Меню

Урок как средство основных компетентностей



Педагогический совет Тема: «Урок «Урок как средство развития как средство развития ключевых ключевых компетентностей учащихся» компетентностей учащихся» — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемДанила Мынкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Педагогический совет Тема: «Урок «Урок как средство развития как средство развития ключевых ключевых компетентностей учащихся» компетентностей учащихся»» — Транскрипт:

1 Педагогический совет Тема: «Урок «Урок как средство развития как средство развития ключевых ключевых компетентностей учащихся» компетентностей учащихся»

2 ПЕДСОВЕТ Дата проведения: г. Тема: «Урок как средство развития ключевых компетентностей учащихся» ПРОГРАММА I.Вводная часть. II.Теорeтическая часть Компетенция. Компетентность. Компетентностно-ориентированный урок. – Икина Н.Е. Анализ посещенных уроков. III.Практическая часть Работа в группах по теме «Аспекты компетентностно- ориентированного урока» IV. Выступления в прениях V. Подведение итогов педсовета. Выводы и решение – Косихина Н.М. VI. Организационные вопросы

3 Учебно-познавательные компетенции Ценностно-смысловые компетенции Информационные компетенции Социально-трудовые компетенции Общекультурные компетенции Компетенции личностного- самосовершенствования Коммуникативные компетенции

4 Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Коммуникативные компетенции Информационные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного- самосовершенствования

5 Компетенция. Компетентность. Компетентностно- ориентированный урок.

6 Цели школьного образования в современном мире: научить получать знания (учиться учиться); научить работать и зарабатывать (учиться для труда); научить жить (учиться для бытия); научить жить вместе (учиться для совместной деятельности).

8 Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации; готовность действовать в ситуации неопределённости.

9 Компетентность – «знание в действии» — способность использовать на практике знания, умения, навыки, а также мотивация к эффективным действиям.

10 ШКОЛА реализует формирование ключевых компетенций в основном через формирование общеучебных умений и навыков, а также через развитие мотивации к процессу познания и воспитание общественно значимых ценностей.

11 Учитель в среднем дает более 25тыс. уроков Урок занимает приблизительно 98% учебного времени Школьник посещает почти 10тыс. уроков

12 Аспекты компетентностно- ориентированного урока 1. Мотивационно – целеполагающий 2. Деятельностный 3. Содержательный 4. Оценочно- рефлексивный 5. Психологический

13 Мотивационно – целеполагающий аспект Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. К новым образовательным целям урока относятся цели самих учащихся. Компетентностный урок решает проблему мотивации учебной деятельности.

14 Деятельностный аспект Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения. Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий.

15 Содержательный аспект Современный урок должен отличаться содержанием. Акцент должен быть сделан на два важных момента: ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания

16 Оценочно-рефлексивный аспект На современном уроке изменяется система оценивания. Рефлексивность урока.

17 Психологический аспект Создание психологического комфорта, хорошего настроения у учеников. Результативность урока.

18 Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Скаткин.

19 Характеристика современного урока СуществительныеПрилагательныеГлаголы -творчество -результат -новизна -процесс -учение -гибкий -интегрированный — завершенный -субъектный — разумный -мотивирующий -творческий -организует -мотивирует -активизирует -изменяет

25 Практическая часть Работа в группах по теме «Аспекты компетентностно- ориентированного урока» 1. Целеполагание. Виды целей. Основные принципы целеполагания. (Буткина Е.В.) 2. Мотивация. Приемы мотивации. (Икина Н.Е) 3. Формы организации деятельности учащихся на уроке. Методы и приемы обучения. (Косихина Н.М.) 4. Развитие компетенций учащихся с помощью современных педтехнологий. (Крылова М.Б.) 5. Оценочная деятельность на современном уроке. (Кругликова О.А.) 6. Рефлексивность урока. (Комарова Н.Н.)

27 Где нет нутра, Там не поможешь потом… Цена таким усильям – Медный грош… Гёте

Источник

Урок как средство формирования ключевых компетентностей

Модернизация системы образования в России нацелена на приведение результатов ее деятельности в соответствии с запросами государства, общества и личности, т.е. в соответствии с социальным заказом.

Конкурентная способность на современном рынке труда зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться к целому ряду жизненных ситуаций, осваивать новые технологии. Поэтому одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Ее решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.В.Рубцова, Д.Б. Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психологическом развитии детей 7-10 лет. В связи с этим, большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних, наиболее успешными, с точки зрения решения названной задачи, в начальной школе признаны: проблемное изложение, частично-поисковый метод, квазиисследование, довольно широко применяемые не только в системе развивающего обучения, но и в системе обучения Виноградовой Н.Ф.

В настоящее время знаниевую ориентацию школы сменило компетентностно-ориентированное образование, нацеленное на формирование у выпускника ключевых компетентностей.

Для системной работы по данной проблеме: компетентностно-ориентированного обучения, я провела анализ всей программы и установила соответствие выбираемых форм и методов основной цели – формированию ключевых компетентностей. Классно-урочная система идеально подходит для интенсивного изучения определенного объема знаний, для формирования же компетентностей классно-урочная система перерождается в открытую форму индивидуального, личностно-ориентированного обучения, которую организовать сложно, но возможно, имея пятидневную учебную неделю с 35-минутными уроками и свободное время во второй половине дня для индивидуального консультирования, для приобретения опыта социального взаимодействия. Чтобы каждый ученик моего класса по окончанию начальной школы мог сказать «Я это могу, я это умею», я использую различные методы и формы обучения: словесные (речевые), наглядные, практические методы, игры, праздники, эстафеты, групповые формы работы, учитывая индивидуальные особенности детей.

Для того, чтобы дети делали ответственный и осознанный выбор, учебный процесс строю так, чтобы они были способны анализировать различные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, умели планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритмы его достижения и оценивать конечный результат. Формирование данной компетентности можно рассмотреть на примере проектной деятельности в рамках программного раздела «Народная мудрость» (2 класс по программе 1-4). Проблема заключается в том, что дети не знают, где в обычной жизни можно использовать произведения различных жанров устного народного творчества. Я предлагаю учащимся проанализировать такую ситуацию: «Алеша с нетерпением ждал свой день рождения, и вот этот долгожданный день настал. К нему пришли с поздравлениями друзья. Он без промедления стал угощать их именинным пирогом, который всем очень понравился. Но не прошло и получаса, как гости стали расходиться», затем определить проблему и цель предстоящей деятельности. Разделившись на группы, учащиеся составляют ее план работы:

  1. определить круг источников (родители, библиотека, компьютер и т.д.). Продукт – информация.
  2. подбор, анализ информации. Продукт – выдержки, записи и т.д.
  3. продукт группы (альбом, книжки и т.д.).
Читайте также:  Средства индивидуальной защиты кожи при пожаре

Работа по проектной деятельности ведется и на уроках технологии, где учащиеся выполняют различные проекты: творческие, групповые, индивидуальные.

В результате работы над проектами у учащихся формируется ряд компетентностей: готовность делать ответственный и осознанный выбор, технологическая, коммуникативная, социальная, информационная компетентности, готовность к самообразованию. В процессе обучения дети учатся понимать, присваивать и реализовывать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности. Это происходит не только на уроках технологии, когда дети в течение 4 лет учатся читать схемы, чертежи, а затем грамотно выполнять то или иное изделие, но и на других уроках. Данная компетентность формируется и на уроках русского языка, когда дети выводят, а затем используют алгоритмы деятельности. Например, в 3классе: «Как найти грамматическую основу предложения», «Как провести разбор слова по составу», «Как определить падеж имени существительного», «Как писать изложение» и др. В математике многие задания требуют использования инструкций, алгоритмов. Это и алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел, и алгоритм построения отрезков.

На различных уроках я использую проблемный метод обучения, т.е. новый материал преподносится так, чтобы ученику захотелось узнать еще больше. Очень часто, прочитав небольшие сведения в учебнике «Литературного чтения» или «Окружающего мира» о каком-либо известном человеке, событии или явлении, дети самостоятельно находят дополнительный материал и представляют его в виде сообщений, которыми дети в любой момент могут воспользоваться. Иногда само задание в учебнике предполагает работу с дополнительной литературой. Например, в учебнике «Окружающий мир» по теме «Жизнедеятельность животных» есть задание: подготовить сообщение «Как звери воспитывают свое потомство».

Практически на каждом уроке русского языка и литературного чтения, начиная с 1 класса, у учащихся возникает потребность обратиться к словарю. Уже к концу 2 класса дети не только имеют представление о различных видах словарей (толковый, фразеологический, орфоэпический), но и умеют ими пользоваться. Так, в течение 4 лет, проводится подготовка учащихся к работе со справочным материалом, т.к. это является необходимым звеном в формировании готовности к самообразованию.

Ведущей деятельностью ребенка 6-7 лет становится учебная деятельность, и формирование коммуникативной компетентности должно происходить на уроках. Это возможно, если ученик не объект, а субъект процесса обучения, то есть обучение должно проходить в деятельностной форме. Сформировать данную компетентность помогает групповой метод работы. Дети учатся ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения как в диалоге, так и в публичном выступлении. Планируя урок, прежде как передачу информации, я всегда учитываю и различные функции общения:

  • установление взаимоотношений людей;
  • обмен знаниями, действиями, идеями, духовно-нравственными ценностями;
  • межличностное общение (что является важнейшим условием развития личности ребенка, его познавательных и творческих способностей).

Свой урок строю так, чтобы ученик мог сам (или с помощью учителя) выявить проблему, найти пути решения, уметь полученные в результате деятельности знания применять в дальнейшем. Работая в группах, у учащихся формируется также и социальная компетентность. Я учу детей соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи. Этому способствуют уроки окружающего мира, самоопределения, литературного чтения.

Над формированием ключевых компетентностей я работаю уже не первый год, что позволяет мне наблюдать существенные изменения в поведении учащихся: при возникновении проблем ученики не теряются, а пытаются найти пути решения, в общении более уверенны, стараются обосновать свою точку зрения. Они умеют работать с дополнительной и справочной литературой, составлять сообщения на заданную тему, работать как по готовой инструкции (словесной или графической), так и самостоятельно разрабатывать план предстоящей деятельности для достижения результата.

Наряду с измерениями успеваемости, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, я осуществляю отслеживание сформированности ключевых компетентностей посредством наблюдения (см. Приложение 1) и учета их в специальных таблицах. В результате наблюдается положительная динамика развития разных сторон личности моих учеников. Продолжая работу в этом направлении, я могу с уверенностью сказать, что каждый ученик будет успешен в обществе.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Поле. Виды полей.

Цель: формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования.

Задачи:

  • сформировать представление о классификации полей;
  • обеспечить усвоение видов полевых культур;
  • развивать познавательные интересы школьников, внося в содержание урока элементы новизны знаний;
  • развивать речевую культуру и эрудицию учащихся;
  • воспитывать экологическую культуру учащихся.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой, рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать», аудиозапись музыки летнего дня, толковый словарь, записи на доске, гербарий полевых растений (пшеница, рожь, овес, просо, рис), иллюстрации бобовых культур (горох, фасоль), карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы урока.

II. Проверка домашнего задания. Проверка усвоения пройденного материала.

1) Фронтальная работа. Речевая разминка.

— Ребята, на предыдущем уроке мы с вами совершали виртуальную экскурсию на луг. Сегодня мы вновь вернёмся туда. Закройте глаза.

Читайте также:  Моющие средства имеющие щелочную среду

(Звучит музыка летнего дня.) Представьте себе солнечный июльский день. Вы находитесь посреди чудесного летнего луга. Трава на лугу мягкая и зелёная. Вы садитесь в траву и слышите, как обитатели луга перешёптываются друг с другом. Кого из них вы узнали?

Речевая разминка. Учащиеся, взяв на себя роль какого-нибудь животного или растения, от первого лица рассказывают о нём, а остальные дети стараются определить, что это за животное или растение.

— Обитателей луга вы знаете, а сумеете ли вы различить зверей и насекомых?

2) Индивидуальная работа

Выполнение в рабочих тетрадях №96 с.53 (Впиши в правый столбец только зверей, а в левый – только насекомых: заяц, пчела, ёж, барсук, комар, шмель, белка, бобр, оса, муха, лягушка, бабочка, клоп, жаба, стрекоза, волк, лось, зубр).

— Какие животные остались? Почему?

III. Изучение нового материала.

1) Беседа по вопросам учителя:

— Вы уже имеете представление о некоторых природных сообществах. Каких?

— Сегодня мы рассмотрим ещё одно природное сообщество – поле. А что такое поле? (Высказывания детей)

— Давайте уточним значение этого слова по толковому словарю.

2) Работа с учебником.

— Какие бывают поля? Обратимся с этим вопросом к героям нашего учебника Даше и Егору (с.141).

— Что же такое огород? поле?

— Какие культуры выращивают на полях, разобраться в этом нам поможет рисунок-схема «Поля» на с.142 учебника.

3) Беседа по прочитанному:

— Расскажите, какие бывают поля?

— Какие культуры относятся к бобовым? (Ответы детей)

— Почему их так называют? Плод у этих культур – боб. Правильно говорить бобы гороха, фасоли, чечевицы, арахиса. Эти культуры богаты белком. Ещё они обогащают почву азотом, элементом, который очень важен для роста растений, тем самым повышая плодородие почвы.

— Какие культуры мы называем масличными? Почему? (Ответы детей)

— Оказывается, из них получают не только пищевое масло, но и техническое. Масло используется для изготовления линолиума, алифы, мыла, краски, лака, клеёнки, клея, пластмассы.

— Назовите представителей овощных культур.

Источник

Компетентностный урок
статья на тему

Формирование ключевых компетентностей на уроке физики

Скачать:

Вложение Размер
kompetentnostnyy_urok.docx 35.72 КБ

Предварительный просмотр:

(слайд 1) КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ УРОК.

(слайд 2 ) Сегодня успешность самореализации человека в обществе во многом зависит от способности развивать и применять на практике полученные в образовательном учреждении знания, значимые умения и навыки. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Есть основания предполагать, что решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.

(слайд 3) При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не, сколько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни.

Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»

(слайд 4) Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

(слайд 5) Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

Ключевые компетентности (слайд 6)

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен. Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры.

3. Учебно-познавательные компетенции. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

При компетентностном подходе эффективность обучения определяется не, сколько полнотой и систематичностью знаний, сколько способностью учащихся оперировать своим запасом предметных знаний в новых ситуациях, в том числе и при решении проблем, возникающих в жизни.

В методике преподавания физики, например, полезны для адаптации в наших условиях перечисленные ниже типы заданий.

  1. Задания с недостающими данными, точнее, задания, в которых вместо расчетов или оценок необходим здравый смысл. Например:

Петр налил себе в чашку кофе, температура которого была около

90 о С, и чашку холодной минеральной воды с температурой около 5 о С.

Обе чашки одинаковые и объем напитков тоже одинаковый. Температура в комнате, где находился Петр, была около 20 о С. Какой, вероятнее всего, будет температура кофе и минеральной воды через 10 минут?

А) 70 о С и 10 о С ; С) 70 о С и 25 о С;

В) 90 о С и 5 о С; D) 20 о С и 20 о С».

Хорошо «обученные» дети, не привычные видеть в учебных заданиях реальную жизнь, тут же вспомнят о том, что напитки должны прийти в тепловое равновесие, и выберут ответ (D). Однако обычный здравый смысл подсказывает, что за 10 минут чашка почти кипящего кофе обычно не остывает до комнатной температуры. Поэтому правильным будет ответ (А), как наиболее подходящий для данного случая.

( слайд 7) Реализация компетентностного подхода в преподавании физики

На основании анализа «перечней» ключевых компетенций и оценки спектра возможностей физики как учебного предмета, можно предположить, что компетентностный подход в обучении физики должен быть направлен на то, чтобы научить школьников:

  1. Анализировать ситуации практического характера, распознавать в них знакомые физические явления и применять знания для их объяснения;
  2. Решать задачи, распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, уметь разрешать проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического аппарата, так и при недостатке необходимого материала с помощью методов оценки, на качественном уровне или на основе здравого смысла;
  3. Навыкам эффективного поиска информации, понимания физического содержания информации научно-популярного характера в СМИ, умению критически ее оценивать, приемам достоверности информации, использования полученной информации для принятия решений практического характера.

(слайд 8) На примере урока физики «Сила трения» в 7 классе, я продемонстрирую, способы реализации компетентностного подхода.

Цель урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.

  • Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
  • Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
  • Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Основные этапы урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний.
  5. Первичное закрепление.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

С целью мотивации учащимся был продемонстрирован фрагмент фильма о проявлении силы трения в повседневной жизни. Учащимся предложено проанализировать ситуацию практического характера, распознавать в ней знакомое физическое явление. Совместно с учащимися были сформулированы тема и цель урока, определен план действий учащихся на уроке.

Этап целеполагания с позиции компетентностного подхода предусматривает качественные изменения: учитель создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемных нестандартных ситуаций. (ситуаций учебного действия, которую нельзя разрешить посредством использования известных учащимися знаниевых алгоритмов).

Проверка домашнего задания проходила в форме фронтального опроса.

Важным элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В компетентностном уроке самостоятельная работа, спланирована учеником для достижения его образовательной цели. Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы.

При изучении нового материала учащимся была предложена: самостоятельная работа с учебным текстом, выполнение экспериментальных исследований в группах с использованием индивидуальных маршрутов, демонстрационный эксперимент, использование анимационных сюжетов. Ребята, используя маршрутные листы, работали в парах, проводили эксперимент, формулировали выводы, полученные в результате исследований, озвучивали их перед классом. Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели.

На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.

Чтобы удержать внимание учеников на изучаемых явлениях, необходимо, чтобы на уроке была смена видов деятельности учащихся. (5-8 классы: три-четыре вида деятельности, иначе дети в этом возрасте не высидят урок; 9-11 классы: два-три вида).

На этапе первичного усвоения новых знаний учащимся были предложены примеры проявления сил трения из литературы, истории. Учащиеся анализировали ситуации, распознавали в них знакомые физические явления и применяли знания для их объяснения.

На этапе закрепления учащиеся выполнили тест с проверкой по эталону и самооцениванием.

На всех уроках в качестве материалов для закрепления знаний и умений использую готовые дидактические разработки, предлагаемые в учебно-методическом комплекте, большую часть материалов разрабатываю сама на дифференцированной основе по уровню сложности в соответствии с существующими требованиями к оценке знаний.

Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, также учащиеся предлагают свои творческие разработки.

Было прокомментировано дифференцированное домашнее задание. В качестве творческого задания учащимся было предложено написать сочинение на тему «Мир без трения». (Трое учащихся заинтересовались и выполнили это задание).

В заключении были подведены итоги урока. Ученикам было предложено выбрать любое начало фразы и продолжите ее

  • Сегодня я узнал…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

Рефлексия является важным элементом методической структуры компетентностного урока. Рефлексия определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.

Ценность урока была, несомненно, в наглядности изучаемых явлений и показанные учителем опыты и проведенные учащимися эксперименты помогли ученикам сделать обобщение о той роли, которую играет сила трения в жизни человека.

( слайд 9) Соотношение компетентностей с видами ученической деятельности и формами диагностики

Источник