Меню

Средство общения какая речь



Разновидности средств общения, их описание и функции

Средства общения — это поведенческие проявления, способствующие передаче информации оппоненту в ходе коммуникационного взаимодействия. Другими словами, это определенные приемы ее кодирования, преобразования и дешифровки.

Классификация средств общения делит их на два типа: вербальные и невербальные.

  1. Вербальные (языковые) — это речевые средства (устные или письменные). Название этого типа происходит от латинского «verbalis», что в переводе означает «словесный». Таким образом, к ним относятся слова и фразы.
  2. Невербальные (неязыковые) — неречевые средства. К невербальным средствам обычно относят мимику, жестикуляцию, пантомимику, проксемику, экстралингвистические (паузы, смех, шепот) и паралингвистические средства (высота, громкость голоса, интонация), визуальные контакты и пр.

Фактически, это те средства, которые наряду с вербальными передают смысловую информацию, то есть сопровождают речь. Они делятся на фонационные (тембр, темп речи, интонация и т.д.), кинесические (жесты, мимика, язык тела) и графические (почерк).

Основные средства

По своему содержанию общение бывает нескольких видов.

  • Когнитивное общение представляет собой обмен информацией или знаниями.
  • При материальном общении происходит обмен материальными объектами — продуктами, служащими средством удовлетворения потребностей оппонента.
  • Мотивационное общение способствует передаче побуждений, установок, готовности к определенным действиям.
  • Эмоциональное (кондиционное) общение подразумевает обмен эмоциями для достижения определенного состояния (физического или психического).

Язык как средство общения

Язык является основным средством человеческого общения. Посредством языка люди мыслят и выражают свои мысли, чувства, переживания, желания, передают их другим, а также получают определенную информацию из внешнего мира.

Язык тесно связан с жизнью общества и народным сознанием — он хранит культурные ценности общества, в котором на нем говорят. Существование социума без языка невозможно, так же, как и существование языка вне социума. По мере того, как меняется общественная жизнь, меняется и состояние языка. Таким образом, язык служит еще и средством передачи знаний, опыта от одного поколения к другому.

Разновидности

Существует две разновидности употребления языка:

  1. Под литературным понимается язык, который употребляется в средствах массовой информации, публицистике. Его особенностями являются унифицированность (единообразная система, форма бытования), нормированность и общеобязательность правил (грамматических, фонологических и пр.).
  2. Разговорный язык, как правило, используется в повседневной коммуникации. В нем отсутствуют строгие нормы и правила, однако, несмотря на это, разговорный язык может влиять на литературный, создавая новые нормы (когда определенный вариант становится общеупотребительным). Один из главных его критериев — понятность для широких народных масс.

Таким образом, главное различие этих разновидностей состоит в том, что первый подчиняется языковым нормам, а второй ориентируется на доступность, понятность, ввиду чего может игнорировать правила.

Иногда выделяют также язык художественной литературы, в которой может быть представлена как литературная, так и разговорная речь (в зависимости от жанра, направления, сюжета, персонажей и т.д.).

Речь как средство общения

Речь наряду с языком является одним из основных средств, способов общения. Она является и источником информации, и методом воздействия на собеседника. Ее главное отличие от языка состоит в том, что речь представляет собой совокупность звуков (или лексем на письме), эквивалентную по значению соответствующей им системе знаков. Язык един, универсален для всех, тогда как речь индивидуальна, зависит от конкретного человека или группы людей, объединенных социальной средой, местом проживания, профессией и пр.

Речь подразделяется на два вида:

  1. Внутренняя речь происходит внутри, то есть в процессе мышления. Внутренняя речь является начальной точкой речевого высказывания (оно сначала формируется в голове). Таким образом, она используется и во время диалога, несмотря на то, что является беззвучной, скрытой от собеседника.
  2. Внешняя речь, соответственно, транслируется во внешнюю среду — устным или письменным образом. Для нее не обязателен диалог (внешняя речь может быть и монологической — речь оратора, лектора и т.д.).

Вспомогательные средства общения

Вспомогательные (дополнительные) средства общения подчеркивают (или скрывают) особенности пола, возраста, расы. Средствами их преобразования являются одежда, прическа, макияж, аксессуары, татуировки, борода и усы, предметы, находящиеся в руках. Они могут использоваться как намеренно, так и неосознанно, и являются проявлением человеческой психологии.

Примеры использования средств общения в повседневной жизни

Повседневную жизнь невозможно представить без общения. Мы каждый день обращаемся к устной или письменной речи для передачи информации, эмоций и т.д. Кроме вербальных средств мы постоянно используем невербальные: например, киваем, чтобы выразить согласие, машем рукой в знак приветствия.

В письменной речи помимо непосредственно текста мы также пользуемся знаками, которые способны передать наше эмоциональное состояние: смайлами (эмодзи) или графическими картинками.

Определенную информацию мы транслируем и с помощью внешнего вида. К примеру, приходя на собеседование, мы скорее всего выберем нейтральную одежду и макияж, а для праздника подберем более яркие предметы гардероба и косметики. Это все — средства общения, к которым мы неосознанно прибегаем в различных жизненных ситуациях.

Читайте также:  Средство для мытья посуды zero с содой

Источник

Речевые средства общения

Психология общения

Психология общения — раздел, который посвящен одной из самых важных сфер нашей жизни. Мы люди — социальные существа. Социальные контакты между людьми представлены деятельностью и общением.

Между общением и деятельностью как видами человеческой активности, существуют различия. Результатом деятельности является создание какого-либо материального или идеального продукта. Результатом же общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность и общение, несмотря на их различия, являются взаимосвязанными сторонами социальной активности человека. Деятельность не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного общения. Общение же представляет собой специфический вид человеческой деятельности. В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как формы социальной активности выступают в единстве, но в определенной ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.

Источником потребности в общении является коллективная, социальная природа человека, свойственная ему потребность не только к индивидуальной, но и к совместной деятельности.

Признается, что одной из национальных особенностей русских людей является как раз высокий уровень развития у них этого качества. Русские мыслители называли егообщинностью, соборностью, дружинностью, братством (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров и др.). Именно эта национальная черта русского духа помогала России устоять в самые трагические моменты ее истории. В этом духе коллективизма видели деятели русской культуры одно из главных отличий русского самосознания от западной культуры, основой которой является дух индивидуализма. Конечно, на рубеже XX-XXI вв., в годы постсоветских реформ, эта особенность русской духовности значительно ослабла, хотя, по-видимому, и не исчезла совсем.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностям совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) – побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.3. Ориентировка в личности собеседника.4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе(обычно бессознательно), что именно скажет.5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретныесредства, фразы,которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контрольэффективности общения на основе установления обратной связи.7. Корректировка направления, стиля, методов общения.Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют “социальным интеллектом”, “коммуникативной компетентностью”, “коммуникабельностью”.

Содержание общения — это та информация, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Хотя человеческое общение многопредметно и носит самый разнообразный характер, по своему содержанию оно может быть представлено как:

  • материальное — обмен продуктами и предметами деятельности;
  • когнитивное — обмен знаниями;
  • деятельное — обмен действиями, операциями, умениями;
  • кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями;
  • мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — этото, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения могут быть самыми разнообразными.

Цель общения может заключаться в нем самом, тогдаобщение выступает самоцелью, средством удовлетворения потребности в общении.

Цель общения может находиться вне самого взаимодействия субъектов, тогда мы имеем дело сделовым общением, служащим способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Целью общения может выступать и приобщение партнеров по общению к ценностям и опыту друг друга, как это представлено в личностном общении, которое сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека.

Три стороны общения:

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной.

1. Перцептивная. Восприятие общающимися друг друга.

2. Коммуникативная. Обмен информацией.

3. Интерактивная. Взаимодействие общающихся и обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения.

Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информации в человеческом общении имеет свою специфику:

  • во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства);
  • во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
Читайте также:  Что считается средством измерения

Регуляционно-коммуникативная(интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Средства общения подразделяются на вербальные (словесные), представленные речью, и невербальные (несловесные), представленные жестами, мимикой, звучанием голоса, взглядом, прикосновениями.

К средствам общения относятся:

— язык – система слов, выражений, правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения разы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов.

— интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе. Она является способом выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается.

— мимика, позы, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

— расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику. Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Дети и люди пожилого возраста держатся ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди и люди средних лет предпочитают более отдаленное положение.

Речевые средства общения.

Темп и громкость речи. Очень важно при общении обращать на это внимание. Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии, а с другой стороны – о высокомерии. Быстро говорят люди, когда они взволнованы чем-то, когда хотят в чем-то убедить собеседника.

Сбивчивая, прерывистая речь как правило указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Когда люди говорят на трудные для себя темы, они чаще запинаются, неправильно строят фразы. Слушатели, однако, не всегда делают поправку на волнение говорящего. Чем больше в речи запинок, тем более некомпетентным кажется слушателям ее обладатель. Иногда людям кажется, что собеседник сбивается в своей речи, потому что настроен их обмануть. Если же человек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит, он больше ориентирован на себя. Умение держать паузу порой незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.

Обычно окружающим кажется, что, если человек громко говорит, значит, он уверен в себе, в своей позиции. Вместе с тем сама по себе громкость голоса не является эффективным средством воздействия на людей. Наиболее эффективной является тактика постоянного изменения громкости голоса. Сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо больше внимания, чем даже крик.

Форма изложения. В речевом общении важна форма изложения своих мыслей. Здесь можно отметить правильность речи, ясность, логичность, простоту и в то же время богатство, живость. Личное самообладание, уверенность, умение выходить из неожиданно сложившейся ситуации позитивно воспринимаются слушателями. Слушателям импонирует, когда говорящий не суетится, а четко, эмоционально проговаривает фразы, не скрывая при этом своих убеждений, подчеркивая уверенность в правильности своих аргументов.

Коммуникативная компетентность. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. ”Коммуникация” в переводе с латыни означает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается ваимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Источник

Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»

елена рябчун
Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»

Консультация для родителей: «Речь, как средство общения. Этапы развития»

В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Известно, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.

На первом этапе ребенок еще понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складывается условия, обеспечивающие владение речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Читайте также:  Mr muscle средство для мытья стекол утренняя роса эконом 500 мл

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играет коммуникативного фактора. Межиндивидуальная функция речи (т. е. средство общения между людьми) не только генетически исходная /, но и основополагающая в становлении речи. Ребёнок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Наблюдения показывают, что одно из первых и наиболее разительных проявлений госпитализма – задержка или полное отсутствие речевого развития — это следствие дефицита общения. Первая и самая настойчивая рекомендация педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Значит коммуникативный фактор – это решающее условие появления и развития у детей речи на всех трех этапах ее становления (в довербальнвый период, в момент возникновения речи и в дальнейшем ее развитии).

Становление и развитие речи в ее коммуникативной функции в свете концепции о генезисе общенияпредполагает две особенности в подходе к проблеме возникновения речи у детей: особенности понимания самого общения и представления о связи речи с общением.

Общения рассматривается как коммуникативная деятельность и речь – как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.

Потребность в общении выстраивается, как необходимость общаться в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач и изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым.

Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослыми.

— диалог с такими детьми распадается, превращается в формальную вопросно-ответную беседу;

-при общении друг с другом преобладает активность одного из партнеров.

Нарушение коммуникативной деятельности детей с ОНР затрагивает все компоненты общения, и проявляются в снижении речевой активности и потребности в общении, в незаинтересованности детей в контакте, нежелании общаться вербальными средствами. Общение детей с речевыми нарушениями изобилует конфликтами, вызванными отсутствием ориентации на партнера, игнорированием его интересов в ходе беседы.

Следовательно, такие дети испытывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении со сверстниками и окружающими.

Существует много игр и упражнения для детей с затруднениями в общении.Вот некоторые из них:

«Узнай друга» — игра проводится среди детей или между родителями и детьми. Участнику завязывают глаза, он должен узнать с помощью рук, ощупываю волосы и т. п.

«Комплименты» — сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то повалить.Ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно!»

«Положения ко дню рождения» — дети стоят по кругу и по очереди говорят поздравления и пожелания имениннику.

«Бывает – не бывает»— педагог показывает картину и придумывает небылицу: лошадь летает, дети доказывают,что так не бывает: лошадь не летает, у неё нет крыльев.

«Угадай, кто это»— педагог или ребенок описывает кого-нибудь из детей : внешность, одежду, характер, склонности к тем или иным занятиям. Дети угадывают, о ком идет речь.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.

Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.

Источник