Меню

Владение речью детей дошкольного возраста как средством общения



Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.

Используя интерактивные технологии в работе с дошкольниками — мы обогащаем активный словарь детей и пополняем пассивный;

— создаем условия для саморазвития каждого ребенка;

— воспитываем такие качества как умение выслушивать другого человека не перебивая, уважительно относиться к мнению собеседника;

— помогаем преодолевать коммуникативные барьеры в общении;

Игры с использованием интерактивных технологий можно использовать в работе с лексическими темами.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_po_slovaryu_2.pptx 1.7 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга 2015 г. Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий.

Пассивный словарь Активный словарь Адъективный словарь Глагольный словарь Предметный словарь Фраза

Игры с использованием интерактивных технологий

Интерактивные игры Ориентированы на широкое взаимодействие дошкольников друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

Технология «Хоровод» Игра «Передай мяч по кругу» Цель: активизация пассивного словаря дошкольников Ход игры: Воспитатель с помощью предмета (мяча) учит детей выполнять задание по очереди. Варианты игры: -Назовите, какой бывает зимний день? (морозный, солнечный, ясный, пасмурный и т.д.) — Скажите, что умеет делать снежинка? (кружиться, падать, летать, сверкать…)

Технология «Работа в парах» Игра «Укрась перчатку снежинками» Цель : активизация пассивного словаря детей. Ход игры: Дети разбиваются на пары. Одевают по одной перчатке. Перед ними лежат украшения (снежинки). Воспитатель определяет тему игры, например, все что связано с зимой. Первый ребенок называет по теме предмет, явление и т.п. (например «сугроб») и тут же задает вопрос: какой? Или что делает? Второй ребенок отвечает на вопрос и за каждый ответ прикрепляет себе на перчатку столько маленьких снежинок (украшений), сколько слов он назвал. Далее дети меняются ролями. В конце определяется, чья перчатка украшена лучше. Варианты игры : украсить клумбу бабочками, цветами, осенними листьями и т.д. в зависимости от темы игры

Технология « Карусель » Игра « Составь слово из двух частей » или «Найди пару» Цель : показать детям принцип образования сложного слова и поупражнять в самостоятельном образовании сложных слов. Ход игры: Дети встают в два круга. У детей, располагающихся во внутреннем круге в руках графическое изображение первой части сложного слова. У детей внешнего круга – картинки с графическим изображением второй половины слова. Дети внешнего круга передвигаются, «примеряя» свою часть слова к противоположной и пытаются образовать сложное слово из двух половинок. Если получается слово , которое ребенок может объяснить, он получает фишку. После того как все слова образованы, дети меняются местами. Варианты игры: слова антонимы, слова синонимы «пар» «ходить» пароход « лес» «возить » лесовоз «вода» «падать» водопад

Технология «Броуновское движение» Игра «Соберем картинку из пазлов » Цель : активизация пассивного словаря дошкольников. Ход игры: Д ети узнают какое новое животное привезли в зоопарк, если соберут слова, которые обозначают названия животных из жарких стран. Каждое слово — 1 пазл . Дети вместе составляют общую картинку.

Интерактивные игры С использованием интерактивного оборудования

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» «Что умеет делать кошка?»

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка ходит, сидит , несётся

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка прыгает , ловит, крадётся,

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Кошка дремлет, грустит, умывается,

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» отдыхает, играет, пугается,

Иногда на нас обижается, Но прощает нас и… возвращается.

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Запомни новые слова

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» «Кошка разговаривает..»

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Если просит, — то громко МЯУКАЕТ А довольна – УРЧИТ, баюкает…

Если сердится — злобно ШИПИТ Прогоняя врага – « ВОПИТ»!

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» А услышит, — хозяин зовет: « МУР — МУР – МУР…» ему запоет.

Игры со словами « Кошка — невидимка »

Хочешь верь, хочешь – не верь? А за ширмой – страшный зверь

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Здесь мы видим чьи – то ушки… Чьи они? Кошачьи

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» Здесь мы видим чьи – то глазки… Чьи они? Кошачьи

Игры со словами Проект « Кошки знакомые и не знакомые» А теперь усы мы видим… Чьи они ? Кошачьи

Показалась чья-то морда… Чья она? Кошачья

Ну а это чей – то хвостик … Чей же он? Кошачий

Здесь торчат четыре лапы … Чьи они? Кошачьи

Догадался ты теперь Спрятался какой здесь зверь?

О чем расскажет бабочка?

Презентацию подготовили: Учитель-логопед Чистякова И.А Воспитатель Гребнева Т.В . ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга 2015 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В тексте представлены рекомендации по теме; эксперименты которые родители могут провести с детьми в домашних условиях; меры предосторожности; памятка для родителей; фотоотчет по пройденным проектам.

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий.

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за.

Презентация «Использование новых технологий в развитии связной речи у детей, как средства общения и культуры» во второй мл. группе.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств личности дошкольников, овладение ими конструктивными способами и сред.

Создание условий для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активн.

Источник

Речь как средство общения (дети от 2-3 лет)
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

В данном возрасте актуальна тема развития речи. В докладе представлены некоторые примеры в помощь родителям для ее улучшения, начиная с 2-3 летнего возраста ребенка, а также речевые разминки, что также активизирует речь.

Скачать:

Вложение Размер
rech_kak_sredstvo_obshcheniya.doc 45 КБ

Предварительный просмотр:

Речь как средство общения.

В этом возрасте, то есть в 2-3 года, ребенок впитывает информацию как «губка». Именно в это период он получает 70% информации, остальные 30%- это школа, институт, и т.д.

Чтобы Ваш ребенок получал нужное количество информации, вы перед собой должны поставить следующие задачи:

  • Внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
  • Много говорить самим взрослым;
  • Вовлекать детей в разговоры на разные темы.

От кого же ребенок получает больше всего информации? От человека, который находится всегда рядом, от которого ребенок слышит речь. В первую очередь — это мама, а затем и папа. Значит, именно от мамы зависит, насколько у ребенка будет развита речь.

Как и о чем говорить с ребенком?

Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте с ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течении дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

На какие темы можно говорить с ребенком:

— все, что связано с домом ( что его заполняет, о жителями этого дома, о домашних животных, и т.д.)

— то, что происходит на улице

То есть о том, что ребенок видит в данное время и в данном месте.

2-3 летние дети – народ наблюдательный. Ни одна вещь в ваших руках, ни один ваш жест не остаются не замеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая с ними или создавая что – либо в подарок ребенку, вы терпеливо, без суеты расскажите о том, что делаете и зачем, как делаете и что надеетесь получить. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно быть около вас, он начнет повторять за вами понравившиеся слова или небольшую фразу, вроде бы пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Не нарушайте эмоциональный контакт с детьми! Постарайтесь услышать их первые самостоятельные суждения и порадуйтесь за малыша!

Например, мама садится играть в конструктор.

— Что ты делаешь?- спрашивает у вас ребенок.

— Строю заборчик, чтобы твоя лиса не забралась к моим курочкам. Курочки её боятся.

Ребенок, молча, начинает подавать вам кирпичики.

— Давай приставим кирпичики плотно друг к другу, — вы продолжаете строить и говорить, — и у нас получится хороший заборчик без щелей и без дырок.

— без щелей. Хороший красный заборчик.

— Красный? Без щелей?

Предложить родителям прокомментировать свои действия.

  1. Вырезать круг
  2. прокомментировать свой рисунок
  • Легко ли было комментировать свои действия?
  • Получилось ли с первого раза?
  • Что было для вас трудным?
  • Что вы сделали легким?

Теперь прошу вас внимательно выслушать и решить две ситуации:

Действие происходит в раздевалке:

1. Мама пришла за ребенком в детский сад. Ребенок бежит радостно к маме. Он возбужден, пытается рассказать что-то, показать. Мама говорит своему ребенку:

— Ну что ты бегаешь, давай быстрее одеваться. ( ребенок продолжает бегать, не обращая внимания на слова мамы )

— Если ты сейчас же не будешь одеваться, я уйду и оставлю тебя здесь. (при этом мама дергает ребенка, пытаясь его одеть)

Ребенок начинает капризничать и плакать. В таком настроении они долго одеваются и идут домой.

Вопросы для обсуждения:

— Оцените действия мамы, какую особенность этого возраста она не учла?

— Как бы Вы поступили в данной ситуации?

  1. Мама пытается привлечь ребенка к диалогу, к разговору :

-Ну-ка, вспомним, что было одето на тебе с утра. Какого цвета колготки?(красного)

— Что было одето на колготки? (Штаны)

— Почему надо одевать теплые штаны? (потому что на улице холодно, надо тепло одеваться)

— А куртку мы на футболку будем одевать? (нет, сначала надо одеть кофту)

— Как же мы наши маленькие ручки убережем от холода? (мы на них оденем рукавички)

— А на голову? (оденем теплую шапку)

— Ну-ка, посмотри на себя, ты готов выйти на улицу? (я забыл про валенки, без них мои ноги замерзнут)

Далее мама с ребенком идут домой.

Вопросы для обсуждения:

— Оцените действия мамы?

— Поделитесь опытом из жизни, как вы пытались уговорить ребенка одеться?

Проанализировать эти две ситуации.

Также есть такой момент, это как уговорить ребенка если он не хочет уходит. Выслушать примеры из опыта родителей.

— Кто- то ждет его дома — это может быть бабушка, которую он давно не видел, сестренку, братика, любимая игрушка и т. п.

— Мама (папа, бабушка…) очень устала, а дома еще много дел. ( Важно научить ребенка осознавать это )

Источник

Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»

елена рябчун
Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»

Консультация для родителей: «Речь, как средство общения. Этапы развития»

В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Известно, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складывается условия, обеспечивающие владение речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играет коммуникативного фактора. Межиндивидуальная функция речи (т. е. средство общения между людьми) не только генетически исходная /, но и основополагающая в становлении речи. Ребёнок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Наблюдения показывают, что одно из первых и наиболее разительных проявлений госпитализма – задержка или полное отсутствие речевого развития — это следствие дефицита общения. Первая и самая настойчивая рекомендация педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Значит коммуникативный фактор – это решающее условие появления и развития у детей речи на всех трех этапах ее становления (в довербальнвый период, в момент возникновения речи и в дальнейшем ее развитии).

Становление и развитие речи в ее коммуникативной функции в свете концепции о генезисе общенияпредполагает две особенности в подходе к проблеме возникновения речи у детей: особенности понимания самого общения и представления о связи речи с общением.

Общения рассматривается как коммуникативная деятельность и речь – как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.

Потребность в общении выстраивается, как необходимость общаться в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач и изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым.

Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослыми.

— диалог с такими детьми распадается, превращается в формальную вопросно-ответную беседу;

-при общении друг с другом преобладает активность одного из партнеров.

Нарушение коммуникативной деятельности детей с ОНР затрагивает все компоненты общения, и проявляются в снижении речевой активности и потребности в общении, в незаинтересованности детей в контакте, нежелании общаться вербальными средствами. Общение детей с речевыми нарушениями изобилует конфликтами, вызванными отсутствием ориентации на партнера, игнорированием его интересов в ходе беседы.

Следовательно, такие дети испытывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении со сверстниками и окружающими.

Существует много игр и упражнения для детей с затруднениями в общении.Вот некоторые из них:

«Узнай друга» — игра проводится среди детей или между родителями и детьми. Участнику завязывают глаза, он должен узнать с помощью рук, ощупываю волосы и т. п.

«Комплименты» — сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то повалить.Ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно!»

«Положения ко дню рождения» — дети стоят по кругу и по очереди говорят поздравления и пожелания имениннику.

«Бывает – не бывает»— педагог показывает картину и придумывает небылицу: лошадь летает, дети доказывают,что так не бывает: лошадь не летает, у неё нет крыльев.

«Угадай, кто это»— педагог или ребенок описывает кого-нибудь из детей : внешность, одежду, характер, склонности к тем или иным занятиям. Дети угадывают, о ком идет речь.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Источник

Читайте также:  Какие изолирующие электрозащитные средства в электроустановках напряжением выше 1000в