Меню

Телефон телеграф радио телевидение спутники средства чего



Телефон телеграф радио телевидение спутники средства чего

Средства информации и связи

Жизнь людей невозможна без обмена знаниями, сведениями, новостями, то есть информацией.
В древности люди обменивались информацией при помощи гонцов, голубей, при помощи сигналов светом или звуком. Например, при приближении опасности звонили в колокол.
За последние 200 лет в жизнь людей шаг за шагом вошли телеграф, телефон, радио, телевидение, связь с помощью космических спутников и компьютерной сети — Интернета. Это современные средства связи, которыми многие умеют пользоваться. Нужно уметь писать и отсылать письма, а в срочных случаях отправлять телеграммы, звонить по телефону. Современные средства связи помогают каждому из нас, как бы далеко друг от друга мы ни находились.

С древних времен существовали способы передачи известий, важных и интересных для массы людей. В старину такие общественные известия громогласно объявляли глашатаи на площадях. С появлением современных средств транспорта и связи роль глашатаев на себя взяли средства массовой информации — газеты, журналы, радио, телевидение.

Придумайте условные знаки для передачи информации. Нарисуйте их на флажках. Расшифруйте информацию на флажках. Запишите её словами.

На первом флажке: Не звонить
На втором флажке: Посадить дерево


На первом флажке: Не ловите бабочек
На втором флажке: Солнечно, оденьте панаму

Представь, что ты посылаешь письмо другу. Оформи с помощью необходимых сведений почтовый конверт.

Запиши по памяти названия средств информации и связи. Проверь себя по учебнику.
Телефон, телеграф, почта, радио, телевидение, интернет, газеты, журналы

Источник

Конспект урока «Средства информации и связи»

Окружающий мир, 3 класс

Тема урока «Средства информации и связи»

Учитель – Науменко М.С.

1 этап – мотивация и актуализация.

— Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Начнём скорей урок.

— Какой раздел мы изучаем вот уже на протяжении нескольких уроков? ( Радость познания )

— Ребята. Посмотрите, какая работа предстоит нам на этом уроке.

— Я желаю вам успеха!

— Ребята, Вы любите отгадывать загадки? Я для вас приготовила много загадок.

— А к этому вопросу мы вернемся в конце урока.

2 этап – самоопределение к деятельности.

-Посмотрите на доску (газета, телевизор, радио, журнал, письмо, телеграмма, сотовый телефон, стационарный телефон) и скажите, для чего они нужны? (общаться друг с другом, передавать информацию).

— Как вы думаете, какая будет тема урока? Полное название нашей темы звучит так: Средства информации и связи. А какова цель урока? (изучать способы и средства передачи информации).

— У вас на столах лежат рабочие листы, откройте их и посмотрите определение средства связи.

— Вот – первая загадка:

1). Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный… ( спутник ).

— Молодцы, вот появился главный элемент схемы и главный источник сигналов (появляется на доске, дети приклеивают его на схему у себя на парте).

— Это – схема устройства спутниковой связи .

Самый первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года в нашей стране, которая называлась тогда СССР. Сейчас спутников много, они обеспечивают связь при помощи радиосигналов между жителями планеты, между компьютерами, автомобилями, кораблями и самолетами.

2). День и ночь стою на крыше.

Нет ушей, но я всё слышу.

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. ( Антенна ).

Найдите на схеме антенны .

Эти антенны и передают, и принимают информацию. Они бывают маленькие и большие.

— Вы слышали что-нибудь про ГЛОНАСС ? Это- средство связи, Глобальная навигационная спутниковая система (22 спутника, будет до 70), самый современный вид космической связи.

— В городе Королёв в ЦУПе (Центре управления полетами) космонавты – операторы связи и день, и ночь следят, чтобы в космосе все работало – и МКС (Международная космическая станция), и ГЛОНАСС, и другие спутники.

А антенна передаёт сигналы на спец. вышки приёма сигналов – 3) ретрансляторы , которые распределяют и передают сигналы к приёмникам- приемники: телевизор, компьютер, телефон, радио и.т.п.

4). Это- чудо-аппарат,

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг- за сотни километров. ( Телефон ).

— Помимо обычных телефонов- домашних, сотовых, появились космические телефоны, которые могут звонить прямо через спутник.

4). Что за чудо, что за ящик?

Сам- певец и сам- рассказчик,

И к тому же заодно

Демонстрирует кино. ( Телевизор ).

— Телевизор — это средство массовой информации.

5. Есть такая сеть на свете

Ею рыбу не поймать.

В нее входят даже дети,

Чтоб общаться иль играть.

И чего здесь только нет!

Как же сеть ту называют?

Читайте также:  Моющие средства для фармацевтического производства

Ну, конечно . Интернет.

1969 году в США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.
Она положила начало формированию всемирной компьютерной сети Интернет. Сеть Интернет дает пользователю неограниченные возможности как для общения с другими людьми, так и для получения любой интересующей его информации.)

— Как по-другому называют Интернет? (Всемирная паутина.)

— Посмотрите, как все части этой современной схемы связаны между собой.

— Сейчас вам предстоит работа в группах. Вы прочитаете про историю возникновения одного из приемников связи и расскажите нам. ( Работа в группах).

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

— Перенесёмся на 100 лет назад. Электричество уже было, но средства связи были иные.

— Как вы думаете, что это? Это – сигнал СОС терпящего бедствие корабля. Он передавался радистом при помощи телеграфа. Первый телеграфный аппарат придумал Павел Шиллинг, за ним — Сэмюэль Морзе в 1837 году, он же изобрел и специальную азбуку. Вместо букв алфавита передавались сигналы: длинные («тире») и короткие («точки»). Телеграф передавал сообщения на дальние расстояния.

— Попробуйте расшифровать это слово на «морзянке». Работа в парах.

— А теперь перенесемся на Машине времени на 400 лет назад. Во всем мире нет электричества.

— Как же люди общаются, передают известия?

— А вот о старинных средствах связи вы прочитаете самостоятельно. Учебник стр. 40. А по ходу чтения, вы будете заполнять таблицу.

— Если расстояние между собеседниками велико и силы голоса не хватало, люди передавали информацию, подавая сигналы, а также условные знаки. —

— Сейчас мы используем сигнализацию? (Да, светофор, звонок, ПДД. Ж/Д).

— Что вы знаете о передачи информации с помощью царских и княжеских гонцов?

— Какие недостатки были у старинных способов передачи информации, о которых мы говорили? (Длинный срок передачи, секретность информации не сохранялась, погодные условия могли помешать быстро доставить сообщения и т.д.)

— Гонцы долго доставляли письма, поэтому в России придумали более быструю почту , которая называлась ЯМСКАЯ ГОНЬБА . Ямская гоньба – это такая эстафета. Ям – почтовая станция. Гонцы стали ямщиками . К 1824 году для ямской гоньбы в России содержали 56 тысяч лошадей. Верстовые столбы через 40-50 верст от одной почтовой станции до другой. 1 верста равна примерно 1067м или 1 км 67м . На них цифра- сколько осталось верст до следующей почтовой станции — ЯМА . Например, расстояние от Санкт- Петербурга до Москвы , составляющее 562 версты (около 578 км), ямщик преодолевал за трое суток, рекорд — 36 часов.

— В других регионах России почту доставляли на: верблюдах, собаках, волах, оленях.

— В странах Европы почту доставляли дилижансы . Скорость ямской гоньбы значительно превосходила скорость европейских почтовых карет — дилижансов .

— Почта сохранилась до наших дней, только сейчас она иная.

(У меня в руках появляется голубь, у него на спине рюкзачок).

– Кто это? Что это за средство связи? ( Голубиная почта ).

— Как она работала? (Отвечают дети, я уточняю).

— Особенно хороша была такая почта во время войны. Почему? За что ценили и голубям памятники ставили? (За надежность). Но летают только в светлое время суток, ученые вывели породу, которая летает и ночью. Сейчас используется? ( Да, в целях конфиденциальности информации. Например, японские журналисты. ).

— У голубя в сумочке — голубеграмма, давайте прочтём. Это- опять какой-то шифр! Попробуем разгадать. («Через тернии – к звездам!»). Это – девиз космонавтов России.

Фраза пришла к нам из древнего Рима — Per aspera ad Astra. Терние – это Тёрн, терно́вник, или Сли́ва колю́чая. выражение «через тернии к звездам» — образное от преодоления пути, усыпанного колючками к высокой цели (звездам).

Это – и наш девиз! Вы справились со всеми заданиями. Учиться всегда сложно, но надо идти вперед по этому пути, к новым победам!

— Ребята. На улице осень и наш друг голубь не прочь бы подкрепиться.

Если вам урок понравился прикрепите красное зернышко

Если были трудности и кое-что не понятно, желтое зернышко.

Если урок совсем не понравился зеленое зернышко.

Я надеюсь этого зерна нашему голубю надолго хватит.

Урок к концу подходит,

Что нового сегодня

Нам удалось узнать.

Итог : к традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, к современным — телевидение, Интернет, сотовая и космическая связь.

Читайте также:  Какие есть народные средства от гипертонии

— А для чего вообще нужны почта, телефон, радио, телевидение, Интернет? (Для того, чтобы узнавать новости). Это – СМИ (Средства массовой информации).

Каждый день мы пользуемся средствами информации и связи. Почта, телеграф. телефон, радио, ТВ, Интернет, помогают людям в их жизни. Благодаря газетам, журналам, ТВ, живущими в разных краях

узнают о важнейших событиях и чувствуют связь друг с другом

Д/з – РТ с. 32, №2, 3 (заполнить конверт, узнать информацию из СМИ).

Источник

Средства передачи информации: история, факты

Развитие человечества никогда не происходило равномерно, были периоды застоя и технологических прорывов. Точно так же развивалась и история средств передачи информации. Интересные факты и открытия данной сферы в исторической последовательности представлены в этой статье. Невероятно, но то, без чего современное общество не представляет сегодня своего существования, человечество в начале ХХ века считало невозможным и фантастическим, а зачастую и абсурдным.

На заре развития

Начиная с самых древних времен и до нашей эры человечество активно использовало звук и свет как основные средства передачи информации, история их использования насчитывает тысячелетия. Помимо разнообразных звуков, с помощью которых наши древние предки предупреждали соплеменников об опасности или созывали их на охоту, свет также стал возможностью предавать важные сообщения на большие расстояния. Для этого использовали сигнальные костры, факелы, горящие копья, стрелы и другие приспособления. Вокруг селений сооружали сторожевые посты с сигнальным огнем, чтобы опасность не застала людей врасплох. Разнообразие информации, которую необходимо было передать, привело к использованию своего рода кодов и вспомогательных технических звуковых элементов, таких, как барабаны, свистки, гонги, рога животных и другие.

Использование кодов в море как прообраз телеграфа

Особое развитие кодировка получила при перемещении по воде. Когда человек впервые вышел в море, появились первые маяки. Древние греки при помощи определенных комбинаций из факелов передавали сообщения по буквам. Также в море применились различные по форме и цвету сигнальные флаги. Таким образом, появилось такое понятие, как семафор, когда с помощью особых положений флажков или фонарей можно было передавать разные сообщения. Это были первые попытки телеграфирования. Позднее появились ракеты. Несмотря на то что история развития средств передачи информации не стоит на месте, и от первобытных времен произошла невероятная эволюция, эти средства связи во многих странах и сферах жизни до сих пор не потеряли своего значения.

Первые способы хранения информации

Однако человечество волновали не только средства передачи информации. История ее хранения также восходит еще к началу времен. Примером этому служат наскальные рисунки в различных древних пещерах, ведь именно благодаря им можно судить о некоторых аспектах жизни людей в давние времена. Способы запоминания, записи и хранения информации развивались, и на смену рисункам в пещерах пришла клинопись, следом — иероглифы, и наконец письменность. Можно сказать, что с этого момента начинается история создания средств передачи информации в глобальном масштабе.

Изобретение письменности стало первой информационной революцией в истории человечества, ведь появилась возможность накапливать, распространять и передавать знания следующим поколениям. Письменность дала мощный толчок культурному и экономическому развитию тех цивилизаций, которые освоили ее раньше других. В XVI веке было изобретено книгопечатание, что стало новой волной информационной революции. Появилась возможность хранить информацию в больших объемах, и она стала доступнее, вследствие чего понятие «грамотность» стало более массовым. Это очень важный момент в истории общечеловеческой цивилизации, потому как книги становились достоянием не только одной страны, но и целого мира.

Почтовое сообщение

Почта как средство связи начала использоваться еще до изобретения письменности. Посланцы изначально передавали устные сообщения. Однако с появлением возможности написать сообщение этот вид связи стал еще более востребованным. Гонцы изначально были пешие, позднее – конные. В развитых древних цивилизациях была хорошо налаженная почтовая связь по принципу эстафеты. Первые почтовые службы возникли в Древнем Египте и Месопотамии. В основном они использовались в военных целях. Египетская почтовая система была одной из первых и высокоразвитых, именно египтяне впервые начали использовать почтовых голубей. В дальнейшем почта стала распространяться в другие цивилизации.

Развитие телеграфа

История развития средств связи вполне закономерно начинается с телеграфа. Первым вариантом телеграфирования, который придумали Демокрит и Клеоксен (древнегреческие философы), был факельный, о котором упоминалось выше. Однако он не прижился, а попытки изобретения принципиально новых видов телеграфирования предпринимали различные ученые с начала XVII века.

В 1793 году был изобретен оптический телеграф, который являлся принципиально новой концепцией, работающей не на основе света. Однако ему были необходимы новые способы передачи больших объемов информации. И только благодаря открытию электромагнитных волн появился такой вид дальней связи, как электрический телеграф. Позднее были изобретены электростатический и электрохимический приборы.

Читайте также:  Эффективные средства от геморроя 3 степени

Электромагнитный телеграф стрелочного типа появился в 1832 году благодаря трудам российского ученого П. Л. Шиллинга, а электромеханический был запатентован в 1840 году Сэмюэлом Морзе, который и изобрел специальный телеграфный код. В 1939 году Б. С. Якоби изобрел первый пишущий, а в 1850 году – первый буквопечатающий телеграфный аппарат.

Телефон как результат необычного эксперимента

Следом идет появление телефона как нового средства передачи информации. История его начинается с 1837 года, когда Ч. Пэйдж, американский ученый, сконструировал «ворчащую проволоку» – прообраз будущего телефона. Более приближенную версию создал в 1860 году школьный учитель физики из Германии Филипп Рейс. Но его аппарат мог передавать лишь искаженные отдельные звуки. На родине Рейса изобретение не оценили, и он уехал в Штаты, где был арестован по обвинению в шарлатанстве, потому как американцы были уверены в невозможности передачи голоса по проводам. А вот будущий создатель первого настоящего телефона А. Г. Белл, преподаватель в школе для глухонемых, ознакомился с работой Рейса. Он хотел на ее основе создать аппарат, который бы превращал звуки в световые сигналы, чтобы научить глухих детей говорить. В результате совершенно случайным образом он создал телефон и запатентовал его 14 февраля 1876 года. По утверждению самого Белла, он смог создать подобное устройство только потому, что совершенно не знал законов электротехники. «Трубка Белла» – прообраз привычного для нас аппарата – была создана в 1878 году.

Создание радио как средства передачи информации. История основ беспроводной связи

Американец Махлон Лумис в 1868 году представил первый прототип линии беспроводной связи, протяженность ее была около 22 км. Именно он считал возможность создания международной беспроводной связи реальной при условии, что человечество сможет научиться использовать электричество из атмосферы. Лумис говорил о радиоволнах, существование которых было подтверждено Генрихом Герцем только через 19 лет.

Идеи Лумиса были воплощены в жизнь А. С. Поповым, который и разработал первое в мире радио, представленное ученым умам Петербургского университета 25 апреля 1895 года (по старому стилю 7 мая). А 24 мая 1896 года произошла передача первой в мире текстовой радиограммы, состоявшей из двух слов «Генрих Герц». Это была дань Попова великому открытию немецкого ученого. Кстати, идею об использовании беспроводной связи на кораблях для передачи оперативных сообщений и сигналов бедствия предложил именно Попов.

Конец XIX века стал третьей мощной волной информационной революции, потому как появилась возможность передавать сведения на любые расстояния благодаря телеграфу, телефону и радио.

Телевидение и спутники

9 мая 1911 года русский ученый Б. Л. Розинг впервые продемонстрировал общественности изображение простых недвижимых фигур, представленное на экране кинескопа. Американец Чарльз Джекинс в 1923 году осуществил передачу движущегося изображения. Но это были примеры механического телевидения. Однако только в 1928 году изобретатели И. Ф. Белянский и Б. П. Грабовский провели опыт передачи движущегося изображения с помощью электронно-лучевой трубки, который считается моментом зарождения современного телевидения. Изобретение иконоскопа в 1931 году стало прорывом в достижении четкости изображения. С 1934 года немецкий телеканал DRF стал первым в истории, вещающим регулярно электронное телевидение. С 1936 года в Великобритании появился телеканал высокой четкости, а в 1938 году регулярное телевизионное вещание началось и в СССР.

С середины ХХ века история средств хранения, передачи и обработки информации получила новый гигантский виток. Идея спутниковой связи была выдвинута еще в 1945 году англичанином Артуром Кларком, а уже 4 октября 1957 года в СССР с помощью ракеты-носителя запустили первый искусственный спутник Земли. С этого момента началась космическая эра развития общества. Спутник стал первым космическим объектом, информация с которого принималась на Земле. Первый спутник был чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. В дальнейшем спутниковая система получила колоссальное развитие и стала использоваться для различных сфер деятельности человека: ретрансляции, телевидения, радионавигации и прочего.

Новейшая история средств передачи данных

Пейджинговая, сотовая связь, оптоволоконные линии связи – все это шаги на пути создания глобальной сети коммуникаций. Создание компьютеров было важным, но промежуточным этапом. Именно микропроцессорные системы совершили революцию в способах передачи информации. Цифровая коммуникация внесла те изменения, благодаря которым информация стала ключевым элементом современного общества. Сеть завоевала мир и стала неотъемлемой частью всех его сфер: политики, образования, искусства, промышленности. Географические рамки оказались размыты, ведь сеть мгновенно соединяет людей на противоположных полюсах планеты за считанные секунды. Это гигантский шаг в развитии средств передачи данных.

Источник