Меню

Средства массовой информации как социальный институт кратко



4. СМИ как социальный институт

4. СМИ как социальный институт

История развития масс-медиа – это не только история технических инноваций, ибо их становление связано и с грандиозными социальными инновациями.

СМИ, или масс-медиа, представляют собой относительно новый социальный институт, функция которого заключается в производстве и распространении знаний в самом широком смысле слова. Так, одно из наиболее часто цитируемых определений, принадлежащих М. Яновицу, гласит: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют технологические средства (прессу, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории» [Janowitz M., 1968. P. 52]. По мнению Джона Томпсона, «массовая коммуникация представляет собой институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации» [Tompson J. B., 1990. P. 219].

Общие характеристики СМИ как социального института даны в работах Д. Баррата [Barrat D., 1986], О. Бойда-Барреля и П. Брема [Boyd-Barrel O., Braham P. P., 1987]. Представляется, что наиболее значимые характеристики этого сравнительно нового института таковы:

1) как и большинство современных институтов, масс-медиа представляют собой институционально-организационное единство, совмещая характеристики института и их организационное оформление;

2) выполняют особую, только ему присущую функцию создания информационного аналога общества путем создания определенной картины мира, а также освещения функционирования других социальных институтов;

3) выступая как рупор общественного мнения, институт массовой коммуникации в силу своего мобилизационного потенциала – способности воздействовать на большие группы людей – играет особую роль в современном политическом процессе.

Этапы развития масс-медиа теснейшим образом связаны с изменениями социума.

Так, возникновение первых газет[1] в XVIII в. самым непосредственным образом связано с выходом на политическую арену нового класса – буржуазии, для которой они стали средством реализации экономических, политических и культурных целей (именно тогда возникает метафора «четвертая власть», фиксирующая их огромное значение в обществе, авторство которой приписывается как английскому романисту Г. Филдингу, так и политическому философу Э. Бёрку). Впоследствии СМИ стали едва ли не основным инструментом экономических и политических взаимодействий и конфликтов, необходимой предпосылкой становления либеральной экономики и конституционной демократии, так же, впрочем, как и бюрократических экономик, авторитарных и тоталитарных политических режимов. Развитие СМИ шло в ногу с прогрессом в социальной и культурной организации. Урбанизация, подъем жизненных стандартов и увеличение свободного времени, становление современной бюрократии и другие глобальные социокультурные процессы были бы невозможны в отсутствие масс-медиа, которые являются не только одним из символов современного мира, но и весьма активным катализатором всех общественных изменений.

Поэтому история исследований медиа – хороший информационный повод проследить становление предмета изучения и те изменения в теоретических подходах к его рассмотрению, которые, собственно, и составляют основу понимания этой сложной материи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Литературные премии как социальный институт. Абрам Рейтблат, Борис Дубин о премиях дореволюционной России

Литературные премии как социальный институт.Абрам Рейтблат, Борис Дубин о премиях дореволюционной России Премии — давний и влиятельный институт литературной жизни. В крупнейших странах Запада, где число такого рода наград чрезвычайно велико и имеет тенденцию к росту

Институт Склифосовского

Институт Склифосовского Московский научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови имени Н. В. Скли-фосовского, организованный в 1923 г. на базе странноприимного дома и Шереметевской больницы.Николай Васильевич Склифосовский(1836–1904)русский хирург. В

Склифосовского институт

Склифосовского институт см. Институт Склифосовского.

Институт гениальности

Институт гениальности Одним из самых, пожалуй, фантастических воплощений идеи психогигиены стал проект института гениальности. Ее автор, Григорий (Гирш) Владимирович Сегалин (1878–1960), уже знаком нам по журналу «Клинический архив гениальности и одаренности», который он

Институт Ближнего Востока

Предисловие президента Института Ближнего Востока Предлагаемая вниманию читателя книга известного израильского ученого д-ра Владимира (Велвла) Чернина, одного из последних в мире поэтов, пишущих на языке идиш, и общественного деятеля, прошедшего путь от неформальных

Институт тотальных поставок

Институт тотальных поставок 1. Платон и МагриттВ «Очерке о даре»167 Марсель Мосс определяет «потлач» как «институт тотальных поставок агонистического типа». По его словам, архаические дары и подношения – «проводники своей маны, магической, религиозной и духовной силы».

§ 4. Художественный музей как институт культуры

§ 4. Художественный музей как институт культуры Общие контуры художественной политики и практики музея зависят от уровня автономии, который имеется у художественной культуры в государстве. На одном конце шкалы автономии – полная подчиненность художественной культуры

Читайте также:  Подготовка презентационных материалов по теме средства индивидуальной защиты в чс противогазы вмп

Источник

3.6. Средства массовой информации как социальный институт

Понятие масс-медиа, их институциональная структура. Средства массовой информации (коммуникации) наверное, самый молодой из описываемых социальных институтов, но в тоже время один из самых дифференцированных, сильных и влиятельных. Под средствами массовой информации (часто используется английский термин mass media of communication или просто mass media) понимаются «методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории» (Большой толковый социологический словарь (Collins). М.: Вече, АСТ, 1999. Т. 2. С. 284).

Институциональная структура СМИ представляет собой дифференцированный комплекс, включающий в себя:

организационные структуры, выстроенные по принципу внутриорганизационного разделения труда (например, на телевидении репортер, редактор, диктор и пр.) и характеризующиеся иерархическим строением и наличием определенных целей и функций;

социальные группы профессионалов, осуществляющих производство и распространение информации (журналисты, менеджеры, технические работники);

материально-техническая база, предметные средства коммуникации типографское оборудование, телеаудиоаппаратура и т.п.

каналы коммуникации с другими институтами и аудиториями, обеспечивающие распространение информации и социальное функционирование масс-медиа.

система подготовки и переподготовки кадров, их профессионального обучения, включающая формирование корпоративной этики;

Кроме того, на функционирование комплекса СМИ оказывают сильное влияние и внеинституциональные факторы: идеология, государственная политика по отношению к СМИ, источники финансирования, характер аудитории и ее ожидания.

Масс-медиа как социальный институт включает в себя различные образования, отличающиеся по способу репрезентации информации.

1. Пресса, представленная периодическими печатными изданиями: газетами, журналами, альманахами и т.п. Характер подачи информации определяется, тем, что читатель имеет дело с текстом, воспринимаемым визуально, поэтому существенное воздействие на это восприятие оказывает компоновка текста, его структура шрифт, размер заголовков, расположение иллюстраций, размещение информации на полосе. (Как правило, опровержения предыдущей информации, помещаемые в газетах, печатаются мелким, почти «слепым» шрифтом, и размещаются в самом незаметном месте). Типологические различия между различными видами печатных изданий определяются их специализацией (профессиональные и массовые издания) и целевыми аудиториями (женские журналы, молодежные издания, «желтая пресса»).

2. Радио, транслирующее аудиальную информацию. Сила воздействия радио заключается в его массовости, общедоступности и широкой распространенности. Если пресса читается целенаправленно, то есть человек осознанно покупает или выписывает газету, сосредоточивается над ее чтением, самостоятельно выбирая интересующую его информацию, то радио зачастую выступает своеобразным «фоном», звучащим в то время, когда человек занимается другими делами. Степень самостоятельности выбора здесь значительно меньше, слушатель пассивно потребляет уже препарированную информацию, которая (в силу указанной «фоновости») зачастую воспринимается на уровне подсознания. Именно вседоступность радио делает его эффективным средством воздействия на поведение и манипулирования массовым сознанием.

3. Телевидение является в настоящее время наиболее влиятельным средством массовой информации, далеко опережая по силе своего воздействия прессу и радио. Сила эта определяется его синтетичностью, возможностью совмещать звук, изображение и даже текст (например, в виде бегущей строки). Психологическое воздействие телевидения обусловлено, во-первых, тем, что оно создает «эффект присутствия»: прямой репортаж с места событий создает иллюзию включенности в действие, созерцание различных шоу- программ, особенно с элементами конкуренции, соревновательности («Поле чудес») порождает сопереживание, идентификацию себя с тем или иным действующим лицом. Во-вторых, пребывание перед экраном создает «эффект личного общения» ведущий, использующий соответствующие интерактивные технологии, интонации как бы адресуется персонально к телезрителю. В настоящее время телевидение стало основой индустрии масс-медиа, привлекающей огромные финансовые ресурсы, оказывающей серьезное влияние на экономику путем формирования потребительского спроса, стимуляции «символического потребления», на политику путем формирования общественного мнения, интерпретации тех или иных политических событий, или действий политиков.

4. Интернет самый молодой вид масс-медиа, всемирная сеть, образующая принципиально новое информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее сверхбыстрое синхронное общение большого числа коммуникаторов. Интернет радикально изменяет характер коммуникации: общение в интерактивном режиме не знает ни географических, ни политических границ.

Как отмечалось выше, основным содержанием и функцией масс-медиа является коммуникация. Их коммуникативная структура может быть представлена схемой, предложенной американским политологом Гарольдом Лассуэлом (1902-1978). Эта схема включает следующие элементы: «КТО сообщает ЧТО сообщает по какому КАНАЛУ сообщает КОМУ сообщает с каким ЭФФЕКТОМ сообщает».

Кто говорит коммуникатор, отдельное лицо или структура, его характеристики, социальный статус и функции;

Что сообщает содержание информации;

Канал трансляции средство или совокупность средств передачи информации, используемые знаковые системы: текст, устная речь, изображение

Читайте также:  Как перевести транспортное средство из категории д в категорию в или с

Кому адресовано сообщение аудитория, ее социально-демографические и психологические характеристики, устойчивость;

Эффект воздействия результаты усвоения информации, характер и степень ее влияния на изменение взглядов и поведения.

Функции масс-медиа. Институт масс-медиа является полифункциональным образованием. К числу важнейших функций можно отнести следующие.

1. Информационно-коммуникативная функция, связанная с трансляцией социального опыта, знаний, ценностей, норм и моделей поведения. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является ее универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной. Каждый из видов масс-медиа использует при передаче информации специфические символические формы и средства: видео- или звуковой ряд, текст, изображение, которые по-разному воздействуют на реципиента. Восприятие информации происходит не только на рациональном уровне, психоэмоциональное воздействие ее фиксируется на уровне подсознания (отсюда известный миф о двадцать пятом кадре).

Масс-медиа не только транслируют информацию, но и создают определенные модели коммуникации, своеобразные, как написано в Энциклопедическом социологическом словаре, «виртуальные сообщества», такие, как аудитория «устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей» Совершенно уникальное сообщество образуют пользователи Интернет.

2. Функция распространения идеологического и политического влияния на различные аудитории, или функция пропаганды. Американский социолог Герберт Блумер следующим образом определяет пропаганду: «Пропаганда может пониматься как умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность. …В сфере общественной дискуссии и общественного обсуждения пропаганда функционирует с целью формирования мнений и суждений не на основе достоинств данного предмета, а главным образом играя на эмоциональных установках и чувствах. Ее цель навязать некую установку или ценность, которая начинает восприниматься людьми как нечто естественное, истинное и подлинное и, таким образом, как нечто такое, что выражается спонтанно и без принуждения» В условиях современного общества масс-медиа являются главным каналом реализации пропаганды, и в связи с этим их политическая роль постоянно возрастает.

3. Функция конструирования общественного мнения. Общественное мнение выражается в системе коллективных представлений больших социальных групп, в которых представлено их отношение к каким-либо значимым социальным явлениям и оценка этих явлений. Эти коллективные представления представляют причудливую смесь обыденного сознания, здравого смысла, научных представлений, стереотипов, предрассудков, даже явных заблуждений. Общественное мнение может формироваться стихийно, в ходе непосредственного взаимодействия людей, их прямого или косвенного участия в коллективных социальных действиях, но чаще оно, особенно в современных условиях, конструируется через направленные усилия некоторых влиятельных групп, структур или институтов. Средства массовой информации выступают главным инструментом такого конструирования, распространяя, поддерживая и закрепляя в массовых представлениях определенные модели восприятия и оценки явлений социальной действительности, а, значит, и соответствующих моделей поведения. Известному французскому социологу Пьеру Бурдье принадлежит мысль о том, что общественное мнение, представленное результатами социологических исследований, зафиксированное на страницах газет, журналов, телеэкране и т.п. не только отражает коллективные представления, ожидания, тревоги, но и формирует их, направляя поведение людей.

4. Рекреационно-развлекательная функция, связанная с тем, что средства массовой информации в значительной своей части ориентированы на досуг, отдых, развлечение. Это различные телевизионные игры и шоу, музыкально-развлекательные программы и радиоканалы, таблоиды, компьютерные игры и специальные сайты в Интернете. Электронные средства массовой информации стали одной из важнейших составляющих индустрии развлечений.

5. Функция просвещения. Во многих источниках эта функция называется в числе основных, но трудно судить, насколько это соответствует реалиям современной жизни. Действительно, масс-медиа транслируют некоторые социально значимые знания, существуют специализированные газеты, журналы, телевизионные каналы (например, «Культура»), но насколько велико их просветительное влияние? Вопрос остается открытым. Так, многие специалисты полагают, что электронные масс-медиа реально не являются инструментом просвещения, преподнося некоторые заменители, эрзацы его. В то же время трудно оспаривать большую и постоянно растущую просветительскую и образовательную роль Интернет.

В заключение можно отметить, что данный социальный институт превратился в необходимый фактор социального взаимодействия в социетальном масштабе, без него невозможно функционирование и развитие современного общества. Это связано с тем, что современное общество переживает информационную революцию, по своей значимости равной промышленной революции 17-18 вв. и научно-технической революции середины двадцатого века.

Источник

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

На сегодняшний день средства массовой информации играют важную роль как институт общества, обеспечивающий социальную коммуникацию, связывающий между собой различные части социума. Средства массовой информации не только становятся все более важным посредником между индивидом и миром, но и являются, в определенной степени, информационной базой общества, социальным институтом.

Читайте также:  Что делать когда температура 38 народные средства

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. На основе всего вышеизложенного, можно дать следующее определение социального института — это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Основой для построения модели базовых функций СМИ может служить представление о видах человеческой деятельности, которые СМИ со своей универсальностью способны «сопровождать», обслуживать, эти виды: преобразовательная (куда входит и социально-организационная), познавательная, ценностно-ориентационная и коммуникативная (или общение).

Благодаря расширению технологических возможностей СМИ, начинает меняться контекст общественного развития. СМИ играют значимую роль в формировании информационного общества, представляют собой особый социальный институт, основная задача которого регулирование потребностей населения за счет формирования соответствующего информационного поля.

Результаты деятельности СМИ проявляются в формировании устойчивых потребительских норм во всех сферах деятельности. Таким образом, в информационном обществе СМИ получают возможность участвовать в регулировании общественного развития и воспроизводства при помощи формирования потребностей населения.

Массово-коммуникативный процесс инициируется и поддерживается деятельностью основных субъектов-участников: государственными структурами, бизнес-сообществом, аудиторией и СМИ, деятельность каждого субъекта массово-коммуникативного процесса является целенаправленной и управляется его интересами. Субъекты, производящие информацию, заинтересованы в воздействии на аудиторию с целью формирования потребностей, выгодных источнику информации. Аудитория, со своей стороны, потребляет информацию с целью формирования адекватных потребительских норм, соответствующих данному типу общественного воспроизводства. Средства массовой информации являются посредником в этом процессе.

Эффективность деятельности СМИ по освещению той или иной проблематики может быть оценена на основе того, насколько транслируемая информация удовлетворяет потребности населения в информации, необходимой для ориентации в жизненной ситуации, принятия важных решений, выстраивания стратегии поведения в складывающихся условиях.

Влияние СМИ, в частности, проявляется в изменениях профессиональной структуры общества. Это означает, что благодаря широкой доступности СМИ, профессионально-квалификационную структуру общества можно задавать заранее, целесообразно путем формирования определенных профессионально-квалификационных предпочтений аудитории.

Поскольку СМИ играют важную роль в обеспечении социального воспроизводства общества, а также выступают посредником в обмене информацией между социальными институтами и населением, то в качестве главной функции СМИ рассматривается формирование информационного поля населения, соответствующего условиям устойчивого воспроизводства общества.

Следующая функция СМИ заключается в обеспечении деятельности социальных институтов, путем формирования социальной коммуникации, которая позволяет институтам общества своевременно реагировать на изменения в общественных потребностях. Что, в свою очередь, позволяет поддерживать связность и устойчивость данного общественного устройства при помощи распространения и внедрения в сознание аудитории систем ценностей и норм, а также деятельности по поддержанию установившейся ценностной системы.

Наше время не напрасно называют веком информации — ведь информация стала средством социального развития.

В этой связи становиться возможным определение системы современных средств массовой информации и коммуникации как социального института.

Во — первых, он имеет вполне определенную устойчивую структуру, характеризуемую как совокупностью объектов, на которые направлено его воздействие, как то человек, малые человеческие группы и коллективы (трудовые, бытовые, религиозные и т.д.), а также крупные, организованные человеческие сообщества со сложной системой зависимостей между их участниками (государства и их объединения), так и средствами и законами социального взаимодействия между этими объектами: книга, пресса, радио, телевидение, компьютерные сети и т.д.

Во — вторых, существование и взаимодействие элементов института подчиняются вполне определенным социальным законам.

В — третьих функционирование социального института массовой информации порождает огромное число значимых социальных явлений и процессов, фундаментальными и элементарными из которых, например, являются социальное развитие (образование, социальный опыт, расширение представлений о мире и т.д.), социальные трансформации (исчезновение старых, формирование новых форм общественных объединений и глобальных сообществ и т.п.), социальный процесс (осознание и изучение людьми самих социальных процессов и управление ими).

Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. – М., 2007.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М., 2008.

Средства массовой информации и современное общество / под ред. Н.Г. Бойкова, Т.В. Васильева, Д.А. Рущин. — М., 2007.

Источник