что воспитание детей бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Чтобы достичь поставленную перед собой цель, что я для этого делаю?

1. Соблюдение режима дня. Учебные зан

тия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы. Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Рекомендуется побывать на свежем воздухе 1.5-2 часа.

Активный отдых после уроков, удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.

Неоценимое значение для здоровья, имеет гигиена сна.Потребность во сне составляет: в 7-9 лет 10 часов, в 10-12 лет — 9-10 часов.

2. Проведение воспитательские часов, на которых проводятся разнообразные виды бесед и практикумов по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Беседуем «О профилактике различных заболеваний, о вредных привычках»и т. д. В прошлом году даже был организован для первых классов кукольный театр — была показана сказка о вреде курения»

Содержание занятий наполняю игровыми сюжетами. (дидактические игры)

Беседу о правильном здоровом питании провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости) и т. д.

Ребенок учиться, запоминает и его знания, умения и навыки постепенно автоматизируются.

Спортивные игры и прогулки на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное влияние на детский организм, а так же влияют на эмоциональную сферу учащихся.

Игра, прогулка на свежем воздухе– важнейший вид детской деятельности.

На территории нашей школы построен прекрасный спортивный комплекс, где наши дети могут полноценно поиграть в любимые спортивные игры, такие как баскетбол, футбол, покататься с горки, позаниматься на турниках, полазить по сетке, на гимнастических кольцах, и наконец просто побегать и поиграть в любимые подвижные игры.

Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка.

Периодически ходим на прогулки по нашей прекрасной территории, где наслаждаемся свежим воздухом, проводим тематические беседы о пользе свежего воздуха в организме человека.

Зимой наш инструктор по физической культуре проводит с нашими ребятами лыжные прогулки, что не мало важно для укрепления здоровья наших ребят.

Уроки физической культуры это один из обязательных предметов в нашей школе. Урок физической культуры проводит учитель физкультуры. Они нацелены на исправление недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально — волевой сферы, направлены на воспитание положительных качеств личности а также укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки,формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;

развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д.);

Ежедневно на занятиях, воспитательных часах, самоподготовке используются оздоровительные минутки Их цель укрепление своей фигуры, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия, создание положительной атмосферы. Дыхательная гимнастика очень полезна для организма детей. да и вообще для людей всех возрастов! Она улучшает обмен кислорода по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. Пальчиковая гимнастика — служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на мышление, память и фантазию.

Также используем су- джок массажеры. Они эффективны в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья дошкольников.

Оздоровительный эффект предлагаемого метода основан на том, что на теле человека имеются системы соответствия — участки тела, куда проецируется анатомическое строение человека в уменьшенном виде.

Считаю, что залог хорошего самочувствия детей, на занятиях – свежий воздух в классной комнате. Поэтому регулярное проветривание помещения в любое время года это не маловажный фактор для здоровья наших детей.

На ближайшее будущее в области здорового образа жизни, хотелось бы в течение года организовать следующие мероприятия

1. провести с детьми спортивную Олимпиаду на параллели 1 классов, 2. Организовать для ребят экскурсию в оздоровительный или спортивный комплекс 3. создание спортивной секции по интересам (футбол например) ну и продолжать дальше работать в области здоровосберегающих технологий, развиваться дальше в этом направлении.

За 2 месяца работы на моем 1 классе уже уверенно можно сказать что наблюдается положительная динамика, в нашем классе практически 100 процентная посещаемость, детки у нас не болеют, в развитии памяти, мышления, речи, количество допускаемых ошибок постепенно уменьшается. Дети стали уверены в своих силах, увереннее общаться со сверстниками и взрослыми.

Спасибо за внимание!

Формирование здорового образа жизни у детей 3– 4 лет Формирование здорового образа жизни является одной из важнейших задач воспитания ребенка. Для решения данной проблемы применяются следующие.

Формирование культуры здорового образа жизни на примере Л. Н. Толстого Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Воронина Наталья Александровна воспитатель детского сада «Солнышко» МБОУ «Домашовская СОШ» Брянского района Формирование здорового образа.

Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Формирование здорового образа жизни у детей раннего возраста Мямишева Р. Р., воспитатель МАОУ детский сад №69 «Веточка» «Здоровье.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни в семье» «Здоровый образ жизни в семье» «Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно.

Отчет по самообразованию на тему «Формирование здорового образа жизни» Здоровье — это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Установлено, что здоровье человека зависит от образа.

План работы по саморазвитию по теме «Формирование здорового образа жизни у детей подготовительного к школе возраста» Актуальность: В свете новых тенденций в образовании для детского сада нужен педагог, способный овладеть новыми педагогическими образовательными.

Консультация «Формирование здорового образа жизни школьников» Формирование здорового образа жизни школьников Воспитание здорового образа жизни среди учеников — одна из задач школы наряду с интеллектуальным.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Источник

Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ольга Афанасьева
Формирование основ здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната (из опыта работы)

Ознакомление детей с нарушением интеллекта с основами здорового образа жизни-важная педагогическая задача. Над проблемой формирования ЗОЖ с задержкой психического развития и речевыми нарушениями много занималась исследователь И. М. Новикова.

Проведенные исследования позволили сделать вывод об отсутствии ярко выраженных различий в представлениях о ЗОЖ у детей с нарушением интеллектаи выявить общие для них особенности этих представлений:

Большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества, присущие здоровому человеку, затрудняются;

Только небольшое число детей связало здоровье с состоянием психологического комфорта; большинство детей положительно настроены на воспитателя и близкого взрослого (мать);

У детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья в условиях детского дома, только самые элементарные сведения об этом.

Недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной деятельности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;

Недостаточно сформированы представления детей о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов, продуктов.

Развитие у детей с нарушением интеллекта элементарных представлений о ЗОЖ направленно на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.

Успешное формирование представлений о ЗОЖ у детей с нарушением интеллекта во многом зависит от целенаправленной систематической коррекционно — воспитательной работы в учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив учреждения.

Технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предполагает работув следующих направлениях:

Работа с детьми

Содержание работы с детьми по формированию представлений детей с нарушением интеллекта о ЗОЖ

Формированиекогнитивного компонента представлений :

-сообщение новых сведений;

-закрепление представлений, умение и навыков

Развивающая работа с детьми:

-развитие способностей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни.

Воспитательская работа с детьми:

-формирование мотивации и потребности ЗОЖ;

-профилактика негативного поведения.

Предлагаемая педагогическая технология опирается на следующие общедидактические принципы:

Принцип научности и достоверности;

Принцип наглядности и занимательности;

Принцип природосообразности;

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода;

Принцип комплексного и интегративного подхода;

Принцип активности и сознательности.

Условиями эффективной работы с детьми по формированиюэлементарных представлений о ЗОЖ являются:

Доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ;

Соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала;

Реализация коррекционно- воспитательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность воспитанников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Использование различных заданий и упражнений с учетом особенностей внимания, памяти, мышления и речи; коррекция этих психических процессов в ходе формирования представлений о здоровом образе жизни;

Определение способов передачи социального опыта в соответствии с уровнем психического развития детей (совместные со взрослыми действия, подражание, образец, обобщенная словесная инструкция, расчлененная словесная инструкция, игра)

Организация здоровьесберегающего пространства

Большое значение для детского здоровья имеет улучшение качество воздушной среды на территориях и в помещениях детского дома.

В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского дома проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка помещений аппаратом «Кварц».

Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Закаливание воздухом включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает умывание прохладной водой, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, а также теплой водой и кубиками льда.

По медицинским показаниям с детьми проводят занятия лечебной физкультурой (ЛФК, сеансы лечебного и оздоровительного массажа, аромо- и фитотерапию.

Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игра, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ.

Работа с родителями

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детскогосада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация.

Для обучения родителей способом организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка;организация и проведение специальных консультаций для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни». В ходе которых в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи-наблюдение за разнообразной деятельностью воспитанников в детском доме.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Источник

Читайте также:  Анкетирование родителей по теме зож в доу