Меню

Сказка как средство развития грамматического строя речи

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК
презентация к уроку на тему

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_u_detey_starshego_doshkolnogo.pptx 2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК И ДЕТСКИХ СКАЗОК Подготовила: учитель – логопед Гамота О. Н.

Грамматика, по словам К. Д. Ушинского – это логика языка. Она делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников. Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Причины нарушений грамматического строя речи: — Билингвизм — Проблемы в развитии ребенка: ОНР, ЗПР… Социальная и педагогическая запущенность

Примеры аграмматизмов : 1).Искажение родовых окончаний в начальной форме ( «дядя ушла», «машина поехал») 2).Неверное использование форм в ед. и мн. числе ( « красывый шары», «красными ягоды», «машины едет») 3).Ошибки в употреблении падежных форм ( «слепили баба», «много девочки») 4).Ошибки в употреблении предлогов ( «книга столе», «листика а дерево») 5).Ошибки в согласовании различных частей речи ( « пять ветки » , « много яблоков » )

Компоненты грамматического строя: — Морфологический уровень – приемы словоизменения и словообразования — Синтаксический уровень – составление предложений, сочетание слов в предложении

Раздел грамматики Возраст детей 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют сущ-е с предлогами: в, на, под, за Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении сущ-е с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые сущ-е . Закрепляется умение согласовывать сущ-е с числительными, местоимения с сущ-ми . Словообразование Употребляют сущ-е в форме ед. и мн. числа, сущ-е , обозначающие животных и их детенышей, форму мн. числа сущ-х в Род. падеже ( ленточек) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных ( по аналогии), употребляют эти сущ-е в Им., Род. Падежах ( котята – котят), правильно используют форму мн. ч. Род. падежа сущ-х ( яблок) Образуют форму мн. числа сущ-х , обозначающих детенышей животных, однокоренные слова ( по аналогии) Образуют ( по образцу) сущ-е с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова Синтаксис Употребляют предложения с однородными сущ-ми , учатся правильно согласовывать слова в предложении Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью Используют предложения разных видов Параметры нормального речевого развития

Пути формирования грамматического строя речи у детей: — Создание благоприятной языковой среды с образцами грамотной речи, повышение речевой культуры взрослых — Развитие грамматических умений в практике речевого общения — Исправление грамматических ошибок — Чтение художественной литературы — Обогащение словарного запаса — Развитие фонематического слуха

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе – своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи. Так, при изучении предложения, например, он будет оперировать формальными признаками, не осознавая интонационных и смысловых.

Развивать грамматический строй речи можно с помощью развивающих и речевых игр с игрушками, занятий, работой над сказками, но не просто прочтением сказок детям с дальнейшим их пересказом, а именно работой над грамматическим строем речи.

Игры с игрушками: Падежи: И.п. « Кто или что? » , « Живое – не живое » , « Один – много » Р.п. « Кого не стало? » , « Один – много (кого) » Д.п. «» Кто к кому в гости пришёл? » , « Угощения » В.п. « Кого я люблю? » , « Кого любит мама? » ( ед. и мн. ч.) Т.п. « Кто кем любуется? » П.п. « Кто о ком заботится? » ( ед. и мн. ч.), « Кто о чем мечтает? » Словообразование: Ответы на вопросы ( черноглазый, толстопятый, длинноухий … ) Предлоги: « Прятки » , « Кто где стоит » , « Что изменилось? »

Можно выделить три вида сказок, направленных на развитие грамматического строя речи: Русские народные сказки; Сказки по демонстрации с игрушками; Г рамматические сказки Васильевой Е. В.

Пример использования сказки « Репка »

1. « Скажи ласково » Можно пересказать всю сказку, называя всех персонажей ласково. — Посади дедушка репушку . Выросла репушка большая – пребольшая. Стал дедушка репушку из земли тящить : тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дедушка на помощь бабушку. Бабушка за дедушку, дедушка за репушку . И т.д.

2. Сравнительная степень прилагательных Просим детей сравнить персонажей по росту, возрасту, размеру и весу. Кто самый высокий, кто ниже, кто самый низкий? Кто старый, кто моложе, кто самый молодой? Кто тяжелый, кто легче, кто самый легкий? Кто большой, кто поменьше, кто самый маленький? Кто в сказке самый сильный? Благодаря кому или чему вытащили репку?

3. Какой по счету? Просим отвечать детей на вопросы: Кто первый ( второй, третий … ) по счету? Или: какой по счету дед? Внучка? Жучка Причем называем персонажей в разном порядке, чтобы лучше тренировать внимание детей. Если у нас цель тренировать зрительную память. Можно сначала показать картинку, а затем спрятать и попросить ребенка ответить по памяти.

4.Словообразование Задаем вопросы: если у репки розовые щеки, она какая? ( розовощекая). Если у репки красный нос, она какая? ( красноносая). Если у деда толстые щеки, он какой? ( толстощекий). Если у мышки длинный хвост, она какая? ( длиннохвостая). Если у кошки пушистый хвост, она какая? ( пушистохвостая). И т.д.

5.Предлоги Кто стоит за дедом, за кошкой … Кто стоит перед бабой, перед Жучкой … Кто стоит между дедом и внучкой, между Жучкой и мышкой? Затем просим ответить на вопрос: Где стоит баба? Где стоит Жучка? Дети отвечают на вопросы, используя в ответе предлоги: за, перед или между.

6.Падежи Можно задать ребенку следующие вопросы: И.п. Это кто? ( дед, баба … ) Р.п. Кого не стало? ( можно закрыть ладошкой кого-то из персонажей) Не стало деда, бабы … Д.п. Кого нарисовал художник? ( репку, бабу, деда … .) П.п. О чем мечтали все? ( о репке)

Грамматические сказки Васильевой Е. В. Они направлены на усвоение приставочных глаголов. В комплекте 4 сказки, где взяты 4 глагола: шить, ехать, ползти, лететь

Ехать, выехать, поехать, въехать, съехать, объехать, переехать, подъехать

Шить, сшить, подшить, ушить, вшить, вышить, зашить, пришить

Ползать, ползти, сползти, выползти, переползти, поползти, вползти, приползти; лететь, перелететь, взлететь, слететь, влететь

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здесь представлены конкретные рекомендации по формированию связной речи детей.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч&raquo.

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Овощи» разработано для дошкольников старшего дошкольного возраста седьмого года жизни с ОНР III уровня и является составной частью модульной обр.

Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с разными речевыми нарушениями в различных образовательных услов.

Представлено содержание и методические приемы коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Источник



Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества» Мастер-класс
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. Дошкольный возраст является самым синтезивным периодом для развития речевой функции.

Скачать:

Вложение Размер
master-klass_martynova_on.docx 13.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества»

Мартынова О.Н., учитель-логопед

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс «Формирование грамматического строя речи средствами устного народного творчества».

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, уникальная способность, которую он получил от природы. На формирование этой способности природа отвела всего несколько лет. Дошкольный возраст является самым синтезивным периодом для развития речевой функции.

Именно в этом возрасте ребёнок должен увидеть словарное богатство русского языка, почувствовать его «вкус», развить своё лексическое чутьё.

Словарная работа тесно связана с овладением грамматическим строем речи.

Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого развития.

Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми.

Одно из основных средств воспитания в дошкольном возрасте — устное народное творчество — бесценный дар фольклора. Хотим мы этого или нет, но фольклор с самого рождения входит в нашу жизнь, в мелодичных колыбельных и потешках, сказках и загадках, пословицах и поговорках. А ведь у нас в руках богатейший дидактический материал, с помощью которого мы можем развивать речь, а вместе с тем память, мышление, воображение, стоит только правильно воспользоваться опытом наших предков.

Дошкольное детство — это период активного усвоения ребѐнком разговорного языка, становления и формирования всех сторон речи. Влияние словесного русского народного творчества на развитие речи детей неоспоримо. Его можно и нужно использовать наряду с основными методами и приемами речевого развития.

Источник

Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников

Наталья Наумец
Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников

Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития.

Сказкотерапия по развитию связной речипреследует такие цели:

— создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

— совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

— развитие диалогической и монологической речи.

Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут являться небольшие сказки, рассказы или истории, ибо по сути своей они характерны для детского возраста, так как вызывают интерес. Ребята легко запоминают необычное и забавное, что облегчает практическое овладение ими той или иной грамматической категорией. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Я предлагаю вашему вниманию две презентации сказок: >, >.

Цель: образование относительных прилагательных.

Наступила /что?/ золотая осень. Животные леса стали готовится к празднику Осени. Чтобы лесная полянка к празднику стала красивой, животные решили украсить её /чем?/ осенними листьями. Они собирали в лесу /какие?/ желтые, /какие?/ красные, /какие?/ зеленые осенние листья и плоды деревьев.

Бельчонок сказал: >.

Ежонок сказал: >.

Лисенок сказал: >.

Медвежонок сказал: >.

Волчонок сказал: >.

Олененок сказал: >.

Так друзья собрали много красивых осенних листьев. Веселые и счастливые они отправились наряжать полянку. Вдруг ребята услышали, что за кустиком кто-то плачет. Они наклонили веточки кустика и увидели /кого?/ маленького зайчонка.

— Почему ты плачешь, зайчонок? — спросили друзья.

— Вы для праздника собрали так много красивых листьев: /каких?/ дубовых, березовых, рябиновых, осиновых, кленовых, липовых, а я не нашел ни одного листочка!

— Не плачь зайчонок, мы тебе поможем! Звери все вместе пошли искать новые украшения для осенней полянки.

— Смотрите, что я нашел! Это /что?/ шишка сосны, у меня /какая?/ сосновая шишка, ею тоже можно украсить полянку! — сказал радостный зайчонок. Я теперь соберу много /чего?/ сосновых шишек!

— А вот, что ещё я нашел! Это /что?/ шишка ели! У меня /какая?/ еловая шишка, я хочу собрать много/каких?/ еловых шишек! — сказал зайчонок.

Лесные звери сказали: «Зайчонок, ты собрал самые красивые украшения для праздника!». Все дружно радовались, особенно зайчик.

Это был самый красивый осенний праздник! Все животные пели, танцевали и веселились.

Цель: согласование существительных с прилагательными в роде числе, падеже.

В лесу на высокой ели жила семья белок. Бельчат звали Пушок и Снежок. В доме у них было очень уютно и красиво. Однажды мама белочка наводила порядок в доме и случайно уронила /что?/ картину. Разбилась картина. Белочка расстроилась и заплакала.

Тогда бельчата решили подарить маме новую картину. Снежок и Пушок очень любили рисовать. Они взяли большой лист бумаги, цветные карандаши и стали создавать новую картину. Бельчата решили нарисовать волшебный сад.

Пушок говорит: «У меня/какой?/ красный карандаш, я нарисую в саду /какую?/ красную малину, /какой?/ красный помидор, /какое?/ красное яблоко, /красные?/ красные розы».

— А я, — говорит Снежок, — нарисую в саду /какую?/ зеленую траву, /какой?/ зеленый огурец, /какое?/ зеленое дерево, /какой?/ зеленый мячик.

— У меня /какой?/ желтый карандаш, — сказал Пушок. Теперь я нарисую /какое?/ желтое солнце, /какого?/ желтого цыпленка, /какую?/ желтую репку, /каких?/ желтых рыбок.

— А я сейчас нарисую /какое?/ синее небо, /какой?/ синий баклажан и/какую?/ синюю речку.

— А я, говорит Пушок, — возьму /какой?/голубой карандаш и нарисую /какую?/ голубую незабудку, рядом с домом /какое?/ голубое озеро, а в нем /какая?/голубая вода, а на дереве /какой?/ голубой попугай.

Наконец, бельчата закончили рисовать свою картину. Она получилась очень красочная. Снежок и Пушок подарили ее маме. Она очень обрадовалась, улыбнулась и сказала: «Это самая красивая картина на свете!».

С тех пор подарок бельчат висит на стене и радует маму белку.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Развитие речи — важнейшее условие умственного развития. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики,но и общего языкознания.

Источник

Сказки для развития грамматического строя речи

Наталья Барулина
Сказки для развития грамматического строя речи

При обследовании мною было замечено, что большинство детей не правильно образует название детенышей овцы. Слово «ягненок» трудно запомнить детям даже в подготовительной группе. Тогда я придумала сказку-инсценировку в стихах о Ягненке-Зазнайке, которая также помогла прилагательные, образование названий детенышей домашних животных и птиц, закрепить согласование числительных 1, 2, 5 с существительными. Помимо этого у детей развивались интонационная выразительность, умение передавать характер персонажа мимикой и жестами. И конечно, все дети запомнили слово «ягненок» и в конце обучения ни один ребенок не сомневался в подборе названия детеныша к существительному «овца».

«Сказка о Ягненке – Зазнайке».

В одной деревне жили

И меж собой дружили

Козленок и щенок….

Хвастун и забияка

Со всеми лез он в драку.

Ни с кем он не дружил,

В сарае с мамой жил.

Я, Ягненок, овечки ребенок,

Я блею и бегаю прямо с пеленок.

Я самый красивый и всё я умею,

И шубку в колечках один я имею.

Ты, просто зазнайка,

И хвастаешь много,

Ты даже не знаешь

До школы дорогу.

Там буду я лучшим….

Ведь я так желаю! (топает ногой)

И вот уже в школе, за партой сидит.

Ни с кем он не дружит и не говорит.

Урок математики Утка ведет

И всем малышам заданье дает.

Кто ответит поскорей.

Сколько здесь детей – зверей?

Там два поросенка,

А здесь – пять утят.

Еще два котенка

За партой сидят.

Один индюшонок, гусенок один.

Еще жеребенок, козленок один.

Ягненок, пожалуйста, нам сосчитай.

Котят сколько здесь? Скорей, отвечай!

Утка: Не верный ответ! Ягненок, садись!

Считать до пяти ты лучше учись!

Автор: И вот перемена…

Козленок: Друзья, веселиться!

Автор: Подходит Ягненок

И начал хвалиться.

(к Жеребенку): У меня потоньше ножки! И бараньи будут рожки!

(к Гусенку): Очень громко ты гогочешь!

(к Индюшонку): А ты, ужасно так болбочешь! Бл-бл-бл-бл (дразнит)

Урок биологии. Вот, отгадайте,

И хвостики, ушки свои вы узнайте! (показывает картинки)

Чьи ножки стройнее?

Ягненок: Конечно, ягнячьи!

Утка: Чей хвостик длиннее?

Утка: Чьи рожки острее?

Поросенок: Козлячьи острее.

Утка: Чьи ножки быстрее?

Щенок: Жеребячьи быстрее.

Утка: Чей розовый хвостик завернут крючком?

Утка: Чей хвостик колечком и ушки торчком?

Жеребенок: Собачий! Сравни со щенком!

Утка: Ягненок, внимательней слушай вопрос!

Не якай, не хвастай, не задирай нос!

Ты должен книги почитать, в них сможешь многое узнать!

И научись скорей дружить! С друзьями легче будет жить!

Автор: Со школы шли друзья гурьбой

Ягненок плелся вслед…

Вдруг крик услышали они,-

Кричал Ягненок бедный.

Ягненок: Скорее! Помогите!

От волка вы спасите!

Щенок: Быстрей, на помощь!

Поросенок: Ох, беда!

Жеребенок: Мы друга выручим всегда!

Козленок: Спасать Ягненка нужно!

Теленок: Прогоним волка дружно! (прогоняют)

Ягненок: Спасибо вам! Меня спасли

От лютой смерти сберегли!

Меня простите, вы, друзья,

Не буду больше хвастать я!

Дразнить и задираться,

Не буду больше драться!

Хочу со всеми я дружить,

С друзьями веселее жить!

Обиды мы забудем,

Дружить все вместе будем!

Дидактическая игра «Домашние животные и их детеныши» Цель: помочь запомнить название животных и их детенышей. Оборудование: морфологическая таблица, карточки.

Дидактическая игра «Найди маму детеныша» Мои дети выросли уже из дошкольного возраста, но много осталось книг с различными иллюстрациями. Одна из них — «Где чья мама?» Выкидывать.

Источник

Читайте также:  Интерактивные технологии как средство воспитания