Меню

Сми как средство политики



Средства массовой информации в системе политики

СМИ – совокупность организаций (радио-, телекомпании, издательства и прочее), главными задачами работы которых является обработка, сбор, публичная открытая передача разной информации непосредственно широким слоям общества с задействованием специализированных технических средств. Представленное понятие объединяет все каналы, по которым осуществляется передача информации:

  • телевидение, радиовещание;
  • видео;
  • печать (бюллетени, журналы, газеты, буклеты, информационные листки и многое другое);
  • кинематограф;
  • интернет.

Комплекс различных жанров, при помощи которых осуществляется реализация содержания представленных средств информации: интервью, заметка, отчет, репортаж, очерк, эссе, памфлет, опрос, фельетон, корреспонденция, обозрение, ток-шоу, беседа, анкета, пресс-конференция, комментарий.

Свойства: динамичность, оперативность, непредвзятость, образность, универсальность.

Характеристики, показатели

СМИ – это, по сути, учреждения, которые основаны для публичной открытой передачи разных сведений всем лицам по средствам технической базы. Отличительные черты средств массовой информации:

  • применение специализированного технического оснащения;
  • надперсональный, неограниченный круг потребителей;
  • непрямое взаимодействие партнеров в среде коммуникации, которое разделено во времени, пространстве;
  • невозможность сменить роли партнеров в коммуникационной среде;
  • дисперсивный, нестабильный характер аудитории каналов, создаваемой в различных случаях по итогам общего внимания к определенным статьями, ТВ-передачам.

СМИ – главный агент производственной деятельности, распространения массовой культуры. Их задачей является стандартизация, создание унифицированного мнения, однородной культуры, определенных политических ориентаций.

СМИ оказывают влияние на социальные установки, настроения, чувства, ориентации по ценностям, формы их распространения в народные массы, проявления в поведении, деятельности граждан страны. СМИ считаются не только вариантом коммуникации, но и четвертой формой власти. Первые три: законодательная, судебная, исполнительная.

Функциональность средств массовой информации:

  • идеологическая (социальная ориентация);
  • организаторская;
  • коммуникативная;
  • справочная и рекламная;
  • культурная и образовательная;
  • рекреативная.

Как средства масс-медиа взаимодействуют с политикой?

Власть влияния СМИ в современных условиях является одной из значимых и решающих при управлении общественным мнением в борьбе за рычаги власти в государстве. Если уточнять роль, место СМИ в политической жизни государства, специалисты отмечают, что неотъемлемым элементом политики выступают массовые коммуникации.

Эксперты утверждают, что политика гораздо больше, чем прочие типы общественной деятельности, нуждается в активном применении средств обмена информацией, поддержке/установлении постоянных связей непосредственно между различными субъектами. Если, к примеру, говорить об экономике, то она способна прекрасно функционировать при возможности рыночного саморегулирования в случае применения ограниченных, в частности непосредственных методов взаимодействия граждан. В свою очередь политику не реально представить без применения опосредованных способов общения, средств связи между разными носителями власти, народом, государством.

Такая тенденция обуславливается природой политики, которая является целенаправленной, сложно организованной, коллективной деятельностью, специализированной формой коммуникации разных людей для осуществления групповых интересов, которые могут касаться всего общества в целом. Цели, реализуемые в политике, имеют коллективный характер. Предполагается их обязательное осознание в пространстве разделенными членами коллектива: нации, государства, партии, группы и проч. Также осуществляется координация деятельности организаций, структур, людей. Все эти механизмы и движения в современном обществе невозможно представить без специальных средств, позволяющих передавать информацию и обеспечивающих целостность, единство воли, одну направленность действий народных масс. Такими средствами являются масс-медиа или СМИ.

Появление в политике СМИ: значимые последствия

Политическая элита, граждане страны участвуют в событиях политики независимо от собственного месторасположения.

Прямое общение лидеров политических движений с населением делает неактуальным в данном мероприятии участие различных партий, теряющих собственное значение и вес в современной политической системе.

Иногда наблюдается всепроникающее воздействие элиты на различные области общественной жизни. Такая форма правления в обществознании известна как тоталитаризм. В процессе него создаются социально-политические мифы, осуществляется массовое манипулирование сознанием общества.

Роль СМИ в политике

Значение средств массовой информации в политической сфере возрастает, поскольку они задействуют достаточно важные рычаги манипуляции мнением общества:

  • определенные темы, которые являются неприятными для представителей власти, в некоторых случаях замалчиваются в СМИ или подаются исключительно фрагментарно, имея при этом искаженный вид. У народа не складываются адекватные представления относительно реальной ситуации;
  • СМИ определяют информацию, предоставляемую народным массам, выбирают обсуждаемые темы, направление дискуссий, разворачивающихся на телеканалах или радио. Замалчивание тем, которые являются неприятными для власти, мощный способ обмана народа, поскольку у его представителей чаще всего не имеется возможности узнать правду относительно событий, происходящих на различных удаленных территориях или в недоступных коридорах власти;
  • создание средствами массовой информации некоторых социальных мифов, то есть иллюзорных идей относительно актуальных ценностей в мире или стране, воспринимаемых населением только на веру без возможности адекватного критического осмысления;
  • эффективный инструмент манипуляции общественным мнением при помощи СМИ – навешивание ярлыков «преступник», «террорист», «сторонник», «активист» и проч. В особенности такой подход является действенным при влиянии на людей, которые имеют неразвитое критическое мышление.
Читайте также:  Моющие средства для стоматологии

Правовая база РФ

В Российской Федерации работа СМИ регулируется актуальными правовыми и нормативными актами, главным из которых считается ФЗ «О средствах массовой информации», начавший действовать с 1991 года. В нем:

  • запрещается злоупотребление свободой средств массовой информации, то есть их применение для реализации задач: выполнения действий, которые являются уголовно наказуемыми; осуществления экстремистских манипуляций; разглашения информации, которая является тайной (охраняемой законом или государственной); распространения радио-, телепередач, в которых ведется пропаганда насилия, порнографии, жестокого обращения с людьми и животными;
  • устанавливается норматив о свободе СМИ – подразумевается полное отсутствие ограничений на выполнение получения, поиска, распространения, изготовления информации; создание, использование, владение, распоряжение СМИ, покупка, производство, эксплуатация, хранение оборудования, технических устройств, материалов, сырья, которые необходимы для распространения, изготовления медиа-продуктов;
  • в РФ запрещена цензура;
  • регулируется порядок открытия: ставится требование зарегистрировать СМИ в специализированном Федеральном агентстве, занимающемся вопросами массовой коммуникации, печати. Орган не может отказать в регистрации в том случае, если считает мотивы создания СМИ нецелесообразными.

Источник

Средства массовой информации и политика

политология

  • Алексеева Кристина Игоревна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПОЛИТИКА
  • ИНФОРМАЦИЯ
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Похожие материалы

Современные средства массовой информации в России это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звукозаписей и видеозаписей. СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии, используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе. [4]

СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти [3]. При этом сам процесс ввода информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступают в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики. Сбалансированная, объективная и полная информация о самых различных сторонах политической жизни общества является условием совершенствования политической культуры.[7] Функции СМИ состоят в информировании граждан, содействии их политическому образованию и воспитанию политической социализации, возможности выражения, артикуляции различных общественных интересов, интегрировании субъектов политики, контроле и критике органов власти.

Главным субъектом воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, Постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики.[1] Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово промышленным группам. СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики: политических партий, общественных организаций, отдельных политических группировок внутри правящей элиты органов военного управления.

С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на не обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как “четвертая власть” наряду с законодательной, исполнительной и судебной [8]. Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти, а их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они властвуют над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом.

На сегодняшний день, СМИ играют важную роль в политической жизни общества. Обладая всеми техническими и идеологическими возможностями, СМИ служат различным политическим целям: просвещение людей, развитие в них чувства собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, способствуют и помогают компетентному участию в политике. Обогащая личность, так и духовно порабощая, дезинформируют и запугивают, разжигают массовую ненависть, сеют недоверие и страх. И от того, какую позицию займут СМИ, во многом будет зависеть будущее общества.

СМИ, объединив свой богатейший ресурсный потенциал и создав единое информационное пространство, могут реально способствовать выработке единого политического курса, направленного на консолидацию общества и формирование общенациональной идеи, а, может быть, даже и целой идеологии. А могут, наоборот, посредством «информационных войн», многочисленных «выбросов компромата», «сливов» и утечек информации, «заказных публикаций», и т.п. способствовать росту социальной напряженности, неверию людей в институты гражданского общества, отчуждению общества от государства, укоренению в массовом сознании стереотипа недоверия к структурам власти, в том числе и к самим СМИ [5]. Не хотелось бы, чтобы власть над СМИ в результате столкновения различных интересов оказалась в руках узкой группы лиц, ставящей свои амбициозные, личные устремления выше интересов общества.

Читайте также:  Как приготовить средство для стирки из золы

В России, СМИ являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии, а также ее ценностей демократических идеалов. Нормативная модель современной демократии строится на фундаменте представлений о человеке, как о рационально мыслящей и ответственно действующей личности, сознательно и компетентно участвующей в принятии политических решений [6]. В демократическом государстве, основанном на принятии важнейших решений большинством голосов, обладать такими качествами должны не один человек или привилегированное меньшинство — элита, а массы, устойчивое большинство населения. Добиться же компетентных политических суждений большинства граждан невозможно без СМИ: радио, телевидения, интернет, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.[10] Свободное учреждение и деятельность СМИ является реальным проявлением свободы слова, без которой все остальные политические права личности практически не реализуемы.Свобода СМИ не должна быть оторвана от общества и граждан, интересы и мнения которых они призваны выражать. В противном случае они превращаются в орудие политического влияния их владельцев и руководителей, а все остальные граждане лишаются реальных возможностей публичного самовыражения, свободы слова. В силу высокой стоимости СМИ и отсутствия у подавляющего большинства граждан возможности их создания на учредителях масс-медиа, а также их редакторах и журналистах лежит особая ответственность за общественные последствия своей деятельности [2].

Таким образом, в грандиозных переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.[9] Более того, можно даже утверждать, что в условиях отсутствия оппозиционных партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить реальный вызов тоталитарной системе, СМИ сыграли роль своего рода организатора и мощного стимулятора тех сил, которые в конечном счете способствовали политическому поражению этой системы.

Источник

4.9. Средства массовой информации в политической системе

Содержание:

↑ СМИ в политической системе

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность всех каналов передачи информации:
печать;
радио;
телевидение;
кинематограф;
Интернет.

  • СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс.
  • СМИ — «четвёртая власть».
  • СМИ — основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Участие многомиллионных слоёв населения в политике предполагает общение и информационный обмен между ними, которые ранее осуществлялись посредством различных институтов общества: церкви, школы, семьи, средневековых цехов, политических партий, иных политических организаций.

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Признаки СМИ:

  • Сбор, обработка и предоставление информации с помощью специальных технических средств
  • Распространение информации осуществляется в специальных формах с помощью специальных технических средств (печатное издание, теле- и радиопередача, страничка в Интернете и др.)
  • Неограниченные круг потребителей
  • Работа носит периодический либо постоянный характер
  • Движение основного информационного потока осуществляется в одном направления (от СМИ к потребителю)

С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция:

  • прямое общение политических лидеров с населением делает ненужным участи в этом процессе партий, которые начинают терять свое значение в политической системе
  • население и политическая элита участвуют в политике вне зависимости от местонахождения
  • возможно всепроникающее воздействие власти на все сферы жизни общества (тоталитаризм), создание социально-политических мифов, массовое манипулирование общественным сознанием.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Читайте также:  Что коменский считал средствами нравственного воспитания

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.

Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

↑ Виды СМИ

С политической точки зрения выделяют :

1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

↑ Закон РФ о СМИ

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Содержание закона о СМИ.

  • Устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в Российской Федерации запрещается;
  • Запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • Недопустимость цензуры.

Цензура – это контроль государственными органами СМИ, обязательность предварительного согласования любой поступающей в массы информации, с целью недопущения распространения нежелательных сведений.

  • Право на получение информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой инфор- мации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
  • Распространение зарубежной информации. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
  • Регулирует порядок создания СМИ. В частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.

Источник