Меню

Снегоход какая группа основных средств

Снегоболотоход срок полезного использования

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 2

Строительная организация приобрела снегоход. Руководитель издал приказ о зачислении его в состав основных средств предприятия. Перед бухгалтером встал вопрос о правомерности применения вычета по НДС и учета сумм начисленных амортизационных отчислений для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль. Можно ли решить его положительно?

Государственный стандарт содержит следующее определение: снегоходы — это внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью. Как видим, данное определение вполне позволяет утверждать, что снегоход может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. А если учесть, что допускается эксплуатация снегоходов с прицепами, сомнений в правильности сделанного нами вывода становится еще меньше.

«Снегоходы. Требования безопасности. ГОСТ Р 50944-96», утв. Постановлением Госстандарта России от 10.09.1996 N 567. Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Примечание. Отстоять правомерность экономии по НДС и налогу на прибыль сложно, но можно.

Однако налоговые инспекторы, скорее всего, будут придерживаться противоположного подхода, ведь весьма распространенным представлением о возможном использовании снегохода являются всевозможные развлечения в широком понимании этого слова (гонки, экстремальные пробеги, поездки на охоту, рыбалку и т.п.). Поэтому организации, как и в случае осуществления любых других расходов, необходимо доказать их экономическую обоснованность, то есть использование снегохода в деятельности, направленной на получение доходов. Возможно ли это сделать? Практика дает положительный ответ на этот вопрос.

В частности, арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 24.01.2005 N А26-7214/04-25 согласились с тем, что предприятие правомерно воспользовалось вычетом «входного» НДС, уплаченного при приобретении снегохода, поскольку налогоплательщик подтвердил использование снегохода в производственных целях — для буксировки грузов на строительной площадке и сбора отходов вырубки с лесосеки третьего лица на основании договора с ним.

Более свежий пример — Постановление ФАС МО от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, в котором судьи указали, что инспекторы незаконно исключили из состава налоговых расходов суммы начисленной по снегоходу амортизации. Основание — налогоплательщик эксплуатирует опасный производственный объект, находящийся в отдаленной от ближайшего города деревне. В связи с этим был приобретен снегоход для передвижения в зимнее время, когда дорога не очищена от снега (суд отклонил довод инспекции о наличии асфальтовой дороги от отдаленного населенного пункта до города).

К сведению. Названное Постановление Определением ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-8617/10 было передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора, но только в части расчетов с бюджетом по ЕНВД, а также доначисления налога на прибыль вследствие отнесения затрат на приобретение изделий, необходимых для упаковки товара, в состав прямых расходов (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10). Таким образом, решение ФАС МО относительно признания расходов на амортизацию снегохода инспекторами не оспаривалось и вступило в законную силу.

Итак, снегоход вполне может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. Все зависит от видов осуществляемой организацией деятельности и изобретательности (фантазии) налогоплательщика. На наш взгляд, цель такой покупки и направления ее использования целесообразно указать в распорядительной документации (приказах руководителя) о приобретении снегохода, вводе его в эксплуатацию и закреплении за ответственным лицом.

Далее следует решить, в какую амортизационную группу нужно включить снегоход, чтобы установить срок его полезного использования и определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений. В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) снегоходы упоминаются по коду 15 3410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы», что позволяет организации на основании Классификации ОС N 1 выбрать третью амортизационную группу, установив срок полезного использования от трех лет до пяти лет включительно. Однако далеко не все специалисты считают возможным классифицировать снегоходы как автомобили. Например, высказывается предложение использовать код 15 3599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». В этом случае снегоход придется отнести к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от пяти лет до семи лет включительно. Второй вариант, по мнению автора, является более предпочтительным.

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Обратите внимание! Расходы на содержание снегохода (приобретение ГСМ, ремонт), как и затраты на содержание любых других видов служебного транспорта, могут признаваться для целей налогообложения прибыли на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при условии их документального подтверждения. Соответственно, в отношении учета расходов на ГСМ перед предприятием встает обязанность оформления путевых листов. Организация вправе разработать форму путевого листа самостоятельно. Главное, чтобы он содержал Обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» .

Подробнее см. статью А.И. Серовой «Маршрут следования автомобиля», N 1, 2011, с. 39 — 40.

В заключение еще один нюанс. Снегоходы в силу ст. 358 НК РФ признаются объектом обложения транспортным налогом.

Как определить в налоговом учете срок полезного использования основного средства, если он не предусмотрен в Классификации, а также отсутствуют технические условия и рекомендации производителя

Какой код ОКОФ у снегоболотохода (квадрацикл) японскогоь производства

Определить амортизационную группу и срок полезного использования по основным средствам можно, обратившись с соответствующим запросом в Минэкономразвития России. Определять срок полезного использования основного средства организация должна самостоятельно с учетом следующих правил: в первую очередь нужно руководствоваться Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, А если основное средство не указано в Классификации, то установить срок его полезного использования можно на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий. Так как обособленный код ОКОФ для снегоболотохода (квадрацикла) не предусмотрен, возможно его отнести к коду 15 3410202 7 Автомобили грузовые снегоболотоходы или 15 3410163 2 Автомобили легковые специальные вездеходы, в зависимости от характеристик, указанных в технической документации.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Ситуация: Как определить в налоговом учете срок полезного использования основного средства, если он не предусмотрен в Классификации, а также отсутствуют технические условия и рекомендации производителя

Определить амортизационную группу и срок полезного использования можно, обратившись с соответствующим запросом в Минэкономразвития России.

Определять срок полезного использования основного средства организация должна самостоятельно с учетом следующих правил:

  • в первую очередь нужно руководствоваться Классификацией, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. В этом документе основные средства в зависимости от срока их полезного использования объединены в 10 амортизационных групп и расположены в порядке возрастания срока полезного использования (п. 3 ст. 258 НК РФ). Чтобы определить срок полезного использования, найдите наименование основного средства в Классификации и посмотрите, к какой группе оно относится;
  • если основное средство не указано в Классификации, то установить срок его полезного использования можно на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий.

Такие правила установлены пунктами 4 и 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ.

Если основное средство не упомянуто в Классификации, а техническая документация на него отсутствует, определить амортизационную группу и срок полезного использования можно, обратившись с соответствующим запросом в Минэкономразвития России. Такие рекомендации содержатся в письме Минфина России от 3 ноября 2011 г. № 03-03-06/1/711.

Кроме того, в подобных ситуациях допускается начисление амортизации по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072. Однако правомерность использования этих норм, скорее всего, придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих обоснованность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 11 января 2009 г. № ВАС-14074/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 мая 2012 г. № А27-10607/2011, Дальневосточного округа от 19 мая 2010 г. № А16-1033/2009 и от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5980/2009, Северо-Западного округа от 15 сентября 2008 г. № А21-8224/2007).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X – основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в нашей консультации.

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III – свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В ОКОФ автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Как определить срок полезного использования автомобиля – таблица СПИ в бухгалтерском и налоговом учете по видам транспорта

Если транспорт компания признает основным средством, то автоматически появляется обязанность по ежемесячному начислению амортизацию.

Для правильного расчета амортизационных отчислений автомобилей необходимо знать срок полезного использования.

Порядок определения СПИ в бухгалтерском и налоговом учете отличается.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.
  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Как определяется срок полезного использования для нового автомобиля и средства бывшего в эксплуатации (подержанного), подробно рассказано в данном видео:

Организации обязаны принимать транспортные средства в качестве амортизируемого имущества и определять по нему срок полезного использования.

В течение этого срока компания начисляет ежемесячно амортизацию.

В налоговом учете срок можно установить в годах или месяцах в зависимости от амортизационной группы по Классификации основных средств.

В бухгалтерском учете можно выбрать тот же СПИ, что и для налогообложения, либо самостоятельно определить нужную длительность в зависимости от планируемых условий эксплуатации.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?

Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Как определяется амортизационная группа транспортных средств при эксплуатации предприятием автомобилей? Постепенный перенос первоначальной стоимости объекта выполняется как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Поскольку суммы начисленной амортизации включаются в расходы компании, важно грамотно рассчитывать износ в течение всего срока полезного использования (СПИ) имущества. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Установление СПИ любого автомобиля зависит от его технических характеристик. В большинстве случаев это назначение транспорта, грузоподъемность, тип двигателя. Требуемые данные указаны в ПТС модели (строки 2-4) или руководстве по эксплуатации. Чтобы в учете организации амортизация транспортных средств начислялась правильно, необходимо, прежде всего, установить группу по Классификатору ОС, утвержденному в Постановлении № 1 от 01.01.02 г. Этот справочник был обновлен с 01.01.17 г. с введением в силу Постановления № 640 от 07.07.16 г.

Применять новые требования необходимо по тем транспортным средствам, которые были введены в эксплуатацию уже в 2017 г. Если же имущество начали использовать ранее указанной даты, следует рассчитывать износ в прежнем порядке. Согласно Классификации, почти все легковые автомобили (1-3 класса) относятся к 3 группе с СПИ от 3 до 5 лет. (код 310.29.10.2). Точнее установить группу можно по классу транспорта – малому, особо малому, среднему или большому в зависимости от объема двигателя.

Но если легковой автомобиль отнесен к 4 классу, то есть предназначен для управления инвалидом (код 310.29.10.24), устанавливается 4 группа с СПИ от 5 до 7 лет. А дорогостоящие легковые средства 5 класса амортизируются еще дольше – от 7 до 10 лет и для них утверждена 5 группа. Высший класс – это, по разъяснениям чиновников, представительские модели, к примеру, Mercedes-Benz CLS, Lexus, Jaguar, SAAB и пр.

Исходя из норм ст. 258 НК, срок полезного использования транспортных средств – это предполагаемый период эксплуатации объекта. Для того, чтобы ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо в пределах сроков по Классификатору установить СПИ и указать его в акте по форме ОС-1. При это имейте в виду, что:

  • 1 особо малый класс легкового автотранспорта – это машины с объемом двигателя не более 1,2 л.
  • 2 малый класс – не более 1,8 л.
  • 3 средний класс – не более 3,5 л.
  • 4 большой класс – более 3,5 л.
  • 5 высший класс – представительский (в соответствии с разъяснениями Таможенного Комитета в Письме № 04-30/3515 от 26.02.97 г.).

К примеру, автомобиль ВАЗ 2114 относится ко 2 классу, о чем говорит первая цифра 2 в наименовании модели. Следовательно, для начисления амортизации выбирается 3 группа: СПИ установлен в 37 мес. (в пределах от 37 мес. до 60 мес.). Утверждение одинакового срока в НУ и БУ позволит избежать возникновения разниц при последующем расчете.

Расчет амортизационных отчислений ведется в зависимости от выбранного способа. В налоговом учете разрешается использовать линейный или нелинейный метод (ст. 259 НК). В бухгалтерском – линейный, уменьшаемого остатка, пропорционально СПИ или пропорционально объему товаров/работ. Чтобы упростить ведение учета, рекомендуется выбрать в НУ и БУ линейный метод.

К примеру, предприятие купило в апреле легковой автомобиль стоимостью в 700 000 руб. Регистрация прошла в этом же месяце, а уже в мае объект был введен в эксплуатацию. По имеющимся рабочим характеристикам бухгалтер назначил 3 амортизационную группу, СПИ установлен в 40 мес. Способ начисления – линейный и в НУ, и в БУ. Первый износ начисляется в июне, ежемесячная сумма = 17 500 руб.

Общероссийский классификатор основных фондов

Код Наименование
153410121 Автомобили легковые среднего класса для служебного и индивидуального пользования
153410164 Автомобили легковые специальные амфибии
153410302 Автобусы санитарные
153410271 Автобусы средние городские и экскурсионные
153410191 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т
153410363 Автоцистерны для сжиженных газов
153410368 Автоцистерны-молоковозы
153410225 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 15 до 18 т
153410213 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т
153410379 Автоцистерны прочие
153410272 Автобусы средние междугородные и туристские
153410382 Автолесовозы (для лесопиления и лесозаготовки)
153410311 Троллейбусы пассажирские
153410215 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т
153410380 Автомобили специализированные для лесозаготовок
153410110 Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно)
153410362 Топливозаправщики, маслозаправщики, водомаслозаправщики на автомобилях
153410375 Автоцистерны-автогудронаторы
153410344 Автомобили-фургоны для перевозки хлебобулочных изделий
153410194 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 3 до 5 т
153410211 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т
153410102 Автомобили легковые особо малого класса с кузовом «универсал»
153410300 Автобусы прочие
153410031 Автобусы
153410226 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 18 т
153410262 Автобусы малые местного сообщения
153410374 Автоцистерны-авторастворовозы
153410223 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 5 до 8 т
153410214 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т
153410202 Автомобили грузовые снегоболотоходы
153410341 Автомобили-фургоны для перевозки промтоваров
153410166 Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные)
153410123 Автомобили легковые среднего класса такси
153410253 Автобусы особо малые маршрутные такси
153410216 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т
153410151 Электромобили легковые общего назначения
153410443 Автокатафалки
153410441 Автомобили грузовые для перевозки баллонов со сжиженным газом
153410367 Автоцистерны-сахаровозы
153410120 Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3.5 л включительно)
153410301 Автобусы с электродвигателем (электромобили)
153410222 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 2,75 до 5 т
153410150 Электромобили легковые
153410291 Автобусы особо большие городские
153410252 Автобусы особо малые местного сообщения
153410292 Автобусы особо большие пригородные
153410250 Автобусы особо малые длиной до 5 м включительно
153410200 Автомобили грузовые прочие
153410265 Автобусы малые пригородные
153410101 Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования
153410220 Автомобили-самосвалы
153410193 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 1,5 до 3,0 т
153410290 Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно
153410283 Автобусы большие пригородные
153410201 Автомобили грузовые электромобили
153410221 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью до 2,75 т
153410112 Автомобили легковые малого класса с кузовом «универсал»
153410170 Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки
153410131 Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования
153410365 Автоцистерны для пищевых жидкостей (кроме молоковозов)
153410342 Автомобили-фургоны для перевозки скоропортящихся продуктов (авторефрижераторы, изотермические)
153410359 Автомобили-фургоны специализированные прочие
153410113 Автомобили легковые малого класса такси
153410270 Автобусы средние длиной свыше 8 до 9,5 м включительно
153410163 Автомобили легковые специальные вездеходы
153410100 Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л)
153410449 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040, прочие
153410210 Автомобили-тягачи седельные
153410040 Автомобили специальные, кроме включенных в группировку 14 3410040
153410010 Автомобили легковые
153410254 Автобусы особо малые туристские
153410212 Автомобили-тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т
153410351 Автомобили-фургоны ветеринарной службы
153410440 Автомобили грузовые специализированные прочие
153410381 Автопоезда агрегатные лесовозные
153410197 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т
153410264 Автобусы малые туристские
153410122 Автомобили легковые среднего класса с кузовом «универсал»
153410162 Автомобили легковые специальные снегоходы
153410263 Автобусы малые городские и экскурсионные
153410130 Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л)
153410364 Автоцистерны для воды
153410140 Автомобили легковые высшего класса
153410383 Щеповозы
153410032 Троллейбусы
153410371 Автоцистерны-автоцементовозы
153410366 Автоцистерны-муковозы (в том числе на полуприцепах)
153410161 Автомобили легковые специальные гоночные
153410141 Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования
153410251 Автобусы особо малые общего назначения
153410192 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 0,5 до 1,5 т
153410224 Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 8 до 15 т
153410280 Автобусы большие длиной свыше 10,5 до 12 м включительно
153410165 Автомобили легковые специальные фургоны
153410114 Автомобили легковые малого класса для инвалидов
153410198 Автомобили грузовые общего назначения. Шасси
153410190 Автомобили грузовые общего назначения (бортовые, шасси и фургоны)
153410361 Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ
153410196 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 8 до 15 т
153410111 Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования
153410152 Электромобили легковые грузопассажирские
153410373 Автоцистерны-автобетоновозы
153410345 Автомобили-фургоны для перевозки почты
153410346 Автомобили-фургоны медицинской службы и для перевозки медикаментов
153410020 Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы)
153410312 Троллейбусы грузовые
153410442 Автомобили грузовые для вывозки радиоактивных отходов
153410195 Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т
153410260 Автобусы малые длиной свыше 6 до 7,5 м включительно
153410273 Автобусы средние пригородные
153410281 Автобусы большие городские и экскурсионные
153410360 Автоцистерны
153410340 Автомобили-фургоны со специализированными кузовами
153410160 Автомобили легковые специальные
153410103 Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов
153410376 Автоцистерны-автозоловозы
153410030 Автобусы и троллейбусы
153410261 Автобусы малые общего назначения
153410372 Автоцистерны-автобитумовозы
153410349 Автомобили-фургоны для перевозки прочих грузов
153410282 Автобусы большие междугородные и туристские

К какой группе основных фондов отнести снегоходы «Буран»? Как правильно списывать ГСМ по этому виду транспорта?

В настоящее время для классификации основных фондов в РФ используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Однако в нем сформулированы лишь общие принципы разделения основных фондов, поэтому на практике иногда возникают некоторые затруднения при их классификации.
Поскольку снегоходы прямо не поименованы в ОКОФ, то правильным решением будет воспользоваться кодом 153599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». По моему мнению, код 153410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы» не следует применять, так как снегоходы «Буран» не являются автомобилями.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) снегоходы «Буран» следует относить к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от 5 лет до 7 лет включительно.
Сегодня нормативные бухгалтерские документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов на ГСМ при эксплуатации транспорта. Главное — это наличие документов, подтверждающих факт использования транспортного средства в процессе производства.
В налоговом учете расходы на содержание служебного транспорта, в том числе и затраты на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 и пп. 2 п.

1 ст. 253 НК РФ).
Каких-либо ограничений и норм при учете расходов на ГСМ Кодекс не содержит, в целях исчисления налога на прибыль эти расходы учитываются по фактическим затратам. При этом они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как правило, они признаются в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству.
Кроме того, должны быть в наличии путевые листы, свидетельствующие о фактическом расходе топлива при эксплуатации транспортного средства в производственных целях. Ответственность за их надлежащее оформление несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию транспорта и участвующие в заполнении документа.
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт «ЭЖ»
Подписано в печать
08.12.2005
«Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2005, N 50

Вернутся в раздел Бухгалтерские консультации

Код Наименование Контрольное число
15 3410000 Автомобили 8
15 3410010 Автомобили легковые 5
15 3410100 Автомобили легковые особо малого класса (с рабочим объемом двигателя до 1,2 л) 4
15 3410101 Автомобили легковые особо малого класса для индивидуального и служебного пользования 2
15 3410102 Автомобили легковые особо малого класса с кузовом «универсал»
15 3410103 Автомобили легковые особо малого класса для инвалидов 9
15 3410110 Автомобили легковые малого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 1,8 л включительно) 1
15 3410111 Автомобили легковые малого класса для индивидуального и служебного пользования 1
15 3410112 Автомобили легковые малого класса с кузовом «универсал» 8
15 3410113 Автомобили легковые малого класса такси 6
15 3410114 Автомобили легковые малого класса для инвалидов 4
15 3410120 Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1,8 до 3,5 л включительно) 9
15 3410121 Автомобили легковые среднего класса для служебного и индивидуального пользования 7
15 3410122 Автомобили легковые среднего класса с кузовом «универсал» 5
15 3410123 Автомобили легковые среднего класса такси 3
15 3410130 Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) 6
15 3410131 Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования 4
15 3410140 Автомобили легковые высшего класса 3
15 3410141 Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования 1
15 3410150 Электромобили легковые
15 3410151 Электромобили легковые общего назначения 9
15 3410152 Электромобили легковые грузопассажирские 7
15 3410160 Автомобили легковые специальные 8
15 3410161 Автомобили легковые специальные гоночные 6
15 3410162 Автомобили легковые специальные снегоходы 4
15 3410163 Автомобили легковые специальные вездеходы 2
15 3410164 Автомобили легковые специальные амфибии
15 3410165 Автомобили легковые специальные фургоны 9
15 3410166 Автомобили легковые специальные для медицинской помощи на дому (санитарные) 7
15 3410170 Автомобили легковые прочие, не включенные в другие группировки 5
Код Наименование Контрольное число
15 3420000 Прицепы и полуприцепы 2
15 3420020 Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов 7
15 3420130 Прицепы к легковым автомобилям и автобусам
15 3420131 Прицепы к легковым автомобилям всех видов 9
15 3420132 Прицепы к автобусам 7
15 3420133 Прицепы служебные 5
15 3420134 Прицепы для перевозки людей 3
15 3420140 Прицепы одноосные к грузовым автомобилям и шасси 8
15 3420141 Прицепы одноосные с бортовой платформой 6
15 3420142 Прицепы одноосные роспуски 4
15 3420143 Прицепы одноосные самосвальные 2
15 3420144 Прицепы одноосные фургоны
15 3420145 Прицепы одноосные специальные 9
15 3420146 Прицепы одноосные шасси 7
15 3420149 Прицепы одноосные прочие 1
15 3420150 Прицепы двухосные к грузовым автомобилям 5
15 3420151 Прицепы двухосные с бортовой платформой 3
15 3420152 Прицепы двухосные роспуски 1
15 3420153 Прицепы двухосные самосвальные 6
15 3420154 Прицепы двухосные шасси 8
15 3420159 Прицепы двухосные прочие 9
15 3420160 Прицепы тракторные 2
15 3420161 Прицепы тракторные одноосные
15 3420162 Прицепы тракторные двухосные 9
15 3420163 Прицепы тракторные бортовые 7
15 3420164 Прицепы тракторные шасси 5
15 3420169 Прицепы тракторные прочие 6
15 3420180 Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры 7
15 3420181 Прицепы со специализированными кузовами 5
15 3420182 Прицепы для ветеринарной службы 3
15 3420183 Трейлеры и специальные тяжеловозные прицепы и полуприцепы 1
15 3420184 Опоровозы на полуприцепах 4
15 3420190 Прицепы — цистерны для перевозки нефтепродуктов и воды (цистерны для нефтепродуктов, воды и сжиженных газов на прицепах и полуприцепах) 4
15 3420191 Прицепы — цистерны для нефтепродуктов 2
15 3420192 Полуприцепы — цистерны для нефтепродуктов
15 3420193 Топливозаправщики, маслозаправщики и водозаправщики на прицепах и полуприцепах 9
15 3420196 Цистерны для сжиженных газов на прицепах и полуприцепах 3
15 3420197 Цистерны для воды на прицепах 1
15 3420198 Цистерны для воды на полуприцепах 7
15 3420199 Прицепы — цистерны прочие 8
15 3420200 Полуприцепы автомобильные общего назначения 5
15 3420201 Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой 3
15 3420202 Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные 1
15 3420203 Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами 9
15 3420204 Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси 8
15 3420209 Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие 9
15 3420210 Полуприцепы автомобильные для строительных конструкций 2
15 3420211 Настиловозы, фермовозы, балковозы, плитовозы и металловозы
15 3420212 Панелевозы 9
15 3420219 Полуприцепы для перевозки строительных конструкций прочих 6

В группировке «ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА» классифицируются средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов, железнодорожный подвижной состав (локомотивы, вагоны и др.); подвижной состав морского и водного транспорта (суда транспортные всех типов, суда служебно-вспомогательные, спасательные, ледоколы, буксиры, понтоны, плавучие доки, суда лоцманские и прочие); подвижной состав автомобильного транспорта (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, тракторы, прицепы и полуприцепы); подвижной состав воздушного транспорта (самолеты, вертолеты, космические аппараты, воздухоплавательные аппараты, планеры, беспилотные комплексы); подвижной состав городского электрического транспорта (вагоны метрополитена, подвижной состав монорельсовой транспортной системы, трамваи); средства напольного производственного транспорта, а также прочие виды транспортных средств. К последним могут быть отнесены транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы).

Автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, плавучие технические средства, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (буксиры, плавкраны, плавучие доки, понтоны, передвижные электростанции, передвижные установки трансформаторные, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и учитываются как здания (по аналогии с соответствующими стационарными предприятиями) и оборудование.

Буксиры не относятся к транспортным средствам, когда применяются для вывода (спуска) кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций из акватории завода-верфи; постановки и швартовки кораблей и судов при проведении заводских ходовых и государственных испытаний; сколки и освобождения ото льда путей следования кораблей; демонтажа судоподъемных понтонов; оказания помощи строящимся и испытываемым кораблям в аварийных ситуациях и обеспечения проведения аварийно-спасательных работ на территории порта и в море.

Плавкраны не относятся к транспортным средствам, когда применяются для выполнения грузоподъемных операций для формирования крупногабаритных корпусных конструкций при достройке кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций.

Плавучие доки, понтоны не относятся к транспортным средствам, когда применяются для докования и спуска на воду кораблей, судов, плавсооружений и плавучих конструкций.

Объектом классификации является каждый отдельный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему. Например, локомотивы включают: экипажную часть, двигатели, генераторы, электрооборудование, тормозное оборудование; вагон включает в себя систему отопления, проводку и арматуру освещения; теплоход включает двигатели, электростанцию, радиостанцию, спасательные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные и измерительные приборы; автомобиль включает запасное колесо (с камерой и покрышкой) и комплект инструментов; трамвайный вагон (моторный) включает кузов, мотор, тормоза, измерительные приборы и набор инструментов.

Группировка 310.00.00.00.000 в ОКОФ содержит 2 подгруппировки.

Код 310.00.00.00.000 не относится ни к одной амортизационной группе (на основании приложения к Постановлению Правительста РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»).

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
150000000 Средства транспортные 310.00.00.00.000 Транспортные средства
  • ОКОФ — Общероссийский классификатор основных фондов
  • 300.00.00.00.000 — Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты
  • 310.00.00.00.000 — Транспортные средства
  • 310.29 — Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы
  • 310.29.10 — Средства автотранспортные
  • 310.29.10.5 — Средства автотранспортные специального назначения
  • 310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Группировка 310.29.20.23 в ОКОФ содержит 4 подгруппировки.

  1. 310.29.20.23.110 — Прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадрициклам
  2. 310.29.20.23.120 — Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для перевозки нефтепродуктов, воды и прочих жидкостей
  3. 310.29.20.23.130 — Прицепы и полуприцепы тракторные
  4. 310.29.20.23.190 — Прицепы и полуприцепы прочие, не включенные в другие группировки

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.20.23 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Пятая группа Средства транспортные имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

ОКОФ ОК 013-94 ОКОФ ОК 013-2014
Код Наименование Код Наименование
142921771 Прицепы 310.29.20.23 Прицепы и полуприцепы прочие
142921772 Полуприцепы
153420000 Прицепы и полуприцепы
153420020 Прицепы и полуприцепы для автомобилей и тракторов
153420141 Прицепы одноосные с бортовой платформой
153420142 Прицепы одноосные роспуски
153420143 Прицепы одноосные самосвальные
153420144 Прицепы одноосные фургоны
153420145 Прицепы одноосные специальные
153420146 Прицепы одноосные шасси
153420149 Прицепы одноосные прочие
153420150 Прицепы двухосные к грузовым автомобилям
153420151 Прицепы двухосные с бортовой платформой
153420152 Прицепы двухосные роспуски
153420153 Прицепы двухосные самосвальные
153420154 Прицепы двухосные шасси
153420159 Прицепы двухосные прочие
153420180 Прицепы со специализированными кузовами, трейлеры
153420181 Прицепы со специализированными кузовами
153420182 Прицепы для ветеринарной службы
153420183 Трейлеры и специальные тяжеловозные прицепы и полуприцепы
153420184 Опоровозы на полуприцепах
153420197 Цистерны для воды на прицепах
153420198 Цистерны для воды на полуприцепах
153420199 Прицепы — цистерны прочие
153420200 Полуприцепы автомобильные общего назначения
153420201 Полуприцепы автомобильные общего назначения с бортовой платформой
153420202 Полуприцепы автомобильные общего назначения самосвальные
153420203 Полуприцепы автомобильные общего назначения со специализированными кузовами
153420204 Полуприцепы автомобильные общего назначения. Шасси
153420209 Полуприцепы автомобильные общего назначения прочие

310.29.20.23 — Прицепы и полуприцепы прочие

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 310.29.20.23
Наименование: Прицепы и полуприцепы прочие
Дочерних элементов: 4
Амортизационных групп: 1
Прямых переходных ключей: 31

© 2018 okof2.ru — Общероссийский классификатор основных фондов с расшифровкой и поиском

Источник



Вопрос: К какой группе основных фондов отнести снегоходы «Буран»? Как правильно списывать ГСМ по этому виду транспорта? (Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 50, декабрь 2005 г.)

К какой группе основных фондов отнести снегоходы «Буран»? Как правильно списывать ГСМ по этому виду транспорта?

В настоящее время для классификации основных фондов в РФ используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 N 359. Однако в нем сформулированы лишь общие принципы разделения основных фондов, поэтому на практике иногда возникают некоторые затруднения при их классификации.

Поскольку снегоходы прямо не поименованы в ОКОФ, то правильным решением будет воспользоваться кодом 153599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». По моему мнению, код 153410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы» не следует применять, так как снегоходы «Буран» не являются автомобилями.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) снегоходы «Буран» следует относить к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от 5 лет до 7 лет включительно.

Сегодня нормативные бухгалтерские документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов на ГСМ при эксплуатации транспорта. Главное — это наличие документов, подтверждающих факт использования транспортного средства в процессе производства.

В налоговом учете расходы на содержание служебного транспорта, в том числе и затраты на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 и подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Каких-либо ограничений и норм при учете расходов на ГСМ Кодекс не содержит, в целях исчисления налога на прибыль эти расходы учитываются по фактическим затратам. При этом они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как правило, они признаются в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству.

Кроме того, должны быть в наличии путевые листы, свидетельствующие о фактическом расходе топлива при эксплуатации транспортного средства в производственных целях. Ответственность за их надлежащее оформление несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию транспорта и участвующие в заполнении документа.

ведущий эксперт «ЭЖ»

1 декабря 2005 г.

Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», выпуск 50, декабрь 2005 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

К какой группе основных фондов отнести снегоходы «Буран»? Как правильно списывать ГСМ по этому виду транспорта?

В настоящее время для классификации основных фондов в РФ используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Однако в нем сформулированы лишь общие принципы разделения основных фондов, поэтому на практике иногда возникают некоторые затруднения при их классификации.
Поскольку снегоходы прямо не поименованы в ОКОФ, то правильным решением будет воспользоваться кодом 153599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». По моему мнению, код 153410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы» не следует применять, так как снегоходы «Буран» не являются автомобилями.
Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) снегоходы «Буран» следует относить к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от 5 лет до 7 лет включительно.
Сегодня нормативные бухгалтерские документы не устанавливают предельных норм для отнесения на себестоимость расходов на ГСМ при эксплуатации транспорта. Главное — это наличие документов, подтверждающих факт использования транспортного средства в процессе производства.
В налоговом учете расходы на содержание служебного транспорта, в том числе и затраты на приобретение ГСМ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 11 п. 1 ст. 264 и пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).
Каких-либо ограничений и норм при учете расходов на ГСМ Кодекс не содержит, в целях исчисления налога на прибыль эти расходы учитываются по фактическим затратам. При этом они должны быть документально подтверждены и экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). Как правило, они признаются в пределах норм, определенных в технической документации к транспортному средству.
Кроме того, должны быть в наличии путевые листы, свидетельствующие о фактическом расходе топлива при эксплуатации транспортного средства в производственных целях. Ответственность за их надлежащее оформление несут руководители организации и лица, отвечающие за эксплуатацию транспорта и участвующие в заполнении документа.
Г.Кузьмин
Ведущий эксперт «ЭЖ»
Подписано в печать
08.12.2005
«Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2005, N 50

Источник

Можно ли амортизировать снегоход?

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 2

Строительная организация приобрела снегоход. Руководитель издал приказ о зачислении его в состав основных средств предприятия. Перед бухгалтером встал вопрос о правомерности применения вычета по НДС и учета сумм начисленных амортизационных отчислений для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль. Можно ли решить его положительно?

Государственный стандарт содержит следующее определение: снегоходы — это внедорожные механические транспортные средства, обеспечивающие передвижение людей и перевозку грузов по снежному бездорожью. Как видим, данное определение вполне позволяет утверждать, что снегоход может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. А если учесть, что допускается эксплуатация снегоходов с прицепами, сомнений в правильности сделанного нами вывода становится еще меньше.

«Снегоходы. Требования безопасности. ГОСТ Р 50944-96», утв. Постановлением Госстандарта России от 10.09.1996 N 567. Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Примечание. Отстоять правомерность экономии по НДС и налогу на прибыль сложно, но можно.

Однако налоговые инспекторы, скорее всего, будут придерживаться противоположного подхода, ведь весьма распространенным представлением о возможном использовании снегохода являются всевозможные развлечения в широком понимании этого слова (гонки, экстремальные пробеги, поездки на охоту, рыбалку и т.п.). Поэтому организации, как и в случае осуществления любых других расходов, необходимо доказать их экономическую обоснованность, то есть использование снегохода в деятельности, направленной на получение доходов. Возможно ли это сделать? Практика дает положительный ответ на этот вопрос.

В частности, арбитры ФАС СЗО в Постановлении от 24.01.2005 N А26-7214/04-25 согласились с тем, что предприятие правомерно воспользовалось вычетом «входного» НДС, уплаченного при приобретении снегохода, поскольку налогоплательщик подтвердил использование снегохода в производственных целях — для буксировки грузов на строительной площадке и сбора отходов вырубки с лесосеки третьего лица на основании договора с ним.

Более свежий пример — Постановление ФАС МО от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, в котором судьи указали, что инспекторы незаконно исключили из состава налоговых расходов суммы начисленной по снегоходу амортизации. Основание — налогоплательщик эксплуатирует опасный производственный объект, находящийся в отдаленной от ближайшего города деревне. В связи с этим был приобретен снегоход для передвижения в зимнее время, когда дорога не очищена от снега (суд отклонил довод инспекции о наличии асфальтовой дороги от отдаленного населенного пункта до города).

К сведению. Названное Постановление Определением ВАС РФ от 23.08.2010 N ВАС-8617/10 было передано в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора, но только в части расчетов с бюджетом по ЕНВД, а также доначисления налога на прибыль вследствие отнесения затрат на приобретение изделий, необходимых для упаковки товара, в состав прямых расходов (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2010 N 8617/10). Таким образом, решение ФАС МО относительно признания расходов на амортизацию снегохода инспекторами не оспаривалось и вступило в законную силу.

Итак, снегоход вполне может быть квалифицирован как объект основных средств производственного назначения. Все зависит от видов осуществляемой организацией деятельности и изобретательности (фантазии) налогоплательщика. На наш взгляд, цель такой покупки и направления ее использования целесообразно указать в распорядительной документации (приказах руководителя) о приобретении снегохода, вводе его в эксплуатацию и закреплении за ответственным лицом.

Далее следует решить, в какую амортизационную группу нужно включить снегоход, чтобы установить срок его полезного использования и определить сумму ежемесячных амортизационных отчислений. В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) снегоходы упоминаются по коду 15 3410162 «Автомобили легковые специальные снегоходы», что позволяет организации на основании Классификации ОС N 1 выбрать третью амортизационную группу, установив срок полезного использования от трех лет до пяти лет включительно. Однако далеко не все специалисты считают возможным классифицировать снегоходы как автомобили. Например, высказывается предложение использовать код 15 3599000 «Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки». В этом случае снегоход придется отнести к четвертой группе имущества со сроком полезного использования от пяти лет до семи лет включительно. Второй вариант, по мнению автора, является более предпочтительным.

Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Обратите внимание! Расходы на содержание снегохода (приобретение ГСМ, ремонт), как и затраты на содержание любых других видов служебного транспорта, могут признаваться для целей налогообложения прибыли на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ. Конечно, при условии их документального подтверждения. Соответственно, в отношении учета расходов на ГСМ перед предприятием встает обязанность оформления путевых листов. Организация вправе разработать форму путевого листа самостоятельно. Главное, чтобы он содержал Обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» .

Подробнее см. статью А.И. Серовой «Маршрут следования автомобиля», N 1, 2011, с. 39 — 40.

В заключение еще один нюанс. Снегоходы в силу ст. 358 НК РФ признаются объектом обложения транспортным налогом.

Источник

Читайте также:  Система разбавления моющих средств