Меню

Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни подростков



Глава 1. Здоровый образ жизни.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тульский областной медицинский колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Специальность: Сестринское дело

Квалификация: медицинская сестра

РОЛЬ МЕДИЦИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Студентка группы МС А 9 IV

Ященко Ульяна Викторовна

Трофимова Юлия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

«Здоровье — это то, что люди больше всего

стремятся сохранить и меньше всего берегут».

Жан Лабрюйер, французский писатель XVII в

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) так определила понятие здоровья: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических недостатков».

В настоящее время пропаганда здорового образа жизни и профилактические мероприятия, направленные на его поддержание, являются неотъемлемой частью медицинской деятельности. Проблема, связанная с заболеваемостью населения в результате несоблюдения здорового образа жизни, затрагивает каждого медицинского работника в частности медицинских сестер. Несмотря на тот факт, что для возникновения заболевания необходим конкретный причинный фактор, в большинстве случаев именно отсутствие здорового образа жизни приводит к созданию благоприятного фона для развития болезни. Доля факторов риска, возникающих при отсутствии здорового образа жизни, превышает 50% от всех факторов, обуславливающих развитие заболеваний.

Таким образом, формирование здорового образа жизни, обеспечение нормального развития человека создает предпосылки для устранения угрозы возникновения патологических процессов, способствует сохранению активной деятельности на протяжении всей жизни и осознанию человеком собственной индивидуальности и значимости.

Цель данного исследования:

Рассмотреть статистические данные, выявить причины пренебрежения здорового образа жизни среди детей старшего школьного возраста. Определить и обосновать потребность в ЗОЖ. Раскрыть роль медсестры в формировании здорового образа жизни подростков.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Используя данные литературных источников, провести сбор теоретического материала с целью выявления заболеваний, возникающих при отсутствии ЗОЖ, и изучения статистических данных о соблюдении ЗОЖ среди детей старшего школьного возраста.

2. Рассмотреть роль медсестры в формировании ЗОЖ среди детей старшего школьного возраста.

3. Провести анкетирование среди детей старшего школьного возраста и проанализировать полученный результат с целью выявления знаний о необходимости ЗОЖ в повседневной жизни и составления статистических данных о соблюдении ЗОЖ.

4. Проанализировать результаты исследования, сформулировать выводы.

Предмет исследования:

Частота заболеваний, связанных с несоблюдением ЗОЖ.

Гипотеза:

Ежегодно растет количество людей с заболеваниями, которые так или иначе связаны с пренебрежением ЗОЖ.

РАЗДЕЛ I. Теоретическая часть.

Глава 1. Здоровый образ жизни.

1.1. Понятие «Здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

Источник

Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения

Значение сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу. Значимость ценностно-смысловых ориентаций в процессе формирования здорового образа жизни. Основные факторы, разрушающие здоровье человека.

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.05.2016
Размер файла 207,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Актуальность данной темы продиктована самим временем, которое характеризуется ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Так, согласно статистике РФ 2012 года основными причинами смертности являются: употребление алкоголя — 11,9%, табака — 17,1%, несбалансированное питание — 12,9%, избыточное питание — 12,5%. Таким образом, в жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, неправильным питанием и употреблением алкоголя.

По данным ВОЗ, ежегодно из-за употребления табака умирает более 5 миллионов человек — это каждый пятый, и если это применить к нашим условиям, окажется, что мы ежегодно теряем 500 тыс. человек! Это больше, чем от СПИДа, туберкулеза и малярии, вместе взятых. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что курение распространено практически во всех слоях населения. В России этот показатель растет и является самым высоким среди индустриально развитых стран.

Потребление учтенного алкоголя на душу населения в нашей стране выросло с 5,38 литра абсолютного алкоголя в 1990 году до 10,1 литра в 2010 году, или в 1,8 раза.

Несбалансированное и избыточное питание становится всё более серьёзной проблемой. Эпидемия ожирения очевидна так как, многие люди едят «удобную» пищу быстрого приготовления, с высоким количеством калорий и без пищевой ценности и ведут сидячий образ жизни. Так, за последние 20 лет, количество детей в возрасте 6 — 11, страдающих от ожирения, удвоилось, а количество подростков с лишним весом — утроилось.

Профилактика и здоровый образ жизни — новое направление в здравоохранении, один из принципов российского здравоохранения, обоснованных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пропаганда ЗОЖ является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья пациентов. В настоящее время в этом направлении акцент делается на повышении роли медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения.

Медицинская сестра должна предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Цель исследования — повышение значимости роли медсестры в формировании здорового образа жизни населения.

Объект изучения является сестринская деятельность по формированию здорового образа жизни населения.

Предметом исследования являются этапы сестринской работы по формированию позитивного отношения населения к здоровому образу жизни.

В качестве гипотезы исследования выступило предложение о том, что ценностно-смысловые ориентации пациентов являются значимыми факторами и влияют на формирование их отношения к здоровому образу жизни.

Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:

1) Провести обзор литературы, современных научных подходов о здоровом образе жизни.

2) Выявить исходный уровень знаний о ЗОЖ, ценностно-смысловые ориентации пациентов и их связь на формирование отношения к здоровому образу жизни.

3) Провести контроль качества обучения, после проведенных бесед с пациентами.

4) Обобщить, интерпретировать и представить результаты исследования.

На различных этапах работы и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовался широкий набор методов: теоретических (анализ литературных источников, синтез данных, индуктивный и дедуктивный методы) и эмпирических (наблюдение, анализ документации, беседа, анкетирование, тестирование, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Статистическая обработка данных включала в себя вычисление показателей средних выборочных значений, процентных долей.

Теоретическая значимость работы заключается в уточнении характера взаимосвязи между структурой ценностно-смысловых ориентацией и уровнем формирования отношения к здоровому образу жизни.

Практическая значимость результатов дипломного исследования состоит в возможности использования полученных эмпирических данных и сделанных на их основе выводов в практической медицинской деятельности при организации профилактических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни населения.

1. Научные подходы к изучению здоровья и здорового образа жизни

Проблемы здоровья и здорового образа жизни изучают многие научные дисциплины, это:

1) наука о здоровье — валеология. Валеология (от латинского здравствовать, быть здоровым). Здоровый образ жизни является стержнем данной науки, от него зависит здоровье и долголетие людей;

2) общественное (социальное) здоровье — эта область связана с сохранением и укреплением здоровья населения посредством организованных соответствующих мероприятий. Специалисты разрабатывают и реализуют программы по иммунизации, санитарии, просвещению в вопросах здоровья;

3) медицинская социология — изучает широкий спектр проблем, связанных со здоровьем, в том числе влияние социальных взаимоотношений на распространение болезней, культурные и социальные реакции на них, социоэкономические факторы обращения за медицинской помощью и особенности организации медицинских служб;

4) медицинская антропология — ориентирована на проведение исследований по вопросам здоровья и болезни. Ее интересует, как люди, принадлежащие различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для лечения болезней;

5) психология здоровья — наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Таким образом, здоровье имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

Говоря о формировании здорового образа жизни у населения, важно рассмотреть понятие «общественное здоровье». Если рассматривать общественное здоровье лишь с позитивной стороны — здоровья, а не низкого уровня заболеваемости, смертности, даже отсутствия болезней, то оно — состояние, формируемое здоровым образом жизни. Подчеркнем, что наиболее подходящим критерием для определения общественного здоровья представляется дефиниция через понятие образа жизни, здорового образа жизни.

По данным ВОЗ, из всех факторов риска первое место занимает нездоровый образ жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий. Далее, примерно до 20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10% приходится на дефекты, недостатки и другие отрицательные явления в работе органов здравоохранения. Значение образа жизни усиливается еще и тем, что он непосредственно влияет на здоровье, тогда как социальные условия опосредованы. При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессиональной, общественной и социально-культурной деятельности человека. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека — то, как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жизнедеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения.

Ю.П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И наконец, стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория). То есть, здоровье человека во многом зависит от стиля жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода:

1) традиционный подход — это достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными генотипами. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья.

2) следующий подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового образа жизни рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни. В рамках этого подхода здоровый образ жизни определяется, исходя из индивидуальных критериев, личного выбора наиболее предпочтительных мер оздоровления и контроля за их эффективностью.

Читайте также:  Разработка по зож что такое здоровый образ жизни

2. Значимость ценностно-смысловых ориентаций на формирование здорового образа жизни

Ценностно-смысловая сфера — это функциональная система, формирующая смыслы и цели жизнедеятельности человека и его отношение к окружающей среде, социуму и здоровью.

Основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, имеют огромное влияние на формирование отношения к образу жизни.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются. Принятие и освоение ценностей долгий и длительный процесс. Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов, отношение к себе и своему здоровью.

Проблема выбора жизненных ценностей возникает в юности. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, формируется отношение к здоровому образу жизни.

Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. Он выбирает для себя определенное отношение к своему образу жизни, к своему здоровью и при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственной.

По словам Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека. Этот статус преемственно связан со статусом семьи, из которой человек вышел. Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени, ценностные ориентации и смысловые представления могут меняться и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя, тем не менее, наиболее ценные традиции. Таким образом, семья, как социальный институт, оказывает влияние на формирование ценностно-смысловых предпочтений развивающейся личности и ее отношение к здоровому образу жизни.

3. Основные факторы, разрушающие здоровье и негативно влияющие на здоровый образ жизни человека

сестринский здоровый санитарный

По данным ВОЗ здоровье человека на 10-15% связано с медициной, на 15-20% обусловлено генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% — здоровье зависит от самого человека.

Всемирная организация здравоохранения к наиболее распространенным факторам, отрицательно влияющим на здоровье современного человека при неправильной организации жизни, относит:

1) Психоэмоциональные перегрузки;

2) Недостаточную физическую активность;

3) Нерациональное питание и связанную с этим избыточную массу тела;

4) Вредные привычки — курение, злоупотребление алкоголем, наркоманию.

Курение табака — наиболее распространенная в мире привычка, наносящая вред здоровью человека и обществу в целом. Установлена причинно-следственная связь табакокурения более чем с 40 заболеваниями человека.

В первую очередь надо отметить, что Россия в настоящее время занимает первое место в мире по потреблению табака. И печальный факт, что мы на первом месте и по уровню подросткового курения. Приобщение к сигарете у 80 % курильщиков происходит еще до того, как они заканчивают школу.

Распространенность потребления табака среди населения в РФ составляет 39,4%, что отражено в приложении 1. В различных регионах РФ распространенность курения среди мужчин варьирует от 52 до 82%, у женщин — в течение многих лет была довольно низкой и значительно возросла только в последние 15 лет — с 10 до 53,4% (в зависимости от региона); 7, 3% млн. человек в России начали курить в возрасте моложе 15 лет, самый ранний возраст приобщения к курению 8-10 лет; среди учителей и врачей, призванных вести профилактику курения 45% являются курильщиками; 92% курящих родителей признаются, что курят в присутствии собственных детей.

В семьях, где родители курили, а потом перестали, тем не менее, начинают курить 67% мальчиков и 78 % девочек. По данным ВОЗ, 80% курящих детей сохраняет эту вредную привычку, став взрослыми. Установлено: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, в 70 случаях из 100 он будет курить всю жизнь.

Нам «забыли» сказать о том, что никотин является наркотиком. Именно поэтому отказаться от сигареты так сложно. ВОЗ в Рамочной конвенции по борьбе с табаком, постановила (статья 4.1): «Каждый человек должен быть проинформирован о последствиях для здоровья, наркотическом характере и смертельной опасности в результате употребления табака». Эту конвенцию подписали уже 168 стран. Из крупных государств не подписали только США (основной производитель табака). Россия подписала ее одной из последних.

У курильщиков формируется психологическое привыкание к процессу курения, многие из них периодически ощущают сильную потребность закурить. Истинная химическая зависимость от никотина, содержащегося в табаке, и связанное с этим болезненное влечение к курению наподобие токсикомании возникают примерно у одной трети курильщиков [6]. Исследования показали, что в процессе курения табака образуются такие вредные вещества, как никотин, этилен, изопрен, радиоактивный полоний, мышьяк, висмут, аммиак, свинец, органические кислоты (муравьиная, синильная, уксусная), эфирные масла и ядовитые газы (сероводород, угарный и углекислый газы) и другие химические соединения. Наиболее ядовитыми компонентами табака являются никотин и синильная кислота. Их смертельные дозы равны 0,08 г, однако поступают они в организм человека не сразу. Дозированная форма приема ядовитых веществ способствует привыканию к яду, но наносит организму как физический, так и психический, ущерб.

Каждый второй курильщик умирает от болезней, связанных с курением! Одна из причин смерти курильщиков — рак (легких, гортани, пищевода, желудка, кишечника). Некоторые из этих видов рака почти не поддаются лечению, выявляются, как правило, поздно, и смерть наступает в течение года или двух. За один только день (!) в России умирает от рака 900 человек, из них 300 случаев вызваны курением.

Курение табака крайне негативно сказывается на будущем потомстве — родится на свет ребенок с «заячьей губой», «волчьей пастью», астматик, невротик или просто ребенок с ослабленным здоровьем, отставанием в умственном и физическом развитии. Вероятность зачатия снижается просто потому, что часть сперматозоидов преждевременно гибнет, а у других — снижена активность. Медленно, но неотвратимо, лет через 15-20 после начала курения, будет развиваться импотенция.

Курение является одной из причин различных нервных расстройств у подростков. Они плохо спят, становятся раздражительными, рассеянными, у них ослабевает внимание, нарушаются память, умственная активность.

Убедительным подтверждением вредных последствий курения для здоровья являются данные ВОЗ:

1) вероятность инфаркта миокарда у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность от инфарктов выше в 5 раз;

2) каждая сигарета уменьшает продолжительность жизни на 5-15 мин;

3) смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих;

4) от 11 до 20% злостных курильщиков страдают половой сла-бостью, курение — одна из причин бесплодия;

5) каждый пятый погибший ребенок остался бы жить, если бы их матери не курили.

Курение является одной из наиболее злостных привычек, так как ее приобретение не только отрицательно отражается на здоровье, но и создается наиболее благоприятный фон для приема наркотизирующих средств. Поэтому прекращение курения является обязательным условием здорового образа жизни.

Алкоголь также как и курение способствует развитию многих физических и психических заболеваний, приводит к несчастным бракам, рождению нездорового потомства. От употребления алкоголя особенно сильно страдает центральная нервная система. Злоупотребление спиртными напиткам приводит к уменьшению объема головного мозга, разрушению нервных клеток, нарушению процессов внутриклеточного обмена, психики человека, к появлению алкогольной зависимости.

Согласно отчетам психиатрических заведений Европы и США, алкоголь становится одной из самых частых причин в развитии психических заболеваний. О глубоком нарушении психики под влиянием алкоголя говорит и рост самоубийств среди пьющих. По данным ВОЗ оно в 80 раз превышает число самоубийств среди трезвенников.

В 1975 г. ВОЗ на двадцать восьмой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения вынесла решение «считать алкоголь наркотиком, подрывающим здоровье» (ГОСТ 18300-72 «спирт этиловый — сильнодействующий наркотик»). Выделяют три важных свойства этилового спирта — он является наркотиком, мутагеном и ядом широкого спектра действия.

У человека нет такого органа, который бы не страдал от приема спиртных изделий. Однако больше всех и тяжелее всех страдает мозг. Если принять за единицу концентрацию алкоголя в крови, то в печени она будет 1.45, а в мозгу — 1.75. Поражения головного мозга, вызванные алкоголем, можно сравнить с травмами черепа.

У людей, употреблявших спиртное, часто появляется раннее так называемое «старческое» слабоумие. Нервные клетки начинают разрушаться очень рано, в результате чего после 60 лет у человека обычно снижаются мыслительные способности. Следовательно, имеет место и поголовное «оглупление» народа. Этот процесс еще усиливается из-за появления большого процента дефективных и умственно отсталых детей, родившихся от пьющих родителей. Вскрытия «умеренно пьющих» показали, что в их мозгу обнаруживаются «кладбища» из погибших корковых клеток.

В организме человека есть еще один тип клеток, которые после повреждения спиртом не восстанавливаются — это женские половые клетки. Половые железы мужчин и женщин, так же как и мозг, имеют особый режим кровоснабжения. В связи с этим спирт может там задерживаться, и его концентрация в половых железах у женщин на 35 %, а у мужчин на 55 % превышает его содержание в крови. Поскольку спирт является мутагеном, то чем больше алкоголя выпивается и чем чаще это происходит, тем больше вероятность повреждения наследственной информации внутри яйцеклеток, причем мутация может произойти в один момент, а оплодотворение — годы спустя.

Следует отметить, что алкоголь проявляет свои мутагенные свойства и в отношении других тканей. Около 5 % онкологических заболеваний (данные Национального института рака США) связаны с употреблением алкоголя.

Ридге еще в 1883 году исследовал в 34-х случаях влияние очень малых доз алкоголя на остроту зрения. От доз в 4-15 г зрение ухудшалось на 12-13%. Изучение эргографом количества мышечной работы спустя 10 минут после приема пива (эквивалентного 30 г алкоголя) обнаружило уменьшение выполняемой работы на 45%. В результате этих опытов, проведенных Крепелиным, установлено, что все интеллектуальные и социальные отправления мозга угнетаются и ослабляются от незначительных доз алкоголя с самого начала его введения. Степень и продолжительность ослабления функций прямо пропорциональна количеству вводимого алкоголя.

Алкоголь, принятый в больших дозах, вызывает более грубые нарушения. Восприятие внешних впечатлений затрудняются и замедляются, точность его понижается. Внимание и память нарушаются еще в большей степени, чем от малых и средних доз. Утрачивается способность внимательно выслушивать собеседника, следить за правильностью своей речи, контролировать свое поведение, появляется болтливость, хвастовство. Человек становится беззаботным. Настроение делается то безудержно веселым, то плаксивым, то гневным. Он поет, бранится, совершает агрессивные действия, непристойные замечания, упрощенные шутки, нередки грубо эротические разговоры, наносятся оскорбления и совершаются поступки, нарушающие общественную безопасность. Иногда отмечается пробуждение низших наклонностей и страстей.

С углублением наркоза тормозятся не только клетки коры, но и подкорковые узлы, мозжечок. При приеме еще больших доз происходит тяжелое нарушение функции всей центральной нервной системы с вовлечением спинного и продолговатого мозга. Развивается глубокий наркоз и коматозное состояние. При приеме дозы, равной 7-8 г алкоголя на килограмм веса, что приблизительно соответствует 1-1,25 л водки для взрослого человека, наступает смерть. Для детей смертельная доза (грамм/кг веса) в 4-5 раз меньше, чем для взрослых! При длительном приеме спиртных напитков развивается хронический алкоголизм, имеющий свою клиническую картину, которая варьирует в зависимости от степени.

Читайте также:  Посмотри как ярко солнце светит зож

В последние годы так называемый «менеджеровский» алкоголизм, то есть алкоголизм деловых людей, ответственных работников вышел на первое место в мире, потому что люди пьют для заключения сделок.

4. Алгоритмизация деятельности медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения

В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний.

Еще Ф. Найтингейл выделяла одну из сфер ухода — это уход за здоровыми и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике заболеваний и сохранении общественного здоровья.

В. Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний». Следовательно, медицинская сестра, должна хорошо знать теоретически, и уметь применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения проблем пациента.

Сестринский процесс — научный метод организации и исполнения системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение потребностей человека, связанных со здоровьем. Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или) его близкими всех возможных проблем, помощь в их решении в пределах сестринской компетенции. Цель сестринского процесса — предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента. Сестринский процесс состоит из 5 этапов, последовательность которых предполагает логически опосредованную последовательность действий медицинской сестры. Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

I этап — сестринское обследование (сбор информации о пациенте). Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу.

Сестринская диагностика (определение проблем) всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

IV этап — реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам — младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: зависимое вмешательство (выполнение под наблюдением врача и по назначению врача), независимое вмешательство (по собственному усмотрению), и взаимозависимое вмешательство (сотрудничество с врачами и другими специалистами).

Задача V этапа — определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.

Обязанности медсестры в пропаганде здорового образа жизни.

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. В приказе Минздрава СССР от 14.10.88 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни» записано: «Считать участие в формировании здорового образа жизни неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника независимо от специальности и занимаемой должности».

Особенно восприимчивы к пропаганде ЗОЖ беременные, больные с острыми заболеваниями и больные с хроническими заболеваниями в период их обострения. Это и следует учитывать при разъяснении населению вопросов вторичной профилактики. Здесь нельзя ограничиваться одноразовой беседой. Каждая из названных групп требует системного обучения по вопросам ЗОЖ либо в «школе беременных», либо в «школе здоровья», либо в «курсе обучения» для диспансерных групп больных. Гигиеническое воспитание диспансеризируемых должно осуществляться не только в стенах поликлиники, но и при проведении медицинской сестрой патронажной работы на участке.

Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление своего здоровья.

Медицинская сестра вместе с врачом почти 30 % рабочего времени должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание. Сюда относятся:

1) оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;

2) работа по нормализации в семье психологического микроклимата и интимных отношений;

3) борьба с имеющимися вредными привычками;

4) борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте — гигиенические рекомендации общего порядка).

В стационаре медицинские сестры осуществляют пропаганду здорового образа жизни в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных. В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате — индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку. Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии видеомагнитофона) тематические видеопоказы. Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров — в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.

В формировании здорового образа жизни большую роль играет профилактика ятрогенных заболеваний. Речь идет о болезнях, порожденных неверным словом и неверными действиями медицинских работников. Сейчас мы стоим перед фактом массовой ракофобии, радиофобии, СПИДофобии, возникшими большей частью по вине пропагандистов здоровья. Действия медицинского персонала учат элементам здорового образа жизни не меньше, чем слово.

Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

5. Профилактические мероприятия по укреплению здоровья населения

Если говорить о системе здравоохранения, то санитарное просвещение, как одно из основных направлений профилактической медицины, появилось в нашей стране в 20-е годы XX столетия и прошло путь от внедрения элементов гигиенической грамотности среди населения до формирования санитарной культуры, выросло в отдельную отрасль здравоохранения и медицинской науки.

В 1980 году была разработана глобальная стратегия Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по развитию здоровья «Здоровье для всех» принятая всеми 189 странами — членами ВОЗ, в том числе и Россией. В 1998 году была принята новая версия стратегии — «Здоровье для всех в 21 веке», главной целью которой является достижение максимально возможного уровня здоровья всех жителей регионов мира. Основная и постоянная задача данной стратегии заключается в достижении полной реализации всеми людьми их «потенциала здоровья».

На эту генеральную стратегию ВОЗ отреагировало и наше правительство: изданы соответствующие документы: приказ МЗ СССР от 14.10.98 № 770 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни», приказ МЗ РСФСР от 28.02.99 № 45 «О совершенствовании гигиенического воспитания населения РСФСР и пропаганды здорового образа жизни».

Соответственно была проведена и реорганизация санитарного просвещения: стали открываться Центры здоровья. Центральный институт санитарного просвещения был преобразован в Институт медицинских проблем здорового образа жизни. Координатором профилактических программ, в том числе программ профилактики неэпидемических, хронических заболеваний, стал Всесоюзный научно-исследовательский центр профилактической медицины.

В соответствии с приказами МЗ РФ красной нитью прошла установка, что: участие в формировании здорового образа жизни является неотъемлемой составной частью профессиональной деятельности каждого медицинского работника. При этом используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды.

Рис. 1. Формы пропаганды здорового образа жизни

Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Это самый популярный, экономичный, простой и доступный в организационном отношении метод. Он включает следующие средства пропаганды: лекции, беседы, дискуссии, конференции, кружковые занятия, викторины.

Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения, и включает в себя: статьи, санитарные листки, памятки, листовки, стенные газеты, журналы, буклеты, брошюры, книги, лозунги.

Наглядный метод — самый многообразный по числу входящих в него средств. Их можно разделить на 2 группы: натуральные объекты и изобразительные средства (объемные и плоскостные).

Комбинированный метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.

Научно-методическим и координационным звеном в организации пропаганды здорового образа жизни являются центры медицинской профилактики. Основные направления деятельности: консультации жителей региона по вопросам охраны здоровья, профилактики заболеваний; формирование гигиенических навыков, грамотного гигиенического поведения; борьба с вредными для здоровья привычками; преодоление факторов риска для здоровья; профилактическое лечение; формирование у населения установки на здоровый образ жизни. В центрах медицинской профилактики работают кабинеты: рационального питания, физической культуры, психогигиены и гигиены умственного труда, гигиены быта, профилактики вредных для здоровья привычек, брачно-семейных отношений, генетики (брака и семьи), профессионального ориентирования, регламентации (аутотренинга) и др.

Создание в системе первичного звена здравоохранения так называемых «школ здоровья» способствует решению проблемы. «Школа здоровья» является особой формой работы с пациентами. Медработнику важно осознавать потребности пациентов с учетом их эмоционального состояния и доходчиво рассказывать о заболевании, его причинах и методах лечения, помогать пациентам в управлении своим образом жизни и различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс.

Учебные программы для «школ здоровья» основаны на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения, сотрудничестве пациентов друг с другом и партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем. При ведении «школы здоровья» используются принципы групповой рациональной терапии. Медицинская сестра затрачивает меньше времени, так как может охватить целую группу. Формируется коллектив пациентов, который постепенно сам оказывает лечебное воздействие на участников. В условиях коллектива усиливаются внушаемость больного, формирование мотивации и ответственности за свое здоровье. В ходе занятий используются интерактивные формы обучения, ролевые игры.

Читайте также:  Журналы зож за 2012 год

Применение обучающих программ имеет не только медицинское, но и социально-экономическое значение, способствует лучшей социальной адаптации пациентов с хронической патологией, что ведет к уменьшению прямых и косвенных затрат на лечение.

Таким образом, знания — важный, но недостаточный стимул для изменения своего поведения. Для каждого индивидуума повод и мотивация к изменениям различны, и медсестре следует помочь пациенту в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать факторы риска, на которые он может повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу — непосильная задача для многих, необходимо посоветовать больному, какими проблемами ему следует заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичными, точно сформулированными, определенными во времени. Необходимо иметь возможность оценивать выполнение этих задач. Медсестра-организатор должна учитывать готовность пациента к восприятию информации и вовлекать его в процесс обучения, поощрять к установлению собственных целей и самооценке, обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением различных режимов. При выполнении общих рекомендаций по формированию здорового образа жизни, человек должен проявлять и творческий подход к своему здоровью.

6. Методы и процедура эмпирического исследования

Исследование проводилось на базе МБУЗ «ЦГБ» г. Горячий Ключ, в период с 20 апреля по 18 мая 2015 года. Выбор этой организации в качестве базы эмпирического исследования определялся логикой и задачами нашей работы. В исследовании принимали участие пациенты терапевтического и травматологического отделений, в количестве 31 человек, в возрасте от 20 до 50 лет. В таблице 1 представлены социально-демографические характеристики выборки.

Таблица 1. Социально-демографические характеристики выборки

Источник

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения

Дата публикации: 10.04.2014 2014-04-10

Статья просмотрена: 15050 раз

Библиографическое описание:

Назарова, С. К. Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения / С. К. Назарова, М. И. Хасанова, К. О. Абдупаттаева, М. Б. Миркаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10052/ (дата обращения: 22.04.2021).

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен краткий экскурс о том, что входит в понятие здоровый образ жизни, по каким критериям он оценивается. Также даны практические рекомендации для медицинских сестер в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения.

Ключевые слова: медицинская сестра, здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни.

The role of nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population is one of the most important components in the work of nurses in primary care. This article gives a brief digression about what constitutes a healthy lifestyle, according to what criteria he estimated. Also provides practical recommendations for nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population.

Keywords: nurse, healthy lifestyle, promotion of lifestyle

Актуальность. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ. [1]

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. [6]

Медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого. [4]

Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников — они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов [5].

Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. [3] Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье [2].

Определение места и роли среднего медицинского персонала поликлинической службы в организации работы по внедрению программы здорового образа жизни и разработка рекомендации по ее совершенствованию явилось целью нашего исследования.

Материалы и методы исследования. Для анализа деятельности среднего медицинского персонала поликлинической службы в области организации работы по внедрению здорового образа жизни среди населения г.Чирчика, применялся метод анкетирования для среднего медицинского персонала 4 поликлиник. Так же проводился социологический опрос пациентов 4 поликлиник города с целью определения эффективности методов в пропаганде ЗОЖ.

Результаты исследования и выводы. Изучение состояния здоровья населения г. Чирчика показало, что общее количество населения на 2011 год составило 144047, за 2012 год количество населения увеличилось до 145108 человек. Среди общего количества населения больший процент составляют взрослые, количество взрослого населения по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличилось на 1716 человек. Во всех возрастных группах кроме подростков в 2012 году наблюдается прирост населения. Подростков в 2012 году на 425 меньше чем в 2011г. При анализе демографических показателей установлено, что рождаемость по сравнению с 2011 годом (2246) снизилась, в 2012 г. составила 2225. Общий показатель смертности среди населения так же снизался с 1143 в 2011 году до 1106 в 2012 году, но показатели детской смертности повысились во всех возрастных группах. Общая заболеваемость в амбулаторно-поликлинической службе составила 508716 в 2011 году и 463802 в 2012 году, в том числе первичная в 2011 году составила 51061, в 2012 году 50769 человек.

На основании анализа собранных данных по влиянию деятельности на здоровье населения медицинских сестер, работающих в поликлиниках направленную на профилактику заболеваемости, пропаганду внедрения ЗОЖ в семьях и активного привлечения на борьбу с заболеваниями среди населения видно, что средний медперсонал в 100 % случаях знаком с программой и принципом работы по пропаганде ЗОЖ среди населения. Однако при просьбе перечислить основные из них лишь 45 % специалистов отметили такие факторы как: гигиена 10 %, рациональное питание 17 %, антитабачная и антиалкогольная пропаганда по 19 %, остальные не ответили на этот вопрос.

Данные же о наличии вредных привычек у обслуживаемых пациентов, а так же хронических заболеваниях показали, что не все медицинские сестра осуществляют патронаж прикрепленного населения на должном уровне.

Самой основной трудностью, с которой сталкивается медперсонал в работе с населением, это отсутствие членов семьи на месте во время проведения патронажа, не желание пациентов сотрудничать с медперсоналом, нежелание выполнять основные положения ЗОЖ. Отмечали также, что проблемой является дефицит специалистов, проблема в нежелании понимать правильность ведения здорового образа жизни со стороны населения.

По мнению пациентов, о влиянии деятельности на здоровье населения со стороны медицинских сестер по пропаганде и внедрению ЗОЖ видно, что медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о здоровом образе жизни. Что указывает на не очень эффективную работу по пропаганде ЗОЖ среди населения.

Для совершенствования программы по внедрению ЗОЖ необходимо учитывать, что наиболее интересующей информацией для большинства респондентов (43,4 %) оказалась борьба со стрессами, о рациональном питании 31,5 % респондентов, на что необходимо делать больший упор в процессе разработки программы по пропаганде ЗОЖ.

Эффективным источником информации могут быть информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях (плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды) которые были отмечены 98 % опрошенных пациентов.

Практические рекомендации. Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Совершенствовать работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9 % пациентов. Особенно, эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

1. Иргашев Ш. Б., Турсунходжаева Л. А., Первичная профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных школ, Учебное — методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения Республике Узбекистан, Ташкент 2011

2. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1 2.2010

3. Назмеева Г. М. Социальные работники в пропаганде здорового образа жизни / Г. М. Назмеева // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 4 — С. 96–96.

4. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие / И. И. Соковня-Семенова. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 208 с.

5. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков и др. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 228 с.

6. Двойников С. И. Медицинская сестра общей практике: проблемы и перспективы. / С. И. Двойников, В. И. Кузнецов. // Медицинская сестра. − 2002. − № 5. − С. 39–41.

Источник