Меню

Созвездие педагогов какое средство языковой выразительности



Языковые средства выразительности

Содержание:

Тропы

Синтаксические средства:

  • Анафора – лексический повтор. Обычно одно и то же слово повторяется в начале строк стихотворений.
    Примеры: это утро, радость эта, эта мощь…
  • Эпифора – противоположность анафоре, когда одно слово повторяется в конце строк или фраз.
    Примеры: все мы немножечко лошади. Каждый из нас по-своему лошадь.
  • Антитеза – ярко выраженный контраст, противопоставление.
    Примеры: вчера я рыдал, сегодня смеюсь; волос длинный – ум короткий; ты богат – я очень беден.
  • Градация – последовательность синонимов по эмоциональному нарастанию или затиханию.
    Примеры: он понял, принял и смирился; ее глаза светились, сияли, горели.
  • Инверсия – нарушение привычного порядка слов в пользу выразительности или созвучности рифмы сказуемое стоит раньше подлежащего.
    Примеры: не отдал царь лесной сокровище; белеет парус одинокий…
  • Лексический повтор – стилистический прием, заключающийся в специальном повторении фрагментов.
    Примеры: спали дома, укрытые черной дымкой, спало море, спала она, окутанная безмятежным сном.
  • Оксюморон – сочетание противоположностей, до нелепости заостренное парадоксальное выражение.
    Примеры: пьяный трезвенник, грустная радость, жидкие гвозди, глупая мудрость.
  • Риторический вопрос или восклицание – выражение чувств автора.
    Примеры: что за диво!
  • Параллелизм – одинаковая конструкция следующих друг за другом предложений. Распространено для стихотворений.
    Примеры: твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы.
  • Умолчание – прием, который использует автор, чтобы дать читателям додумать исход событий.
    Примеры: Пример: могла б я больше рассказать, но надобно мне уезжать…
  • Эллипсис – пропущенное слово, которое легко восстановить по контексту.
    Примеры: каждому – свое.
  • Парцелляция – разорванные и короткие предложения, следующие после полного предложения и дополняющие его смысл.
    Примеры: Я наслаждался лесом. Свежо. Тихо. Птицы поют.
  • Однородные члены – это слова, выполняющие одну роль в предложении и являющиеся одним членом предложения.
    Примеры: он шел тихо и медленно: в лесу много жителей: белки, сороки, медведи.
  • Вопросно-ответная форма – автор в произведении отвечает на свой вопрос.

Фонетические средства:

  • Аллитерация – повторение в поэтическом произведении согласных для выразительного звучания.
    Пример: хрустят и хрупки, как хрусталь.
  • Ассонанс – противоположность аллитерации, повторение гласных для творческого замысла автора.
    Пример: думу думает свою.
  • Звукоподражание – звукопись, отражение природных явлений или событий с помощью повторения звуков.
    Пример: кукушки кукование, топотание копыт.

Лексические средства:

  • Антонимы – слова, обозначающие противоположности.
    Пример: правда – ложь, добро – зло.
  • Синонимы – близкие по значению слова.
    Пример: большой, огромный, гигантский, великий.
  • Омонимы – схожие по звучанию и написанию слова, различающиеся значением.
    Пример: ключ (дверной, родник), лук (оружие, овощ).
  • Паронимы – созвучные слова с общим корнем.
    Пример: надеть – одеть.
  • Архаизмы – устаревшие фразы и слова.
    Пример: чело (лоб), выя (шея).

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

Семинар-практикум для педагогов «Выразительность речи педагогов»
методическая разработка на тему

Теоретический и практический материал для проведения семинара-практикума с педагогами «Выразительность речи педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_vyrazitelnost_rechi_pedagogov.docx 27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для педагогов

«Выразительность речи педагогов»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку

от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в

повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно

актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с

детьми дошкольного возраста.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу

необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы

  • Точность – соответствие смыслового содержания речи и

информации, которая лежит в ее основе.

  • Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и

отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует

учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются

представления о структурных компонентах связного высказывания,

формируются навыки использования различных способов

  • Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному

языку. Устранению нелитературной лексики – одна из задач

речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную

задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития

дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о

чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-

паразитов, диалектных и жаргонных слов.

  • Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и

создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Выразительность речи педагога является мощным орудием

воздействия на ребенка. Владение педагогом различными

средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила,

высота голоса и др.) способствует не только формированию

произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному

осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения

выражать свое отношение к предмету разговора.

Выразительность — важнейшее качество звучащей речи.

«Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то

же время по возможности сжато выражать свои мысли и

чувства, умение владеть интонацией, выбором слов,

построением предложений, подбором фактов, примеров

действовать на слушателя и читателя»

Выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на

ребенка. Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя

многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих

эмоциональное и смысловое содержание сказанного.

Педагог использует следующие интонации:

спокойные и взволнованные;

сдержанные и оживленные;

лукавые и простодушные;

торжественные и деловые;

вопросительные и утвердительные;

радостные и грустные.

Все интонации помогают маленькому ребенку глубже понять то, о

чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию,

Фраза может прозвучать интригующе, и ребенок ожидает, что ему

сообщат что-то интересное, даже таинственное.

Если же интонация деловая — возможно, доверят ответственное

Немаловажно, как разговаривает педагог с детьми — быстро,

умеренно или медленно. Ведь это один из значительных

компонентов выразительности речи, который придает ей динамику,

Речь убыстренная («строчит, как из пулемета») малышами

воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова,

вникнуть в смысл того, о чем им говорят.

Равномерный, монотонный темп без убыстрений и замедлений

«убаюкивает», снижает внимание, и, следовательно, сказанное

может быть не понято или не дослушано.

Поэтому с дошкольниками лучше всего разговаривать в умеренном

темпе, замедляя или убыстряя его в зависимости от смыслового

содержания сказанного. Недопустима бесстрастно-равнодушная

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее

выразительной, то он использует все интонационные средства:

  • фразовые и логические ударения: выделение какого-либо

слова в предложении интонацией; слова произносятся более

членораздельно, длительно, громко;

(Практическое задание №1)

  • паузы. С помощью пауз можно полно передать настроение

действующих лиц; (практическое задание №2)

  • движение голоса по высоте, силе, тембру: окраска, качество

звука, модуляция высоты тона при произнесении фразы;

(Практическое задание № 3)

  • темп речи: протекания речи во времени, ее ускорение или

замедление (практическое задание № 4).

Педагог является образцом для подражания.

Он показывает, приходящему в детский сад ребёнку, как приветливо и радушно он его встречает и приглашает в группу, дружелюбно просит о чем-то ребёнка, ласково уговаривает малыша поиграть вместе со всеми. Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.

Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. Логические ударения, паузы и сила голоса способствуют

осмыслению того, о чем говорит воспитатель. Поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Перечисленные интонационные средства педагог использует и в ознакомлении дошкольников с художественной литературой.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое

произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться

в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

1. Произнести фразы: «Уколола кошка лапку», «Побежал еж по

комнате» и «Это моя бабушка» так, чтобы каждый раз благодаря

изменению ударного слова менялась по смыслу и вся фраза.

2. Паузирование. С помощью пауз передать настроение героя, выделить главные смысловые слова:

И груз на себе я везти не могу!

Тащите вы сами на гору мешки,

А после спускайтесь с такой высоты!

Хозяин с упрямством справляется разом

— Приносит упрямцу морковки он тазик.

— Ешь, ослик, морковку. Тебя я люблю.

За труд твой тяжелый тебя я хвалю.

А после работы мы ляжем в тени

И я для тебя почитаю стихи.

— Жевать траву с цветами

Я больше не могу.

Бока все отлежала,

И солнце напекло.

А молока так много,

Что вымя затекло.

Коза совет дала ей:

— А ты пойди в лесок.

В тенечке там прохладно,

Да и трава как шелк.

И в лес ушла корова,

А там жил серый волк.

К себе он уволок.

Пел хвастливый Колобок:

-У меня румяный бок!

Укатился я от всех!

Ты, лисица, просто смех!

А хитрющая лиса

Посмотрела в небеса,

Притворилась вмиг глухой

Песню дивную свою.

Я с тобой ее спою.

Облизнулась и ушла.

Вопрос: какие ещё средства выразительности использовали

(движение голоса по высоте)

Для чего? (для выразительности передачи образа).

3. Движение голоса по высоте, силе, тембру.

Предложить педагогам задавать вопросы от лица трех медведей —

Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки

«Три медведя» так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из

4. Темп речи: ускорение или замедление речи для передачи динамики

произведения или происходящего действия:

Кто идет, а кто ползет.

Или все наоборот.

Вот малыш пыхтит, ползет,

Соску всю засунул в рот.

Тучи по небу ползут,

За собою дождь ведут.

По стене паук ползет,

Паутину он плетет.

Поезд медленно ползет,

Пассажирам не везет.

Мы едем, едем, едем

Весёлые соседи – счастливые друзья.

Нам солнышко смеётся,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся о том, как мы живём.

Мы везём с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку — забияку,

Обезьяну, попугая – вот компания какая!

5 практическое задание:

Используя все интонационные средства: фразовые и логические

ударения, паузы, движение голоса по высоте, силе, тембру, темп

речи, мимику, жесты прочитать по ролям следующее произведение:

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

Радовались дед и баба:

— С нами вместе наша Ряба.

По яичку нам снесет

И на завтрак принесет.

Ну а Ряба все хлопочет,

Все порадовать их хочет:

-Ешьте свежее яйцо.

Принесу я вам еще.

Жили бедно баба с дедом,

Голодали за обедом.

Ряба им помочь решила

И богатством одарила.

-Я снесла яйцо, — сказала,

— Весит то яйцо немало.

Все из золота оно,

Для богатства вам дано.

Удивились дед и баба:

-Для чего ты это, Ряба?

Не видали никогда

Золотого мы яйца.

Уму учит Ряба деда:

— На базар сейчас поедешь,

Там продашь яйцо купцу,

Будут деньги на лапшу.

Хорошо, — ей дед сказал

И поехал на базар.

Там с купцом поторговался

И в накладе не остался.

Все запасы закупил,

Ситца бабке прихватил

И домой приехал в срок,

Рябы выполнив урок.

-Здравствуй, Ряба! — молвил он.

— Я продал яйцо твое.

Будем жить теперь мы сыто.

Да и ты не позабыта.

Накупил тебе зерна,

Чтоб яички ты несла.

Птичник новый я отстрою,

Будем славно жить с тобою.

Только Ряба промолчала.

Бабка деду рассказала:

Не несет яички Ряба.

Покупать теперь их надо.

Плачет дед и плачет баба:

— Золотого нам не надо.

Мы хотим яйцо простое,

Очень вкусное, живое.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста.

Семинар-практикум Тема: «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по теме «Как воспитать патриотов?».

Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель .

Материал представлен для работы педагогов с родителями с теоретической базой и практическими заданиями, которые педагоги на тренинге разбирают и находят путем оживленной дискус.

Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.

Семинар-практикум по театральной деятельности для педагогов ДОУ.Цели:Показать педагогам новые дидактические упражнения, для использования в своей работе.Развитие творческих возможностей.

Источник

Выразительные средства в объяснительной речи педагога.

Выразительные средства в объяснительной речи педагога.

Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому: “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Значение культуры речи педагога.

По словам Н. И. Жинкина средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Поэтому, к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Рассмотрим подробно выразительность речи педагога.

Известно, что речь выражает не только мысли, но и чувства, волеизъявления, эстетические переживания – весь комплекс духовного человеческого сознания. «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка… воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя и читателя», то такая речь, по определению Б.Н. Головина, называется выразительной.

Б.Н. Головин называет ряд условий, от которых зависит выразительность речи отдельного человека. К ним он относит:

  • самостоятельность мышления,
  • деятельности сознания автора речи;
  • неравнодушие, интерес автора к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
  • хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;
  • систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
  • умение контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо;
  • сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность.

Выразительная речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Для устной речи педагога очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено. Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Итак, если взрослый стремится сделать свою речь наиболее выразительной, то он использует все интонационные средства:

  • фразовые и логические ударения;
  • паузы;
  • движение голоса по высоте, силе, тембру;
  • темп речи.
  • поза, мимика, жест, как известно, дополняют выразительность речи, усиливают понимание того, о чем говорится.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного. Мимика, так же как и жест, дополняет, углубляет понимание слова, усиливает его эмоциональный оттенок. И здесь воспитатель является как бы актером, который хорошо владеет искусством позы, мимики, жеста. Но, ни в коем случае нельзя переигрывать: малейшая фальшь может дать обратный результат.

Внешние проявления воспитателя должны соответствовать его душевным побуждениям, быть выразительны и одновременно сдержанны.

Положительно влияет на развитие детей речь воспитателя, изобилующая эпитетами и сравнениями. Сравнение — сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Сравнение сильно тем, что оно позволяет сделать речь ярче, насыщеннее и интереснее. При помощи сравнения можно даже простые и понятные образы сделать более «выпуклыми» и запоминающимися. Например, работая с пластилином, воспитатель говорит: «Раскатайте пластилин, как толстую колбаску, раскатайте как шарик, сделайте блинчик и так далее».

Эпитеты — художественные определения. Эти художественные определения придают образность, эмоциональность речи. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.

При помощи эпитетов можно ярко и образно охарактеризовать вещь или же явление (добрый молодец, ясно солнышко). У педагога, обладающего искусством употребления эпитета и сравнения, ребята более чутки к слову, способны сами метко выразить то, что они наблюдают, что на них произвело впечатление. Старшие дошкольники говорят: «Зима — художница. Вон как разрисовала стекла»; «Шапочка у Дашеньки будто одуванчик — белая и пушистая»; «Ветки, как лапы»; «Огромный подсолнух, будто таз для варенья»; «Поле — ситцевое платье: яркое и пестрое»

Сказки, пословицы и поговорки, потешки.

Сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы, и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы.

В народных пословицах и поговорках Л.Н.Толстой видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и выразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений». Точные и лаконичные, пословицы и поговорки заключают в себе красоту и силу родного языка, пробуждают в детях интерес к слову, литературе, истории.

Такие средства выразительности как фразеологизмы, лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица, сложны для понимания детей дошкольного возраста, но это не значит, что педагог не должен использовать их в своей работе. Как отмечают лингвисты (В.В.Виноградов, В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие), они разнообразят нашу речь, делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.

При рассказывании необходимо умело пользоваться сравнениями, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество ( пословицы, поговорки , потешки) , фразеологические обороты.

Источник

Читайте также:  Как снять с учета основное средство автомобиль