Меню

След транспортного средства какая экспертиза



Подготовка и назначение экспертиз при исследовании следов транспортных средств

Криминалистическая экспертиза исследует различного рода следыьдвижения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Задачиэкспертизы:

-идентификационные, направленные на установление вопроса не оставлен ли представленный след конкретным предметом, не составляли ли ранее единое целое изъятые фрагменты деталей АМТ и конкретно проверяемое транспортное средство;

— диагностические, направленные на решение вопросов по установлению групповой принадлежности шин, механизме, времени образования следов, пригодности их для идентификации следообразующего объекта;

— классификационные, направленные на установление вида транспортного средства;

— ситуационные (реконструктивные) и по установлению факта контактного взаимодействия, решаемые при проведении комплексных экспертиз.

Объектамиэкспертизы данного вида являются:

— транспортное средство или его детали; следы автомототранспорта на объектах-носителях; слепки указанных следов;

— фотоснимки следов, выполненные по правилам детальной, масштабной фото­съемки;

— шины автотранспортных средств;

— экспериментальные следы, их слепки, фотоснимки, выполненные по правилам детальной, масштабной фотосъемки;

— материалы уголовного дела, в которых содержатся сведения о времени, условиях обнаружения следов, объектов, способах фиксации, изъятия, механизме события преступления (происшествия), заключения экспертиз, акты освидетельствования и т.д.

Вопросы, решаемые экспертизой:

1. Имеются ли на представленном объекте следы транспортных средств, если да, то пригодны ли они для идентификации?

2. Не оставлены ли следы конкретным транспортным средством?

3. Каков вид, модель транспортного средства (автомобиль, трактор, мотоцикл, велосипед и т. п.), которым оставлен след (колеи, беговой дорожки протектора шины) на месте происшествия?

4. Каково направление, в котором двигалось транспортное средство?

5. Каков характер движения транспортного средства, судя по следам шин (качение, торможение)?

6. Являются ли изъятые при осмотре места происшествия осколки частями (деталями) транспортных средств? Если да, то для какого транспортного средства они предназначены?

Особенности подготовки материалов и оформлению постановлений (определений) о назначении экспертизы:

— в случаях назначения идентификационной экспертизы в постановлении указываются сведения об особенностях эксплуатации шин, условиях хранения в идентификационный период;

— для решения ряда вопросов необходимо предоставление протокола, схемы осмотра места происшествия, таблицы фотоснимков, заключений экспертов, актов освидетельствования и т.д. Перед назначением экспертизы необходимо получить консультацию по объемам предоставляемых материалов и возможности решения поставленных вопросов у руководителя экспертного учреждения, в которое планируется назначение данной экспертизы.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей, дознавателей в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Экспертиза проводится специалистами экспертных учреждений, иных государственных или негосударственных учреждений и организаций либо другими лицами, назначенными следователем, дознавателем (ст.227 УПК РБ). Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений МВД, МЗ Республики Беларусь. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам научно-исследовательских институтов и лабораторий, высшихь учебных заведений, различным субъектам хозяйствования. В основном при экспертизе ДТП необходимы специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

Источник

Вопросы, разрешаемые осмотром следов транспортных средств

Какие цели преследует транспортно-трасологическая экспертиза, и какие вопросы ставятся на ее разрешение?

Целями транспортно-трасологической экспертизы являются установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

Вопросы диагностического характера, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой, следующие:

1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда, трактора и пр.), какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? Каким колесом транспортного средства оставлены следы (правым, левым, передним, задним)?

3. В каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы? Какое место являлось местом столкновения транспортных средств? Каково взаимное расположение транспортных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства? Каково взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда?

Читайте также:  Как снимать с халвы заемные средства

4. Имеются ли на данном объекте (теле, одежде потерпевшего, ограждении дороги и пр.) следы транспортного средства? Образовались ли следы в результате столкновения, наезда или переезда? Какова последовательность образования повреждений? Каков механизм образования имеющихся следов?

Вопросы идентификационного характера:

1. Оставлены ли следы данным транспортным средством?

2. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства (например, обломок кронштейна, гайки, осколок фарного или лобового стекла, частица краски) и не составляли ли они ранее единое целое?

3. Не образованы ли следы, имеющиеся на транспортном средстве (преграде, одежде потерпевшего), частями данного транспортного средства?

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются:

транспортное средство и его детали (кронштейны, фарные ободки и осколки фарного стекла, защитных стекол, болты и гайки, осколки лакокрасочных покрытий и пр.);

одежда потерпевшего (при наезде на пешехода), на которой могут быть обнаружены следы частей транспортного средства (шины, бампера, радиатора), образовавшиеся при контакте, осколки стекла, следы горюче-смазочных материалов и частицы лакокрасочного покрытия (Одежду необходимо тщательно упаковать таким образом, чтобы следы на ней не были повреждены при транспортировке. Мокрую одежду, прежде чем упаковать, раскладывают на горизонтальной поверхности, покрытой белой бумагой, и высушивают при комнатной температуре. Если при этом на бумаге остались какие-либо микрочастицы, их упаковывают и также направляют эксперту.);

слепки из гипса или специальных полимерных масс объемных следов транспортных средств;

ориентирующие, обзорные, узловые и детальные фотоснимки, запечатлевшие общую обстановку места происшествия (панорамные), показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

протоколы осмотра места происшествия, осмотра транспортного средства, его частей, схемы и планы.

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

• колеса, шины или экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или ткани;

• осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся части и детали, изъятые при осмотре проверяемого транспортного средства, если аналогичные части обнаружены на месте дорожно-транспортного происшествия;

• транспортное средство со сколами лакокрасочного покрытия, если на месте происшествия обнаружены частицы краски.

При обнаружении на месте дорожно-транспортного происшествия следов лакокрасочных покрытий, горюче-смазочных материалов и иных веществ назначаются комплексная транспортно-трасологическая экспертиза и экспертиза веществ и материалов. Если для установления механизма дорожно-транспортного происшествия необходимо определение технического состояния транспортных средств, скорости их движения, тормозного и остановочного пути и пр., назначается комплексная автотехническая и трасологическая экспертиза.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Этот ви­д трасологической экспертизы подразумевает исследования следов, оставляемых транспортными средствами. При этом решается весьма широкий круг экспертных задач, к которым относятся диагностические, идентификационные, класси­фикационные, а в некоторых случаях реконструкционные. К категории диагностических задач относится установление места столкновения (наезда), определение взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения, направления их движения при столкновении, перемещения транспортных средств после столкновения, взаимного положения транспортного средства и пешехода в момент наезда (переезда) и т.п.

В настоящем разделе рассматривается пример решения идентификационной задачи — отождествление следообразующих элементов транспортных средств по оставленным ими следам. К таким элементам в первую очередь относятся следообразующие поверхности рельефного рисунка колесных шин, другие выступающие элементы ходовой части.

В то же время вопросы, представляемые на разрешение эксперта, могут быть как диагностического, так и идентификационного характера.

Наиболее часто встречающиеся вопросы диагностического характера могут иметь следующую редакцию:

1. В каком направлении двигалось транспортное средство ?

2. Каким видом автотранспорта (грузовым, пассажирским) могли быть оставлены следы, обнаруженные на месте происшествия?

3. Какой моделью шины был оставлен представленный на исследование след протектора?

4. На какие модели транспортных средств могут устанавливаться шины данной модификации?

5. Возможно ли по следам разворота транспортного средства, обнаруженным на месте происшествия, определить его базу?

Читайте также:  Как списать основные средства с остаточной стоимостью в бюджетном учреждении

Идентификационные вопросы имеют весьма разнообразные формулировки и касаются установления тождества транспортного средства или его отдельной части по следам. Например:

1. Не оставлен ли след, представленный на исследование, правым передним колесом автомобиля ВАЗ 2106?

2. Не оставлен ли след, обнаруженный на одежде потерпевшего, бампером автомобиля ГАЗ — 2410?

Оформление результатов идентификационного исследования выполняется в соответствии с общепринятыми требованиями. Иллюстративный материал представляется в виде фототаблицы, в которой на фото 1 показывается общий вид объектов, поступивших на исследование, на фото 2 выносится изображение исследуемого следа или его копии, изъятой с места происшествия. Сравнительная стадия иллюстрируется фото 3 и 4, на которых производится сопоставление или совмещение совпадающих и различающихся признаков. При сопоставлении обязательно приводятся контрольные фотоснимки.

Образец 12. Экспертиза следов транспортных средств

На экспертизу представлены:

1. Лист бумаги со следом, изъятый с места происшествия.

2. Шина правого переднего колеса автомобиля ВАЗ-2106 .

Перед экспертом поставлены вопросы:

1. Пригоден ли след, изъятый с места происшествия, для иден­тификации?

2. Если да, то не оставлен ли след протектором шины представленной на исследование?

Лист бумаги со следом поступил на исследование упакованным в конверт из бумаги светло-коричневого цвета с размерами сторон . х . мм. Клапан конверта заклеен и опечатан оттиском круглой печати «Для пакетов . РОВД города . «. Целостность упа­ковки и печати не нарушена. Шина правого переднего ко­леса автомобиля ВАЗ-2106 поступила на исследование без упаковки. К шине на шпагате прик­реплена бирка, на которой красителем синего цвета выполнен рукописный текст, указывающий, где была изъята шина, а также имеются подписи понятых, следователя, специалиста и оттиск круглой печати «Для пакетов . РОВД города . » Количество, состояние и внешний вид объектов соответствует описанию в постановлении следователя о назначении экспертизы.

Поступивший на исследование лист бумаги белого цвета прямоуголь­ной формы с размерами сторон . х . мм (фото 1) имеет с одной сторо­ны след наслоения вещества черного цвета, по форме близкий к прямоугольной с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм. В следе отобразился рельефный рисунок, состоя­щий из окрашенных и пробельных участков. Центральная часть следа представляет собой три окрашенные ломаные линии шириной от . мм до . мм, участки которых расположены параллельно друг другу, длина сторон ломаной линии от . до . мм. Углы при вершинах ло­маной линии составляют . градусов. Данные ломаные линии разделе­ны пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. Общая ширина центральной части следа составляет . мм. Слева и справа от центральной части следа имеются окрашенные участки в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соеди­ненные между собой пробельными ломаными линиями шириной от . мм до . мм. На всех окрашенных элементах следа имеются упорядочен­ные пробельные ломаные линии размерами длиной от . мм до . мм и шириной от . мм до . мм.

Судя по форме, размерам и рисунку, отобразившихся в следе, можно сделать вывод, что след, поступивший на исследование, остав­лен участком протектора беговой дорожки шины и пригоден для груп­повой идентификации.

При сравнении следа со справочными данными (указать источники) установлено, что след оставлен шиной модели . предназначенной для эксплуатации на следующих модификациях автомобилей . . . .

При визуальном исследовании следа, а также с помощью увели­чительных приборов установлено, что в нем отобразились пробель­ные и окрашенные участки, различные по форме и размерам, располо­жению и взаиморасположению, которые могут быть объяснены как на­личием признаков, индивидуализирующих протектор беговой дорожки шины, оставившей след, так и процессом следообразования.

Шина, поступившая на исследование, изготовлена из материала черного цвета и имеет следующие размеры: наружный диаметр . мм, внутренний (посадочный) диаметр . мм, ширина поперечного сечения (профиля) . мм, высота поперечного сечения (профиля) . мм. На боковой поверхности шин имеются маркировочные обозначения: . (фото 2).

Рисунок протектора беговой дорожки шины состоит из выступаю­щих элементов, которые в центральной части представляют собой ломаные линии шириной от . мм до . мм, распо­ложенные параллельно друг другу вдоль осевой линии беговой дорож­ки, длина сторон ломаной линии от . мм до . мм, углы при верши­не ломаных линий составляют . градусов. Данные ломаные линии разделены углублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. Слева и справа от центральной части беговой дорожки имеются выступающие элементы (грунтозацепы) в виде шестиугольников с размером сторон от . мм до . мм, соединенных между со­бой у основания. Данные шестиугольники разделены между собой уг­лублениями в виде ломаных линий шириной от . мм до . мм. На всех выступающих элементах беговой дорожки имеются упорядоченные уг­лубления в виде ломаных линий с наибольшей шириной . мм, длиной от . мм до . мм. При сравнении рисунка протектора бе­говой дорожки шины со справочными данными (указать источники), установлено, что шина модификации . предназначена для эксплуатации на автомобилях следующих моделей: . . . .

Читайте также:  Против цистита эффективное средство для женщин таблетки список названий

При исследовании протектора беговой дорожки шины установле­но, что на ней имеются потертости, отсутствие отдельных элементов рисунка протектора, вырывы, порезы различной формы и размеров. Это свидетельствует о том, что шина находилась в эксплуатации.

Для проверки устойчивости отображения признаков и получения образцов для сравнительного исследования проводился экспертный эксперимент, в ходе которого шина монтировалась на диск и устанавливалась на переднюю ось автомобиля ВАЗ 2106. На протектор беговой дорожки шины тонким слоем наносилась типографская краска. Давление внутри шины соответствовало рекомендуемому техническими условиями эксплуатации. После чего в процессе движения автомобиля колесо про­катывалсь по поверхности белой бумаги размерами . х . мм, уложенной на ровной асфальтированной дороге. В результате были получены по­верхностные оттиски, в которых полно и четко отобразился рисунок протектора беговой дорожки шины и его особенности.

При сравнении следа, изъятого с места происшествия, с полученными экспери­ментальными оттисками протектора беговой дорожки методом сопос­тавления установлено их совпадение по следующим общим признакам: форме и размерам элементов рисунка беговой дорожки шин, а также частным признакам (фото 3, 4):

— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: наибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 1);

— пробелу треугольной формы с размерами сторон . мм, рас­положенному в . мм от правого края листа бумаги и в . мм от верхнего края листа бумаги (отм. 2);

— пробелу, по форме близкому к прямоугольной, с размерами: на­ибольшая длина . мм, наибольшая ширина . мм, расположенному в . мм от левого края листа бумаги и в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 3);

— пробелу линейной формы с размерами: длина . мм, ширина . мм, расположенному в . мм от нижнего края листа бумаги (отм. 4).

Выявленные совпадающие признаки устойчивы, в своей сово­купности существенны, индивидуальны и достаточны для категорического положительного вывода о том, что след протектора беговой дорожки шины изъятый с места происшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины представленной на исследование.

В процессе исследования применялись: линейка измерительная, штангенциркуль, транспортир; использовались: валик дактилоскопический, типографская краска, листы бумаги, фотоустановка «Ула­рус», фотоаппарат «Зенит-122», фотопленка ФН-64, фотоувеличитель «УПА-5М», фотобумага.

1. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места происшествия, пригоден для идентификации.

2. След протектора беговой дорожки шины, изъятый с места про­исшествия, оставлен участком протектора беговой дорожки шины, представленной на исследование.

К настоящему заключению прилагается фототаблица на двух лис­тах со следующими фотоснимками: фото 1. Общий вид листа бумаги с поверхностным следом, изъятым с места происшествия; фото 2. Общий вид шины, правого переднего колеса авто­мобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 3. Изображение поверхностного следа протектора шины, изъятого с места происшествия; фото 4. Изображение экспериментального поверхностного следа беговой до­рожки шины правого переднего колеса автомобиля ВАЗ — 2106, представленной на исследование; фото 5 и 6 Контрольные фотоснимки.

Примечание: на фото 4 и 5 красителем красного цвета указаны совпадающие признаки.

Источник