Меню

В каких произведениях русской литературы подробное описание жилища становится средством создания



9. В каких произведениях подробное описание жилища, так же как в поэме Н. В. Гоголя, становится средством создания образов героев? В чем сходства или различия этих произведений? 9. В каких произведениях отображена духовная связь человека и природы? (ЕГЭ по литературе)

Во многих произведениях русской литературы представлено подробное описание жилища.

В произведении А. И. Гончарова «Обломов» раскрывается представленная тема. Автор подробно описывает комнату главного героя. Она не убрана и запущенна, на всех поверхностях лежит пыль, повсюду висит паутина, также рядом с диваном Обломова лежит недочитанная книга. С помощью этих выразительных подробностей А. И. Гончаров раскрывает характер персонажа, который ленится и не заботится о чистоте.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Но с другой стороны у Ильи Ильича много ваз, картин и дорогой мебели, что указывает на его тонкость души. Как поместье Манилова, не меняется и находится в состоянии застоя, так и квартира Обломова не подвергалась изменениям.

В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представлено подробное описание жилища, которое становится средством создания образа героя. Комната Раскольникова напоминает шкаф и из-за того, что она находится «над самою кровлей дома», там очень жарко, а жёлтые стены и бедная обстановка раскрывают душевные переживания Родиона. Автор с помощью деталей жилища главного героя показывает болезненность ума персонажа и его нищету. Как поместье Плюшкина, которое показывает бедность и плачевность состояния хозяина, так и квартира Раскольникова отражает чувства главного героя романа.

Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый автор раскрывает ее по-разному.

Во многих произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы.

В стихотворении А. А. Фета «Учись у них у дуба у берёзы» раскрывается представленная тема. Лирический герой восхищается стойкостью деревьев перед «жестокой порой». Он призывает людей «учиться у дуба, у березы», чтобы пережить трудные времена. Также лирический герой верит, что после трудностей наступят «ясные дни». Так, сравнивая человека и природу, автор показывает их неразрывную связь.

Заточенный в «темницу» лирический герой чувствует близость с орлом. Лирический субъект хочет быть свободным, как и птица: «Как будто со мною задумал одно./Зовет меня взглядом и криком своим». Также лирическое «я» сравнивает себя с орлом, что еще больше приближает его к природе: «Вскормленный в неволе орел молодой». Как и лирический герой М. Ю. Лермонтова, лирический субъект А. С. Пушкина чувствует гармонию с природой. Однако пафос стихотворений различен: в «Когда волнуется желтеющая нива» звучит спокойствие и умиротворение, то в «Узнике» решимость и тоска.

Таким образом, все три произведения связаны одной темой, но каждый автор раскрывает её по-разному.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id95785

Источник

Реферат «Интерьер как средство раскрытия образа персонажа в русской литературе 19 века»

Работа Сидоровой Анастасии определена интересом ученицы к литературе вообще и к теории литературы — в частности. Данный реферат представляет собой аналитический труд и показывает, что у ученицы сформировано представление о литературе как искусстве слова, сформированы умения как аналитического характера, так и умения, связанные с развитием воссоздающего воображения, с творческой деятельностью. Ученица сумела доказать, что интерьер напрямую связан с образом персонажа , и доказала это достаточно грамотно. В реферате рассмотрены персонажи трех произведений: «Мертвые души», «Преступление и наказание» и «Отцы и дети». К реферату подготовлена замечательная презентация. но ее объем в 10 раз превыщает допустимый вес. К сожалению, презентацию разместить невозможно. Я использую материал презентации при изучении указанных произведений, и материал вызывает неподдельный интерес у учащихся. Работа была представлена на конференции «Ученик года» и заняла 1 место.

Скачать:

Вложение Размер
Реферат на тему: «Интерьер как средство раскрытия образа персонажа в русской литературе 19 века» 60.18 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №251 с углубленным изучением отдельных предметов.

на тему: «Интерьер как средство раскрытия образа персонажа в русской литературе Х1Хвека»

Выполнила: Сидорова Анистасия,

Ученица 11 «А» класса

Руководитель: Плетнева Лилия Григорьевна. Филолог, учитель русского языка и литературы.

I.Использование предметно-бытового окружения героя для 5

выразительного раскрытия особенностей его характера в поэме Н.
В. Горького «Мертвые души»

1 .Манилов. «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе 8

2.Коробочка. Человек, опутанный 11

«потрясающей тиной мелочей»

З.Ноздрев. Человек со своеобразной «широтой натуры» 13

4.Собакевич. «Средней величины медведь» 15

З.Плюшкин. «Прореха на человечестве» 18

II. Характеристика героев с помощью интерьера в романе 22

И. С. Тургенева «Отцы и дети».

III. Интерьер как средство характеристики героя в 26
романе Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Рассмотреть поэму Н.В. Гоголя «Мертвые души», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с точки зрения использования авторами интерьера как художественного средства, помогающего более полно раскрыть образы персонажей в русской литературе XIX века.

Изучить научную литературу о поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Выделить наиболее интересные рассуждения по анализу образов персонажей.

Рассмотреть и проанализировать поэму «Мертвые души», роман «Отцы и дети», роман «Преступление и наказание». С точки зрения использования в них интерьера как средства раскрытия образа персонажа в русской литературе XIX века.

Показать на конкретных примерах, как бытовая среда определяет облик героя произведения, как интерьер помогает раскрыть образ персонажа, его духовный мир и выяснить авторское отношение к нему.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям.

Человек должен быть рабом.

Выбор для него только в том, чьим:

Своих страстей, а значит, и людей,

Или же своего духовного начала.

Загадочная русская душа, непостижимая для западного сознания, совсем не случайно традиционно ассоциируется с необозримым пространством России: с ее бескрайними степями, излучинами рек, бесчисленными лесами и полями, раскинувшимися на все четыре стороны, сколько хватает глаза. Эта бесконечная широта, свобода, вольность русского края — фон, на котором чаще всего разворачиваются сюжеты русской литературы. Узость, замкнутость, стесненность пространства (душные каморки наёмных жилищ, грязные трактирные номера) — обратная сторона русского простора. То и другое нередко определяет русский национальный характер.

Русская литература, как сама жизнь, всеохватна и беспредельна: от мельчайшей частицы бытия — пылинки, соринки, тени — до космоса, мироздания, вселенной — вот масштаб русской литературы. Но главным в ней, что не оставляет равнодушным всех любителей русского слова, остается образ человека, порой поражающий широтой характера, вольностью, силой, а порой- мелкой и убогой душонкой, неразвитыми чувствами. У писателя много художественных средств для раскрытия образов персонажей, и одним из них является интерьер.

^Использование предметно-бытового окружения героя для выразительного раскрытия особенностей его образа в поэме

Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Объясняя замысел «Мертвых душ», Николай Васильевич Гоголь писал, что образы поэмы — «ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». «Главное свойство» гоголевского дара— «. Очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». Эта особенность таланта писателя особенно отчетливо проявляется в обрисовке характеров помещиков в поэме «Мертвые души».

Изображая в своей поэме характерные черты русских помещиков, Гоголь выработал определенную систему рисунка типического характера. Каждый помещик, изображенный в поэме «Мертвые души», встает перед читателями, охарактеризованный с нескольких точек зрения. Во-первых, внешность, в которой, по мнению Гоголя, уже отражаются внутренние качества человека. Во-вторых, его деревня, его поместье, потому что для Гоголя очень важно, каков помещик как хозяин, как он ведет свое хозяйство, как он относится к своим крепостным. В-третьих, вещи, которые его окружают, потому что вещи тоже о многом могут сказать. В-четвертых, это речь персонажа, так как в ней открывается его внутреннее содержание.

Давно уже замечена одна характерная особенность гоголевской поэтики: особый интерес писателя к изображению бытового, вещного, предметного окружения его героев. Несомненно, Гоголь уделял социально-бытовой обстановке большое внимание, тщательно выписывал материальное окружение, материальный мир, в сфере которого живут его герои, потому что бытовая среда дает яркое представление об облике героев.

Интерьер — часть предметного мира литературного произведения; описание внутреннего убранства дома или другого помещения, несущее эмоциональную или содержательную оценку. Особенно хорошо влияние интерьера на характер героя показано в пяти «помещичьих» главах «Мертвых душ». Первое повествовательное звено поэмы — это рассказ о поместных владетелях (главы вторая -шестая). Здесь дана целая галерея портретов; каждому из действующих лиц посвящена особая глава. Гоголь избегает тут параллельного развития действия, отказывается от побочных сюжетных линий, изображая последовательно одного героя за другим. В этом ясно выражено стремление писателя к сопоставлению действующих лиц между собой, причем с все большим усилением отрицательных качеств, свойственных каждому новому герою. Эта
особенность композиции поэмы очень хорошо определена самим автором — «Один за
другим следуют у меня герои один пошлее другого». Для описания своих героев Гоголь
использует следующие художественные приемы: «говорящие фамилии», фольклор,
устойчивые эпитеты, зоологические сравнения, художественные детали (вид имения,
дома, интерьер, внешность хозяина). Описания всех помещиков происходят по одному и
тому же принципу. Начав изображение помещиков с пустого праздного мечтателя и
фантазера Манилова, Гоголь завершает эту портретную гачерею «страшной прорехой на
человечестве» Плюшкиным, в описании которого наиболее выразительно

использование этих средств. В использовании предметно-бытового окружения героя для выразительного раскрытия особенностей его характера Гоголь близок Бальзаку. Оба художника пристально исследовали и глубоко изобразили ту жажду богатства, накопления, которая столь сильно проявилась в эпоху роста буржуазных отношений. Бальзак и Гоголь — каждый в разных сферах жизни и по-своему — показали влияние привязанностей к вещам на духовный мир людей. Они открывали то «сращение» человека и окружающей его предметно-бытовой среды, при котором предметное окружение приобретает отпечаток характера людей, тесно соприкасающихся с ним, а сам человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.

Художник необычайно наблюдательный. Гоголь умеет находить отражение характера человека в окружающих его мелочах быта.

Вещь несет на себе отпечаток характера человека, которому она принадлежит. Поэтому человек и неодушевленный предмет часто сближаются. Одно помогает глубже понять другое. Вспомним первые строки «Мертвых душ». Мы ничего не знаем о бричке, в которой въехал Чичиков в город NN. Но сказано, что это такая бричка, «в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки». Бричка характеризуется через людей. Но затем отраженный луч как бы падает и на них самих. Однако гораздо чаще люди раскрываются через вещи, им принадлежащие. По принципу выделения характерных, запоминающихся деталей построено в «Мертвых душах» описание различных сторон жизненного уклада и психологии героев.

1.Манилов. «Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе

Первый, если можно так сказать, очаг сентиментализма, с которым встречается читатель «Мертвых душ», — это имение Манилова (гл.2). Духом карамзинской эпохи пропитано здесь все — от английской планировки посадок перед домом, до задумчивой мечтательности самого владельца. Претензии на изысканность, утонченность вкуса в поместье Манилова еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. Все это лишь декорации, прикрывающие скудность. Печать неопределенности, расплывчатости лежит здесь на всем: одинокий господский дом, «открытый всем ветрам», редкие кусты сирени, «Храм уединенного размышления», серенькие бревенчатые избы мужиков. В доме Манилова тоже все тускло, неопрятно: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Гоголь открывает читателе один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого человека, думая по нему отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в нем сидевшей и оставившей свое впечатление». В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределенен, неуловим. Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения. В комнатах Манилова рядом с прекрасной мебелью, «обтянутой щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но два кресла ее недоставало, и кресла стояли обтянутые просто рогожей; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В некоторых комнатах вовсе не было мебели, «хотя было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». «Щегольский подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с щегольским щитом» соседствовал «ввечеру» с «медным инвалидом», но этого не замечали ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он постоянно читал уже два года».

Окружающие вещи, весь уклад жизни героя красноречиво говорят о том, что Манилов — человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хотя даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, почувствуешь скуку смертную». В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего, — этого он не знает. Так просто — чтобы были «именины сердца». Гоголь дает это понять буквально одним штрихом: «. Больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучей на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами». Слащавость, сентиментальность, бесхозяйственность, умственная ограниченность, неопределенность мышления — все это черты характера Манилова, которые отложили свой отпечаток на его быт. Праздный мечтатель Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить не может. Именно широкое использование интерьера помогает Гоголю создать типический характер «прекраснодушного» Манилова. Даже речь Манилова слишком туманна: «какая-нибудь этакая наука», «паренье этакое». Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Да и на вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них или чего-то недостает или в них что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). Все подчеркивает дряблость этого человека, его абсолютную беспомощность и неприспособленность к жизни.

2.Коробочка. Человек, опутанный «потрясающей тиной мелочей».

После Манилова Чичиков направился к Собакевичу, но случилось так, что он попал к Коробочке (гл.З). Этот случай не был безразличен Гоголю. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка в некотором смысле антиподы. И потому они композиционно поставлены рядом. Один характер делает более резким, рельефным другой. Манилов «парит» над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, ушла в свое скудоумное и трусливое хозяйствование, но ведет она его глупо и жадно. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы. Коробочка не предаются мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством. По своему умственному развитию Коробочка кажется ниже всех остальных помещиков. Чичиков, а вместе с ним и автор, недаром называют ее «дубинноголовой». Она вся погружена в мир мелочных хозяйственных интересов.

Небольшой домик и большой двор коробочки, символически отражающие ее узкий и убогий внутренний мир,- тес на крышах новый; ворота нигде не покосились; перина- до потолка; всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому современному миру. На предельное отставание, замедление времени в пространстве Коробочки указывают и по-змеиному шипящие часы, и портреты на стенах «в полосатеньких обоях». Комната Коробочки взглядом Чичикова: «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок;^стенные часы с нарисованными цветами на циферблате. ». У нее великое множество разных мешочков, ящиков в комодах, нитяных моточков, ночных кофточек и гибель вещей, свидетельствующих о мелкой бережливости хозяйки. Человек опутан «потрясающей тиной мелочей».

Тем не менее само местоположение села Коробочки (в стороне от столбовой дороги, на боковом ответвлении жизни) указывает на ее «безнадежность», «бесперспективность» каких бы то ни было надежд на ее возможное исправление и возрождение. В этом она подобна Манилову — и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов. ». Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Коробочка озабочена лишь одним -копеечной выгодой. Да и с копеечкой-то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее мешочках.

4.Собакевич. «Средней величины медведь».

Духовный мир гоголевских героев настолько мелок, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность. Наиболее тесно срослись вещи с их хозяином в главе о Собакевиче (гл.5). Чичиков давно мечтал добраться до Собакевича. Но всякого рода случайности то и дело оказываются на его пути. Сбившись с дороги, он попадает к Коробочке. Встреча в трактире с Ноздревым снова отдаляет его от цели. Наконец долгожданная встреча состоялась. Характер Собакевича начинает раскрываться еще, собственно, до нашей встречи с ним. Естественно, душевный облик Собакевича отражается во всем, что его окружает. От пейзажа- два леса, березовый и дубовый, как два крыла, и посередине деревянный дом с мезонином, красной крышей -до темно-серых, диких стен, «вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». То есть автор сразу обращает наше внимание на отсутствие вкуса, каких бы то ни было духовных запросов у Собакевича, на то, что он далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Двор дома персонажа был окружен крепкой и очень толстой деревянной решеткой. На хозяйственные строения пошли «полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние». Даже колодец строили из такого крепкого дуба, «какой идет только на мельницы да на корабли». Словом, по всему было видно, что владелец «хлопотал много о прочности». В устройстве дома «симметрия» борется с «удобством»; все бесполезные архитектурные красоты устранены. Лишние окна забиты, вместо них просверлено одно маленькое; мешавшая четвертая колонна убрана.

В доме Собакевича развешаны картины, изображающие сплошь «молодцов», греческих героев-полководцев начала 1820-х гг., чьи образы словно списаны с него самого. Это Маврокордато в красных панталонах и с очками на носу, Колокотрони и другие, все с толстыми ляжками и неслыханными усами. Великолепной толщиной наделена и греческая героиня Бобелина — ее нога обширнее, чем туловище какого-нибудь щеголя.

На Собакевича похожи не только портреты; похож на него и дрозд темного цвета с белыми крапинками, и пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах, «совершенный медведь». Все вокруг словно хочет сказать: «И я тоже Собакевич!». В свою очередь и он тоже похож на «предмет». Так, постепенно, читатель, наблюдая за Собакевичем, собирает о нем информацию: Собакевич мало похож на других помещиков. В отличие от Ноздрева его нельзя причислить к людям, витающим в облаках. Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Это расчетливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы обмануть его. Не только в доме его, а во всем поместье — до хозяйства последнего мужика — у него все прочно и крепко Вещи предстают перед читателем словно живые, обнаруживая «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя» и обладает всеми соответствующими повадками. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Грубой, животной силищей веет от этого существа, в голове которого не щевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. В его теле «совсем не было души». Но зато это существо обнаруживало звериную жестокость и хитрость.

З.Плюшкин. «Прореха на человечестве».

От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. Рисуя образы помещиков, автор усиливает омертвление помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.

В изображении Плюшкина Гоголь совмещает разнородные художественные элементы — реалистически бытовые живописи и резкое заострение сатирического рисунка. Бытовая конкретность и достоверность образа сочетаются с характерной для него исключительной широтой обобщения.

Главу о Плюшкине (гл.6) Гоголь считал одной из самых трудных. Она несколько раз переделывалась, в нее вводились новые детали, усиливающие впечатление от внешности Плюшкина, его имения, дома. Писатель стремился к предельной краткости и энергии повествования. В Плюшкине есть та потрясающая сила художественной пластики, которая выделяет этот образ среди других скупцов в мировой литературе. Образы помещиков раскрыты Гоголем вне эволюции, как характеры уже сложившиеся. Единственное исключение — Плюшкин. Он не просто завершает собой галерею помещичьих мертвых душ. Среди них он наиболее зловещий симптом неизлечимой, смертельной болезни, которой заражен крепостнический строй, предел распада человеческой личности вообще, «прореха на человечестве». Вот почему Гоголю казалось важным раскрыть этот характер в развитии, показать, как Плюшкин стал Плюшкиным. Тупая, бессмысленная жадность уничтожила человека в некогда хозяйственном, энергичном помещике.

Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого хозяина: «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребра. окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в иных русских избах, покосились и почернели даже не живописно». Кажется, жизнь покинула эту деревню. Дух смерти подчеркивает Гоголь: « никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо. ». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где хозяин сам заперся от внешнего мира. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долго не может понять, кто перед ним, «баба или мужик». Наконец, он заключил, что это верно, ключница. Предположение Чичикова многозначительно. Ненасытная страсть приобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление о предметах, переставая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Добро, накопленное Плюшкиным, не принесло ему ни счастья, ни даже покоя. Постоянный страх за свою собственность превращает его жизнь в сущий ад и его самого доводит.до грани психического распада. Плюшкин гноит зерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки, на которой сделал пометку, чтобы никто воровством образом ее не выпил. Жажда накопления толкает его на путь всяческих самоограничений. Боязнь что-либо упустить заставляет Плюшкина с неутомимой энергией собирать всякий хлам, всякую ветошь, все то, что давно перестало служить жизненным потребностям человека. Плюшкин превращается в преданного раба вещей, раба своей страсти. Даже от собственных детей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве, нравственности. Гоголь показывает, как постепенно распадаются человеческие личности. Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родственниками, руководствуемый соображениями, что дружба и родственные связи ведут за собой материальные издержки. Однако то, что случилось с Плюшкиным, — результат отнюдь не только печальных случайностей в его личной биографии. Здесь действовала закономерность иная, более глубокая и сложная. Условия социального бытия Плюшкина неотвратимо должны были привести к тому положению, в котором застал его Чичиков. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. И этот живой мертвец, человеконенавистник, превратился в «прореху на человечестве». Несмотря на обилие деталей в «Мертвых душах», повествование не раздробляется на описание незначительных, несущественных предметов, развертывается как изумительно яркий рассказ о человеческих характерах, их отношении к действительности. Изображение отдельных характеров в «Мертвых, душах» строго подчинено общему замыслу. Произведете с начала до конца пронизывает единая общая мысль, стройная идейно-художественная концепция, определяющая как самый выбор действующих лиц поэмы, так и обрисовку каждого отдельного образа. Предметность, любовь к вещам, нагромождение деталей — весь материальный мир его произведений окутан атмосферой тайного учительства. Гоголь, словно мудрый наставник, указывал на пороки российского общества или какого-либо конкретного человека.

Он один из самых удивительных и своеобразных мастеров художественного слова. Среди великих русских писателей обладал, пожалуй, едва ли не наиболее выразительными приметами стиля. Главное средство изображения характера — интерьер.

От героя к герою Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципу все более глубокого духовного оскудения и морального падения. В «Мертвых душах» Гоголь выставляет напоказ все человеческие недостатки. Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, «Мертвые души» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей в том, что, окружив себя обилием вещей, они забыли о вечных ценностях. Жива только внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только сами люди, но и обгцество, в котором они живут. Каждый, кто внимательно прочитал поэму Гоголя «Мертвые души», по интерьеру может «прочитать» и его хозяина, поняв его главные черты и недостатки.

//. Характеристика героев с помощью интеръера в романе И. С Тургенева ‘Отцы и дети»

Творчество Ивана Сергеевича Тургенева это своеобразная художественная летопись, запечатлевшая жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю. В его произведениях нашли своё отражение важнейшие этапы русского общественного движения, начиная со студенческих кружков Московского университета 1830-х годов и кончая движением революционеров-народников в 1870-е годы.

Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с современностью, с насущными вопросами русской действительности. Ни одного сколько-нибудь значительного события общественной и литературной жизни не проходило мимо внимания писателя. В своих произведениях Тургенев с глубочайшим сочувствием изобразил представителей передовой демократически настроенной молодежи, самоотверженно боровшейся против произвола царского правительства.

И.С. Тургенев, как мастер слова, владеющий высоким искусством в области художественного творчества, в романе «Отцы и дети» широко использует разнообразные художественные приёмы. Существует множество способов раскрытия внутреннего мира героя: с помощью высказывания о нём других персонажей, через его поступки, портретное описание, наконец, через окружающий его предметный мир. Наиболее ярко предметный мир характеризует героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». С помощью этого приёма автором даётся психологическая характеристика героев, в том числе и Василия Ивановича Базарова, отца главного персонажа. Интерьер его «домика», состоящего «из шести крошечных комнат», говорит о том, что перед нами «маленький» человек, очевидно, небогатый, который не претендует на значимость, любит уют. Также интерьер помогает охарактеризовать деловые качества Василия Ивановича. И действительно, «толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, . бумагами», говорит о том, что Василий Иванович занимается работой, но делает это время от времени. Отец Базарова — человек неаккуратный, за порядком, даже в своём кабинете не следит («на полках в беспорядках теснились книги, коробочки, птичьи чучела, банка, пузырьки»). О том, что Василий Иванович интересуется естественными науками и физическими опытами, говорит «сломанная электрическая машина», но это увлечение осталось в прошлом, так как она до сих пор не починена. Оружие, развешанное на стенах, говорит о том, что хозяин имел отношение к армии, к войне. И , действительно, он был военным врачом.

Вообще, на всём интерьере стоит печать времени, все вещи подержанные, старые, всё
это говорит об уходящей жизни, времени увядания и покоя. Но хозяин не желает с этим
мириться. И действительно, в маленькой комнате стоит крупная мебель, что показывает
желание Базарова- старшего вырваться из этого маленького мира. Здесь читатель видит
противоречивость характера Василия Ивановича.

В интерьере кабинета доминирует черно-белая гамма («вензель из волос в черной рамке», «шкаф из карельской березы»), строгая и вполне сочетаемая, что говорит о гармоничности внутреннего мира хозяина. Тот факт, что Василий Иванович читает журнал «Друг здравие» за 1855 год ( хотя на дворе 1859 год) свидетельствует о том, что Базаров старается идти в ногу со временем, но всё-таки он не в силах угнаться за современностью.

Интерьер используется автором также для сравнения персонажей. Например, в одной из глав, автором показан интерьер сразу двух героев: Фенечки и Павла Петровича Кирсанова, Интерьер комнаты Фенечки резко контрастирует с интерьером кабинета Павла Петровича. И действительно, комната Фенечки дышит простатой, уютом, свежестью, любовью. Читатель понимает, что в этой комнате живут простые, но тем не менее искренние люди.Икона Николая Угодника, портрет Николая Петровича, банки с его любимым вареньем ис подписями «крыжовник», говорят об искреннем чувстве Фенечки к НиколаюПетровичу. В отличие от комнаты Фенечки, кабинет Павла Петровича поражает своей изысканностью, монументальностью и вместе с тем отсутствием теплоты. В нём всё носит печать искусственности: и библиотека «гегшззапсе», и бронзовые статуэтки » навеликолепном письменном столе», и камин, и «тяжелые занавески окон» с помощью которых Павел Петрович пытается оградить себя от солнечного света. Читателю становится понятно то отчаяние, с которым Кирсанов «бросился на диван». Герой осознаёт свою неспособность любить и быть любимым, и сопоставление интерьеров помогаетчитателю разобраться в этом. Тургенев активно использует подробности интерьера, окружения героя, показывая с их помощью особенности его характера. Так, мы уже имеем определённое представление о Кукшиной, даже до её появления. «Криво прибитая визитная карточка», «толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные», — всё это указывает на «прогрессивные стремления хозяйки», но прогресса, по сути, не видно. Огромное желание быть передовой женщиной, казаться современной, делает Кукшину смешной, неестественной, лишенной чувства собственного достоинства, что сразу отмечают и Базаров, и Аркадий.

Однако в романе есть герои, у которых отсутствует описание комнат вообще. Это прежде всего Базаров, Аркадий и Николай Петрович Кирсанов. И это не случайно, если у Базарова вообще нет дома, нет своего очага, опоры в жизни, он даже в доме своих родителей чувствует себя как в гостях, то описания комнат у Аркадия и Николая Петровича связано, на мой взгляд, с мировоззрением самого автора. Как известно, И. С. Тургенев отвергал крайности, однобокое отношение к жизни, которую так ярко показал в образах Базарова и Павла Петровича. Не случайно оба этих героя умирают; один физически, другой — морально. Остаются жить полноценной жизнью именно Николай Петрович и его сын. И их двойная свадьба является нравственной кульминацией романа. По мнению Тургенева, познать гармонию жизни можно, лишь растворившись в ней, восприняв её во всех её проявлениях. Отсутствие описания комнат у отца и сына как раз говорит об этой способности, придаёт им типические черты и. пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора, будущее России.

Иван Сергеевич Тургенев — выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом.

Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство боится перемен, даже малейших изменений. Эту ситуацию писатель правдиво и образно показал в своем романе «Отцы и дети».

///. Интерьер как средство характеристики героя в романе Ф.М.0. Достоевского «Преступление и наказание».

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.

Каждое художественное произведение имеет несколько составляющих. Обычно это герои, их действия и место действия.

Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в «Преступлении и наказании» напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы — одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений .

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «отпечаток» («снимок») ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках.

Комната Сони немного отличается от других, описанных в романе. «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» . Как мы видим, несмотря на большие размеры комната не дает простора, а наоборот угнетает и душит. Соне, как и другим героям, пришлось пройти через физические страдания, но ее душа не заледенела. Она сумела пройти через унижения и при этом сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершив самый страшный грех- убийство.

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик.

К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у
главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной
гордыни Раскольникова такая среда естественна.

Комната Родиона-это «крошечная клетушка , шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными обоями, и до того низкая что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок» . Отставшие, желтого цвета обои вызывают такое же расслоение и в душе, калеча и ломая ее навсегда. Как гроб видится нам кровать Раскольникова « неуклюжая большая софа , которую сплошь покрывают лохмотья».

Действительно, замкнутость свойственна Раскольникову и она ещё в большей степени проявляется после преступления. Он забился в своей клетушке как паук, стал чуждаться людей, ни с кем не хотел разговаривать. После совершенного им греха, Раскольников хочет спрятаться от людей и поразмыслить над своей теорией, в которой он разочаровывается. Комната становится для него шкафом , местом, где можно скрыться и куда редко кто заглядывает.

Именно в таких комнатах, которые угнетают людей, давят на их психику, созревают самые ужасные и дьявольские планы. В своей клетушке Раскольников вынашивал и обдумывал свою идею . Конечно, нельзя утверждать, что на Родиона действовала только его комната, были и другие причины преступления.

Но вернемся к Соне. Почему она не пошла по пути Раскольникова? Почему устояла? Одна из причин — это вера в Бога. В ее комнате мы видим Новый Завет, который она читает Раскольникову. Соня верит, что за страдания ей воздастся.

Она отказывается судить кого-либо и приемлет мир таким, какой он есть. Свою веру она передаст потом Раскольникову, и он сможет выйти из тупика.

Достоевский в своем произведении уделяет особое внимание цветовой гамме романа. В описании интерьера автор отдает предпочтение желтому цвету, также используются коричневый, красный, белый и зеленый. Комната Алены Ивановны была с желтыми обоями , с мебелью из желтого дерева , картинами в желтых рамках .

Дом, в котором жила Соня, был зеленого цвета . Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками . Желтый цвет является хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев . Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри • которой формируется мировоззрение героев. Мы убедились, что интерьер играет не последнюю роль в характеристике героев. Конечно, он не дает полного описания, а только дополняет его, но иногда только с помощью уточнений можно полностью понять суть героя, его внутренний мир, стремления.

Каждый устроен по-своему, и нет человека,

который был бы законченным злодеем.

Нет и таких, кто сочетал бы в себе все достоинства:

красоту, сдержанность, ум, вкус и верность.

Каждый хорош по-своему, и трудно сказать,

кто же действительно лучше.

На каждого человека, как и на каждый поступок,

следует смотреть с определенного расстояния.

Иных можно понять, рассматривая их вблизи,

другие же становятся понятными только издали.

Каждый человек живет в мире вещей природных (моря, реки, облака, горы, леса) и
созданных им самим (город, дом, мебель, одежда, экипажи, автомобили, самолеты). И
любое литературное произведение по необходимости содержит в себе описание этого
окружающего нас внешнего мира. «Предметный мир в литературе — реалии, которые
отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и
существуют в художественном времени». Эти реалии и есть у разных писателей, но
вещная насыщенность текста различна, отличается и отношение к вещи. Этим
отношением характеризуются целые литературные направления (сентиментализм —
натурализм символизм, акмеизм).

Тип предметных деталей характеризует индивидуальность писателя, его видение мира не меньше, чем его язык или структура его сюжетов. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. В связи с этим проблема художественного предмета представляется одной из важнейших в поэтике большинства писателей, и такое понимание лежит в основе темы настоящего исследования. Между тем если исследованию других аспектов поэтики писателей посвящена огромная литература, проблема предметного мира изучена явно недостаточно: специальных работ, ей посвященных, почти не существует, как до 1980-х гг. не было и теоретических работ по этому вопросу. До сих пор предметному миру писателя, который чаще всего сводится к проблеме художественной детали, уделяется, как правило, лишь небольшое место в работах по поэтике писателя. Этим определяется актуальность проблематики данного исследования в целом.

Материальная культура (от лат. та^епа и сшШга — возделывание, обрабатывание) как совокупность предметов, создаваемых человеком, входит в мир произведения. Однако для обозначения изображаемых в литературе предметов материальной культуры нет единого термина. Так, А. Г. Цейтлин называет их «вещами», «деталями житейской обстановки, тем, что живописцы и включают в понятие «интерьер»». Но материальная культура прочно вписана не только в интерьер, но и в пейзаж (за исключением так называемого дикого пейзажа), и в портрет (поскольку костюм, ювелирные украшения и пр.— составная его). А.И. Белецкий предлагает термин «натюрморт», под которым подразумевает «изображение вещей — орудий и результатов производства — искусственной обстановки, созданной человеком. ». Этот термин из области живописи в литературоведении не привился. А для А.П. Чудакова «вещь в литературе» очень широкое понятие: он не проводит различия между «природным или рукотворным» предметом, что снимает уже на терминологическом уровне чрезвычайно важную позицию: материальная культура/природа. Здесь под вещами имеются в виду только рукотворные предметы, элементы материальной культуры (хотя последняя не сводится к вещам, включая в себя также многообразные процессы).

Вещный мир в литературном произведении соотносится с предметами материальной культуры в реальной действительности. В этом смысле по творениям «давно минувших дней» можно реконструировать материальный быт. Так, Р.С. Липец в книге «Эпос и Древняя Русь» убедительно доказывает высказанное еще С.К. Шамбинаго предположение о генетической связи быта былин с обиходной жизнью русских князей. Реальность белокаменных палат, золоченых крыш, неизменных белодубовых столов, за которыми сидят богатыри, выпивая из братины питья медвяные и принимая богатые дары князя за верную службу, доказана и археологическими раскопками. «Несмотря на обилие поэтических образов, метафор, обобщенных эпических ситуаций, несмотря на нарушенность хронологии и смещенность ряда событий, былины все являются превосходным и единственным в своем роде историческим источником. »

Изображение предметов материальной культуры в литературе эволюционирует. И это отражает изменения в отношениях человека и вещи в реальной жизни. На заре цивилизации вещь — венец человеческого творения, свидетельство мудрости и мастерства. Эстетика героического эпоса предполагала описания вещей «предельного совершенства, высшей законченности. »

Источник

8. Зачем Гоголь так подробно описывает комнату героя? 9. В каких произведениях русской литературы подробное описание жилища становится средством создания образов героев? В чём сходство (или различие) этих описаний с картинами из поэмы Н. В. Гоголя? (ЕГЭ по литературе)

8. В данном отрывке Н. В. Гоголь подробно описывает комнату для создания образа героя и передачи его характера.

Манилов нехозяйственный: « никогда не ездил на поля», «в доме его вечно чего-нибудь недоставало». Комната не вся приведена в порядок, рядом с прекрасной мебелью стояли кресла, обтянутые рогожею, на стол одновременно подавались «щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями» и «медный инвалид».

Герой планирует, задумывает, но ничего не воплощает в жизнь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Он только размышляет, как хорошо было бы «провести подземный ход» или выстроить мост. Манилов не имеет привычки доводить дело до конца. Два года он не может дочитать книгу, а своему гостю Чичикову говорит: «Не садитесь на эти кресла, они ещё не готовы».

9. В каких произведениях русской литературы подробное описание жилища становится средством создания образов героев? В чём сходство (или различие) этих описаний с картинами из поэмы Н. В. Гоголя?

В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», романе Гончарова «Обломов» и романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» подробное описание жилища становится средством создания образов героев.

Комната Манилова, в которой «чего-нибудь вечно недоставало», показывает нам нехозяйственность героя, привычку не доводить дело до конца. Гоголь использует антитезу: «щегольской подсвечник из тёмной бронзы» и «медный инвалид». Подобную обстановку можно встретить и у Обломова. Илья Ильич не занимался хозяйством: мебель покрылась пылью, ползали клопы. Герой больше мечтал и говорил, чем делал, даже книга была заложена на одной странице.

Жилище Манилова предстаёт неубранным, недоделанным. «Не садитесь на эти кресла, они ещё не готовы», — говорит он. Квартира хозяйственной, но скупой старухи-процентщицы Алёны Ивановны из «Преступления и наказания», наоборот, выглядит очень чистой. Обе комнаты прибраны, все вещи лежат на своих местах. Простота жилища, его размеры, старая мебель, которой немного, говорят о жадности богатой старухи.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id112503

Источник

Читайте также:  Компьютер как универсальное средство для работы с информацией 7 класс тест