Меню

Средство речевой выразительности что это такое



Что такое Средства выразительности

Средства выразительности — это тропы и фигуры речи, которые украшают речь, приносят выразительность, эмоциональность и яркость.

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит. (реклама «Хондроксид»)

Фигура речи Значение Пример
Аллегория Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
Гипербола Явное преувеличивание или приукрашивание действительности
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;
Ирония Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка
Лексический повтор Повтор слов или целых словосочетаний
Литота Сильное преуменьшение
  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
Метафора Два термина сравниваются в необычном смысле
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
Метонимия Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение Одушевление неодушевлённых предметов
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
Перифраз Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм Недобрая ирония, колкое выражение с юмором Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Но слушай: если я должна

Тебе. кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости. (А. С. Пушкин)

Средства выразительности в музыке

Главными средствами выразительности музыкальных композиторов являются:

  • лад (обычно мажор или минор);
  • динамика (громкость);
  • метр, ритм, темп (ритмическая мера);
  • регистры (диапазон музыкального инструмента);
  • тембр (окраска или характер звука);
  • штрихи (раздельные или связные: staccato, legato, non legato);
  • мелодия (главная музыкальная идея композитора);
  • гармония (изучение аккордов);
  • фактура (оформление многоголосия).

Средства выразительности графики

Художники используют уже свои приёмы:

  • фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
  • фон (цвет и тон поверхности);
  • линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
  • штрих (недлинные линии);
  • ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
  • пятно (квадрат, круг и др.);
  • светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).

Источник

Средства выразительности речи

Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.

Риторические фигуры — такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как

Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания «живых картин» и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.

Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рассмотрим каждый троп подробнее.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА

1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

3. Литота – худ-е преуменьшение :

Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:

4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

б) с учреждения на его обитателей:

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:

8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:

9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:

но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:

13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:

Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.

14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:

15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:

16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.

19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали

20. Архаизмы— слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.

В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического

21. Заимствования — Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:

3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:

4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:

10. Водные слова используются для того, чтобы выразить

11.Обращения— используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику

12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:

Источник

Какие бывают средства выразительности речи

Что такое выразительность речи

Выразительность речи — это то самое свойство русского языка, которое известно во всем мире. Благодаря своей красочности, поэтичности и обилию средств выразительности русский язык является одним из самых сложных для изучения, но вместе с тем и очень красивым.

Какие средства используются для ее увеличения

Для повышения выразительности речи в русском языке существуют следующие способы:

Виды средств, приемы и примеры предложений

Рассмотрим каждый вид более подробно. Эти знания необходимы всем школьникам для анализа литературных произведений.

Лексические средства выразительности

Лексические средства русский человек неосознанно использует наиболее часто. К ним относятся несколько категорий лексики:

  • тропы (специальные лексические приемы, которые изучаются в теории литературы);
  • архаизмы (слова, относящиеся к устаревшей лексике, например: ланиты, десница, велеречивый);
  • историзмы (лексика, имеющая отношение к конкретному периоду в истории государства или мира: забрало, пращ, бояре, вече);
  • фразеологизмы (идиомы, например: души не чаять, рукой подать);
  • диалектизмы (лексика, употребляемая на конкретной теории — часть страны, определенная область и т.п.: курень (дом), цибарка (ведро), кочет (петух);
  • жаргонизмы (лексика, используемая определенной социальной группой людей: кент (модный парень), точить (кушать), облом (неожиданно плохой результат);
  • неологизмы (новые слова, недавно вошедшие в состав русского языка: граффити, блогер, секьюрити).

Подробнее остановимся на тропах.

Литературным тропом называется такое выражение, в котором слово или словосочетание употреблено в непрямом (переносном) значении для достижения эффекта выразительности.

К основным наиболее часто встречающимся литературным тропам относятся:

  1. Аллегория. Абстрактное понятие, которое способствует раскрытию образа: «Ну, ты лиса!».
  2. Гипербола. Применяется для умышленного преувеличения: «Слезы текут ручьем».
  3. Литота. Литоту используют, наоборот, для преуменьшения: «Ты прям дюймовочка в этом платье!».
  4. Сравнение. Прием, который используется для сравнения одного предмета или явления с другим: глаза как звезды, ледяное озеро словно зеркало и т.п.
  5. Метафора. Более сложный прием сравнения, основанный на какой-либо аналогии, без использования сравнительных союзов: подошва горы, небесный купол, шепот волн и т.п.
  6. Метонимия. Данным термином называется умышленное сокращение слов в тексте с целью избежать тавтологии или сократить и так понятное. Например, книги Льва Толстого (книги, написанные Львом Толстым).
  7. Синекдоха. Так называется литературный прием, используемый для названия целого по какой-то одной его части: Потребитель выбирает качество (имеются в виду все потребители).
  8. Перифраз. Образный оборот, который используется вместо какого-либо слова: царь зверей (лев), автор «Героя нашего времени» (Лермонтов).
  9. Ирония. Выражение с противоположным смыслом, которое является скрытой насмешкой. Например, известное выражение Фаины Раевской: «Если больной хочет жить, врачи бессильны».
  10. Эпитет. Эпитетом называют образную характеристику предмета или явления за счет употребления яркого определения: кровавый закат, лазурный небосклон, жемчужный ручей и т.п.
  11. Олицетворение. Перенос свойств живых объектов на неживые: ветер спит, деревья шепчут, лес молчит и др.

Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности особенно нужны тогда, когда текст предназначен для чтения вслух.

Основными фонетическими средствами являются:

  1. Аллитерация (повторение одинаковых согласных звуков для усиления выразительности текста: «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона… (звук [з]).
  2. Ассонанс (повторение одинаковых гласных звуков: «Мело, мело по всей земле, во все пределы, свеча горела на столе, свеча горела» (звук [э]).
  3. Эффект звукозаписи, звукоподражания: «Как свистит могучий ветер! Ветер знает все на свете! Ураган, а может, бриз, бриз, слышен свист его — с-с-с, с-с-с! с-с-с, с-с-с!».

Синтаксические (стилистические фигуры речи)

Синтаксические конструкции также могут быть использованы для усиления выразительности речи.

К основным стилистическим фигурам речи относятся:

  1. Анафора. Повторение одного и того же слова в начале нескольких предложений. Примером использования этого приема могут служить строки Цветаевой: «Имя твое — птица в руке, имя твое — льдинка на языке. ».
  2. Антитеза или противопоставление. Чаще всего используются антонимы: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень. ».
  3. Градация. Расположение близких по значению слов в порядке их нарастания или ослабления. Например, в стихотворении Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет, как с белых яблонь дым».
  4. Инверсия. Прием нарушения привычного порядка слов в предложении. Например, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
  5. Лексический повтор. Намеренное повторение одного и того же слова для усиления эффекта: «Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака!».
  6. Многосоюзие. Умышленное повторение одного и того же союза: «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
  7. Оксюморон. Оксюмороном называется сочетание несочетаемых по смыслу слов, например, прием использован в названии романа Н. Гоголя «Мертвые души».
  8. Парцелляция. Прием деления фразы на отдельные части или даже слова: «На дворе осень. Поздняя».
  9. Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа (утвердительное по смыслу и вопросительное по форме утверждение). Например, «Кто из нас в детстве не рвал штанов?».
  10. Риторическое обращение. Обращение к какому-либо лицу или предмету, носящее условный характер. Например: «Потому что, как сердце, — земля навек одна у тебя, человек!».
  11. Синтаксический параллелизм. Одинаковое построение соседних предложений или фраз. Примером могут служить строки А. Ахматовой: «Не от того, что зеркало разбилось, не от того, что ветер выл в трубе, не от того, что в мысли о тебе уже чужое что-то просочилось, — не от того, совсем не от того я на пороге встретила его».
  12. Умолчание. Намеренный обрыв высказывания, как правило, спровоцированный взволнованностью речи и предполагающий, что читатели догадаются о несказанном. Например: «Жребий ваш… но к чему повторять то, что даже ребенку известно».
  13. Эллипсис. Пропуск слов в предложениях, легко восстанавливаемых из контекста. Примером могут служить строки К. Чуковского: «Я — за свечку, свечка — в печку. ».
  14. Эпифора. Эпифорой называют повтор слова в конце нескольких фраз или предложений: «Я всегда это знала, ты тоже знал, мы оба это знали. ».

Преимущества использования средств выразительности

Мы познакомились с основными средствами выразительности русского языка, которые, в основном, используется в художественном тексте. Осталось ответить на самый главный вопрос: для чего же они нужны?

  1. Чтобы сделать текст или речь яркой, красочной и эмоциональной.
  2. Чтобы придать устному или письменному тексту авторское своеобразие, донести читателям самые тонкие образы и мысли автора.
  3. Чтобы передать основную суть, квинтэссенцию текста.
  4. Чтобы показать свое отношение к описываемому предмету или явлению, обрисовать комичность или гротескность ситуации.
  5. Чтобы создать в сознании читателей красочные, детальные образы персонажей и происходящих событий.

Источник

Читайте также:  Болит голеностопный сустав как лечить народными средствами

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Фигура речи Значение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение в начале строк, предложений и др. Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин)
Антитеза Противопоставление слов или понятий ученье — свет, а неученье — тьма
Градация Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории Пришёл, увидел, победил
Именительный темы Отделение существительного в именительном падеже
  • Холодные и дикие просторы.
  • Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
Парцелляция Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Применяются для интенсификации выразительности
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать
Эллипсис Исключение одного из членов предложения
Эпифора Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)