Меню

Средства гимнастики что это такое



Средства гимнастики

Гимнастика включает в себя систему специально разработанных физических упражнений и включает множество средств, такие как:

1. Строевые упражнения

2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

3. Вольные упражнения

4. Упражнения художественной гимнастики

5. Акробатические упражнения

7. Прикладные упражнения

8. Упражнения на формирование осанки, танцевальные упражнения, игры и эстафеты.

1. Строевые упражнения – совместные действия в строю.

Строевые упражнения классифицируются на 4 группы:

— построение и перестроение

— передвижение (фигурная маршировка)

— размыкание и смыкание

К строевым упражнениям относятся действия на месте, в движении и специальные упражнения выполняемые в соответствии со строевым военным уставом. Строевые упражнения являются средством организации занимающихся на занятиях и них целесообразного размещения. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа, формируют навыки коллективных действий, повышают эмоциональное состояние.

2. ОРУ. В решении оздоровительно-гигиенических и воспитательно-образовательных задач ОРУ занимают первое место среди других средств гимнастики. Их систематическое применение на занятиях повышает функциональные возможности организма, позволяет противодействовать отрицательному влиянию длительных однообразных поз (в школе, на работе, дома) учит занимающихся владеть своими движениями. ОРУ обеспечивают избирательное воздействие на организм, преимущественное развитие и совершенствование отдельных его функций. Цель ОРУ – формирование правильной осанки, подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками. ОРУ направлены на общее развитие физических качеств и двигательных возможностей. По форме и характеру ОРУ могут динамические и статические.

Классификация ОРУ.

Анатомический признак Формальный

1. для мышц рук и плечевого пояса 1. без предмета

2. мышц туловища и шеи 2. упр. с предметами

3. мышц ног 3. упр. на гимнастических

4. мышц всего тела снарядах

5. упр. с гимнастическими снарядами

Каждые из этих упражнений классифицируются на 3 группы

а) Силовые и скоростно-силовые, для развития силы.

б) Упр. на растягивание, для развития гибкости.

в) Упражнения на расслабление.

1. Упр. на внимание.

2. Упр. без предмета.

3. Упр. с предметом.

4. Упр. с отягощением.

5. Упр. с гимнастическими снарядами и на снарядах.

6. Упр. на расслабление и восстановление осанки.

7. Корригирующие упражнения.

8. Упр. с соупражняющимися (парные, групповые).

3. Вольные упражнения являются одним из наиболее эффективных средств формирования школы движения. В/упр. представляют собой различные по сложности и содержанию композиции движений (телом и отдельными частями), основой которых являются различные прыжковые акробатические элементы и соединения. Участие в движении всех звеньев тела, чередование всевозможных вариантов опорных и безопорных положений обуславливают большое разнообразие элементов, позволяют создавать новые формы движений и их сочетания. В/упр. воспитывают умение точно оценивать движение, развивают пластичность и выразительность, когда выполняются с музыкальным сопровождением, выносливость. По характеру нервно-мышечной работы все элементы вольных упражнений можно разделить на динамические (силовые и скоростно-силовые) – прыжки, перевороты, перекаты, перемахи ногами, повороты, хореографические элементы, — и статические (равновесия, позы).

4. Упр. на гимнастических снарядах – почти все являются упражнения скоростно-силового характера и составляют основное содержание спортивной гимнастики. Упр. на снарядах применяются так же для общей и специальной физической подготовки. Они выполняются преимущественно в смешанных или простых висах и упорах. В мужское многоборье входят: в/упр., конь, кольца, перекладина, оп. прыжок, брусья. В женское: в/упр., брусья, оп. прыжок, бревно. Упр. на гимнастических снарядах подразделяются на 3 группы:

1. Статические (удержание различных поз и положений) и паростатические (силовые упр., медленные опускания)

2. Маховые – упр. отличаются переменой скоростью движений, рациональным использованием инерции тела и его звеньев. Маховые упражнения – перемещение тела по полному кругу (обороты) или по его частям (размахивания, подъёмы, соскоки). Маховые упр. делятся на 3 основные подгруппы:

По отношению к телу гимнаста различают оси:

— лицевая ось (фронтальная)

— передне-задняя ось (сагитальная ось)

5. Упр художественной гимнастики – в основном применяют в занятиях с девочками и женщинами.

Задачи :

— воспитание умения произвольно регулировать степень мышечного напряжения в соответствии с темпом и ритмом движения.

— воспитание умения придавать движениям эмоциональную красоту.

— эстетическое воспитание занимающихся.

Классификация упражнений художественной гимнастики.

1. пружинистые движения. 6. равновесие.

2. волны. 7. повороты

3. взмахи. 8. элементы народных танцев.

4. ходьба и бег. 9. упражнения с предметами.

5. прыжки. 10. элементы хореографии и акробатики.

Особенности упражнений художественной гимнастики

1. Целостность – движения одними частями тела сопровождаются другими звеньями тела.

2. Динамичность – изменение скорости, амплитуды, ритма.

3. Танцевальный характер.

6. Акробатические упражнения – представляют собой движения вращательного характера вокруг различных осей – кувырки, сальто, перевороты, и др. Акробатические упражнения выполняются на акробатической дорожке, снарядах (бревно, батут, трамплин и др.). Значительную часть акробатических упражнений составляют упражнения в равновесии выполняемые индивидуально или с помощью соупражняющихся (акробатические пирамиды).

Акробатические упражнения подразделяются на динамические и статические(равновесия, мосты, шпагаты).

— парные (женские, мужские и смешанные)

— групповые (женские тройки, мужские четверки).

— упражнения на батуте.

Акробатические упражнения делятся на 3 группы

1. Акробатические прыжки – упражнения прыжкового характера, с частичным или полным вращением. Они подразделяются:

2. Упражнения в балансировании — в основе этих упражнений лежит сохранение собственного равновесия и уравновешивание партнеров.

а) одиночные упражнения – стойки на руках, лопатках, шпагаты.

б) стойки на руках, поддержки.

в) групповые упражнения – пирамиды втроем, вчетвером.

3. Боковые упражнения (вольтижировка с партнером) – подбрасывание соупражняющегося с захватом за голень, бедро, стопу и т.д. Подразделяются по характеру полета верхнего.

а) без вращения или с вращением в продольной оси.

б) с неполным вращением (полуперевороты).

в) с полным вращением (сальто).

г) с вращением относительно двух осей (пируэт).

7. Прыжки – преодоление препятствий или пространства свободным полетом. В гимнастике они делятся на 2 группы:

Неопорные прыжки выполняются с места или с разбега, толчком одной или двумя ногами без опоры руками о снаряд, 4 фазы: 1. разбег.

В гимнастике они развивают прыгучесть, правильный разбег, координацию, устойчивость во время приземления, формируют прикладные навыки в преодолении препятствий и воспитывают скоростно-силовые качества.

Опорный прыжок – один из видов гимнастического многоборья, он заключается в преодолении специализированного препятствия (козёл, конь) с заранее заданным прыжковым способом с использованием опоры руками, толчком ногами о мостик. Опорный прыжок имеет 7 фаз:

2. наскок на мостик.

3. толчок ногами.

4. полет до толчка руками.

5. толчек руками.

6. полет после толчка руками.

Они способствуют развитию силы мышц ног, укрепляют связки и суставы, развивают быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, точность движений. По структуре опорные прыжки классифицируются на:

8. Прикладные упражнения — способствуют овладению основными жизненно необходимыми навыками и умениями и служат средством разностороннего физического развития. В эту группу входят:

3. лазание и перелезание

4. метание и ловля предметов.

5. поднимание и переноска груза.

1. Ходьба и бег – это виды движений оказывают тренирующее воздействие на мышцы всего тела (особенно ног) способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Регуляция нагрузки во время ходьбы зависит от изменения вида ходьбы, темпа, длительности. Бег является прекрасным средством для общефизического воздействия на организм. Фаза полета – непременное условие правильного бега.

2. Упражнения в равновесии – способность сохранять равновесие в различных условиях. Необходимым условием сохранения равновесия является расположение центра тяжести над площадью опоры или ближе к ней. Чем больше площадь опоры и ниже центр тяжести, тем устойчивее равновесие. Упражнения в равновесии делятся на динамические– поддержание равновесия при передвижениях и статические– удержание равновесия в позах или положениях.

3. Упражнения в лазанье и перелезании.

Лазанье – перемещение по специальным снарядам с помощью рук и ног. Лазанье выполняется на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах и шестах. Лазанье по гимнастической скамейке стоящей наклонно осуществляется двумя способами: в упоре стоя на коленях и в упоре присев. Лазанье на гимнастической стенке включает в себя различные передвижения в простых и смешанных висах и упорах. Лазанье по канату и шесту осуществляется в 2 и 3 приема без ног и с остановками. Удержание выполняется: а) петлёй б) восьмерка в) спиралевидное. Лазание по наклонному канату или шесту осуществляется в висе завесом одной или двумя ногами.

Читайте также:  Что означает денежные средства в резерве

Перелезание – перемещение через снаряд или с одного снаряда на другой. Четыре способа преодоления препятствий: 1) прыжком 2) перелезанием 3) подлезанием (подползанием) 4) пролезанием.

Перелезание – наступая силой, с опорой ногой, подсаживанием, зацепом, в седее поперек.

4. Метание – упражнения с мячами способствуют совершенствованию координпции движений, развивают скоростно-силовые качества, глазомер, укрепляют основные мышечные группы, особенно рук и плечевого пояса. Упражнения с мячом состоят из двух основных двигательных действий – метание и ловля. Сначала обучают их правильному удержанию мяча и основам техники метания. Наиболее легкий вариант – метание мяча лицом с мишени, затем стоя боком и метание по подвижной мишени.

Навыки ловли мяча формируются параллельно с навыками метания, а также в индивидуальных, парных и групповых упражнений.

5.Переноска груза – развивает силу и выносливость. В качестве груза используются (мячи, мешки и т. д.), гимнастические снаряды (маты, скамейки) и переноска партнера.

Переноска партнера на спине и с захватом за ноги, на плечах, на плече, на руках, переноска обхватом с боку. Двумя одного – под руки и ноги, сидящего на руках.

6. Переползание – передвижение занимающихся по полу, земле, снаряду в положении лежа или на четвереньках. Эти упражнения имеют большое прикладное значение.

Способы переползания: на четвереньках, на получетвереньках, на боку, по пластунски, переползание с партнером.

Задачи гимнастики

1. Оздоровительно-гигиеническая – (решает биологические задачи)

а) разносторонне развивает опорно-двигательный аппарат человека

б) улучшает функции внутренних органов

в) воспитание осанки

г) гармоническое развитие физических качеств

д) укрепляет суставы и связки

2. Воспитательно – образовательная – (решает социальные задачи)

б) воспитание привычек гигиенического поведения в быту

в) развивает память и выносливость

г) развитие умственных способностей, кругозора

Источник

Реферат: Оздоровительная гимнастика, средства и методы

2. Методические особенности гимнастики……………………….………5

3. Характеристика средств гимнастики…………………………………. 8

4. Оздоровительные виды гимнастики…………………………………….9

5.Структурная таблица оздоровительной гимнастики……………………17

1.Введение

Гимнастика – одно из древнейших средств физического воспитания. Еще 120-130 лет назад под гимнастикой подразумевали любую форму занятий физическими упражнениями с целью телесного совершенствования: единоборства, метания, фехтование, плавание и другое. В 40-60 годы XX в. смысловое содержание гимнастики свелось, в основном, к упражнениям снарядовой спортивной гимнастики. Примерно в это же время гимнастика начинает разделяться на оздоровительную и спортивную. В оздоровительной гимнастике используются средства и методы физической культуры оздоровительной и адаптивной направленности.[5и,42с]

Исследование средств физической культуры и массажа в лечебных целях имеет давнюю историю. На протяжении многих веков осуществлялась комплексная терапия заболеваний с помощью физических упражнений, массажа, лечебного питания, закаливания, бани, гидропроцедур, дозированной ходьбы. Несмотря на то, что наука еще не обладала точными данными о неблагоприятном влиянии гиподинамии, врачи того времени рекомендовали активизацию двигательного режима при тех или иных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья.

Лечебная физическая культура (ЛФК) является составной частью двигательного режима больного. Оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба ускоряют процессы регенерации тканей, нормализуют дыхание, деятельность сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, психоэмоциональное состояние больного и т.д.

Важным в применении средств физической культуры с лечебной и профилактической целями является разработка показаний и противопоказаний их применения. Наиболее эффективно раннее использование массажа в сочетании с оксигенотерапией и оздоровительной гимнастикой, учитывая функциональное состояние, пол и возраст больного.

В результате повреждений и заболеваний у пациентов нередко развиваются различные функциональные расстройства, нарушающие трудоспособность и приводящие их к инвалидности.

У спортсменов травмы и заболевания нередко ведут к прекращению занятий спортом и инвалидизации. Своевременное применение средств реабилитации (восстановления) способствует ликвидации возникших негативных явлений (последствий) травмы (заболевания).[1и,3с]

2.Методические особенности гимнастики.

Гимнастическая методика сложилась как совокупность приемов, обусловленных спецификой упражнений. Такой специфической особенностью, позволяющей отнести то или иное упражнение к разряду гимнастических, является прежде всего проявление координационных и иных двигательных способностей в условиях строгого регламентированной программы движений. Точно указываются исходное и конечное положения, направление и амплитуда движений, характер мышечных усилий. Благодаря стандартной программе движений создаются более благоприятные условия для обучения, становления и закрепления двигательных навыков.

К методическим особенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм.

Подбираются упражнения, влияющие на все части опорно-двигательного аппарата, на функциональное состояние различных систем организма и уровень жизнедеятельности организма в целом. Решаются задачи сопряжения процессов приобретения двигательных навыков и функциональной подготовки, а также совершенствования физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

2. Разнообразие упражнений – средства гимнастики.

Уникальность гимнастики заключается в практически неограниченном количестве средств гимнастики – разнообразных упражнений. Любые задачи, возникающие в процессе физического воспитания и спортивного совершенствования, можно решить с помощью соответствующих гимнастических упражнений оздоровительного, прикладного, спортивного характера, используя их с различной степенью интенсивности. Самый обычный наклон вперед легко разнообразить исходными положениями (стоя с сомкнутыми ногами или ноги врозь или сидя), выполнять его прогибаясь, скругляя туловище, с дополнительными движениями руками, с помощью партнера и т. п. И в этом случае каждая разновидность наклона является самостоятельным упражнением, так как его выполнение решает автономную задачу. Во многих видах гимнастики используются не отдельные упражнения, а их комплексы.

3. Избирательное воздействие упражнений.

Часто возникающие узкие задачи по развитию определенных качеств, укреплению отдельных групп мышц, суставов, профилактике и восстановлению каких-либо функций организма возможно решить подбором гимнастических упражнений, методикой их использования. Строгая регламентация упражнений – пространственно-временных и силовых характеристик – позволяет локально воздействовать практически на любые части тела и органы. Эти возможности используются, в частности, в лечебной физической культуре, в специальной физической подготовке, в других видах спорта и т.п.

4. Регламентация занятий и точное регулирование нагрузки.

Гимнастическая методика характерна не только строгой регламентацией программы движений, но и относительно строгими ограничениями в организации занятий, в дозировании упражнений и регулировании нагрузки.

Регулирование нагрузки в занятиях осуществляется путем подбора упражнений, их чередования, количества повторений, изменения темпа, применения отягощений и др. Такой диапазон возможностей менять содержание, объем и интенсивность упражнений делает их доступными разновозрастному контингенту, с различной степенью подготовленности.

5. Возможность усложнения и комбинирования упражнений, применения одних и тех же упражнений в разных целях.

Типичным способом повышения интенсивности занятий в гимнастике является освоение все более трудных движений, усложнение самих упражнений (как за счет изменения условий их выполнения, исходных и конечных положений, скорости выполнения, так и путем новых сочетаний их друг с другом, соединений в различные по степени трудности композиции – комплексы общеразвивающих упражнений, упражнений на снарядах). Конструирование новых элементов, создание оригинальных композиций проявляют творческие способности и преподавателя и ученика.

Таким образом, методические особенности гимнастики, рассматриваемые воедино, свидетельствуют о широких возможностях использования метода строго регламентированного упражнения, возникшего первоначально как «гимнастический метод», в физическом воспитании.

3. Характеристика средств гимнастики.

В соответствии с общими целями физического воспитания, являющегося органической частью коммунистического воспитания, определены три основных направления применения средств гимнастики:

— использование гимнастических упражнений в процессе общего физического развития человека (расширения диапазона проявления его двигательных особенностей, повышение уровня развития физических качеств);

— применение средств гимнастики для формирования жизненно важных навыков, необходимых в трудовой и повседневной практике;

-освоение сложных гимнастических упражнений в процессе интенсивной физической подготовки и спортивной практики.

Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

3. Прикладные упражнения.

4. Вольные упражнения.

5. Упражнения художественной гимнастики.

6. Акробатические упражнения.

8. Упражнения на снарядах.

Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.[2и,11-15с]

4. Оздоровительные виды гимнастики.

К оздоровительным видам гимнастики относятся: гигиеническая, производственная, ритмическая и лечебная. Они сопутствуют занимающимся в течение всей жизни, являются формами фоновой физической культуры широких слоев населения, обеспечивают оптимальное текущее функциональное состояние организма, восстанавливают работоспособность, повышают эмоциональный тонус, оказывают профилактическое воздействие в условиях профессиональной деятельности.

4.1 Гигиеническая гимнастика.

Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического воспитания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья человека, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддерживает бодрость, рождает хорошее настроение.

С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.

Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует восстановлению полезных привычек, приобщает к систематическим занятиям физическим упражнениям.

Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и независимо от возраста и профессии стать его потребностью.

В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходьбой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закаливанием организма.

Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных заведений профессионально- технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в семейном быту.

Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими температурными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, в зоне отдыха, то места занятий должны быть в стороне от загрязненных зон.

Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.

Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняются для предупреждения или снятия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой гипокенезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.[2и,215с]

Упражнения утренней гимнастики.

Во время сна человек отдыхает, и интенсивность происходящих в его организме процессов снижается. После пробуждения ото сна, функциональная активность различных органов и возбудимость центральной нервной системы постепенно повышается, но процесс этот происходит довольно медленно. Это сказывается на работоспособности человека и на самочувствии: ощущение сонливости, вялости, порой проявляется беспричинная раздражительность.

Для того чтобы прийти в норму, необходимо выполнять утреннюю гимнастику — физические упражнения, выполняемые утром после сна и способствующие ускоренному переходу организма к бодрому работоспособному состоянию.

Выполнение физических упражнений вызывает от работающих мышц и суставов потоки нервных импульсов и приводит центральную нервную систему в активное состояние. Также активизируется и работа внутренних органов, давая человеку ощутимый прилив бодрости, обеспечивая высокую работоспособность и повышая настроение.[3и,95с]

Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых возрастных ограничений.

Во всех случаях занятия физическими упражнениями целесообразно сочетать с закаливающими процедурами.

Ценными средствами закаливания служат специальные воздушные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую погоду, обтирания, купания.

В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.

4.2 Производственная гимнастика.

Производственная гимнастика – использование физических упражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний.

Научные исследования убедительно доказали положительное влияние производственной гимнастики на здоровье трудящихся, повышение работоспособности, снижение травматизма и производственного брака, а следовательно, на повышение производительности труда. Гимнастические упражнения, применяемые в системе научной организации труда, оказывают разностороннее воздействие на организм человека. С их помощью можно целенаправленно влиять на различные функции организма. При регулярном выполнении упражнений улучшается точность движений, они становятся экономными, ловкими и целенаправленными. Таким образом, под влиянием систематических занятий производственной гимнастикой, улучшается здоровье, повышается работоспособность человека, воспитывается организованность, дисциплина. Особенности производственной гимнастики предопределяют ее специфические виды, средства и методы проведения занятий.

Задачами производственной гимнастики являются:

1)улучшение здоровья трудящихся, которое достигается в результате систематических занятий физическими упражнениями;

2)увеличение работоспособности трудящихся, снижение профессионального утомления;

3)повышение общей культуры движений;

4)содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры;

5)эстетическое воспитание занимающихся.

Крайне важен анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультурная пауза.

Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма – самый важный итог занятий производственной гимнастикой.

4.3 Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики объясняется ее доступностью, эффективностью, эмоциональностью.

Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по комплексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п.

Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значительным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплекса, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимулируется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда название – «аэробика» (от греч. слова «аэро» — воздух и «биос» — жизнь). Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий – очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений.

Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.

Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.

Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.

Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии.

В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнений, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях.

Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастическом станке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся.[2и,218-229с]

5. Структурная таблица оздоровительной гимнастики.

Название: Оздоровительная гимнастика, средства и методы
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 02:05:56 24 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 6428 Комментариев: 16 Оценило: 12 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать

1.Этапы: а) подготовительный; б) основной; в) поддерживающий.

2.Каждый этап разделен на подэтапы:

а) подготовительный: — ознакомительный; — втягивающий; — восстановительный;

б) основной: — обще-подготовительный; — специально-подготовительный; — развивающий; — восстановительный; в) поддерживающий: — специально-подготовительный; — развивающий; — закрепляющий; — восстановительный.

3. Каждый подэтап состоит из 12-14 занятий продолжительностью 30-35 дней. В неделю проводится три занятия продолжительностью от 40 до 90 минут.

4. При трехразовых занятиях в неделю два из них должны проводиться с интервалом 48 часов и одно – через 72 часа.

5. Каждое занятие включало в себя: вводную часть – аэробную гимнастику (дополнительно: дыхательные упражнения); — основную часть – статическую и статодинамическую гимнастику (дополнительно: дыхательные и корригирующие упражнения); заключительную часть – релаксационные и растягивающие упражнения (дополнительно: дыхательные упражнения).

1. Вводная часть занятия – 10-25 минут разминка, аэробные упражнения: от 10 до 30 упражнений по 1-2 серии по 20-60 секунд, порог комфортности (ЧСС – 110-150 уд/мин). Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение из различных исходных положений: лежа на животе, спине, правом и левом боку, из коленно-локтевого положения, из упора лежа и других.

2. Основная часть занятия — упражнения общей и специальной направленности, продолжительностью 20-45 минут. Выполнялся комплекс упражнений статического и статодинамического характера: статические упражнения — от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, максимальное напряжение в пиковой фазе движения в течение 5-30 секунд; статодинамические упражнения — от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, 30-60 % от максимального напряжения, упражнения выполняется «до отказа», то есть невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление, этот момент должен наступать строго в диапазоне 40-70 секунд после начала упражнения. Отдых между сериями от 30 секунд до 3 минут заполнялся дыхательными и корригирующими упражнениями (между лопаток подкладывается ортопедический валик). Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием всевозможных отягощений (гантели весом от 0,5 до 15 кг, атлетические блины весом от 1,25 до 20 кг, резиновые эспандеры, утяжеленная гимнастическая палка весом от 2 до 10 кг и другой инвентарь), также использовались лавки разной конфигурации, шведская стенка, гимнастические коврики.

3. Заключительная часть занятия — релаксационные, растягивающие упражнения (пассивная гибкость) – от 6 до 18 упражнений по 1-2 серии, удержание позы от 15 секунд до 2 мин, в течение 10-20 мин.

Темп движений в аэробных упражнениях соответствовал темпу музыки (от 100 до 125 бит в минуту), в статодинамических упражнениях темп был одинаковый в фазе напряжения и расслабления (по два бита на каждую фазу). Статические и растягивающие упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение (не более 100 бит в минуту) плавно с концентрацией внимание на движении.

Дыхание: а) в аэробных упражнениях дыхание непрерывное, через каждые 3-5 минут выполняется восстановительное дыхание; б) в статических упражнениях в фазе напряжения — вдох, потом сохраняя положение на задержке дыхания и в фазе расслабления — выдох, в статодинамических упражнениях дыхание непрерывное, в зависимости от утомляемости проводится мероприятия по восстановлению дыхания; в) в растягивающих упражнениях в фазе напряжения и расслабления выполняется выдох, выполняя упражнение, дыхание не задерживается.

Инструктором-методистом проводился предварительный (тестирование исследуемых перед началом педагогического эксперимента), текущий (частота посещения занятий, правильность выполнения упражнений, нормирование физической нагрузки и контроль реакции организма после нее и другие данные) итоговый контроль (тестирование исследуемых после педагогического эксперимента).

В начале и в конце каждого этапа осуществлялся индивидуальный осмотр исследуемых врачом, контролировались показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления, состояние опорно-двигательного аппарата.

Наличие большого числа упражнений – средств гимнастики, многоплановые задачи их применения определяют существование различных видов гимнастики. Культивирование устойчивых видов гимнастики, появление новых ее разновидностей следует рассматривать в связи с основными задачами и функциями физической культуры а нашей стране. С учетом этих критериев отдельные виды гимнастики насыщаются соответствующими средствами.

Применение физических упражнений в лечебных целях являются средством сознательного и действенного вмешательства в процесс нормализации функций.[4и,16с]

7.Литература.

1. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер./ В.И. Дубровский, Т.В. Хутиев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 608 с.: ил.

2. Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смоленского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987.-336 с., ил.

3. Физиотерапия: Пер. с польск./Под ред. М. Вейсса, А. Зембатого. – М.: Медицина, 1986, 496 с., ил. Пер. Изд.: ПНР, 1983.

4. Палыга В.Д. «Гимнастика» Учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания. М: «Просвещение» 1982 год.-340с.

5. «Гимнастика с методикой преподавания»/под редакцией И.Б.Павлова.-М: «Просвещение» 1985 год.-420с.

6. Дмитриев В.С., Троянов А.С. Методика оздоровительной гимнастики в профилактике функциональных нарушений позвоночника у лиц зрелого возраста / Вестник спортивной науки. 2006.– № 4.

Источник

59. Средства гимнастики, их характеристика. Основные средства гимнастики

1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря им преподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.

2. Обще развивающие упражнения (ОРУ) способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Обще развивающие упражнения в зависимости от поставленных задач

можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражнения в парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:

а) упражнения для рук и плечевого пояса;

б) упражнения для шеи и туловища;

в) упражнения для ног;

г) упражнения для всего тела.

3. Прикладные упражнения — бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.

4. Прыжки — хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.

5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения упражнениями на данных гимнастических снарядах — всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития силы, гибкости, вестибулярного аппарата, волевых качеств.

Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обуславливают значительную интенсивность этих упражнений.

Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся гимнастические стенки и скамейки, канаты, лестницы, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.

6. Вольные упражнения- комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификацией требованиями. Основная цель композиции – это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).

7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности — от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека, доступны только высоко квалифицированным спортсменам. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата. Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, втроем и т.д.), так и на специальных снарядах (трамплине, батуте, гимнастическом бревне).

Акробатические упражнения делятся на две группы: а) динамические (кувырки, перевороты, сальто); б) статические (равновесие на уменьшенной площади опоры, стойки, пирамиды).

Источник

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Элементы структурной таблицы оздоровительной гимнастики Варианты элементов структурной таблицы оздоровительной гимнастики
Принципы В оздоровительной гимнастике используются общепедагогические принципы занятий оздоровительной направленности (принцип индивидуальности, сознательности, необходимости, постепенности, систематичности, цикличности, системности, комплексности воздействия, новизны и разнообразия, умеренности, стимулирование интереса), а также специфические принципы адаптивной и оздоровительной физической культуры (принцип повторно-прогрессирующего воздействия, стандартно-вариативного воздействия, повторно-уменьшающего воздействия, чередование объекта воздействия, согласование видов нагрузки, согласование координационной сложности воздействия и физической трудности, физического затруднения упражнения)
Методы В оздоровительной гимнастике используются методы обучения (словесные методы, методы наглядного восприятия, практические методы обучения) и методы специальной направленности адаптивной и оздоровительной физической культуры (методы стандартно-повторного, стандартно-непрерывного, стандартно-интервального упражнения, методы переменно-непрерывного, переменно-интервального, метод повторно-интервального и повторно-прогрессирующего упражнения, методы совершенствования двигательных действий, круговой метод)
Средства