Меню

Схема здоровый образ жизни в теме правила безопасного пользования компьютером



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс

Урок 18
Подросток и компьютер

Содержание урока

Правила безопасного пользования компьютером

Правила безопасного пользования компьютером

Практическая работа

Цель: уточнить правила работы за компьютером.

1. Рассмотрите схему. Примите указанную на ней позу; произведите необходимые изменения на своём рабочем месте (отрегулируйте высоту кресла, отодвиньте от себя монитор, определите, соответствует ли вашему росту высота стола).

2. Рассмотрите иллюстрации. Нарушают ли дети правила работы за компьютером?

Работа в парах или в группах

Рассмотрите иллюстрации. Выскажите своё мнение: какие занятия позволяют снять утомление от работы за компьютером?

Медицинская страничка

Правила работы за компьютером

Чтобы работа за компьютером не принесла вреда, нужно помнить о следующих правилах: в день можно работать за компьютером не более часа. Непрерывное пребывание за компьютером не должно превышать 20 минут. После этого необходимо сделать перерыв на 30 минут. Во время перерыва нужно дать организму небольшую физическую нагрузку. Это могут быть упражнения с использованием имеющихся снарядов (шведская стенка, кольца, большие мячи и пр.), а также труд по дому.

Можно выпить чашку зелёного чая. Большинство любителей этого напитка отмечают, что он активизирует деятельность организма, то есть у человека повышается физическая и умственная работоспособность, снижается чувство усталости, вялости, заторможенности, сонливости.

Работа в парах или в группах

Рассмотрите схему. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую позицию.

Домашнее задание

Нарисуйте для себя схему правильной посадки перед компьютером и напишите правила организации работы с ним. Повесьте их на своём рабочем месте.

Обратите внимание и запомните!

Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека: умеренность во всём, двигательная активность, закаливание, правильное питание, хорошее настроение.

Следующая страница Компьютер и здоровье

Источник

безопасный компьютер
классный час по зож на тему

Скачать:

Вложение Размер
kompyuter.docx 23.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Нельзя допустить, чтобы за достижения цивилизации человек платил своим здоровьем!» (на доске)

«Компьютер и здоровье школьника».

Цели: объяснить роль здоровья в жизни человека.

— дать представление о влиянии компьютера на здоровье человека;

— заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, о приобщении к здоровому образу жизни;

Учитель: Здравствуйте ребята. «Здравствуйте!» — мы ежедневно повторяем это приветствие.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Я предлагаю вам ознакомиться со следующей печальной статистикой.

Сейчас в России практически не рождаются здоровые дети. На каждую тысячу родившихся малышей до 900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Среди первоклашек последних лет 90-95% уже обременены «букетом» хронических болезней, а сколько еще прибавится за 11 школьных лет!

Не секрет, что на состояние здоровья сильно влияет всеобщая компьютеризация, и целью нашего классного часа является выяснение того, как компьютер влияет на здоровье и как уменьшить его вредное воздействие на организм.

Но сначала давайте уточним, а что такое здоровье?

— Здоровье – это когда тебе хорошо.

— Здоровье – это когда ничего не болит.

— Здоровье – это красота.

— Здоровье – это сила.

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17-20% от социальных и природных условий, на 17-20% от особенностей наследственности, на 8-9% от эффективности работы органов здравоохранения.

Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Почти все мы имеем компьютер и проводим за ним немало времени.

Компьютеры ворвались в нашу жизнь подобно вихрю. В школах появились компьютерные учебники, учителя вместе с учениками учатся работать с Интернетом, все читают электронные газеты и смотрят цифровое видео, сидят в чатах и ведут переписку по электронной почте. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, и не совсем понимаем – каким же будет этот мир, мир, преображённый компьютерными технологиями

Я хочу рассказать о том влиянии компьютера, которое напрямую связанно с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то, что затягивает, то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни – это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.

Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

— Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку. Глядя на неё, что вы можете сказать. (Слайд №1)

— Мама оттаскивает сына от компьютера;

-сестра брата и т.д.

— Как вы думаете, почему?

— Потому что он много времени проводит за компьютером, за интернетом, женщине самой хочется сесть за компьютер и т.д.

Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Возможности интернета безграничны. Назовите возможности интернета.

— Смотреть можно на что угодно и на кого угодно, можно увидеть любой уголок мира;

— Качать — в интернете можно найти и переписать к себе на компьютер любую информацию, в том числе и любимую музыку, возможно любимый фильм;

Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения. Как называют людей, которые бесконечно сидят в интернете, в поисках чего-то. Они уже свою жизнь не представляют без интернета, они зависимы от интернета.

Это интернет — зависимые люди.

Все участники ток-шоу делятся на 4 группы. Ведущий дает задание группам: показать сценку, в которой ребенок хочет играть на компьютере, а мама или папа хочет отвлечь его любыми способами, причем родители и дети должны поменяться ролями.

Сегодня интернет зависимостью страдают 1,5% от общего числа пользователей интернета. Официальная медицина не признаёт такой диагноз. Но люди действительно психически расстроены. Они впадают в истерику, депрессию, если не побывали на просторах интернета. Многие люди уже зависимы от интернета и просто не понимают этого.

Психологические симптомы (Слайд №3).

хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

пренебрежение семьёй и друзьями;

ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

проблемы с учёбой.

Проблему интернет -зависимости изучила в Америке психиатр Кимберли Янг . (Слайд №5)

Согласно исследованиям доктора Кимберли С. Янг, профессора психологии Питтсбургского университета в Брэдфорде (США), опасными сигналами (предвестниками интернет- зависимости) являются: (Слайд №6)

навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

предвкушение следующего онлайнового сеанса;

увеличение времени, проводимого в онлайновом сеансе;

увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.

Ею же был разработан краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от Интернета. Приведем его, адаптированный вариант: (Слайд №7)

Чувствуете ли вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли вы о предыдущих онлайновых сеансах и предвкушаете ли последующие)?

Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети?

Предпринимались ли вами или вашими родственниками безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета?

Чувствуете ли вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом?

Находитесь ли вы в онлайновом режиме больше, чем предполагали?

Были ли у вас случаи, когда вы рисковали получить проблемы в учебе или в личной жизни из-за Интернета?

Случалось ли вам лгать членам семьи, врачам или другим людям, чтобы скрыть время пребывания в Сети?

Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или от дурного настроения (например, от чувства беспомощности, виновности, раздраженности или депрессии)?

Пациент считается интернет — зависимым в случае пяти или более положительных ответов на эти вопросы.

Зависимость сложно ощутить, когда каждый день можешь свободно подключится к интернету.

Но если взять и выключить интернет, можно сразу определить есть ли зависимость у человека или нет

Физические симптомы ( Слайд №4)

синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным напряжением мышц);

сухость в глазах;

головные боли по типу мигрени;

нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;

пренебрежение личной гигиеной;

расстройства сна, изменение режима сна

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: (Слайд №8)

сидячее положение в течение длительного времени;

воздействие электромагнитного излучения монитора;

утомление глаз, нагрузка на зрение;

перегрузка суставов кистей;

стресс при потере информации.

Рассмотрим эти факторы по отдельности.

Человек за компьютером сидит в расслабленной позе, однако вследствие статичности она является вынужденной и неприятной: напряжены мышцы шеи, головы, рук, спины. Результатом напряжения мышц и относительной статичности позы может стать остеохондроз, а у детей – сколиоз. При длительном сидении за компьютером между сиденьем стула и телом развивается эффект теплового компресса, что приводит к застою крови в тазовых органах, а в свою очередь это может привести к серьезным заболеваниям.

Чтобы уменьшить это вредное воздействие, необходимо каждый час вставать из-за компьютера и проделывать комплекс упражнений.

Вопрос о воздействии электромагнитного излучения на организм человека сложен, ему посвящены тысячи научных трудов. Результаты свидетельствуют о вредном воздействии этого излучения на организм человека. Конечно, современные мониторы стали гораздо безопаснее для здоровья, чем кинескопы десятилетней давности, однако полностью защитить человека они не в состоянии. К чему же приводит электромагнитное излучение? Ученые считают, что самое минимальное воздействие заключается в общем снижении иммунитета у человека, и он становится уязвимым для вредных вирусов и бактерий.

Перегрузка суставов кистей рук

В пальцах рук вследствие постоянных ударов по клавишам возникает ощущение слабости, онемения и «мурашек» в подушечках. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Это заболевание называется карпальный туннельный синдром (сокращенно КТС). Чтобы длительная работа на компьютере не привела к возникновению КТС, достаточно каждый час делать короткие перерывы, во время которых выполнять комплекс упражнений для кистей рук.

Демонстрация комплекса упражнений

Повышенная нагрузка на зрение

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Это связано с тем, что изображение на экране складывается не из непрерывных линий как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. В результате глаза начинают слезиться, появляется головная боль, двоение изображения и другие нарушения. Это явление получило название «компьютерный зрительный синдром». Избежать его поможет следование основным правилам гигиены зрения.

Комфортное рабочее место.

Рабочее место должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего стола. Компьютер должен быть укомплектован хорошим монитором с правильной настройкой.

Гимнастика для глаз.

Необходимо каждый полчаса делать гимнастику для глаз.

Демонстрация комплекса упражнений

Стресс при потере информации

Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии важной информации. А ведь и вирусы не дремлют, и жесткие диски самых лучших фирм могут сломаться, и случайно можно нажать не на ту кнопку. В результате стресса, вызванного потерей важной информации, случались даже инфаркты. Длительная работа за компьютером приводит к изменениям в высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах организма. Людям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни и закомплексованность.

Мы провели анкетирование учащихся нашего класса, чтобы исследовать, как они работают за компьютером и не опасно ли это для их здоровья.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 84% учащихся имеют дома компьютер; 95% учащихся умеют работать на нем, при этом 47% учащихся начали работать на компьютере с 6-9 лет, 53% — с 10-12 лет.

Нормой считается, если учащийся проводит за компьютером 3 часа в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 часов – 53%, от 4-10 часов – 40%, не работают каждый день – 3% учеников.

В компьютерные игры играют 100% учащихся, постоянно играют – 50%, от 4 до 10 часов – 42% учеников.

Среди опрошенных 42% учеников заявили, что им трудно оторваться от игры. Это может свидетельствовать о возможности возникновения компьютерной зависимости. К первым ее признакам относится следующее:

— ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;

— провел хотя бы одну ночь у компьютера;

— прогулял школу – сидел за компьютером;

— приходит домой и сразу садится за компьютер;

— забыл поесть, умыться (раньше такого не было);

— пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;

— конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Около 32% учащихся отметило, что посещают игровые залы, что также свидетельствует о возникновении компьютерной зависимости.

Компьютер предпочли спорту 15% человек, а общению с другом – 5%;

0% учащихся выбрало чтение книги и 90% прогулку вместо компьютера; а 5% учеников ответил, что непосредственному общению они предпочитают общение через компьютер.

Нарушение зрения наблюдается в нашем классе у 20% учащихся, но гимнастику для глаз делают только 11%.

Большинство школьников не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Причины компьютерной зависимости (Слайд №9)

Недостаток общения.
Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете.

Отсутствие хобби.
Если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету.

Неудачливость.
Когда человека повсюду встречают неудачи: плохая работа, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх.

Лечение компьютерной зависимости (Слайд №10)

Психолог.
Соберитесь с силами и сходите к профессиональному психологу, они неоднократно встречаются с этой проблемой и знают оптимальные способы борьбы с ней.

Близкие люди.
Помощь родных будет очень кстати, они должны поддержать и направить на путь исцеления.

Осознание красоты реальной жизни.
Реальный мир намного ярче виртуального, в нем есть много интересных и захватывающих вещей. Что бы помочь человеку оторваться от виртуального мира, сводите его в боулинг, каток, пейнтбол и т.д. Он должен почувствовать, насколько прекрасно в реальном мире и попытаться выбраться.

Станет Интернет другом вам или врагом — зависит только от вас. Самое главное, что теперь вы знаете всё об интернете. Решать вам!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал предназначен для реализации раздела «Практика работы на компьютере» в курсе «Технологии» в 3 классе.

Техника безопасности с компьютером и правила поведения за учебным столом .Тесты для учеников домашнего обучения в коррекционной школе 8 вида.

В данной статье расскрывается популярная в нашем времени тема о связи между ребенком и компьютером. Даются необходимые коментарии для родителей о пользе и вреде копьютера. кратко расскрываются следующ.

Советы родителям «Как обезопасить работу детей в Интернет».

Буклет послужит хорошим материалом для профилактики заболеваний позвоночника, суставов, глаз и нервных растройств, вызванных при работе за компьютером.

Рекомендации родителям по технике безопасности при работе с компьютером и Интернетом дома.

тест для проверки знаний учащихся по правилам техники безопасности при работе с компьютером.

Источник

Правила безопасного пользования компьютером
консультация (подготовительная группа) на тему

Даны рекомендации родителям по организации правильной работы детей с компьютером

Скачать:

Вложение Размер
pravila_polzovaniya_komp.docx 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

Правила безопасного общения детей с компьютером.

Компьютер прочно вошел в социальную и личную жизнь людей, а также детей, начиная с самого раннего возраста. Конечно, он предоставляет огромные возможности для поиска нужной информации. Однако длительное общение с компьютером имеет ряд факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье детей.

Первое — это возрастание зрительной нагрузки, так называемый «компьютерный зрительный синдром».Он характеризуется такими симптомами, как жжение и боли в области глаз, чувства « песка» под веками, затуманивание зрения…

Второе – при определенных условиях работа на компьютере становится стрессогенной, так как от ребенка в этот момент требуется быстрая ответная реакция, концентрация нервных процессов. Сама статистическая поза тоже очень утомительна для детей. Под ее влиянием могут происходить нарушения осанки и других функций организма. Работа с «мышкой» для детей еще более сложна, поскольку тонкая зрительно-двигательная координация у них еще не развита.

В 5-6 лет дети вступают в критический период своего развития, когда активизируется созревание основных физиологических систем (ЦНС, сердечно-сосудистой, зрительной, двигательной), и дети становятся уязвимыми к воздействию неблагополучных факторов внешней среды. А ее воздействие многофакторно:

— при работе компьютера возникают электромагнитное, тепловое, ионизирующее излучение, шум;

— изменяется качество окружающей среды, а именно повышается температура воздуха, его сухость, возникают электростатические заряды на окружающих предметах;

— видеотерминал обладает резкой яркостью, контрастностью, пульсацией и возникновением бликов на экране.

Поэтому родителям важно знать ряд правил, соблюдение которых позволит ребенку сохранить свое здоровье. Вот некоторые из них:

— ребенка нужно научить правильно сидеть: линия его взора должна быть перпендикулярна экрану и приходится в центр монитора, расстояние до экрана не должно быть менее 50см — такая поза обеспечивает максимальный приток крови ко всем частям тела;

-спина ребенка должна иметь опору, обязательна опора и для ног в виде подставки;

— свет на экран должен падать слева, важно исключить прямой солнечный свет;

-самым приемлемым для дошкольников считается голубовато-серый или зеленовато-желтый фон экрана;

-оконные проемы должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами (жалюзи, шторы);

-не рекомендуется работать с компьютером в темном помещении;

-необходимо систематически проветривать комнату, чтобы предотвратить ухудшение параметров ее микроклимата (сухости воздуха, адсорбирования частиц пыли, загрязнения воздуха выделениями из полимерных и синтетических материалов, используемых для отделки помещений и изготовления мебели).

Время общения с компьютером для дошкольников ограничено. Так, при исследованиях выяснилось, что 20 мин. непрерывной работы на компьютере вызывали у 6-летних детей неблагоприятные изменения в работе ЦНС. Поэтому длительность работы для 6-летних детей составляет15 мин в день; для 5-летних детей 10 мин; в день . Существует ряд заболеваний, при которых детям противопоказана работа с компьютером: при миопии, ассигматизме, нарушении поля зрения и светоощущения.

Помните: ребенку можно предлагать только те игры и компьютерные программы, которые по содержанию и форме соответствуют их возрасту. Психологи предупреждают о наркотизирующем, затягивающем влиянии игр, в которых присутствуют агрессивные персонажи. Они могут стать причиной безжалостного поведения ребенка к окружающими, повышенной возбудимости, капризности. Игры, в которых преобладает ЭКШН (жанр компьютерных игр, в которых успех в большей степени зависит от скорости реакции и способности быстро принимать решения) ведут к утрате внутренней речи. Мозг ребенка не успевает перерабатывать то, что он видит в короткие промежутки времени на экране. Быстрая смена картинок является так же причиной того, что у детей реальная жизнь как бы замедляется и становится для них скучной.

Помните: после занятий с компьютером нужно провести с ребенком гимнастику для снятия общего и зрительного утомления.

Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего на дальнее, снимается напряжение цилиарной мышцы глаза, активизируются процессы аккомодационного аппарата глаз. Ее длительность составляет 1 минуту. Для снятия статистического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, «рубка дров»…).

Зрительная гимнастика во время работы на компьютере.

Упражнение со зрительными метками.

Высоко в центре стены и в ее углах подвешиваются яркие зрительные метки. Ребенок должен встать у компьютера и, не поворачивая головы, переводить взгляд с одной метки на другую под счет 1-4.Переводить взор надо настолько медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.

Ребенок выполняет сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Рекомендуется несколько вариантов упражнений:

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив его мышцы, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Не поворачивая головы посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

3.Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

4.Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх- налево вниз, потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль 1-6.

5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

6. Не поворачивая головы медленно делать круговые движения глазами и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.

7. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, затем аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

8. На оконном стекле на уровне глаз ребенка поместите красную метку диаметром 35 мм. Ребенок фиксирует взгляд на метке 10 сек., переводит его на отдаленный предмет за окном на 10 сек., затем возвращает взгляд на метку и т.д. Время проведения упражнения 1,5 мин.

Источник

Читайте также:  Для чего нужен здоровый образ жизни вывод