Меню

Укажите какое изобразительно выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения тютчева



Контрольный тест по литературе. 10 класс. Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Цель: проверка степени понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по литературе. 10 класс. Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.»

Контрольный тест по литературе. 10 класс.

Тема: Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Цель: проверка степени понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861 2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег» 3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда» 3. в журнале «Колокол» 4. за границей 4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека 5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 1. Константиново 2. Шахматово 3. Мураново 4. Ясная Поляна 6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой. 1. «Весенние воды» 2. «Сон на море» 3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …» 10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания. 1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …» Задания с кратким ответом 1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.

2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.

3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

6. Напишите название последнего сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Читайте также:  Трейлер транспортное средство что это

Задания для работы с текстом

Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».

4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?

Задания с выбором ответа 1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861 2. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне 3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости» 4.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева. 1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл» 3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла» 5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии 6.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс. 1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)» 3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите автора критической статьи «Русские второстепенные поэты», который высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева. 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский 10. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: Сияет солнце, воды блещут, На всём улыбка, жизнь во всём, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Олицетворение Задания с кратким ответом 1.Напишите название журнала, в котором впервые были опубликованы стихотворения Ф. И. Тютчева.

2. Напишите название стихотворения А. А. Фета, на которое Дмитрий Минаев, остроумный сатирик, написал следующую пародию. Топот, радостное ржанье, Стройный эскадрон, Трель горниста, колыханье Веющих знамён … Амуниция в порядке, Отблеск серебра, – И марш-марш во все лопатки, И ура, ура!

3. Какой устаревший синоним к слову фонтан использует Ф. И. Тютчев в одноимённом стихотворении «Фонтан»?

4. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке. Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Покатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

5. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

Читайте также:  Эффективное средство от зуда половых органов

6. Напишите название первого сборника стихотворений А. А. Фета.

7. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: О чём ты воешь, ветер ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно?

Задания для работы с текстом Еще весны душистой нега К нам не успела низойти, Еще овраги полны снега, Еще зарей гремит телега На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет, Краснеет липа в высоте, Сквозя, березник чуть желтеет, И соловей еще не смеет Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках

1. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение.

2. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой, которое использует А. А. Фет в следующих строчках: «Ещё зарёй гремит телега// На замороженном пути».

3. Укажите название стилистического приёма, который использует А. А. Фет, начиная строки стихотворения с одного и того же слова «ещё».

4. Какой изобразительный приём использует поэт при описании весны в первой строке первой строфы стихотворения?

Источник

Тесты по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

Цель: проверка степени понимания творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; создать необходимый эмоциональный настрой; пробудить интерес к изучению творчества Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»

1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 1. 1821-1878 2. 1803-1873 3. 1818-1883 4. 1836-1861 2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 1. «Лирический пантеон» 2. «Вечерние огни» 3. «Стихотворения А. Фета» 4. «Снег»

3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 1. в журнале «Современник» 2. в журнале «Полярная звезда» 3. в журнале «Колокол» 4. за границей 4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 1. Поэт и поэзия 2. Любовь и природа 3. Гражданское служение 4. Предназначение человека 5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 1. Константиново 2. Шахматово 3. Мураново 4. Ясная Поляна 6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку 1. «На заре ты её не буди …» 2. «Сияла ночь. Луной был полон сад» 3. «Жизнь пронеслась без явного следа» 4. «Задрожали листы, облетая …» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер».

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю … 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола 8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов».

1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой.

1. «Весенние воды» 2. «Сон на море» 3. «К. Б. (Я встретил вас …)» 4. «О, как убийственно мы любим …» 10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания.

1. «На стоге сена ночью южной …» 2. «Печальная берёза …» 3. «Ещё майская ночь …» 4. «Шёпот, робкое дыханье …» Задания с кратким ответом 1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.

Читайте также:  Что будет если выпить средство для стирки

2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.

3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

1.Укажите годы жизни А. А. Фета. 1. 1821-1878 2. 1820-1892 3. 1823-1886 4. 1836-1861 2. Ф. И. Тютчев около 20 лет проработал в посольстве: 1. в Мюнхене 2. в Персии 3. в Японии 4. в Лондоне

3. А. А. Фет активно сотрудничал с журналом: 1. «Колокол» 2. «Москвитянин» 3. «Современник» 4. «Русские ведомости» 4.Укажите, традиционное название цикла любовной лирики Ф. И. Тютчева. 1. «Стихи о прекрасной даме» 2. «Денисьевский цикл» 3. «Русские женщины» 4. «Цветы зла» 5.Чтобы заслужить дворянский титул, А. А. Фет служил: 1. при посольстве 2. в кавалерии 3. При дворе 4. в Тайной канцелярии 6.Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, на слова которого был написан романс. 1. «Что ты клонишь над водами …» 2. «К. Б. (Я встретил вас …)» 3. «Ещё земли печален вид …» 4. «Как хорошо ты, о море ночное…» 7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство использует А. А. Фет в последней строке четверостишия. Скрип шагов вдоль улиц белых, Огоньки вдали; На стенах оледенелых

Блещут хрустали. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Гипербола

8. Укажите автора критической статьи «Русские второстепенные поэты», который высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева. 1.Н. А. Некрасов 2. Л. Н. Толстой 3.А. П. Чехов 4. Ф. М. Достоевский 9. Укажите фамилию великого русского композитора, на музыку которого был написан романс на стихи А. А. Фета «На заре ты её не буди …» 1. Скрябин 2. Чайковский 3. Бородин 4. Мусоргский 10. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках:

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом. 1. Метафора 2. Эпитет 3. Сравнение 4. Олицетворение Задания с кратким ответом

1. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев.

2. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.

3. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

Источник

средства художественной выразительности в стихах фета и тютчева

Средства художественной выразительности:
метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно
эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».
Эпитет — «жестокая пора».
Метафора — «Напрасные на них застыли слёзы» (деревья не умеют плакать); «сердито рвёт: хватает холод лютый» (метель не сердится и у неё нет рук, чтоб хватать); «Они стоят, молчат» (деревья разговаривать не умеют).
Аллегория — дуб и берёза олицетворяют образы людей.
Олицетворение — дуб — символ мужского начала, берёза — женского.

Также сюда можно добавить из средств выразительности использование автором разговорных слов: «хватает за сердце», «лютый холод», «сердито рвёт», «переболит», «ясные дни».
Композиционное построение — 12 строк связаны в единое целое призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего.
В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени («треснула», «застыли», «рвёт», «хватает», «стоят», «молчат»), а во второй — будущего («промчится», «переболит»). Глаголы в повелительном наклонении («учись», «молчи») — звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить «Но верь весне»): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора — живительным теплом весны.
Это стихотворение о природе, о любви к ней, о человеческих переживания

Источник