Меню

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков дошкольников



Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников

Фаина Куценко
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей.

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. В дошкольном возрасте дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникативная деятельность предполагает:

• Взаимообогащение детей новым опытом познания, формами взаимодействия.

• Овладение детьми разными видами деятельности.

• Установление эмоционального взаимодействия детей и взрослых.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять детям игровую деятельность и общение со сверстниками и взрослыми. Общение и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей.

У многих детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, бедный словарь, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать свою мысль, правильно ответить на вопросы, не могут правильно задать вопрос, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками, не могут вести сдержанно разговор с друзьями, вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

Умение общаться — это важнейшее условие для успешного социального и интеллектуального развития ребёнка. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная игра как театрализованная деятельность является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она так же даёт возможность для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

• Знакомство с окружающим миром.

• Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

• Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

• Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость и зрелищность присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, раскрепощению и повышению самооценки. С её помощью педагог побуждает ребёнка к высказыванию своих мыслей, своего отношения к увиденному. Дети учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых возможностей и способностей.

Виды театра. В традиционной педагогике выделяют следующие виды театра:

• Пальчиковый театр

• Настольный (театр картинок, игрушек, (фланелеграф)

Театр кукол би-ба-бо (перчаточные куклы)

Театр масок

Театр на палочках, прищепках

Читайте также:  Определи что это за художественное выразительное средство иносказательное изображение

Театр платочных и ростовых кукол

• Теневой театр

• Игры-драматизации и режиссерские игры.

Для организации театрализованных игр необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечит возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности. В нашем детском саду в группах оформлены театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Театральныезоны представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый театр, театр петрушек, эстрадный театр, театр картинок (фланелеграф, атрибуты и декорации (макеты деревьев и кустов, домики, цветы и т. д.).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

Самое главное – участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Источник

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных качеств личности дошкольника

Ольга Малюта
Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных качеств личности дошкольника

Театрализованная деятельность, как средство формирования коммуникативных

качеств личности дошкольника

Театрализованная деятельность в жизни ребёнка имеет огромное значение. Особенно это касается театрализованных игр. Театрализованные игры раскрывают большие возможности для развития творческих способностей детей. В процессе игр воспитывается дружелюбие, а значит сплачивает детей и развивается память, а также диалогическая речь. Помогают в этом воспитатели. Можно сказать, что театрализованная игра воспитывает добрые отношения друг к другу.

Основные требования к организации театрализованных игр

Театрализованная деятельность, как средство формирования коммуникативных качеств личности дошкольника

Театрализованная деятельность по возрастным группам

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности.

В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.

На что направлена театрализованная деятельность?

На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

На развитие фантазии;

На формирование волевых качеств;

На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Театрализованная игра:

Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

Совершенствует артикуляционный аппарат;

Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой):

Настольный театр.

Теневой театр.

Театр на фланелеграфе

Игры-драматизации с пальчиками.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

Инсценировки и спектакли

Различные виды театра

Пальчиковый театр

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и фланелеграф

Развивают творческие способности;

Содействуют эстетическому воспитанию;

Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Конусный, настольный театр

Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

Сопровождать движения пальцев речью;

Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр на перчатке

Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

Помогает справиться с переживаниями, страхами;

Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Театр ростовых кукол

В старшем дошкольном возрасте детям становятся доступными ростовые куклы

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Читайте также:  Дезинфицирующее средство спрей big

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР План работы по самообразованию: • Тема • Проблема • Этапы работы • Результат работы и формы его представления Этапы работы по самообразованию:.

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ ДОУ, корректирует или коренным образом.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Развитие речи детей дошкольного возраста одна из приоритетных задач в системе образования. Речь ребенка развивается постоянно — в быту,.

Консультация «Дизайн-деятельность, как средство развития творческой личности дошкольника» Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника» Подготовила: воспитатель МБДОУ «Лямбирский д/с № 3 комбинированного.

Игра как средство формирования творческой личности дошкольника МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГОРОДА ГУКОВО «Использование современных технологий при реализации образовательной области «Социально.

Среда как средство социализации личности дошкольника Развивающая среда-это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимого.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4»,структурное подразделение №1 Консультация Тема: «Театрализованная.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования интереса у дошкольников к ручному труду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62 комбинированного вида. Мастер- класс Тема:.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у дошкольников Слайд №1 Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные.

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольника Вдовенко Лариса Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 9 «Рябинушка» г. Кстово, Нижегородской области, Россия ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ.

Источник

«Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»
статья на тему

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности, а также использваоие в спектаклях различных видов театров, в том числе и нетрадиционных.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. «Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»

Согласно новым требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками определяется как важнейшее качество детей. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

Большое значение в развитии коммуникационных навыков оказывает театрализованная деятельность. В процессе театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура и диалогическая речь, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно и понятно изъясняться.

Известно, что речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач процесса образования является развитие речи. Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том, числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Театрализация занятий привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, театрализованных игр и т. д.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное — помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка. В дошкольный период у ребёнка активно развиваются все психические процессы : восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот период происходит формирование основных качеств личности.

Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях : подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.

Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Одним из самых эффективный средств развития и воспитания ребёнка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности детей в игре широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, а правильно поставленные вопросы во время игры заставляют ребёнка думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Во время театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй.

Театрализованные игры позволяют формировать опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка для дошкольников имеет нравственную направленность.

Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.

Совместная театрализовано-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны : ребёнок, педагог, мамы, папы, бабушки, дедушки и т. д. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения.

Основные требования к организации театрализованной игровой деятельности детей:

Театрализованная игра должна постоянно ежедневно включаться в повседневную жизнь ребенка. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети максимально активно участвовали в такой игре.

Вначале воспитатель сам проигрывает предполагаемый сюжет в ролях. Это может быть небольшая сказка, стихотворение, рассказ и т. д. Затем предлагается детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, ненавязчиво предлагается игра на этот сюжет. Очень интересно менять сюжеты. Например: лиса не съела колобка, козлята от волка спаслись и т. д. Дети с удовольствием и смекалкой придумывают сюжеты и проигрывают их.

Выбор постановки производится в соответствии с возрастными особенностями детей. Чем младше ребёнок, тем проще театрализация. Но в любом случае идеальными будут народные сказки и их сюжет.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, то и образно-эмоциональной стороны языка. Для развития выразительности речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания, взгляды. Он должен научиться выразительно и чётко разговаривать не только в обычной обстановке, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией

Важным условием успешности работы в данном направлении, является создание предметно –пространственной среды. В нашей группе созданы интересные виды театра. Театр на дисках сказки «Кто сказал, Мяу?» , «Три котенка» . Театр на прищепках «Теремок» , «Колобок» , «Заюшкина избушка» , «Рукавичка» , театр на ложках «Три поросенка» .Родителям на родительском собрании показан мастер класс по изготовлению театра на дисках.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и.

Театральная Мастерская. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

В самостоятельной музыкальной деятельности наши дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски. Они могут сами организо.

Отчет по теме самообразования.

Конспект НОД по музыкальному развитию»Путешествие по сказкам» для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных.

Сценарий педагогического совета.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс.

Источник