Меню

Средства цифровых технологий в образовании что это



Использование цифровых технологий в школьном образовании
методическая разработка

В данной методической разработке описаны наиболее часто применяемые в образовательном процессе основной и старшей школы цифровые технологии.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_tsifrovyh_tehnologiy_v_shkolnom_obrazovanii.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование цифровых технологий в школьном образовании.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать. Цифровые технологии позволяю т совершать множество разноплановых задач за кратчайшие промежутки времени. Именно быстродействие и универсальность сделали IT — технологии столь востребованными .

Цифровая школа – это особый вид образовательного учреждения, которое осознанно и эффективно использует цифровое оборудование, программное обеспечение в образовательном процессе и тем самым повышает конкурентную способность каждого ученика. Цифровые школы нельзя рассматривать как необычное и тем более новое явление, поскольку информационные технологии активно находят применение в школах. Школы, которые переходят на цифровые технологии обучения, кардинально отличаются по техническому и информационному оснащению, подготовленности педагогов к работе в новых условиях, уровню управления образовательной средой. Методически «цифровая школа» опирается на новые образовательные стандарты, используя компетентностный многоуровневый подход. Что же представляют собой цифровые технологии?

Цифровые технологии сегодня

— это инструмент эффективной доставки информации и знаний до обучающихся;

— это инструмент создания учебных материалов;

— это инструмент эффективного способа преподавания;

— это средство построения новой образовательной среды: развивающей и технологичной.

Современные цифровые технологии – это:

— Технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика.

— Технология «Виртуальная реальность».

— Технология «Панорамных изображений».

— Технология «3D моделирование».

— Технология «Образовательная робототехника».

— Технология МСИ (использования малых средств информатизации).

— Мультимедийный учебный контент.

— Интерактивный электронный контент.

Образовательные стандарты ориентируют нас на перестройку организации учебного процесса. В наибольшей степени это касается экспериментальной деятельности учителя и обучающихся. Почему? Все дело в том, что обучающиеся должны освоить не только конкретные практические умения, но и общеучебные умения: необходимо так организовать учебный процесс, чтобы был освоен метод естественнонаучного познания. Технология совместных исследований учителя и обучающихся, безусловно, реализует проблемно — поисковый подход в обучении и обеспечивает реализацию известного цикла научного познания: факты – модель – следствие – эксперимент факты.

В начале учитель организует наблюдения и ставит демонстрационные опыты, получает факты, на основе которых совместно с обучающимися делаются выводы по тому или иному явлению. Отталкиваясь от полученных фактов, учитель и обучающиеся пытаются объяснить наблюдаемые явления и выявить закономерности (для чего выдвигаются гипотезы), вывести следствия, установить причины. После этого обучающиеся и учитель продумывают, какие проверочные эксперименты можно поставить, каковы будут их идеи и цели, как их осуществить. Учащиеся реализуют задуманное в самостоятельном лабораторном эксперименте, результаты которого (новые факты) сравнивают с теоретическими предсказаниями и делают выводы. Данная технология позволяет:

1) познакомить обучающихся с процессом познания;

2) вооружить элементами знаний общего подхода, что важно для

дальнейшего обучения и жизни;

3) вовлечь обучающихся в разнообразные учебные действия: и

практические, и мыслительные, обеспечивая тем самым широкий спектр познавательной деятельности, их психологическое развитие и самостоятельность.

Основным методом при обучении робототехники является организация образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные задачи, а педагог сопровождает деятельность обучающегося. Занятия с использованием робототехники создают возможность организовать учебный процесс на основе системно — деятельностного подхода, что и требуют сегодня новые образовательные стандарты.

Технология «Малые средства информатизации» – это технологии, позволяющие обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого обучающегося с информационными технологиями, где регулярное применение компьютеров недостижимо. На применение технологии МСИ ориентированы стандарты, учебные программы и учебники.

Виды малых форм информатизации: графические калькуляторы; электронные словари; различные средства интерактивного опроса и контроля качества знаний. Малые средства информатизации позволяют: значительно повысить качество и эффективность учебного процесса; более полно выполнить образовательный стандарт, особенно в области повышения практической направленности обучения; обеспечить более высокий балл на ЕГЭ по физике, химии, математике за счет применения разрешенного технического средства и умения ими пользоваться. Преимущества малых форм информатизации:

— использование МСИ непосредственно в процессе освоения предметных знаний на основе — дидактического диалога учителя и ученика;

В практике работы педагогов используются такие технологии, как интерактивный электронный контент и мультимедийный учебный контент. Интерактивный электронный контент – это контент, обладающий возможностями установления различных форм интерактивного взаимодействия пользователя с электронным образовательным контентом: манипулирование экранными объектами, линейная навигация, обратная связь, конструктивное взаимодействие, рефлексивное взаимодействие, имитационное моделирование и т.д. Мультимедийный учебный контент – это контент, представляющий
собой синтез различных видов информации (текстовой, графической, анимационной, звуковой и видео), при котором возможны различные способы ее структурирования, интегрирования и представления.

«…Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться…» (из требований Федерального государственного образовательного стандарта).

Данный комплекс включает: полноэкранные иллюстрации с текстовыми подписями, комментариями, формулами; интерактивные 3Dмодели, которые можно вращать, выбирая требуемое положение; анимации, иллюстрирующие различные явления и изучаемые процессы; интерактивные таблицы величин и параметров; интерактивные модели явлений, экспериментов; интерактивный задачник. Преимущества комплекса: материалы пособий соответствуют как базовому, так и углубленному уровням подготовки обучающихся; могут быть использованы при работе с любым учебником, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ и включенным в Федеральный перечень учебников; совместимы и одинаково высокоэффективны с любой операционной системой, установленной на пользовательском компьютере (Windows, Mas OSX, Linux); формируют систему интерактивного обучения при активном взаимодействии с различными цифровыми образовательными ресурсами. не требует специального обучения для преподавателя.

«Цифровая школа» – это масштабный проект комплексного внедрения ИКТ в образовательную среду учреждения, который позволяет наращивать функциональность и объем образовательного контента в условиях непрерывного совершенствования программно — аппаратных средств.

1. Асташева Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник ЮУрГу Серия «Экономика и менеджмент». 2014. Т. 8. N 1.

2. Войскунский А. Е. Психологические исследования деятельности

человека в интернете // Информационное общество. 2005. N 1.

3. Гаврилюк В. В., Трикоз Н. А. Динамика ценностных ориентаций в

период социальной трансформации // Социологические исследования. 2002.N 1

4. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография /

Источник

Цифровые технологии в образовательном процессе
учебно-методический материал

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Скачать:

Вложение Размер
tsifrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx 981.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.

Посудите сами: планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних учеников. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудио приложений — это уже не новинка. Цифровые технологии-основа образования 21 века.

Каждый современный учитель понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем.

Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения .

Уроки географии–это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Чаще всего я использую презентации . Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.

Анимации и иллюстрации , например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления природы. Также эти ресурсы можно использовать для организации работы (составить рассказ на основе картинки).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы , схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

— Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

— Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, понятия)

— Контроль над умениями, навыками учащихся

— Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:

Этап урока. Назначение в образовательной практике

Текстовые материалы в цифровом формате

Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля.

Иллюстрации и видеофильмы

На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу.

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:

— при объяснении нового материала;

— при контроле знаний, умений и навыков.

Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

— позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

— способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

— позволяют индивидуализировать процесс обучения;

— повышают интерес к урокам;

— активизируют познавательную деятельность учащихся;

— развивают творческий потенциал учащихся;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий. В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра.

Уроки с использованием ИКТ технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ.

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ.

Материал конференции «Инновации для образования».

Современному учителю приходится не только обучать детей, но и постоянно учиться самому, ведь скорость появления новых цифровых технологий огромна. А умение пользоваться техническим.

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых .

Источник

Разбор: 12 типов цифровых инструментов для школы

Получайте новости почтой:

В исследовании о том, как учителя используют цифровые инструменты, онлайн-медиа Common Sense разработало классификацию из 12 типов образовательных технологий. Разбираемся, что входит в каждый из них и как помогает учебному процессу.

1. LMS

Электронные учебные системы позволяют дистанционно давать и проверять задания, делиться материалами курса, комментировать работы учеников. В университетских LMS студенты могут записываться на курсы, участвовать в конкурсах научных работ и подавать заявки на дополнительные стипендии.

Самые популярные LMS: Google Classroom, Canvas — система управления обучением для школ и университетов, Moodle — веб-приложение для создания сайтов онлайн-обучения.

2. Видеосервисы

Согласно исследованию Common Sense, видео — король школьного эдтеха. Практически 60% учителей показывают во время урока ролики на YouTube или специальной образовательной платформе SchoolTube, отрывки из фильмов на Netflix или любых других доступных платформах.
Полгода назад YouTube объявил, что запустит специальный канал с обучающими видео и поддержит авторов образовательного контента.

3. Планы уроков

Сайты с планами уроков и другими материалами для учителей выручают, когда на подготовку урока не хватает времени или вдохновения. Мы собрали 6 сайтов для работы с планами уроков.

4. Социальные медиа

ВКонтакте, Twitter, Facebook и другие социальные медиа не только позволяют общаться с учениками и родителями в менее формальной атмосфере — это еще и очень удобный инструмент управления классом. Можно создать отдельную группу для каждого класса и скидывать туда домашние задания, в два клика устраивать голосование за дату экскурсии, вести микроблог для родителей и, что уж там, — узнать, где на самом деле был Вася, пока отсутствовал «по семейным обстоятельствам».

Подробные советы по применению социальных сетей в образовании можно найти в нашем путеводителе.

5. Дополнительные задачки

На платформах онлайн-обучения вроде Khan Academy, IXL или Kahoot! можно найти множество задач в игровой форме по самым разным предметам.

6. Документы и презентации

Стандартный пакет Microsoft Office, безусловно, наше всё, но куда полезнее облачные хранилища и виртуальные документы. Яндекс.Диск, Dropbox и прочие сервисы позволяют совместно редактировать документы, оставлять комментарии, быстро отправлять файлы и иметь к ним доступ с любого устройства. Год назад Google запустил бесплатный сервис для преподавания Google Course Kit. Он позволяет использовать инструменты Google: документы, презентации, таблицы — для работы с LMS.

Такие сервисы, как Canva, помогают делать красивые презентации по шаблонам. Больше ресурсов для создания презентаций и инфографики можно найти здесь.

Опросы в реальном времени вносят в урок разнообразие и помогают удержать внимание аудитории.

7 Инструменты для цифрового творчества

Такие программы как iMovie или Photoshop позволяют дать ученикам задание, которое по-настоящему их увлечет, и получить совершенно неожиданные творческие результаты. А многочисленные платформы для программирования в Scratch учат ребят создавать игры и мультфильмы.

8. Цифровые игры

Какие только игры не использует современная педагогика. В Екатеринбургской гимназии дети на уроке играют в машинное обучение с помощью симулятора While True: learn (). Одна из вселенных Minecraft сопровождается планами уроков и полностью встраивается в учебную программу.

Лучше понять, как видеоигры влияют на способности мозга, помогут исследования об играх в образовании.

9. Вспомогательные технологии

10. Инструменты для общения и создания портфолио

На платформе ClassDojo можно общаться с классом, отправлять родителям отчеты об успехах и поведении детей и формировать школьное сообщество. А дети могут собирать портфолио своих проектов и достижений.

11. Инструменты для здоровья и самочувствия

GoNoodle и Mind Yeti — приложения для того, чтобы следить за состоянием класса и вовремя давать детям физическую активность. Подобные инструменты не пользуются популярностью — согласно опросу Common Sense, их использует всего четверть учителей.

12. Открытые образовательные ресурсы

Открытые образовательные ресурсы (OER) использует ровно половина учителей. Это лучший способ сэкономить на покупке учебников. А студенты, которые учатся по бесплатным материалам, зачастую превосходят тех, кто использует бумажные учебники. Мы собрали самые большие онлайн-библиотеки OER и полезные материалы об их применении.

Как построить цифровую образовательную среду — читайте в нашем материале.

Источник

Читайте также:  Как избавится от боли в пояснице народные средства