Меню

Тип планирования предусматривает государство как собственника средств производства



Государство как собственник

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако, в отличие от физических или юридических лиц, не обладает сознанием и волей, необходимыми для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов, как наделенных правами юридического лица, так и не обладающих ими. Эти органы перечислены в ст. 125 ГК. Через посредство таких органов государство приобретает, осуществляет и прекращает право собственности в отношении своего имущества. При этом не имеет значения, закреплено ли такое имущество за каким-либо унитарным предприятием или бюджетным учреждением, или нет. Разумеется, в первом случае налицо некоторые особенности, связанные с тем, что эти государственные юридические лица обладают самостоятельными правами на такое имущество.

Главной системой органов, осуществляющих от имени государства управление и распоряжение государственной собственностью, являются Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество РФ) и подчиненные ему органы в субъектах РФ. Их полномочия вытекают из ст. 7-8 Закона РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Мингосимущество РФ и его органы на местах, осуществляя управление и распоряжение государственным имуществом (за исключением жилых помещений):

— принимают решения о приватизации;

— осуществляют преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

— являются учредителями открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации;

— осуществляют права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в государственной собственности;

— выступают в качестве арендодателей государственного имущества;
— закрепляют государственное имущество на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и бессрочного пользования; — дают согласие на залог государственного имущества; — совершают иные действия.

Указанные действия органы системы Мингосимущества РФ совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.
Второй по значению системой органов, уполномоченных от имени государства управлять и распоряжаться государственным имуществом, являются фонды имущества во главе с Российским фондом федерального имущества (см. Положение о Российском фонде федерального имущества, утвержденное Указом Президента РФ от 17 декабря 1993 г. №2173).
Российский фонд федерального имущества и фонды, на местах осуществляют функции по:

— владению переданными им объектами приватизации до момента их продажи, в том числе по осуществлению полномочий государства как акционера (участника) в хозяйственных обществах;

— продаже переданных им объектов приватизации; — выступлению на основании поручения Правительства РФ учредителем хозяйственных обществ;

— получению и перечислению денежных средств, полученных в результате приватизации;

— осуществлению от имени РФ выпуска государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

Указанные действия фонды имущества также совершают от имени государства как собственника соответствующего имущества.
Полномочия перечисленных государственных органов в настоящее время ограничены Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г. № 986 «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями». Любые действия по управлению и распоряжению акциями, находящимися в федеральной собственности, в том числе их передача в управление частным лицам, в уставные капиталы организаций, в залог, а также иное их обременение возможны только на основании указов Президента РФ, проекты которых должны в обязательном порядке выноситься на подписание постановлениями Правительства РФ[55].
Однако от имени государства действуют не только указанные выше органы.

Так, при приватизации жилых помещений стороной соответствующих отношений по передаче жилых помещений в собственность граждан выступает государство как таковое, хотя заключаются соответствующие сделки государственными органами или даже государственными предприятиями от своего имени.

Государство становится собственником имущества при прекращении (в том числе принудительном) на него права частной собственности по основаниям, предусмотренным ст. 225 ГК (в отношении бесхозяйных вещей), 228 (находок), 231 (безнадзорных животных), 233 (кладов, относящихся к памятникам истории и культуры), 238 (имущества, которое не может принадлежать данному собственнику), 240 (бесхозяйственно содержимых культурных ценностей), 242 (при реквизиции) и 243 (при конфискации), а также в иных случаях.

Читайте также:  Чем намазать очки от запотевания народные средства

Государство может участвовать и в общей долевой собственности, например, на жилые помещения в кондоминиумах.

Источник

Виды планирования. Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всех странах. Оно орга­нически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что — сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проб­лему, необходимо рассмотреть виды планирования.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют классифици­ровать виды планов по признакам, представленным в табл. 1.

Таблица 1 — Классификация видов планирования

Признаки классификации планов Виды планирования
Содержание плановых решений Стратегическое; тактическое; оперативно-календарное; бизнес-планирование
Обязательность плановых заданий Индикативное; централизованное
Время действия и степень детали­зации плановых расчетов Краткосрочное (текущее); среднесрочное; долгосрочное (перспективное)
Степень охвата Общее; частичное
Содержание планируемых показа­телей Экономическое; техническое; организационное; социальное
Сфера применения Межцеховое; внутрицеховое; бригадное; индивидуальное
Стадии разработки Предварительное; уточненное
Глубина планирования Агрегированное; детальное
Очередность во времени Упорядоченное; скользящее; внеочередное
Координация частных планов во времени Последовательное; одновременное

Рассмотрим отдельные виды планирования.

Стратегическое планированиеориентировано на разра­ботку общей стратегии предприятия и установление его основ­ных целей, управление стратегически важными факторами деятельности, определение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив фи­нансирования капиталовложений и т.д. Основная цель страте­гического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющих­ся внешней и внутренней сред.

Тактическое планированиепредполагает обоснование за­дач и средств, необходимых для достижения стратегических целей (например, завоевание лидирующего положения на рын­ке ит.д.). В результате тактического планирования составляет­ся план экономического и социального развития предприятии, представляющий собой комплексную программу его производ­ственной, хозяйственной и социальной деятельности на соот­ветствующий период.

Оперативно-календарное планированиепредставляет со­бой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционны­ми для предприятия (распределение продукции по объему, но­менклатуре, срокам и др.). Основная задача данного планиро­вания состоит в конкретизации показателей тактического пла­на с целью организации повседневной планомерной и ритмич­ной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планированиепредназначено, как правило, для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприя­тия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций, и др.

Индикативное планированиепредставляет собой государ­ственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровнязаработной платы идр.

Централизованное планированиепредусматривает уста­новление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей натуральных объемов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки то­варов и других имеющих обязательный для него характер.

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года, включая полугодичное, квартальное, ме­сячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Оперативное планированиепредставляет собой выбор средств для решения задач, которые определены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предпри­ятия (распределение продукции по объему, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосроч­ным. Оперативные планы составляют на месяц, сутки и смену.

Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 1 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определенные дол­госрочным планом. На некоторых предприятиях среднесроч­ное планирование совмещается с текущим. В этом случае со­ставляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути, краткосрочный план.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такое планирование создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствова­ния на определенный период, и его результатом являются пла­ны предприятия по различным видам его деятельности (про­изводство, реализация, финансы и т.п.).

Читайте также:  Средства для мытья натяжных потолков эдельвейс

Все эти виды планирования позволяют комплексно учиты­вать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпо­сылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в основе плана социально-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование про­изводства и реализации продукции, потребности в производ­ственных ресурсах, социально-трудовых показателей, себе­стоимости продукции и цен, формирования и распределения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и др.

Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

Источник

Содержание лекции

Тема 8. Планирование как функция государственного управления

План

1. Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования экономики. Принципы и сущность стратегического планирования;

2. Объекты планирования;

Формы государственного регулирования экономики.

4. Направления государственного планирования;

5. Значение стратегического планирования в условиях рыночной

Экономики.

Содержание лекции

1. Сущность планирования

Планирование – есть предопределение будущего, построение активного образа модели желаемого и намечаемого в будущем состояния экономики при одновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этих состояний и намечаемых целей. Планы всегда ориентированы на достижение определенных целей, на решение конкретных задач стоящих перед экономикой, что находит свое отражение в показателях плана, числовых параметрах фиксирующих меру, степень решений социально-экономических задач, этапы движения к конечной цели. Плановые показатели отражают также направленность экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов. Планы разрабатываются на определенный период, именуемый плановым периодом. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути и способы достижения желаемых результатов и необходимые для этого ресурсы. Вся работа по разработке и составлению планов, а также их практическое осуществление представляют собой систему планирования.

К планированию относятся:

— общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);

— оценка состояния экономики на конкретный момент времени;

— оценка спонтанных тенденций развития;

— проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.

Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана. План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства. Все вышеизложенное относится к макроэкономическому планированию которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического планирования, привести по истечению определенного срока к желаемому результату национальную экономику в целом.

Стратегическое планирование на макроуровне, в условиях рыночной экономики, существенно отличается по содержанию от всех существующих ранее видов планирования и особенно от директивного планирования командно-административной системы. Директивное планирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономия предприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения. На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов – финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование, на месте спроса и предложения – баланс. В условиях рыночной экономики на макроуровне планирование представляет сочетание рыночного механизма с саморегулированием и плановым управлением. Определяющей формой управления становится рынок. В распределяемой форме управления действует принцип минимальной достаточности. Каждый уровень ставит и решает те задачи, которые выполнимы в пределах его компетенции. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. В рыночной экономике это отсутствует. Здесь функция управления распределена по следующим уровням:

Читайте также:  Моющее средство ника блеск

1) базовый (микроуровень) – предприятия, мелкие хозяйствующие единицы.

2) средний (мегауровень) – корпорации, ассоциации, министерства, ведомства.

3) высший (макроуровень) – государственные органы управления, парламент, аппарат президента.

Типы макроэкономического планирования

Директивное или административно-командное планирование – собственником средств производства является государство. План воплощает государственную стратегию и приоритеты в распространении ресурсов и дохода определение терминов экономического роста. Для предприятий выполнение плановых показателей обязательно, а государственное управление при помощи экономических стимулов и административных указаний, ориентирующие деятельность предприятия в нужном направлении, если хозяйственные единицы выполнили план, они получают вознаграждение (моральное или материальное), следовательно директивное планирование строится исключить воздействие рынка на экономику, но и выносит на макроуровень решение всех микроэконосических задач. Отсутствует самостоятельность предприятий, что исключает принятие решения, учета и анализ микроэкономических решений.

Индирективное планирование, Здесь превалирует государственная собственность на средства производства. Государство реализует свою стратегию, однако меняется набор средств к реализации планов. Для распределения ресурсов в соответствии со своими целями у государства меняется широкий набор экономических регуляторов (цены, процентные ставки, налоги, кредиты, таможенные пошлины). Хозяйственным единицам, не справившимся с планом можно не бояться административного взыскания, но им приходится отказаться и от преимуществ, связанных с выполнением плана. Здесь план определяет экономические параметры и в определенной степени имитирует рынок. При этом типе планирования ресурсы используются значительно эффективнее, чем при директивном. Индикативное планирование оказывает воздействие на частный сектор через спрос, через его ограничивающий или стимулирующий характер, здесь нет большого разделения между планом и рынком, так как план выполняет подчиненную роль при рынке.

Регулятивное планирование, ему соответствует смешанная экономика. В государстве одинаково существенны доля государственной собственности и частной собственности, либо доминирующая форма собственности значительно ограничена. Во втором случае или государственная собственность доминирует над частной или частная ограничивает государственные приоритеты и преференции (предпочтения). К конкретным целям планирования, здесь, относятся не только распределение государственных ресурсов, управление и согласование деятельности предприятий в рамках государственного сектора, но и активное воздействие на функционирование частного сектора и его поведение. План и рынок, имея одинаковую значимость, выполняет разные задачи. Участники рынка способны действовать абсолютно свободно, что заставляет государство корректировать свои действия с учетом рынка, тем самым как макроэкономические, так и микроэкономические точки зрения имеют одинаковый вес, хотя планирование, если того требуют интересы общества, в состоянии реализовать свои задачи в сфере рынка путем введения государственных регуляторов.

3. Программирование

Программирование – это система государственного воздействия на экономику соединяющую прогнозирование с длительным числовым регулированием. Функции программирования:

— анализ текущего состояния экономики;

— разработка прогноза на будущее;

— определение рационального, с точки зрения государства, варианта развития экономики;

— разработка и реализация мер по достижению намеченных целей.

В рыночной экономике программирование носит рекомендательный характер. При разработке программ необходимо пройти следующие этапы:

1) предпрограммное прогнозирование;

2) формирование целевой функции, здесь в действие вступают механизмы принятия политических решений, с их помощью определяется очередность целей и желательный уровень развития;

3) формирование пакетов вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели программы;

4) балансирование ресурсов по всем направлениям программы, составление бюджетов, определение системы управления и контроля за реализацией программы;

5) формирование пакетов вариантов с целью определения;

6) критерия и выбора одного из самых оптимальных вариантов;

7) включение в программу резервных вариантов, позволяющих своевременно скорректировать экономическую политику с учетом возможных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики, которые препятствовали бы достижению намеченной цели (в случаях смещения высших должностных лиц, военных конфликтов, экологических катастрофах, распада и возникновения государств, конъюнктурные повороты в мировой экономике, прорыв в НТП и т.д.).

Источник