Меню

С помощью каких художественных средств удается щедрину показать глуповцев с примерами

Использование приёма гротеска в изображении быта глуповцев (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)

Роман «История одного города» — вершина сатирической прозы Салтыкова-Щедрина. Для описания русской истории в разрезе взаимоотношений народа с властью писатель использует такие приемы, как фантастику, гиперболу, гротеск.
Так, с помощью приема гротеска – «суть которого составляет сочетание реального и фантастического, объединение резких, неожиданных контрастов, форм» — Салтыков-Щедрин описывает быт жителей города Глупова, подразумевая под ним всю Россию.
Уже в первой главе — «О корени происхождения глуповцев» — гротеск присутствует в описании головотяпов – предков глуповцев. Летописец объясняет нам, что и название свое это народ получил от привычки обо все «тяпать» головой: «Стена попадется — об стену тяпают; Богу молиться начнут — об пол тяпают».
Гротескно и неумение, неспособность головотяпов организовать собственную жизнь. Это описание построено на использовании фольклорных мотивов: «…Волгу толокном замесили, потом теленка на баню тащили, потом в кошеле кашу варили…»
Далее, в основной части романа, который строится как описание деяний «великих» глуповских градоначальников, гротесковые описания также занимают важное место. Автор показывает, что не только мысли и страхи глуповцев нелепы и невероятны. Таково же, непредсказуемое и необъяснимое, поведение этих людей. Так, когда жители Глупова остались без начальства, то наступил период анархии. В это время герои творили великие по своей глупости и нелогичности поступки: «Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку… Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого Ивашку, и, ничего не доспев, разошлись по домам».
Город трясло от переворотов и градоначальниц, сменяющих друг друга («Сказание о шести градоначальниках»). Когда свергли одну из них, «беспутную Клемантинку», глуповцы посадили эту женщину в клетку и вывезли на площадь. Солдаты развлекались тем, что дразнили бывшую правительницу, а «некоторые, более добродушные, потчевали водкой, но требовали, чтобы она за это откинула какое-нибудь коленце».
Однако глуповцы обожествляли своих градоначальников, считая их чуть ли не посланниками божьими. В их традиции было заложено беспрекословное подчинение и пресмыкание. Когда Фердыщенко начал осуществлять свои «путешествия» (глава «Фантастический путешественник»), то глуповцы из кожи вон лезли, чтобы во всем угодить своему начальнику: «Ожидавшие тут глуповцы, в числе четырех человек, ударили в тазы, а один потрясал бубном». На другой день развлечения повторились и даже разнообразились: «Тут тоже в тазы звонили и дары дарили, но время пошло поживее, потому что допрашивали пастуха, и в него грешным делом из малой пушечки стреляли». А уж на третий день глуповцы выказали всю силу своей любви к Фердыщенко: «Стучали в тазы, потрясали бубнами, и даже играла одна скрипка. В стороне дымились котлы, в которых варилось и жарилось такое количество поросят, гусей и прочей живности, что даже попам стало завидно».
Именно поэтому жители Глупова не знали счастливых времен – они постоянно терпели напасти и бедствия, вызванные глупостью градоначальников. Так, летописец с прискорбием сообщает, что в правление градоначальника Негодяева город «представлял беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а сами глуповцы совсем потеряли человеческий облик – «перестали стыдиться, обросли шерстью и сосали лапы».
Но зато они знали времена вольности, которые, однако, из-за их дикости, не шли глуповцам впрок. Так, при виконте дю Шарио (глава «Поклонение Мамоне и покаяние») настала эпоха «бесстыжего глуповского неистовства». Жители Глупова стали бросать хлеб под стол и креститься «неистовым обычаем». Далее «они вздумали строить башню, с таким расчетом, чтоб верхний ее конец непременно упирался в небеса» и поклоняться идолам.
А затем наступили времена глуповского разврата. В их описании автор активно использует гротеск. Летописец сообщает, что появились новая одежда («мужчины завели жилетки с неслыханными вырезками, которые совершенно обнажали грудь; женщины устраивали сзади возвышения, имевшие прообразовательный смысл»). Образовался новый язык — «получеловеческий, полуобезьяний». Люди до того дошли в своей гордыне, что перестали пахать землю, чтобы сеять хлеб: «- И так, шельма, родит! — говорили они в чаду гордыни». За свое глупое и невежественное поведение глуповцы, конечно же, поплатились самым жестоким образом.
В романе «История одного города» Щедрин создает непривлекательный портрет русского народа. В этом писателю помогают многие художественные средства, одним из которых является гротеск. С его помощью Щедрин показывает глуповцев как косную и невежественную массу, неспособную на принятие самостоятельных решений. Жители Глупова возлагают всю ответственность за свои жизни на градоначальников, считая их родными отцами и наместниками Бога на земле. Смирение в сочетании с «разухабистостью души», нерациональной тратой энергии, нежеланием мыслить «приговаривает» глуповцев к убогой животной жизни, полной всевозможных лишений.

Читайте также:  Как успокоить собаку во время течки народными средствами

Источник



—>Decadence —>

Образовательный сайт

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» — значит вникать в суть происходивших событий в современной автору России. Гениальный писатель смог точно передать образы тогдашних градоначальников.

Поразмышляем над прочитанным.

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.

Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».

Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).

Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?

Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.

Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.

Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.

Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.

Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:

Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — значительное преувеличение.

Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.

Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»?

Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.

Развивайте дар слова

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Читайте также:  Как рассчитывается амортизация основных средств по линейному методу

Источник

С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Конечно, первое, что приходит в голову, когда говоришь о художественных средствах, используемых в «Истории. » Салтыкова-Щедрина, это гротеск. Гротеск настолько сильный, что некоторые современники автора не приняли роман, обвиняя писателя в искажении действительности, в связи с чем ему даже пришлось оправдываться:

Чтобы достичь максимального эффекта, Салтыков-Щедрин прибегает к такому приему как смешивание различных, на первых взгляд совершенно не сочетающихся жанров: поэзия и документальная хроника, былина и сатира, трагедия и комедия. В процессе чтения, невозможно четко определить границы, где заканчивается один жанр и начинается другой. Но общее впечатление настолько сильное, что данное игнорировании установленных форматов воспринимается как само собой разумеющееся.

1 вопрос — город рушит и заново строит Угрюм-Бурчеев.

2 вопрос — законы любит составлять Беневоленский.

3 вопрос — Фердыщенко любит произносить «не потерплю».

4 вопрос — Бородавкин мечтает завоевать Византию.

5 вопрос — к апатии склонен Грустилов.

6 вопрос — Беневоленский переписывается с Бонапартом.

7 вопрос — потомком является Микаладзе.

8 вопрос — народ называется головотяпы.

9 вопрос — еум не удается основать академию.

10 вопрос — Беневоленский любит пироги.

11 вопрос — первым правителем является князь.

12 вопрос — женщиной оказывается Дю Шарио.

13 вопрос — Горчица и лавровый лист.

14 вопрос — в военное население превращает Угрюм-Бурчеев.

15 вопрос — жители собираются у колокольни.

16 вопрос — так обращается Микаладзе.

17 вопрос — производят много горчицы и ромашки.

18 вопрос — Товарищем является Беневоленский.

19 вопрос — город граничит с Византией.

20 вопрос — автор пишет об Угрюм-Бурчееве.

Роман «История одного города» в свое время вызвал шквал негодования, надо сказать, что автор долго время вынашивал идею создания этого произведения.

Главная мысль: автор хочет открыть глаза обществу на то что творится в стране, ведь многие привыкли все время терпеть и не способны дать отпор самодержавию. Людям проще жить и поклоняться власти, чем предпринимать решительные действия.

Люди по сути сами не хотят ничего в своей жизни менять, они привыкли плыть по течению и довольствоваться малым, вместо того, чтобы думать о благосостоянии своей страны.

Нужно сказать, что произведение до сих пор актуально, многие люди привыкли жить по привычке и не способны отстаивать свое мнение.

В «Истории. «, как, впрочем, и почти во всех своих произведениях, Салтыков-Щедрин пытается обратить внимание публики на самые острые социальные вопросы своего времени. Именно поэтому цензоры запрещали печатать его книги с убийственной формулировкой: т.к. они показывают, что

Несмотря на то, что прошло уже почти полтора века, все проблемы и пороки, изображаемые автором до сих пор мешают нормально жить и развиваться: это и карьеризм, и бюрократия, и взяточничество, и жестокое отношение к подчиненным. Известно, например, что Салтыков-Щедрин несколько раз подавал в суд на помещиков, которые жестоко обращались со своими крестьянами.

«История. » не просто гротеск, это политически рискованный роман-карикатура на российскую действительность, в которой череда сменяющихся правителей поражает своей некомпетентностью и пугает и подавляет своей безнаказанностью и какой-то. нескончаемой чередой.

Доп.информация по теме — в этом вопросе.

В Этимологическом словаре упоминается анекдот о крестьянах-северянах­ , съевших собаку (Боско — кличка собак у северных народов) вместо зайца. За это они получили прозвище боскоеды. Прозвище подразумевает обвинение в колдовстве или язычестве.

В романе «История одного города» (1870) М. Е. Салтыкова-Щедрина сюжетная линия построена на обличении пороков политической и социальной сферы жизни в России. Автор вскрывает проблемы, давно назревшие в российском обществе: реалии жизни русского народа, иерархию, царящую в державе, и проявляет неприкрытую критика самодержавия.

Источник

С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев

С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечис­лите их. Как можно объяснить их названия?

Ответ

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает глуповцев с помо­щью гиперболы и гротеска. Используя словарь В.И. Даля «По­словицы и поговорки русского народа», в разделе «Русь — Родина» можно найти перечисленные названия соседних го­ловотяпам народов.

У В.И. Даля пословицы, присловья, поговорки, часто яв­ляющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами,
отражающими самые плохие качества жителей разных горо­дов и деревень; они объединены в разделе «Русь — Родина». Встаёт вопрос о самооценке русского народа, который не­обыкновенно актуален и сейчас (вспомним монологи М. Задорнова, в которых он говорил, что русские с удовольст­вием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).

Читайте также:  Как называется нежелательное действие лекарственных средств при беременности

Подчеркнём, что М.Е. Салтыков-Щедрин употребляет со­бранные присловья, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что можно сказать о Руси, России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное.

Гущееды — Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев-гущеедов).

Вертячие бобы — муромцы.

Лапотники — крещане (жители Крестцов).

Долбёжники — новгородцы. Упрям, как новгородец.
Проломленные головы — орловцы.

Слепороды — пошехонцы. В трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в но­су. Ноги под столом перепутали.

Вислоухие — ростовцы. Лапшееды; родимое озеро соло­мой зажигали.

Кособрюхие — рязанцы. Синебрюхие; мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу проконопатить острог рязанцы всё откладывали де­ло — до масленицы, тут их приструнили, они и проконопати­ли его блинами.)

Кособрюхие — вагане (река Вага). У нас на Ваге и уха с блинами.

Заугольники — холмогорцы. Смотрели на Петра из-за уг­лов.

Рукосуи — чухломцы. Чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а у других ищет.

Сычужники — кимряки. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Называя главный народ головотяпами, автор придавал ему иносказательный смысл, в одном названии описывая качества самого «успешного» народа и наполняя его значением «разгиль­дяи», «растяпы», считающие себя умниками и придумщиками. Гротескно подспудное противопоставление авторитета, полу­ченного благодаря глубокой умственной работе, и авторитета, полученного благодаря самым крепким головам, которыми представители данного народа могли дольше всех «тяпаться».

Действия, какие совершали народы после объединения под властью головотяпов, тоже представляют собой описание фольклорных дразнилок.

Новоторы (жители Торжка) — воры (это говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

Псковичи — небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

Ржевцы — ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля про­меняли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане — петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.

Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Бежечане — колокольню рожком подбили.

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили. Шуяне — беса в солдаты отдали.

Угличане- толокном Волгу замесили.

Романовцы — барана в зыбке качали.

Любимцы — козу пряником кормили.

Княгининцы — шапошники. Шапками обоз закидали.

Костромичи — лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.

Галичане — корову на баню втащили.

Вологодцы — телёнка с подковой съели. Толоконники -Волгу толокном замесили.

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Орёл да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цай­пайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт.

Калужане — козла в соложёном тесте утопили.

Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Ефремовцы — в кошеле кашу варили.

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц.

Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода).

Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Темниковцы — совятники; сову в озере крестили.

Источник