Меню

Свойства речи как средство передачи информации

Речь как средство воздействия и передачи информации в профессиональном общении

1.Характеристики речи
2.Использование вопросов в деловом общении
3.Техники активного слушания

Речь является главным, хотя и не единственным источником воздействия и передачи информации в профессиональном общении. Владение собственным голосом, его громкостью и интонацией, умение правильно управ- лять ритмом речи, искусство расстановки речевых пауз – существенно влияют на усвоение собеседником представляемой ему информации и предопределяют успешность воздействия на него. Владение техниками актив- ного слушания помогают поддерживать общение, а искусство использования вопросов – управлять вниманием и мышлением собеседника. Рассмотрим подробнее эти характеристики и психотехники.

Характеристики речи

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь мо- жет быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вя- лой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воз- действие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос – это средство, с помощью которого доносится сообщение до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступаю- щей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и пе- редачи информации. А можно использовать его как инструмент пытки, де- лая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уде- лять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров. Можно метафорично сказать, что голос человека – это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т. е. всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека: – неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение; – частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит!); – несоответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и пра- вильно использовать голос в процессе профессионального общения рас- смотрим следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говори- те (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервоз- ность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение степени ее понимания в два раза. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одной из особенностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять гром- кость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с по- вышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но в тоже время может создавать ощущение агрессивности. Высота голоса.

Высота голоса является важным элементом переда- чи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же со- стояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверен- ность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание кон- троля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции – грусть, жалость, нежные чувства – передаются плавной сменой интонаций в речи.

Читайте также:  Можно ли мыть чугунную сковороду моющими средствами

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи ин- тонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любо- пытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) – важный инструмент речи при уме- лом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руково- дителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится торопливой, сумбурной и менее понят- ной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молча- ния. Пауза перед кульминационным пунктом – это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед тем, как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи: – более медленного произнесения ключевых слов; – изменения громкости в момент их произнесения; – повышения или понижения интонации в процессе произношения слова; – выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

Использование вопросов в деловом общении

Использование вопросов позволяет или организовать конструктив- ную и эффективную коммуникацию, или разрушить психологический контакт. Процесс восприятия и мышления человека можно свести к по- следовательности задаваемых им себе вопросов и получаемых ответов. Человек на протяжении всего дня отвечает себе на вопросы о том, что он видит, слышит, чувствует, хочет, что он имеет, что ему предстоит сделать, почему с ним так поступают и т. п. При этом отношение человека к происходящему во многом определяется именно характером задаваемых им вопросов. Вопросы ведут к ответам, а ответы вызывают соответствующие чувства.

Умение в нужный момент задавать правильные вопросы является важным компонентом коммуникативной компетентности руководителя. Вовремя заданный уместный вопрос может активизировать внимание собеседника. При этом следует помнить, что в каждом вопросе заложены варианты возможных ответов, которые вы можете получить. Поэтому в про- фессиональном общении, если вы хотите получить нужный ответ, для на- чала необходимо правильно задать правильный вопрос.

Источник



Речь как способ передачи информации. Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е

Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обслуживание процесса коммуникации. Коммуникационный процесс это обмен информацией между людьми с помощью знаков, информационный аспект общения, а цель этого процесса — осознание и понимание передаваемой и получателем информации.

Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определить как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организованных фактов объективной действительности.

Каждая единица языка имеет определенное содержание и потенциально несет себе некоторый объем информации, который зависит от величины, характера и независимости данной единицы[vii]. Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая со­держание в информацию, становятся единицами речи. Информация единицы языка реализуется только в связном кон­тексте.

Рассмотрим особенности основной модели передачи информа­ции с точки зрения вербальной коммуникации. Информация сред­ствами языка начинается с экстралингвистических категорий и проходит стадии кодирования, отправления, возможных искажений, получения, декодирования, расширения, понимания, реализации, т.е. действия в соответствии с полученной информацией.

Источником информации в вербальной коммуникации, как правило, выступает говорящий или пишущий субъект (создатель со­общения).

Каналом информации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, письмо, а также технические средства распространения информации (печать, радио, телевидение, глобальные и ло­кальные компьютерные сети) и те условия, в которых осуществля­ется посылка сигналов. Каналы иногда подразделяют на средства массовой коммуникации и межличностные каналы.

Код в случае речевого общения — это сама речь. При этом ко­дирование определяется как перевод информации из внутримозгового кода в языковые единицы, а декодирование — как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной информации, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего как наиболее экономичное, быстрое и эффективное средство передачи сообщения.

Код при речепорождении можно также рассматривать и как средство зашифровки сообщения, т.е. средства сделать декодирование информации невозможным для тех, кто не располагает ключом к коду. В первом случай получатель знает коды и производит декодирование в определенной степени автоматизированно, что характеризует обычный язык. Во втором случае декодирование не может и не должно быть автоматизировано (например, язык художественной литера­туры, язык некоторых дипломатических сообщений).

Читайте также:  Что необходимо учитывать при работе с case средствами

Помехи и искажения приме­нительно к речевым каналам распространения информации иска­жения могут быть обусловлены собственно лингвистическими, экстралингвистическими или акустико-произносительными причи­нами (графическим обликом сообщения в письменной речи).

Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточен­ностью фразы (мысль в стадии оформления), чрезмерной услож­ненностью сообщения («заумь»), отсутствие разработанных кодов Для разных типов сообщения (например, запутанный дипломати­ческий документ, поэтическое произведение).

Экстралингвистические помехи и искажения обусловлены, как Правило, запасом знаний получателя сообщения, перегрузкой со­общения незнакомыми сигналами. Там, где привычки и взгляды людей сформированы и приняты за основу, где они составляют систему принципов, настойчивое утверждение новых норм или ценностей может встретить серьезное сопротивление (особенно, если новая информация противоречит уже имеющейся, воспринятой ранее). Защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответствует предрасположениям индивида, которая приемлема. Человек запоминает совпадающую с его предрасположениями информацию и не воспринимает то, что противоречит его взглядам, убеждениям.

К акустическим (графическим) помехам приводят дефекты речи, нечеткая дикция, невыразительность, слишком высокий и слишком низкий темп речи, неправильное синтагматическое членение, чрезмерная или недостаточная громкость, на письме — неправильная разбивка на абзацы, алогичная связь между членами высказывания.

Чтобы придать языку помехоустойчивость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Избыточность информации – это полное или частичное повторение сообщения, которое обычно сопровождает получение новых данных и служит лишь для проверки и корректировки наших представлений. В потоке речи избыточность увеличивает время общения, порой раздражаете, но вместе с тем она помогает уловить главное, оттенить существенное, приглушить второстепенно тем самым дать возможность сконцентрировать внимание на самой информации[viii].

Получатель информации (слушающий, читающий) ста­новится ключевым компонентом рассматриваемой модели на пос­ледних этапах передачи вербальной информации. Ради этого ком­понента и происходит коммуникация. Получателем может быть как индивид, так и группа индивидов, а также численно большие, рас­средоточенные массовые аудитории. Получатель принимает сиг­нал и осуществляет процесс декодирования, переводя речевой код во внутреннемыслительный. Далее, как правило, следует об­ратная связь — реакция получателя на сообщение источника.

Эффект, результат коммуникации зависит от всех ее звеньев и каждая из них играет свою особую роль[ix].

В реальном общении целью акта коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторый планируемый результат воздействия на собеседника. Воздействие может быть явным и весомым (когда отдается приказ или задается вопрос), не оно о осуществляется и в случае, когда реплика содержит просто сообщение.

Выделяют три основных типа результатов коммуникации:

1. изменения в знаниях получателя сообщения;

2. изменение установок получателя;

3. изменение поведения получателя.

Итак, вербальная коммуникация, используя в качестве знаковой системы человеческую речь, осуществляется в форме говорения, слушания, письма и чтения. При этом модель вербальной коммуникации имеет свои особенности, связанные с особенностями канала передачи информации, процессами кодирования и декодирования, спецификой помех и искажений, что влияет на результаты коммуникативного акта.

Источник

Речь как способ передачи информации

Важнейшей функцией речи является коммуникативная, т.е. обе живание процесса коммуникации. Коммуникационный проце можно рассматривать как обмен информацией между людьми, формационный аспект общения, а целью коммуникационного пр цесса считать осознание и понимание передаваемой и получаете информации.

В повседневной практике под информацией обычно понимая сведения, которые представляют определенный интерес для люд и которыми люди обмениваются в процессе общения. Понятие «I формация» трактуется учеными неоднозначно. Так, Н. Винер сал, что информация — это «обозначение содержания, получение из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и: способления к нему наших чувств» (Винер Н. Кибернетика. 1958). Другие представители кибернетического направления ча определяют информацию как меру организации, противополо ную энтропии1. И.Р. Гальперин считает, что информация сник неопределенность, неполноту сообщения какого-либо рода. По? тие информации оказывается тесно связанным с понятиями ак логии (ценность сообщения), психологии (новизна), математ (объем и количество), прагматики (использование информаг семиотики (знаки и символы, посредством которых передается (I формация). Нас будет интересовать использование информациных методов в лингвистическом аспекте коммуникации.

Информацию, содержащуюся в человеческой речи, можно определи как вербализованную передачу уже добытых, осмысленных и организо ных фактов объективной действительности.

В единице языка — предложении уже давно фигурируют понятия, как «данное» и «новое». Применительно к высказыва «новое» можно интерпретировать как информацию. Каждая ца языка имеет определенное содержание и потенциально нес себе некоторый объем информации. Последний зависит от ве ны, характера и независимости данной единицы. Условно мс принять, что содержание языковой единицы — это совокупи’признаков (основных и производных, ведущих и второстепен постоянных и переменных, закономерно проявляющихся и иных) понятия, выраженного данной единицей. Информативк языковой единицы — это мера содержания данной единицы в конкр реализации.

Не только слово, но и другие единицы языка, перерабатывая содержание в информацию, становятся единицами речи. В фактах языка информация выступает лишь в качестве потенциально возможных реализаций всего содержания единицы, причем при некоторых условиях содержание языковой единицы может быть расширено в связи с особенностями ее реализации в речи.

Читайте также:  Что помогает при температуре народные средства

Информация единицы языка реализуется только в связном контексте.

Источник

Речь как способ передачи информации

Виды речевой деятельности и их особенности.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

План

1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.

1. Речь как средство коммуникации: понятие, функции и структура.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы, опосредующей информационное взаимодействие и общение, человеческую речь, естественный звуковой язык[vi]. Речь является самым универсальным и важным средством коммуникации. По подсчетам ученых, человеческое общение на две трети состоит из речевого общения. К тому же при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации участниками коммуникативного процесса. Рассмотрим подробнее некоторые из этих вопросов.

Понятие (термин) «речь» используется в нескольких значениях.

1. Речь как особый вид человеческой деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавательной и т.д.) и вместе с тем составляет компонент всех других видов деятельности.

2. Речь как разновидность общения при помощи языка, которая происходит в звуковой, письменной либо иной форме Она характеризуется набором определенных лексических и грамматических средств и определяется условиями и целями коммуникации, в зависимости от которых выделяется деловая, официальная речь, поэтическая речь, профессиональная речь и др.

3. Виды синтаксического построения высказывания (косвенная прямая речь, отрывистая речь, чужая речь и др.).

4. Речь как результат речевой деятельности – текст, статья, сообщение, доклад и т.п.

Речь – это внешнее проявление языка. Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение.

Речь — это последовательность единиц языка, организованная и структурированная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. В отличие от языка речь можно оценивать как хорошую или плохую, ясную или непонятную, экспрессивную или невыразительную и т. д. Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для общения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т.п.

Функции речи (языка).

Каждое высказывание вы­полняет ту или иную функцию в процессе коммуникации (привле­чение внимания, установление контакта, передача информации и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объединены в более общие, которые и называют функциями речи. Обычно выделяют три основных и ряд частных функций.

К ос­новным функциям относят:

· коммуникативную или репрезентативную (репрезента­ция — представление; изображение, образ), которая является до­минирующей;

· апеллятивную (апелляция — призыв, обращение, т.е. воз­действие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении (Андрей! Иди сюда!);

· экспрессивную (экспрессия — выражение и выразитель­ность).

Среди частных функций выделяют:

· фатическую, осуществляющуюся посредством обмена ритуальными формулами, т.е. затрагивающую преимуществен область речевого этикета (Добрый день. Рад вас видетъ. – Взаимно. Как ваши дела?);

· метаязыковую, т.е. функцию толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом; таким образом, предметом речи становится сам код (Вы понимаете, что я имею в виду? Уточните, что вы понимаете под словом счастье?).

Кроме того, говорят о поэтической, эмотивной, волюнтативной и ряде других функций.

При этом вряд ли можно найти речевые сообщения, выполняющие только одну из этих функций. Различия между сообщениям заключаются не в монопольном проявлении какой-либо одной функции, а в их различной иерархии. Словесная структура сообщения зависит прежде всего от преобладающей функции.

Таким образом, система функций речи представляет иерархическую структуру. Чтобы выполнять свою основную функцию средства коммуникации, речь должна выполнять конкретные функции общения и сообщения. Для реализации последних необходимо оформить мысли, т.е. предполагается функция репрезентации (представления). Ее составными и подчиненными частями являются функции экспрессии и апелляции. Фактически функция репрезентации невозможна без обеих своих составляющих, но и они невозможны без нее. Таким образом, в процессе любого речевого акта реализуются и частные функции. При этом от того, какая функция преобладает в конкретном речевом сообщении, зависит характер воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.

3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% — неречевое взаимодействие – 53%.

Источник