Меню

С помощью каких художественных средств удается щедрину показать глуповцев почему народ который



—>Decadence —>

Образовательный сайт

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» — значит вникать в суть происходивших событий в современной автору России. Гениальный писатель смог точно передать образы тогдашних градоначальников.

Поразмышляем над прочитанным.

1. Чем характеры героев этого произведения напоминают некоторых сказочных персонажей?

Если вспоминать произведения Салтыкова-Щедрина, то головотяпы стали прообразом всех чиновников и начальников из сказок писателя. Они такие же беспомощные, жадные, глупые и бесполезные.

Князь, который стал править головотяпами, напоминает морского царя из сказки «Морской царь и Василиса Премудрая». Он в меру жесток, обладает большой мудростью и всегда «возьмет свое».

Вор-новотор — это своеобразный союз 2 излюбленных сказочных героев — лисы и волка. Лиса отличается хитростью ума и острым языком, а волк злостью и жестокостью.

2. Какие сатирические приемы помогают понять реальную сущность «деяний» градоначальников?

Гибербола — преувеличение при описании какого-либо объекта или события (за 6 верст комара ловить ходили).

Сравнение — выделение общих значимых особенностей предмета или живого существа (Батьку на кобеля променяли).

3. Подумайте, как мог страдать город от «деятельности» глуповских градоначальников? Какими пословицами оправдывали они свою деятельность?

Градоначальники глуповцев делали все, кроме того, что нужно было делать. Главная опасность их деяний для города заключалась в том, что они препятствовали нормальной жизни горожан, снаряжая их в походы за комаром, или заставляя толокном Волгу месить.

Какого «порядка» добивались головотяпы, когда собрали воедино соседние племена? Каким словом начались «исторические времена»?

Судя по действиям головотяпов, они лишь хотели быть главными среди других народов, сосредоточив власть в своих руках. Все это помысли прикрывались вполне благочестивыми намерениями: избавить свою землю от насилия, восстановить порядок и наладить совместную работу для процветания своего города.

Исторические времена начались, когда князь, повелевающий глуповцами, устал от творившегося беспорядка, и прокричал:

4. Чего хочет достичь Щедрин сатирическим изображением чиновников и градоначальников тогдашней России? Что предполагает писатель «разбудить» в обществе?

Салтыков-Щедрин изображает градоначальников тогдашней России такими глупыми и жадными, чтобы показать, что сказка не так далека от реальности. Выезжая на «подневольных мужиках», Россия не могла стать процветающей страной. Писатель понимал это как никто другой.

Он хотел пробудить в русском человеке свободу собственного мнения, свободу действий и желание жить, освободившись от рабских оков.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» и понимать его идеи — значит проникнуться одним из лучших произведений русской литературы и отчасти понять события современности.

5. С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Салтыков-Щедрин пользовался такими средствами, как заострение образов, художественное преувеличение, фантастика и гротеск.

Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечислите их. Как можно объяснить их названия?

Головотяпы назывались так потому, что постоянно тяпались головами обо все, что бы ни встретилось им на пути. Соседние народы имели разные названия:

Все эти племена Салтыков-Щедрин назвал так по территории, на которой они жили. К примеру, гущееды — это новгородцы, вертячие бобы — муромцы. Кособрюхими он назвал рязанцев, куралесами — брянцев, рукосуями — чухломцев, ряпушниками — тверитян. Эти названия племен взяты из словаря пословиц и поговорок русского народа, составленного Далем.

6. Вспомните определения гиперболы, гротеска, сравнения. Какие из этих художественных средств, т.е. тропов, используются Щедриным? Приведите примеры.

Гипербола — значительное преувеличение.

Гротеск — такое фантастическое преувеличение, которое показывает события реальной жизни в причудливом образе. Однако это помогает ярче раскрыть их суть.

Фантастика — описание несуществующих вещей, явлений.

Читать Салтыкова-Щедрина «История одного города» лучше целиком. Только так можно полностью понять, как автор смог мастерски описать глуповцев.

7. Какие произведения (басни, сказки) напоминает вам эта глава из романа М.Е. Салтыкова- Щедрина «История одного города»?

Отрывок из романа напоминает басню «Как лягушки царя просили», за основу которой была взята басня Эзопа. Князь в Истории одного города напоминает журавля, которому подчинялись лягушки.

Развивайте дар слова

Могли ли влиять сатирические произведения Щедрина на общественное мнение и общественные порядки тогдашней России? Подготовьте небольшое сообщение-рассуждение.

Источник

С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев

С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечис­лите их. Как можно объяснить их названия?

Читайте также:  Как начислить амортизацию основных средств за день

Ответ

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает глуповцев с помо­щью гиперболы и гротеска. Используя словарь В.И. Даля «По­словицы и поговорки русского народа», в разделе «Русь — Родина» можно найти перечисленные названия соседних го­ловотяпам народов.

У В.И. Даля пословицы, присловья, поговорки, часто яв­ляющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами,
отражающими самые плохие качества жителей разных горо­дов и деревень; они объединены в разделе «Русь — Родина». Встаёт вопрос о самооценке русского народа, который не­обыкновенно актуален и сейчас (вспомним монологи М. Задорнова, в которых он говорил, что русские с удовольст­вием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).

Подчеркнём, что М.Е. Салтыков-Щедрин употребляет со­бранные присловья, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что можно сказать о Руси, России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное.

Гущееды — Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев-гущеедов).

Вертячие бобы — муромцы.

Лапотники — крещане (жители Крестцов).

Долбёжники — новгородцы. Упрям, как новгородец.
Проломленные головы — орловцы.

Слепороды — пошехонцы. В трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в но­су. Ноги под столом перепутали.

Вислоухие — ростовцы. Лапшееды; родимое озеро соло­мой зажигали.

Кособрюхие — рязанцы. Синебрюхие; мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу проконопатить острог рязанцы всё откладывали де­ло — до масленицы, тут их приструнили, они и проконопати­ли его блинами.)

Кособрюхие — вагане (река Вага). У нас на Ваге и уха с блинами.

Заугольники — холмогорцы. Смотрели на Петра из-за уг­лов.

Рукосуи — чухломцы. Чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а у других ищет.

Сычужники — кимряки. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Называя главный народ головотяпами, автор придавал ему иносказательный смысл, в одном названии описывая качества самого «успешного» народа и наполняя его значением «разгиль­дяи», «растяпы», считающие себя умниками и придумщиками. Гротескно подспудное противопоставление авторитета, полу­ченного благодаря глубокой умственной работе, и авторитета, полученного благодаря самым крепким головам, которыми представители данного народа могли дольше всех «тяпаться».

Действия, какие совершали народы после объединения под властью головотяпов, тоже представляют собой описание фольклорных дразнилок.

Новоторы (жители Торжка) — воры (это говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

Псковичи — небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

Ржевцы — ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля про­меняли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане — петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.

Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Бежечане — колокольню рожком подбили.

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили. Шуяне — беса в солдаты отдали.

Угличане- толокном Волгу замесили.

Романовцы — барана в зыбке качали.

Любимцы — козу пряником кормили.

Княгининцы — шапошники. Шапками обоз закидали.

Костромичи — лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.

Галичане — корову на баню втащили.

Вологодцы — телёнка с подковой съели. Толоконники -Волгу толокном замесили.

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Орёл да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цай­пайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт.

Читайте также:  Какие специальные средства имеет право применять сотрудник уголовно исполнительной системы

Калужане — козла в соложёном тесте утопили.

Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Ефремовцы — в кошеле кашу варили.

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц.

Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода).

Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Темниковцы — совятники; сову в озере крестили.

Источник

С помощью каких художественных средств удается Щедрину показать глуповцев?

Конечно, первое, что приходит в голову, когда говоришь о художественных средствах, используемых в «Истории. » Салтыкова-Щедрина, это гротеск. Гротеск настолько сильный, что некоторые современники автора не приняли роман, обвиняя писателя в искажении действительности, в связи с чем ему даже пришлось оправдываться:

Чтобы достичь максимального эффекта, Салтыков-Щедрин прибегает к такому приему как смешивание различных, на первых взгляд совершенно не сочетающихся жанров: поэзия и документальная хроника, былина и сатира, трагедия и комедия. В процессе чтения, невозможно четко определить границы, где заканчивается один жанр и начинается другой. Но общее впечатление настолько сильное, что данное игнорировании установленных форматов воспринимается как само собой разумеющееся.

В книге под названием «История одного города» (этот сатирический роман, в котором рассказывается о возникновении и развитии вымышленного города под названием Глупов, был написан в 1870 году, его автор — русский писатель, журналист и редактор Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, 1826 — 1889)

встречается различное количество страниц — начиная от ста пятидесяти и заканчивая четырёхстами,

это связано с различными размерами шрифтов, с размерами самих страниц,

а также с тем, что обычно в книгу включаются некоторые другие произведения и рецензии.

В чистом виде роман занимает приблизительно 115 страниц.

К сожалению, и сейчас мы все в чем-то напоминаем глуповцев из произведения «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Мы точно так же как они уповаем на власть, на то что придет наконец честный и умный человек, который наведет порядок и при котором мы заживем хорошо, будем кататься как сыр в масле.

Глуповцы тоже искали себе такого князя, но получили только новые проблемы. И если войны с соседями прекратились, то притеснения со стороны власти только начинались.

Но не бывает такого, чтобы кто-то пришел и все сразу стало хорошо, потому что наша жизнь в большей степени зависит от нас самих. И если мы по прежнему ведем себя как глуповцы, думаем только о минутной выгоде, ищем корысти, завидуем другим, строим свои хаты с краю, то чего ждать от власти, в которую приходят точно такие же люди?

Актуальность этого произведения в том, что Салтыков-Щедрин показал конфликт между народом и властью, в котором каждая сторона уверена в своей правоте и исключительности, но никто не хочет прислушаться к другому. Это было в Глупове и принесло городу неисчислимые бедствия, это есть и в наше время и все мы чувствуем руку глуповских градоначальников в новых законах и постановлениях.

К сожалению, автор не указал путь к спасению. Он только вскрыл проблему, а как ее решать придется думать нам самим, а скорее всего и нашим детям и даже очень далеким потомкам.

В произведении «История одного города» автор, Салтыков-Щедрин, использует следующие литературно-художественные приемы для отображения истиной сути деяний градоначальников:

  • ирония (всяческие высмеивания)
  • гротеск (карикатурный юмор своего рода)
  • многочисленные гиперболы (для утрирования происходящего, создания комичности ситуаций)

Все эти приемы относятся к числу сатирических приемов.

  1. Автор. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
  2. Название. История одного города.
  3. Год написания. 1869 – 1870 .
  4. Жанр произведения. Сатирический роман с элементами гротеска.
  5. Основные герои. Градоначальники города Глупова.
  6. Сюжет.

Во вступлении автор поясняет, что в архиве города Глупова обнаружил летопись его истории почти 100-летнего периода, записанную четырьмя архивариусами. Она показалась ему достойной опубликования, хотя местами и неправдоподобной. Последний из летописцев пояснил, что взяться за эту работу их побудил пример римлян и древних эллинов, увековечивших деяния своих правителей. Действия чиновников неизбежно отражаются на жизни города и его жителей. А поскольку пристрастия назначаемых градоначальников резонируют с умонастроением в столице, то по истории города можно в определенной мере проследить атмосферу, царящую в высшем свете.

А вели свою историю глуповцы от древнего племени головотяпов, которые подчинили себе соседние племена, призвали управлять собой соседнего князя и построили город Глупов.

Читайте также:  Сертификат по выдаче средств индивидуальной защиты

В течение описанного в летописи периода в Глупове сменилось 22 градоначальника. В изображении некоторых из них проглядывают характерные черты конкретных исторических деятелей, другие являются собирательными образами известных персонажей. Одни из правителей задержались ненадолго, другие же оставили заметный след в истории города. Вот самые отличившиеся из них:

  • Городской голова Дементий Варламович Брудастый. Назначен был в спешке и оказался с изъяном: выяснилось, что его голова была укомплектована лишь простеньким органчиком, поэтому с подчиненными он общался только двумя фразами: «Разорю!» и «Не потерплю!». В связи с ненадлежащим уходом инструмент вышел из строя, и в городе наступила неделя анархии. За власть поочередно бросились бороться шесть претенденток, но ни одной из них не удалось покомандовать городом больше суток.
  • На седьмые сутки прибыл новый назначенец – статский советник Двоекуров. Период градоначальствования Двоекурова был лучшим временем в истории Глупова. По складу он был либералом и новатором — внедрил в использование горожанами лавровый лист и горчицу, развил медоварение и изготовление пива, планировал открыть академию.
  • Градоначальник Фердыщенко запомнился своей простотой, ни во что не вмешивался и обыватели вначале жили спокойно и зажиточно, пока не ввязалась нечистая сила. Городской голова вдруг увлекся женским полом, что накликало на город жестокие засухи и пожары, и вскоре умер от переедания.
  • Назначенный вместо него Василиск Семенович Бородавкин, отличавшийся неуемной энергией и расторопностью, поставил своей задачей привнести в Глупов цивилизацию и незамедлительно затеял жесткие войны «за просвещение». Несмотря на сопротивление, он вернул в употребление горчицу и прованское масло, обязал горожан возводить под домами фундаменты и выращивать персидскую ромашку. Когда обнаружилось, что в результате этих походов количество и качество подчиненных резко снизилось и собирать подати стало не с кого, Бородавкин начал готовить новый поход «против просвещения», предусматривавший сожжение всего города, но неожиданно умер. Даже попа для его отпевания найти не удалось, а факт смерти засвидетельствовал соседний исправник.
  • Полковник Прыщ тоже занял свою строчку в истории города. Собственную программу он изложил обывателям очень кратко – «не мешайте вы мне, и я вам тоже мешать не буду». И такая политика очень скоро привела к повышению общего благосостояния, а на досуге – к излишнему интересу к персоне градоначальника. Предводитель дворянства, гурман и чревоугодник, обнаружил, что от него постоянно пахнет трюфелями, и, улучив момент, съел его голову. Оказывается, голова их начальника была зафарширована.
  • К моменту назначения Эраста Андреевича Грустилова в городе царила атмосфера легкомыслия, веселия и полного развращения нравов, оставленная его предшественником французом. Он легко включился в это брожение умов, участвовал в восстановлении языческих обрядов, мистицизма, возрождении сектантства и чтении запрещенной литературы.
  • В вышестоящую инстанцию доносителем была отправлена депеша, и на смену Грустилову в городе появился Угрюм-Бурчеев. Он был решителен, бесстрастен и непреклонен. Мыслил прямо, конкретно и незамысловато. Вместо Глупова Угрюм-Бурчеев решил построить идеальный город Непреклонск с четкой планировкой улиц, одинаковыми домами и строго регламентированной жизнью горожан. Глуповск снесли за два месяца, построили в долине Непреклонск, а перекрыть реку не удалось – она своевольно сметала все преграды. Тут вскоре разразилась невиданная буря, закружил смерч, и Угрюм-Бурчеев бесследно исчез.
    7. Отзыв о книге

Автор рассуждает о том, что история развивается неравномерно. Временами в ней возникают словно провалы, когда поток жизни будто останавливает свое поступательное движение, топчется на месте, образует водоворот.

В одном из таких исторических периодов очевидно и находился Глупов в изображаемое летописцами время. И если в верхней части круговорота образуются силы, имеющие больше свободы и потому успевающие как-то приспособиться и организоваться, то обыватели, существующие в самом низу и получающие разнонаправленное давление со всех сторон, вынуждены жить одним днем, не зная, что ждет их завтра.

Автор ощущал состояние затянувшегося застоя в жизни общества. С помощью сатиры и гротеска дает посмотреть на себя со стороны двум основным действующим силам, чтобы побудить их к осмыслению и вызвать на действия. Пытается спровоцировать выявление и обсуждение общественной идеи, способной задать движение потоку истории, определить направление развития общественных сил .

Источник