Меню

Спорт в россии спорт как пропаганда зож



ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ
статья по физкультуре на тему

Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_o_sporte_v_rossii.docx 17.82 КБ

Предварительный просмотр:

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА В РОССИИ

Вакулюк Елена Леонидовна,

учитель физической культуры

г. Санкт- Петербург

Развитие массового спорта в современном российском обществе – это актуальный вопрос чрезвычайной важности. Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком развития кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. В этой связи популяризация здорового образа жизни как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном разделении. Можно сказать, что существуют две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений. Первая является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт лишь относительно лимитируется возрастом, состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. Массовым спортом каждый человек занимался хотя бы раз в жизни: спорт как учебный предмет входит в программы всех типов учебных заведений и военно-физической подготовки в армии. В этой форме реализуются прежде всего общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта. Массовый спорт – основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определённой сфере спортивной деятельности (посредством углублённой специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования. Рекорды в спорте высших достижений, победы в официальных международных, национальных и других спортивных соревнованиях создают моральный стимул развития массового спорта.

Массовый спорт — это непрерывный социальный эксперимент, в ходе которого человечество познает свои возможности, накапливает и совершенствует человеческий капитал, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует индивидов и социальные группы, развивает нацию. В современных условиях возрастает значение решения комплексной задачи подготовки профессиональных, востребованных и высоко оплачиваемых кадров массового спорта — преподавателей физического воспитания и физкультуры, инструкторов, тренеров, организаторов спортивных мероприятий и т.д. В то же время, развитие массового спорта в современном российском обществе чрезвычайно затруднено. Недостатки оборудования, качественного инвентаря, современного информационного оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, слабая программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм привели российскую систему физического воспитания к серьезному отставанию от требуемого ныне уровня. Решение этих проблем требует постановки масштабных задач по преобразованию содержания и инфраструктуры физического воспитания.

Система массового спорта обладает определенной самостоятельностью в целостной социальной системе общества, выступая в этом случае, как социальная подсистема. Сфера массового оздоровления граждан, социальная система спорта, в силу своей специфичности имеет относительную автономию в отношении других социальных подсистем. Вместе с тем, социальная подсистема спорта, самым активным образом взаимодействует с непосредственно связанными с ним подсистемами здравоохранения, науки, культуры, воспитания и образования. Спорт оказывает значительное воздействие на социально-экономические и политические процессы любого современного общества. В связи с этим, государственной пропаганде «здорового образа жизни» и развития человеческого потенциала, принадлежит особое место в процессе становления спорта, как специфической инфраструктуры современного массового движения.

Специфическая регулирующая роль государства в сфере развития физической культуры и спорта, укрепления общественного здоровья и развития человеческого потенциала заключается в коррекции социальной стратификации, в утверждении и гарантировании равных прав граждан России на всестороннее развитие личности и общества. Целью государственной политики в этой сфере является формирование гражданского самосознания, повышение уровня социальной защищенности и самореализации граждан; формирование здорового образа жизни населения, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений в молодежной среде; создание условий для массовых занятий физической культурой и спортом детей и подростков.

В последние годы активно развивается практика организации городских и районных спортивных мероприятий – соревнований и спартакиад.

В заключение хотелось бы отметить, что массовый спорт является необходимым условием успешного развития современного российского общества и достижения национальных стратегических интересов. Одним из важнейших факторов развития массового спорта является государственная политика в области пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Источник

Пропаганда физической культуры и спорта как важнейшая составляющая здорового образа жизни.

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Пропаганда физической культуры и спорта как важнейшая составляющая здорового образа жизни.»

Пропаганда физической культуры и спорта как важнейшая составляющая здорового образа жизни.

учитель физической культуры МБОУ СОШ № 73 г.о. Самара

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности.

Никакие сверхновые технологии не помогут человеку, если он сам не позаботится о своем здоровье, которое на 50-60% определяется образом жизни. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни и зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется образом жизни, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно использующий возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья, самосовершенствовании, самовоспитании и социальной адаптации в этапах жизнедеятельности.

Социологические исследования (Минспорттуризм России, 2009год) показывают, что сегодня у граждан Российской Федерации, особенно молодежи, не сформированы навыки ведения ЗОЖ (85% граждан Российской Федерации, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом), а также выявлен низкий уровень информированности и знаний целевых аудиторий в вопросах оздоровления средствами физической культуры.

Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение граждан здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества.

Пропаганда здорового образа жизни и физической культуры — целенаправленное распространение информации, прежде всего через массовые источники информации, с целью воздействия на общественное мнение и формирование интереса у различных групп населения к занятиям физической культуры и спорта, здоровому образу жизни.

Под пропагандой здорового образа жизни понимается целый комплекс мероприятий, направленных на его популяризацию, в том числе – просветительские программы, общественные движения, реклама в СМИ. Выполняя роль мощнейшего идеологического средства воздействия на сознание людей, реклама и пропаганда формируют в их представлении новые привлекательные социальные облики физической культуры и спорта, приобщают широкие слои населения к здоровому образу жизни.

В настоящее время средства массовых коммуникаций делают акцент, как правило, на освещении спорта высших достижений и, явно в меньшей степени, на массовую физическую культуру. Основное внимание СМИ, как федерального, так и регионального уровня, сосредоточено на распространении оперативной информации, а собственно пропаганда спорта и физической культуры, в прямом смысле слова, не осуществляется. Как следствие такой информационной политики — низкий процент людей, вовлеченных в физкультурно-спортивную жизнь страны.

Бытующие в современном российском обществе такие моральные ценности, как стремление к денежному богатству любой ценой, поверхностное отношение к национальным и культурным ценностям, неуважение к традициям и обычаям, должны быть заменены истинными ценностями физической культуры и спорта – правилами fair play (честной борьбы в жизни и спорте), обязательного физического и морального здоровья, дисциплины, работоспособности, способности стойко переносить трудности.

Пропаганда спорта начинает влиять на души и сознание людей. Ведь регулярные занятия физкультурой помогают укрепить здоровье, избавиться от напряжения после рабочего дня, сбросить излишки агрессии и выкинуть дурные мысли из головы.

Одним из приоритетных направлений «Стратегии развития физической культуры и спорта в России до 2020 года» является пропаганда физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Физическая культура и спорт – неотъемлемая часть культуры общества и каждого человека в отдельности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели. Пожалуй, никогда. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения. Вопрос формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков, учащейся молодежи имеет особую социальную значимость, так как от этой категории населения зависит здоровье нации.

Как отмечал еще В.А. Сухомлинский: «Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Позитивный имидж физической активности, спорта и здорового образа жизни целесообразно увязывать с устремлением самого ребенка или молодого человека – быть сильным и мужественным, иметь красивую мускулатуру и осанку, быть богатым, успешным, и, как следствие, влиятельным и уважаемым в обществе человеком.

Именно эта связь – богатства, карьеры и успешности с повседневной физической активностью и спортом должна рельефно выявляться и всячески подчеркиваться.

Источник

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 01.03.2018

Статья просмотрена: 9385 раз

Библиографическое описание:

Умурзаков, У. К. Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа жизни / У. К. Умурзаков. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13917/ (дата обращения: 22.04.2021).

Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в коллективах и в обществе в целом.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации [3].

Вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики в нашей стране. Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей социальной политики государства, обеспечивающей воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, дающей широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Одной из функций государства является удовлетворение общих потребностей, в том числе потребностей в здоровом образе жизни и в занятиях физкультурой и спортом. Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных органов власти, тем более усиление их в настоящий период.

Кроме того, считаем, что социально-экономическая парадигма развития должна исходить из того, что его «локомотивом» являются не только экономически активные социальные группы с высоким уровнем квалификации, мотивацией на вертикальную мобильность, способные легально адаптироваться к сложившимся условиям, но и, может быть, в первую очередь — группы здоровых и физически крепких людей, готовых реализовать эффективные модели социально-экономической деятельности [4].

События последних лет еще раз подтвердили, что сегодня приоритетным направлением политики, проводимой Президентом и Правительством Республики Узбекистана (Андижан) в области физической культуры и спорта, безусловно, является эффективное использование средств и методов физической культуры и спорта в деле воспитания всесторонне развитой и духовно богатой личности XXI века, в формировании культуры здорового образа жизни среди различных слоев населения страны.

Одним из ярких показателей стабильности в обществе, его развития и прогресса является отношение государства к спорту, забота о физическом и нравственном здоровье населения. Физическое воспитание, являясь составной частью общества, его подсистемой, находится в определенных связях, взаимоотношениях с другими социальными подсистемами.

Взаимосвязи физического воспитания с общекультурными, политическими и социально-экономическими условиями жизни общества весьма сложны и не одинаковы в различных формациях.

Общие закономерности функционирования физического воспитания, отражающие характер взаимодействия его со средой, можно сформулировать следующим образом: физическое воспитание, являясь подсистемой общества, формируется и изменяется под воздействием общекультурных, материальных и социальных условий жизни общества и обусловленных ими потребностей, а в процессе функционирования оказывает воздействие на социально-демографические группы [2].

Крайне важна пропаганда физической культуры и здорового образа жизни граждан, особенно среди детей, подростков и молодежи, в средствах массовой информации, как в печатных, так и в электронных, через сеть Интернет. В Республике Узбекистан (Андижан) сложилась система организации информационной и агитационной работы в сферах физической культуры, спортивно-массовой и оздоровительной работы. Она осуществляется специалистами по связям с общественностью и представителями пресс-служб.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни дошкольников и учащихся общеобразовательных школ.

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил. В этом проявляется ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение.

Недостатки физического воспитания и развития спорта среди подростков, детей и молодежи объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и т. д. [1].

В целях массового привлечения населения к систематическим и регулярным занятиям физической культурой и спортом во всех муниципальных образовательных учреждениях организуются физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия.

Новыми формами пропаганды физической культуры и спорта являются массовые соревнования среди семей, республиканские спортивные состязания между селами. Такие мероприятия способствуют развитию прикладных видов спорта, привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом.

Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детском возрасте. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на повышение ответственности родителей за здоровье детей; поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского спорта; совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях; внедрение новых эффективных форм организации занятий; создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой; массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ; создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивные залы.

Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные неакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся двигательную активность не менее 8–10 часов в неделю.

Таким образом, что в решении проблем вовлечения детей и молодежи в активные занятия физической культурой особое внимание необходимо обратить на проведение детьми активного досуга совместно с родителями. Концепция семейного отдыха должна быть признана приоритетной. Смещение акцента на систематические физкультурно-спортивные занятия в школьном возрасте позволит уже на этом этапе возрастного развития человека создать предпосылки для его оптимального физического развития, укрепления здоровья и более ранней профилактики различных неблагоприятных состояний, сформировать устойчивую потребность в выполнении физических упражнений оздоровительной направленности и культуру здорового образа жизни.

  1. Барашева Н. В., Виноградов П. А., Жолдак В. И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. — Самара: СИПКРО. 1997.
  2. Безруких М. М. Школьные факторы риска и здоровья детей//Магистр. 1999.
  3. Болдин В. И. «Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем». Материалы докторской диссертации. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1999.
  4. Филиппов С. С., Жгутов В. В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования: Монография.: Советский спорт, 2004.

Источник

Читайте также:  Вредный здоровый образ жизни документальный