УБЕЖДЕНИЕ как метод воспитания
Расстановка ударений: УБЕЖДЕ`НИЕ как метод воспитания
УБЕЖДЕНИЕ как метод воспитания — пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать его учебную и другую общественно полезную деятельность или затормозить нежелательные поступки.
Идеалистич. педагогика, рассматривая У. как воздействие на сознание, ведущее прямо и непосредственно к качественным изменениям в нравственном облике ребёнка, тем самым отрывает формирование нравственных качеств от деятельности личности, от её служения обществу. Сов. педагогика видит в У. один из важнейших стимулов и приёмов организации педагогически целесообразной деятельности детей, в процессе к-рой развиваются и совершенствуются моральные качества личности.
Значение У. состоит прежде всего в том, что оно способствует развитию у ребёнка и взрослого сознательного отношения к своим действиям, помогает понимать общественный смысл и значимость своих усилий в общем деле, учит самостоятельно давать правильную оценку своим поступкам.
У. применяется, как правило, в тех случаях, когда необходимость определённых действий со стороны воспитанника может быть убедительно доказана разумными доводами. При этом предполагается, что ребёнок, основываясь на своём жизненном опыте и прислушиваясь к авторитетному мнению старших (в первую очередь педагогов и родителей) или к мнению своих товарищей, принимает целесообразность того, что ему рекомендуют. Эффективность У. во многом зависит от того, насколько авторитетен в глазах воспитанника убеждающий (см. Авторитет родителей, Авторитет учителя). У. приобретает особо важное значение при пропаганде в дет. коллективе важнейших норм коммунистич. нравственности и при изучении «теории морали» (А. С. Макаренко), что осуществляется прежде всего в процессе преподавания основ наук, особенно лит-ры, обществоведения и истории, а также систематических этических бесед. В целях этич. просвещения уч-ся широко используются различные формы деятельности школьных и классных коллективов: общие собрания учащихся, диспуты на моральные темы, просмотры и обсуждения спектаклей, кинофильмов, радио- и телепередач, чтение художественной лит-ры и читательские конференции и др. В конечном счёте полученные школьниками знания, проверенные, подтверждённые личной практикой, превращаются в их личные нравственные убеждения (см. ст. Убеждения).
У. осуществляется, как правило, путём разъяснений, сила к-рых состоит прежде всего в неоспоримости аргументации. Правильно осуществляемое У. не навязывает ребёнку готовых выводов, а подводит к самостоятельному принятию решений на основе понимания их важности, уважения интересов коллектива.
Вместе с тем метод У., как и др. методы пед. воздействия, не является универсальным, годным на все случаи жизни. Применяемые без учёта конкретных условий У. легко могут превратиться в бесплодное морализирование. В жизни любого организованного дет. коллектива требуются и такие педагогически целесообразные действия детей, к-рые в данный момент могут и не осознаваться воспитанниками как необходимые (понимание значения этих действий придет позже — на основе коллективного опыта). В этом случае У. может оказаться бесполезным, а эффективными будут др. методы и приёмы воспитания. Поэтому У. действенно лишь при определённых условиях и в сочетании с др. методами пед. воздействия.
Метод У. используется в школе не только педагогами, но и самими воспитанниками — органами и уполномоченными дет. коллектива, школьной стенной печатью, радио и т. д. Задача педагогов — помогать дет. коллективу правильно использовать метод У. в целях формирования общественного мнения.
Лит.: Макаренко А. С., Проблемы школьного сов. воспитания. Лекция вторая. Дисциплина, режим, наказания и поощрения, Соч., т. 5, М., 1958; Гмурман В. Е., Дисциплина в школе, М., 1958; Болдырев Н. И., Воспитание коммунистич. морали у детей в семье, М., 1960.
В. М. Коротов. Москва.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 4. — М.: Советская энциклопедия, 1968. — 912 с. с илл.
Источник
Убеждение как метод воспитания
Уже в 20-е гг. этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознательности учащихся, с пониманием ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органическом единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимости широкого использования метода убеждения в воспитании , о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.
Указывая на сущность этого метода , известный педагог Н.И. Болдырев писал, что убеждение – это воздействие воспитателя на сознание, чувства и волю воспитуемых с целью формирования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характере и поведении. Данная дефиниция нуж-дается в уточнении, поскольку она исходит из идеи внешнего воздействия на детей. Более правильным будет сказать: убеждение – это такой метод воспитания , который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности. Только через механизмы содержательной и эмоционально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирование твердой, глубоко осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения по различным вопросам отно-шения к окружающему миру, т.е. убеждений как цементирующей основы сознания и поведения. Вот почему необходимо отличать убеждение как метод , как процесс воспитания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивую жизненную позицию личности.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными предписаниями и общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельнос-ти, приучать их к обдумыванию своего поведения. Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необходимо себя вести, личность полнее осознает и переживает те противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершенствовании своего поведения и личностных качеств.
Существенное значение имеют те конкретные средства, которые используются в процессе применения метода убеждения . К важнейшим из этих средств относятся: формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конференции на научные, нравственные, эстетические и санитарно-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Об использовании этих средств воспитания и их методике более подробно будет идти речь при освещении вопросов нравственного, эстетического и физического воспитания . Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждения способствуют развитию сознательности учащихся и действенному формированию у них личностных черт и качеств и придают воспитанию подлинно гуманистический характер.
50.Перспектива– ведущий метод педагогического стимулирования , состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансфор-мирующихся в личные стремления, планы, желания.
51.поручение как метод воспитания.
Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае — помощь. Как это сделать, чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочь справиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить — область человеческого и педагогического творчества самого воспитателя.
Поручение — один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники и младшие школьники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей.
В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми, коллективными, постоянными и временными.
Природу метода поручений очень точно описал А.С. Макаренко. Он считал, что каждый воспитанник может стать личностью, если станет коллективистом, научится жить в системе «отношений ответственных зависимостей». Приложимо ли это утверждение А. С. Макаренко к современной ситуации воспитания? Несомненно.
Группа детского сада, школьный класс и даже собственная семья — для ребенка модель общества. Здесь он вступает в разнообразные и сложные взаимоотношения с людьми. Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей». Любое поручение (от учителя — нарисовать плакат к празднику птиц или от мамы — купить кефир для бабушки) имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела, здоровье бабушки) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», т.е. попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.
Так, мама, обеспокоенная леностью своего девятилетнего сына, вернувшись после родительского собрания из школы, решительно определяет для него поручения: «С завтрашнего дня будешь ходить за свежим хлебом. Его привозят в булочную часа в четыре дня, а я после работы не успеваю купить. Пусть эта обязанность приучит тебя к организованности». Потом по несколько раз в день мама звонила с работы по телефону и напоминала сыну, чтобы не забыл купить свежий хлеб. Нетрудно догадаться, чье оказалось поручение — мамино или сына.
Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, маленький воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Замечали ли вы, какой популярностью в начальных классах, особенно у девочек, пользуется поручение длительного характера «санитары» («друзья Айболита»)? Почему? Спросите детей, и они вам скажут: «. потому что нужно носить сумочку с маленькой аптечкой», «. потому что нужно руки у всех проверять», «. потому что нужно делать перевязки, если кто-то поранит палец на уроке труда». Из этих, кстати, взятых из интервью с первоклассниками, высказываний детей хорошо видно, что роль «санитара» особенно понятно обставлена ролевыми атрибутами: повязка и сумочка с крестом, аптечка, особые полномочия в общении с неряхами и ранеными.
Именно через систему ролей у детей формируется разнообразный опыт деятельности и общественных отношений, ведь их собственная детская жизнь пока еще мало открыта настоящему социуму.
Кроме того, ребенку должны быть понятны границы поручения, т.е. пределы полномочий и ответственности: что конкретно нужно делать, а что не входит в твои обязанности, перед кем ты ответствен, и кто тебе подчиняется. Но, главное, поручение должно предполагать активное действие ребенка. Иначе особое доверие взрослого, не предполагающее серьезного личностного усилия
воспитанника, просто его развратит. Вот фрагмент диалога журналиста детской газеты с таким «уполномоченным» школьником:
- — Какое у тебя постоянное поручение?
- — Я отвечаю за сохранность мебели в классе.
- — Понятно. А делаешь ты что?
- — Я отвечаю за то, чтобы не ломали стулья и столы.
- — Ну, а конкретно, что ты делаешь? — Я отвечаю.
Понятно, что никакого преобразования социального опыта в этом случае не произойдет, разве что будет усвоен некий урок лицемерия.
При организации метода поручения следует обеспечивать некоторые специальные педагогические условия:
1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл. «На пользу — кому, на радость — кому» — такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал замечательный ленинградский ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И. П. Иванов. Если самому воспитателю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчества, тепла и заботы. А они рядом — бабушки одноклассников, ветераны войны и труда из соседних домов.
2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. И тогда пусть придут на помощь мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы), бывшие выпускники, которые перешли в V класс.
3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Специальные педагогические исследования, опиравшиеся на знание возрастных и психологических особенностей дошкольников и младших школьников, показали, что старшие дошкольники и первоклассники могут выполнять длительное поручение не дольше недели. Во II классе длительность поручения может увеличиваться до двух недель, а к IV классу — до месяца. Совершенно недопустимы «пожизненные» поручения, о смене которых воспитатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.
Смена поручений — специальная воспитательная ситуация: общий разговор и самоотчеты детей о том, что было сделано за прошедший срок, как получалось, что нравилось и что не нравилось, хочется ли еще раз выполнять это поручение.
Источник
Убеждение как метод воспитания средства убеждения
Рассматривая педагогический процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, обеспечивающее формирование личности в соответствии с общественным идеалом, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач.
Метод воспитания (от греч. «методос» — путь) — это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к практике можно сказать также, что методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Выбор методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учётом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей учащихся, уровнем воспитанности конкретных коллективов.
Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас (в том числе К.Д. Ушинский). Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять — это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства.
Для практической работы педагога больше всего подходит следующая классификация методов воспитания.
1. Методы формирования сознания личности (методы убеждений), с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (методы упражнений), с помощью которых организуется деятельность испытуемых и стимулируются позитивные мотивы.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивации, оценки и самооценки, наказания и поощрения).
Структура данной системы методов воспитания представлена на схеме.
Методы формирования сознания личности
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. По словам К.Д. Ушинского, «…главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а ни убеждение лично действовать только убеждением» (т.2, с.28). Не знания, а убеждения стимулируют поступки учащихся, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.
К.Д. Ушинский выделяет несколько путей формирования убеждения:
1. Научно-педагогические знания на философско-психологической основе.
2. Педагогическая литература.
3. Личная убеждённость учителя.
«Педагог-просветитель возлагает большую надежду в формировании убеждений на литературу и правильно налаженную подготовку учителей», отмечает К.Д. Ушинский. Он делает заявление от 10 апреля 1859 года в Министерство народного образования об издании критико-философского, педагогического и психологического журнала «Убеждение». Данный журнал и книга «Родное слово» способствовали формированию передовых убеждений у российских педагогов.
К.Д. Ушинский выдвигает педагогические требования к применению убеждений.
1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.
«Убеждения, нравственные идеалы никогда не передаются с помощью приказаний, наказаний, административных мер, не навязаны волею с помощью мер чисто внешнего строгого воздействия, нотаций, выговоров».
2. Опора на жизненный опыт воспитанников.
«Убеждения и идеалы формируются на материале науки и в процессе общения наставника с детьми на основе личного нравственного примера, его твёрдых взглядов на жизнь, убеждений».
3. Сочетание убеждения и практического приучения.
4. Искренность, конкретность и доступность убеждения.
5. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко и небесполезно применялись назидательные истории, притчи, басни и другие непрямые и образные способы сообщения воспитанникам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами ребята. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого как средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу, диспут и метод наглядно-практического воздействия — пример.
Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у учащихся положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся
следующие.
1. Соответствие содержания социальному опыту учащихся.
2. Рассказ, сопровождающийся художественно-изобразительными средствами усиливает его восприятие.
3. Воздействие окружающей обстановки.
Разъяснение — метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к оп-ределенному поступку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).
В практике воспитания разъяснение опирается на внушение. Для последнего характерно некритическое восприятие учащимися педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Педагог, опираясь на эту специфику психики, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.
Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет воспитанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосведомленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.
Однако, укажем на одно общее предостережение для методов данной группы — при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотации. Она никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание поступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
Этическая беседа — метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
В практике воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые возникают непреднамеренно, стихийно. Темы плановых этических бесед определяются исходя из общего содержания воспитательного процесса, уровня воспитанности и возраста учащихся.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
1. Проблемный характер беседы.
2. Отсутствие сценария.
3. Доверительная обстановка.
4. Материал для беседы близок эмоциональному опыту воспитанников.
Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Диспуты проводят на политические, экономические, культурные, эстетические, правовые темы: «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?» и т. п. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться. К диспуту разрабатывается 5—6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников диспута заранее знакомят. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы диспут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставлений, — говорил римский философ Сенека, — короток путь примера». Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание на негативное поведении людей в жизни и анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка.
Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно.
Литература:
1. Дошкольная педагогика / сост. Титов В.А. – М., 2002.
2. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М., 1994.
3. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн.2. С. 94-115.
4. Селиванова В.С. основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000.
5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.5. – М.: Педагогика, 1990. С. 405.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т.6. – М.: Педагогика, 1990. С. 281.
7. Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. – Смоленск, 1996.
Источник