Меню

Силуэт как выразительное средство графики



Силуэт
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

История появления силуэта, хужожники — графики, жанры в технике силуэта, особенности и средства выразительности

Скачать:

Вложение Размер
siluet_moy.pptx 2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Силуэт 6 класс I четверть Презентация учителя ИЗО Голуб Е.Б. МБОУ «СОШ № 225» г. Заречный Пензенской области

Все предмета против света имеют форму силуэта

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Силуэт это плоскостное изображение, вид графики

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, « portraits a la Silhouette ».

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо . Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом « Collection de cent silhouettes ». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою , который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем . Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур

«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины — К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский — воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.

Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена — портрет.

Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов — черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия

Источники информации: www.silverage.ru/stat/siluet.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93772/ Силуэт http:// mode-elegance.ru/ poshiv /silhouette/ 100art.ru/usluga6_17.htm http:// mages.yandex.ru/ yandsearch http://pozitiv-news.ru/krasota-prirodnyh-javlenij/silujet-ljudej-na-zakate.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ Нарбут,_Георгий_Иванович http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7305.phphttp://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=135640095&journalid=2281209&go=next&categ=0

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропорции фигуры человека.Изделия поясной группы.

3 класс, IIIчетвертьРаздел: “Художник и зрелище”Тип урока:нестандартный урок-фантазияОбласть:изображения и украшенияТема урока:“Образ театрального героя. Силуэт — загадка”.Цели и задачи урока: О.

Созданная презентация поможет поэтапно выстроить урок по теме «Образ театрального героя. Силуэт -загадка».

Цели урока-презентации: —Определить временные границы Серебряного века; —Рассмотреть основное содержание эпохи, именуемое Серебряным веком; —Ответить на вопрос: почему.

Предлагается план серии уроков по ИЗО «Прогулки по городу», силуэтное изображение. Техника силуэта позволяет сосредоточиться на главном, убирая второстепенное. По ходу занятий ученикам сами.

Цель урока: развивать интерес к театральному искусству. Передать выразительный силуэт плоской куклы теневого театра по стихотворению К. Чуковского « Федорино горе». Урок составлен с интеграц.

Работа над силуэтом красками увлекает ребят. Многие потом пробуют вырезать из бумаги. Для темы «Человек в движении».Один час я провожу наброски человека в движении. а второй урок рисуем силуэт.После п.

Источник

Открытый урок по изобразительному искусству. Тема: «Силуэт» (выразительные средства графики)

Разделы: МХК и ИЗО

Цели:

  • познакомить обучающихся с выразительными средствами графики;
  • рассказать о происхождении слова “силуэт”;
  • развивать творческое воображение;
  • сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

Оборудование:

  • альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
  • карандаш,
  • ножницы,
  • клей,
  • ластик,
  • кисточка,
  • ветошь.

Для учащихся:

  • линейно–пятновой портрет , ,
  • силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня” ,
  • обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова /на каждой парте по 1 экземпляру/.

Рисунок 2

Рисунок 8

Для учителя:

  • силуэт Крылова,
  • черная бабочка , белая бабочка , цветная бабочка , целая стайка бабочек /силуэтные/ ,
  • силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса” ,“Свинья и дуб” , “Лиса и виноград” и другие/.

Рисунок 10

Рисунок 12

Рисунок 6

Ход урока

1. Орг. Момент

2. Основная часть урока

— Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он — главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами.

Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

Почему же мы говорим, что силуэтэто изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет?

— Значит, бывают и другие тени?

— Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)

— Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

— Каждый предмет, каждая фигура — это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

— За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.

— Значит зима, поздний вечер.

— А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

— Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

— Какое время года?

— Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

— Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)

Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.

Что изображено на ней черными силуэтами, а что — белыми? (См. рис. 8)

— Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

— Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

— Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

— Верно. Тени удлиняются и сужаются.

— Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

— Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

— Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)

— Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)

— Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)

— Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

У цветной бабочки крылья внутри проработаны — тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.

— Поэтому он воспринимается как пятно.

— Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)

Издали они выглядят черными пятнышками.

— Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

— Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

— Откуда произошло это слово?

Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.

— Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

— Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

— И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.

— Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.

2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.

3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.

4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.

Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.

1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.

2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/

Источник

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Силуэт» (6 класс)

по изобразительному искусству

Тема урока : «Силуэт» (выразительные средства графики)

Цель : познакомить обучающихся с выразительным средством графики – силуэтом.

1. развивать творческое воображение;

2. сформировать навыки передачи настроения в рисунке.

линейно–пятновой портрет, силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”, Г. Нарбут. И Крылов. Иллюстрация для титульного разворота, черная бабочка, белая бабочка, цветная бабочка, стайка бабочек,

силуэтные иллюстрации из басни Крылова : “Ворона и лисица”,“Свинья под дубом”, “Лиса и виноград”.

альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги, карандаш, ножницы, клей, ластик, кисточка, ветошь.

Организационное начало урока.

Определение темы урока.

Беседа о силуэте.

Объяснение учебного задания.

Самостоятельная работа учащихся.

1. Организационное начало урока.

— Здравствуйте ребята! Садитесь. Настраивайтесь на рабочий лад. Мы начинаем урок.

2. Определение темы урока.

— Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.

— Посмотрите на доску и скажите, чем отличаются картины от тех, которые я держу в руках?

— Может кто-то знает, как называются картины, в которых все изображения представлены в виде чёрных теней?

— Такие изображения называют силуэтами. Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он — главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней.

— А где вам могут пригодиться знания о силуэте? (Научатся рисовать картины в виде силуэта, создавать теневой театр.)

3. Беседа о силуэте.

— Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.

— Силуэты могут быть не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне.

— Рассмотрим следующий сюжет композиции.

Великий поэт Александр Пушкин читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.

— Каждый предмет, каждая фигура — это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.

— А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?

— За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне. Значит зима, поздний вечер.

— А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.

— Перед вами силуэт фигуры великого баснописца Ивана Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.

— Какое время года?

— Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.

— Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова?

— Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Георгий Нарбут для книги басен Крылова.

— Что изображено на ней черными силуэтами, а что — белыми?

— Да, это тени, падающие от предметов и фигур.

— Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?

— Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?

— Верно. Тени удлиняются и сужаются.

— Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.

— Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.

Отметим еще одну особенность силуэта.

— Прилетела черная бабочка на белое поле.

— Прилетела белая бабочка и села на черное поле.

— Прилетела третья бабочка – разноцветная.

— Чем её крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?

— У цветной бабочки крылья внутри проработаны — тут и прожилки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается. Поэтому он воспринимается как пятно.

— Вот целая стайка бабочек.

Издали они выглядят чёрными пятнышками.

— Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.

И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

— Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?

— Откуда произошло это слово, расскажет нам один из учеников.

Звали его Этьен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.

У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его ещё длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали, своего министра финансов, и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.

Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.

— Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?

— Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.

4. Объяснение учебного задания.

— И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя. Это могут быть как животные, так и люди.

— Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.

1. Извлеките лист из альбома, отложите его.

2. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисуйте сказочного героя в профиль.

3. Вырежьте его по контуру.

4. Красиво расположите на белом листе изображение, полученное из черного прямоугольника.

5. Наклейте его. Тогда получится черный силуэт на белом фоне.

— Есть ли ко мне какие вопросы?

5. Самостоятельная работа учащихся.

— Приступаем к работе.

Во время работы учащихся:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Вот летит ракета ввысь.

Оказывать индивидуальную помощь.

Следить за правильным выполнением последовательности работы.

(Работы учащихся выставляются у доски)

— Давайте проанализируем ваши рисунки. Попробуйте это сделать сначала самостоятельно. При анализе отмечайте наиболее выразительные силуэты.

— У каждого из вас на партах есть квадратики трёх цветов: красного, жёлтого, зелёного. Как вы оцените данный урок?

Если вам понравился сегодняшний урок, вас заинтересовала тема, вид деятельности, поднимите зелёный квадратик.

Если на уроке вам было скучно, неинтересно, то поднимите красный квадратик.

Если вы не определились с ответом или вам всё равно, поднимите жёлтый квадратик.

— Спасибо. Урок окончен. Не забудьте убрать рабочие места.

Источник

Читайте также:  Карсил как мочегонное средство