Меню

В снегах горящих как алмаз седой незыблемый кавказ художественное средство

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.

1. Организационный момент.

3. Организация совместного целеполагания.

4. Проверка домашнего задания.

А) лексическая работа.

Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).

5. Формирование знаний и умений.

А) аналитическая беседа

Б) выборочное чтение

В) самостоятельная работа

Г) Групповая работа

6. Закрепление знаний и умений.

А) создание проблемной ситуации.

Б) эвристическая беседа

8. Организация домашнего задания.

Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.

Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.

Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»

Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.

Мцыри, чтобы осуществить свою мечту обрести родину и быть свободным, выбрав грозовую ночь, бежит из монастыря. Для монахов гроза-это Божий знак, предостережение о расплате за грехи. Гроза для Мцыри — Три дня на свободе. Три дня глотка свежего воздуха. Три дня счастья. Обратимся к тексту.

Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?

Прочитаем фрагменты из поэмы.

Ты хочешь знать, что видел я

Как братья в пляске круговой .

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Когда в час утренней зари

Их выси в небе голубом,

Покинув тайный свой ночлег,

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

Вопросы по тексту

1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)

2. Какие чувства испытывает Мцыри? (Мцыри испытывает двойственные чувства. Первая картина — разделенные потоком берега- передает его одиночество, отчаяние. Заключительная картина — восторг от увиденной картины. Природа показана в движении.Она вторит мыслям и чувствам Мцыри, который стремится обрести родину.

3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).

4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).

5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)

Вывод: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, — «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою.

Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).

III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»

Кругом меня цвел божий сад ;

Хранил следы небесных слез ,

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).

Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.

Вопросы: 1. Через понимание природы раскрывается еще одна из черт характера Мцыри. Какая? ( Чуткость души Мцыри, его любовь к жизни, всему прекрасному.) 2 .На каком приеме построена эта черта? ( Контраст. Его поражает богатство и многообразие природы. Природа выступает контрастом монастырской жизни )

Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Читайте также:  Как снять интоксикацию в домашних условиях народными средствами

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Кувшина звон, — когда струя

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко;

И шла, хоть тише, — но легко,

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

Недалеко, в прохладной мгле,

Казалось, приросли к скале

Две сакли дружною четой;

Над плоской кровлею одной

Дымок струился голубой.

Я вижу будто бы теперь,

Как отперлась тихонько дверь.

И затворилася опять! ..

Тебе, я знаю, не понять

Мою тоску, мою печаль;

И если б мог, — мне было б жаль:

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )

Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.

2. Почему Мцыри не последовал за девушкой? На пути Мцыри, как перед человеком, который готовился принять постриг, т.е. стать монахом, возникает искушение. Это грех. Но Мцыри порвал с прежней жизнью, его теперь ничего с ней не связывает. Так почему же он лишает себя счастья любви? Мцыри отказывается от возможного счастья любви, потому что у него есть цель — вернуться на родину. Грузинка- принадлежит к другому народу. Это не его родина, это «не край его отцов». Он преодолевает искушение и остается один.

Вывод.Одиночество — это его привычное состояние.Лермонтов неоднократно это подчеркивает в поэме. В данном фрагменте мы отмечаем характерную деталь, которая подчеркивает одиночество Мцыри: «Казалось приросли к скале//Две сакли дружною четой…» Их пара. Он один. Сакли приросли к скале, стали ее частью-здесь их родина. Мцыри одинок. Он не сам выбрал этот путь, ему его навязали. В этом отличительная особенность романтического героя Лермонтова.

V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Хотелось мне. но я туда

Взойти не смел. Я цель одну —

Пройти в родимую страну —

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.

VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он , и вой

Раздался вдруг. и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

Мне страшной смертью грозил.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек.

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье. Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я — и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык.

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз.

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно — и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу! ..

Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!

1 .Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете?Какие качества проявляются в Мцыри в битве с барсом? Какие скрытые черты характера проявляются в схватке с барсом? ( Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней, презрение к смерти, гуманное отношение к поверженному врагу раскрываются в битве с барсом.) Почему его не страшит смерть?( Он знал, что возврат в монастырь-это продолжение прежних страданий.Он хочет вкусить сладость жизни, понять смысл своего существования, поэтому ради достижения своей цели он готов пойти на смерть.)

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.

3.Образцы ученических творческих работ

Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.

1. Учитель. Подведем итоги урока.

Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»

2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.

2. Выставление оценок.

3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.

Источник



Найти средства худ. выразительности! Заранее спасибо

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года —
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней.

Читайте также:  Какими народными средствами можно лечить глаза

Эпитеты — Пышные поля,свежею толпой, Седой незыблемый Кавказ;
сравнения — Как братья в пляске круговой, Причудливые, как мечты,Курилися, как алтари, Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! , В снегах, горящих, как алмаз.
олицетворения — Дерев, разросшихся кругом,Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.
Объятья скал,

Если ответ по предмету Русский язык отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Источник

Литературный вечер»В снегах горящих,как алмаз седой,незыблемый Кавказ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

«…В снегах горящих, как алмаз Седой, незыблемый Кавказ…» Презентация составлена школьным библиотекарем МБОУ:Донская ООШ Т.В.Фильчаковой

Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, прозаик, драматург .(1814-1841)

к 200 летию со дня рождения русского поэта М.Ю.Лермонтова.

(Сценарий для литературной гостиной )

Составитель: школьный библиотекарь Фильчакова Т.В.

(Вечер в школьной литературной гостиной. Встреча посвящена 200летию со дня рождения поэта М.Ю.Лермонтова. Подготовлена презентация под названием «В снегах горящих, как алмаз седой, незыблемый Кавказ». Присутствуют учащиеся 8-9 классов)

Цель мероприятия : Вызвать живой отклик среди учащихся через эмоции, которые возникнут у них при прочтении произведения.

Друзья, сегодня я расскажу вам о великом русском поэте, прозаике и драматурге М.Ю.Лермонтове. А остановимся мы сегодня только на одном его произведении, на одном из бессмертных его произведений «Мцыри» (далее краткая биография)

Брак родителей Лермонтова — богатой наследницы М. М. Арсеньевой (1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) — был неудачным. Юрий Петрович охладел к жене прежде всего по причине её болезненности, усугубившейся после рождения ребенка (2слайд)

После смерти и похорон матери поэта отец уехал в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотовку, оставив своего сына, ещё ребёнком, на попечение его бабушке Елизавете Алексеевны. Вопреки заверениям, бабушка всячески препятствовала свиданиям отца и сына и фактически осталась единственной воспитательницей будущего поэта.

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой — Елизаветой. Алексеевной. Арсеньевой — тяжело сказались на формировании личности поэта.

Детство его прошло в Тарханах — имении его бабушки в Пензенской губернии. В 1828 г Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, студентом которого стал в 1830 г. Вскоре, после столкновения с университетской профессурой, был вынужден покинуть университет и поступить в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1834 г, по окончании школы, был назначен в лейб-гвардии гусарский полк.

». В 1837 г за гневные, обращенные против правящих кругов николаевской России стихи на смерть Пушкина поэт был сослан на Кавказ.

За дуэль с сыном французского посланника Барантом Лермонтов был сослан на Кавказ вторично — в Тенгинский пехотный полк. В боевых действиях поэт проявлял незаурядную храбрость, однако царская немилость по-прежнему преследовала его: Николай I вычеркивал имя Лермонтова из наградных списков. Хлопоты друзей и родных о переводе поэта в Петербург потерпели неудачу.

Даже пребывание Лермонтова в отпуске весной 1841 г было прервано: ему приказали в сорок восемь часов покинуть Петербург и отправиться в полк. По дороге в полк Лермонтов остановился на некоторое время в Пятигорске. Здесь у него, не без тайных интриг жандармских чинов, произошла ссора в Мартыновым, закончившаяся 15 июля 1841 г дуэлью, на которой поэт был убит.(Обсуждение двух версий убийства поэта )

Поэма «Мцыри» была опубликована самим поэтом в его книге «Стихотворения М. Лермонтова» с датой 1840 год (3 слайд)

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как : пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких.

Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри».

Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…».(4 слайд)

Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой.

Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. Ещё подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь». Это была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он требовал себе права на счастье.

Юношу поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли. Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет другой: закон человеческого сердца.

Образ монастыря-тюрьмы был для Лермонтова воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, подрезает крылья человеку, мешает свободному полету его духа, лишает права на жизнь и борьбу. Развалины монастыря Джвари помогли поэту создать этот образ громадного прогрессивного значения.

Но, создавая свой поэтический мир, Лермонтов не сфотографировал действительность, он отбирал из неё нужные для его замысла черты.

Мечтая о доме, Мцыри все время смотрит на восток. Он принадлежит к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа, к востоку от Военно-Грузинской дороги. Племена эти, тушины, пилавы и хевсуры, известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью, про них пели песни. Сдаваться в плен у них считалось позором. В сражениях иногда участвовали мальчики моложе 15 лет. В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм. Мечтая о родном доме, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт. Несутся всадники в боевом вооружении. На каждом – стальной шлем и красный бешмет. Именно так одевались воины этих горных племен

В других исторических условиях и он бы мог стать героем. Но вот барсов в Грузии не было. На Кавказе эти сильные звери водились редко и встречались только в Абхазии. Барс был нужен Лермонтову для развития действия поэмы, для того, чтобы раскрыть до конца образ его героя. Для поэтического мира Лермонтова барс был необходим как достойный противник юноше, наделенному «могучим духом», чтобы показать отвагу Мцыри.(12-13 слайд)

Школьный библиотекарь выстраивает вопросы в следующем порядке: какова основная идея произведения, сколько главных героев в произведении и от какого лица идет повествование. Далее в литературной гостиной проходит художественное чтение произведения наизусть, т.е. его ключевые моменты. В прочтении принимают участие школьники.

Читайте также:  Светло как днем средство языка

1.«Немного лет тому назад…» (5 слайд)

2 «Однажды русский генерал…» ( 6 слайд)

3. «Ты хочешь знать, что видел я на воле…» (7 слайд)

4. «Ты хочешь знать, что видел я…»(8-9 слайд)

5. «Кругом меня цвел Божий сад…» (9-10 слайд)

6. «Держа кувшин над головой…» (11 слайд)

7. «Я ждал. И вот в тени ночной…» (12 слайд)

8. «Ко мне он кинулся на грудь…» (13-14 слайд)

9. «Когда я стану умирать …»(15 слайд)

Жюри (это могут быть гости, например сельский библиотекарь и учитель русского языка и литературы) оценивает по заранее разработанным критериям победителей среди чтецов. Вечер заканчивается награждением.

Вывод : Герой произведения, о котором шла речь, не смирился с жизнью в «сумрачных стенах». Он хотел жить жизнью «полной тревог». Это был его выбор, как и право каждого человека, жить той судьбой, какую он для себя выбрал.

к 200летию со дня рождения русского поэта М.Ю.Лермонтова.

Источник

В снегах горящих как алмаз седой незыблемый кавказ художественное средство

1.1.1. Какие черты романтического героя присущи Мцыри?

1.2.1. Какова роль эпитетов в стихотворении Ф. И. Тютчева?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

«Ты слушать исповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, —

А душу можно ль рассказать?

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской;

Ее пред небом и землей

Я ныне громко признаю

И о прощенье не молю.

Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой — дитя, судьбой — монах.

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Конечно, ты хотел, старик,

Чтоб я в обители отвык

От этих сладостных имен, —

Напрасно: звук их был рожден

Со мной. И видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод. Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой

Сидит, испуганный грозой?

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Тебе есть в мире что забыть,

Ты жил, — я также мог бы жить!

Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтиться никогда!

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег —

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть;

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье — и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

1.1.2. Какова роль образа молодого голубя в 5-й строфе?

1.2.2. Как вы понимаете финальные строки стихотворения?

1.1.2. Образ голубя метафоричен образу самого Мцыри. Голубь — вольная птица, летает, где хочет. Мцыри тоже стремится к свободе, воле.

1.2.2. Тютчев как поэт-романтик видит в природе вечное, Божественное начало, как христианин он понимает, что только Бог является источником духовного возрождения. Светлость, свет для поэта является источником духовного очищения; эта светлость «умильная», «таинственная», «кроткая», именно с ней поэт сравнил и в ней увидел «Божественное страдание» — прообраз человеческой нравственности. Свет — это Бог. Таким образом, Тютчев, подводя итог своим размышлениям, говорит, что Бог поможет человеку справиться с изнеможением, усталостью, утомлением.

1.1.1. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества — свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине. Несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это — еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.

1.2.1. Эпитет — образное определение, служит для выражения экспрессивной оценки явлений, предметов в художественном тексте. Эпитеты, используемые в данном отрывке, подчеркивают настроение лирического героя, его восприятие вечера. У Тютчева много эпитетов. Большинство из них светлые, описывающие прелесть осенних вечеров («умильная таинственная прелесть», «Туманная и тихая лазурь», «легкий шелест»). Однако вечерняя природа бывает разной: среди спокойствия может возникнуть «зловещий блеск», земля кажется «сиротеющей».

Источник