Меню

Шмели пули какое средство выразительности



Языковые средства выразительности

Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, произношения, а также с точки зрения строения, как части речиили как члены предложения.

Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.

На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.

Лексические средства

Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.

Синонимы

Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный.

Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы.

Рассмотрим предложение: «День был августовский, знойный, томительно-скучный». Слова августовский, знойный, томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.

Антонимы

Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.

Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными, то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца, к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы, приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.

Диалектизмы

Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак. В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник(полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.

Неологизмы

Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.

Устаревшие слова

Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.

Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста.

Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.

Фразеологизмы

К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову… Каких только фразеологизмов нет в русском языке и какие только стороны жизни они не характеризуют!

Тропы

Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.

Метафора

Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.

Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят. Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.

Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр. Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.

Развёрнутая метафора

С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.

Вот пример, строчки Владимира Солоухина:

«Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».

Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты.

В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.

Эпитет

Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные. К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо. А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.

Читайте также:  Всего источников средств как найти

Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода. Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.

Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает.

Постоянные эпитеты

Постоянные эпитеты встречаются фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый, девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.

Сравнение

Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.

Время летит, как птица (сравнительный оборот).

Брат старше, чем я (сравнительный оборот).

Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).

Извивается змейкой. (творительный сравнения).

Олицетворение

Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла.

Метонимия

Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например, школа и ученики.

Школа вышла на субботник.

Целую тарелку съел.

Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово школа. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп, каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.

Синекдоха

Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.

Рассмотрим примеры синекдохи.

«Отсель грозить мы будем шведу» – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед, а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.

А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны». Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.

Гипербола

Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал», — пишет В.Маяковский. А у гоголевского Тараса Бульбы были шаровары «шириною с Чёрное море».

Литота

Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.

Ирония

Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова», — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.

Перифраз

Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.

Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.

Синтаксические средства

Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.

Однородные члены предложения

Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.

В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.

Вводные слова

Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.

К счастью, выпал снег.

К сожалению, выпал снег.

Наверно, выпал снег.

По словам друга, выпал снег.

В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).

Диалог

Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:

Вопросно-ответная форма изложения

Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»

Читайте также:  Гормональные средства для кожи лица

Обособленные члены предложения

Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.

Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).

Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).

Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).

Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).

Фигуры речи

На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.

Антитеза

По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Инверсия

Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.

Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:

Градация

Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.

Парцелляция

Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).

Источник

ВПР8 2020: вариант 2

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Все ра .. брелись по лесу кто(то) пош .. л за яг .. дами других привлекла рыбалка трет .. и решили зажеч .. к .. стёр. Лес зазв .. нел смех .. м и криками пени .. м и ауканьем. На зап .. де было ещё светло но кругом становилось все т .. мнее. Средь полной тиш .. ны в глуб .. не неба тучи собирающиеся в клубы на юге р .. сли медле (н/нн) о и увере (н/нн) о. (4)

Лес (в)дали где(то) в сев .. рной ст .. роне глухо и мрачно з .. шумел. По в .. ршинам деревьев по х .. лмам и д .. линам бурным п .. рывом (3) пронё (с/сс) я ветер срывавш .. й листья (1) с веток. Токарев (не)смотря на ур .. ган т .. жело с усилием ш .. л (в)переди стараясь (не)сбит .. ся с направления. (С)начала он усердно гл .. дел по ст .. ронам потом п .. рестал и пош .. л л .. ниво. Крики и ауканья становились всё отд .. лё (н/нн) ее. Лес мрачный и пот .. мневш .. й выл и шумел под нал .. тевш .. м (2) вихр .. м. Ж .. лтые красные б .. гряные листья и сучки пад .. ли на землю п .. крывая её разноцветным к .. вром. (В)дали глухо гр .. хотал гром.

(По В. Вересаеву)

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(2) – морфемный разбор слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)прощает актёру, (не)дождалась зова, (не)льзя сказать
2) (не)достаёт до дна, (не)достаёт нежности, (не)смотря на трудности
3) (не)по-птичьи, (не)решённая студентом, (не)четыре этажа
4) (не)рад, (не)приятные события, говорить (не)правду

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

Читайте также:  Восстановление кожи народными средств

1) деревя(н,нн)ый дом, свяще(н,нн)ый союз, кова(н,нн)ый забор
2) дистиллирова(н,нн)ая вода, соверше(н,нн)о секретно, доме(н,нн)ая печь
3) каме(н,нн)ый взгляд, броше(н,нн)ый мяч, ветре(н,нн)ый день
4) развея(н,нн)ы ветром, девочка рассея(н,нн)а, мороже(н,нн)ые овощи

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, занята, копировать, докрасна

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Зима будет снежная и морозна.
2) Беря карандаш в руки, он сломался.
3) Ветер сбивал с веток листья, шуршавшие под его порывами.
4) Согласно расписанию поезд прибыл вовремя.

Определите и запишите основную мысль текста.

текст 2

ВПР8: текст Быкова В.

(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)Вокруг тихо: ни взрыва, ни выстрела. (3) Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот, захрапит. (4)Солнце, снижаясь над бруствером, уже клонится к закату, представляющемуся нам спасением. (5)Помалу спадает жара, утихает ветер. (6)Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессиленно свисает в окоп. (7)Надо мною высоко в небе откуда-то появились аисты. (8)Распластав широкие, размочаленные крылья, они забраются в самую высь и долго кружат там, будто купаются в солнечном, ясном раздолье. (9)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы, важно взмахивая крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

(10)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (11)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (12)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (13)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

(14)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (15)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.

(По В. Быкову)

Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение прошивают шмели-пули из предложения 13 . Запишите ответ.

В предложениях 1-4 найдите слово с лексическим значением «пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину». Выпишите это слово.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) помалу спадает
2) утихает ветер
3) ветровые потоки
4) набирают высоту

Из предложения 10 выпишите грамматическую основу.

Определите тип односоставного предложения 2 . Запишите ответ.

Среди предложений 3-5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Среди предложений 4-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Среди предложений 9-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Среди предложений 14-15 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Источник

Шмели пули какое средство выразительности

Определите, каким средством языковой выразительности является выражение прошивают шмели-пули из предложения 13 . Запишите ответ.

ВПР8: текст Быкова В.

(1)Я лежу в окопе на разостланной шинели и долго гляжу вверх, в синюю бездну летнего неба. (2)Вокруг тихо: ни взрыва, ни выстрела. (3) Чуть дальше, возле снарядной ниши, кто-то натужно посапывает, кажется, вот-вот, захрапит. (4)Солнце, снижаясь над бруствером, уже клонится к закату, представляющемуся нам спасением. (5)Помалу спадает жара, утихает ветер. (6)Одинокая былинка на краю бруствера, что с утра беспокойно билась о высохший ком чернозёма, обессиленно свисает в окоп. (7)Надо мною высоко в небе откуда-то появились аисты. (8)Распластав широкие, размочаленные крылья, они забраются в самую высь и долго кружат там, будто купаются в солнечном, ясном раздолье. (9)Ветровые потоки постепенно относят их в сторону, но птицы, важно взмахивая крыльями, опять набирают высоту и долго парят в поднебесье.

(10)Аисты часто прилетают сюда в погожую предвечернюю пору и кружатся. (11)Они, наверно, высматривают какое-нибудь болотце, камышовую заводь или лужок, чтобы поискать корма, напиться, а то и просто постоять в раздумье на одной ноге. (12)Но теперь возле заводей, у приречных болот, на всех полях и дорогах — люди. (13)Не успевают птицы сколько-нибудь снизиться, как на земле начинают трещать пулеметные очереди, высокий голубой простор зло прошивают невидимые шмели-пули, аисты пугливо бросаются в стороны и торопливо улетают к предгорьям Карпат.

(14)Без аистов синее небо становится пустым и скучным, в нем не за что зацепиться взгляду. (15)Я прищуриваюсь и дремотно притихаю.

Источник