Меню

Ритм как средство выразительности в искусстве



Ритм в композиции

Слово «ритм» чаще всего применяется к музыке. Такие выражения как «ритмичная мелодия» всем понятны и не требуют комментариев. Однако применительно к изобразительному искусству, понятие ритма для многих остаётся загадкой. А ведь это очень важный инструмент из «секретного набора» художника, без которого невозможно создание красивой, «цепляющей» картинки, в каком бы стиле она ни была выполнена. А теперь давайте рассмотрим подробнее — что же такое ритм в композиции?

Аналогия с музыкой и ключевая мысль

Ноты в музыке имеют определённую длительность и высоту звучания. Также, между ними могут быть паузы. Таким образом, звуки рождают мелодию и ритм. Подобно звукам в музыке, в изобразительном искусстве повторяющиеся объекты композиции должны интересно ритмоваться. А достигается это не благодаря длительности и высоте звучания, а посредством изменения размеров объектов и расстояний между ними. В качестве примера давайте рассмотрим пейзаж.

Ритм в пейзаже. Три основные величины: большая, средняя, малая

Представьте себе, что все деревья выстроились по линеечке, как на параде. А листочки на них абсолютно все одинаковые и растут ровными рядами. «Такого не бывает» — скажете Вы. И будете правы, потому что, по меньшей мере, подобную картину можно увидеть разве только в посадках искусственных насаждений. В живой природе всё разнообразно и растёт хаотично. Например, стволы деревьев имеют различную толщину, а расстояния между ними разные. Где-то дерево толще, где-то тоньше. Одно дерево растёт дальше от другого, другое ближе. Иными словами, размеры объектов пейзажа и расстояния между ними — разные. То есть ритм повторяющихся элементов композиции хаотичен, разнообразен и изменчив. В природе очень мало «одинаковостей». Это также применимо к листочкам на деревьях, к траве, к бугоркам земли, к облакам на небе… Один листочек крупнее, другой меньше, третий совсем крохотный. Одно расстояние между ними большое, другое меньше, третье — совсем короткое. Иными словами мы получаем ритм большого, среднего, малого; большого, среднего, малого… И так далее.

Такой подход применим не только к пейзажу. Этот принцип работает везде. В дизайнерской композиции, в станковой или декоративной композиции. В графике, в живописи, в иллюстрации… Что бы Вы ни изображали, ритм большого, среднего и малого всегда будет работать. При чём, это не только три величины. Это может быть и пять и десять величин… Три перечисленных выше размера, это только основа. Главный принцип — добиться того, чтобы было как можно меньше одинаковых повторений.

Ритм в композиции с изображением людей

Если Вы рисуете многофигурную композицию, например, можно выделить одну фигуру и сделать её самой большой по размеру. Две других — среднего размера, пять человек на втором плане — самыми маленькими и т. д. В эти основные группы можно добавить силуэты людей, которые будут чуть отличаться от остальных по размеру. Но это всего лишь пример. Вариантов может быть очень много. Например можно посмотреть картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Сколько в ней людей? На какие группы они поделены? Как построена композиция? Какая фигура главная? Сколько основных размеров можно перечислить?

Такому же анализу можно подвергнуть любое произведение изобразительного искусства. Если говорить о дизайне, то даже грамотно сделанный рекламный баннер тоже будет содержать разные величины основных графических элементов: текстовый блок, фото, геометрические фигуры и т. п. Или взять к примеру, дизайн интерьера. Ритм большого, среднего и малого можно проследить даже здесь.

Ритм в натюрморте

Если Вы решите написать натюрморт, то не следует ставить два предмета одинакового размера. Пусть один будет крупный, а другой маленький. Так, композиция станет динамичнее. А ещё лучше — это натюрморт из трёх предметов разного размера. Данная схема «беспроигрышная», так как образует интересный ритм, а в её основе лежит динамичный треугольник.

Ритм в изображении летящих птиц, облаков, повторяющихся элементов (досок заборов, ступеней лестниц…)

Ещё понятие ритма в композиции можно рассмотреть на примере летящих птиц, облаков и забора. Не ищите логической связи между ними — её нет. Просто так совпали примеры. Если художник вводит в пейзаж маленькие «галочки» — птиц на фоне неба, то как они будут расположены? На равном расстоянии друг от друга или в случайном порядке? Если это не косяк перелётных птиц, то естественно в случайном порядке и размер их будет разным. Тогда картина станет динамичной, реалистичной и интересной. То же самое применимо к силуэтам облаков. Даже если в реальной жизни и встречаются два одинаковых облака (что является редкостью), то для создания ритма необходимо одно облачко увеличить, а другое уменьшить. поразмышлять над размерами и т. д. А вот если мы вводим в рисунок забор в котором элементы однообразно повторяются, то тут необходимо «разбить» однообразие тем, что какие-то доски делаем шире, какие-то уже. Где-то увеличим просветы, где-то уменьшим. А где-то можем добавить трещину в доске или какие-то линии подчеркнуть, ослабить и т. п. Да, такое изменение интервалов мы вносим в рисунок от себя и оно может не соответствовать натуре. Но это должно быть в меру. В итоге композиция оживится и станет намного выразительнее, так как мы задали в ней интересный ритм.

«Мелодия» в композиции

Подытоживая вышесказанное, добавлю, что чередование разных размеров в изобразительном искусстве, как чередование различных нот в музыке рождает, так сказать, «мелодию» в композиции. Получается некая «пульсация» элементов, в рамках той «мелодии», которую замыслил художник. И вариаций здесь можно придумать также много, как много существует различных музыкальных произведений.

Источник

Ритм как средство выразительности в искусстве

Ритм в изобразительном искусстве

Ритм — равномерное чередо­вание повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Груп­пу таких объектов можно на­звать ритмическим рядом или композиционным строем в кар­тинной плоскости. У каждого ря­да есть главная фигура, задер­живающая внимание,— акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ря­де называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого,— паузами.

Читайте также:  Как в домашних условиях сделать средство для мытья окон в домашних условиях

Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа . С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску.

Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии , а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий , зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен , пространственных членений и пр.

Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа , чёткости восприятия произведения зрителем.

Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.

Ритм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме ( ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же.

Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции .

Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.

«В искусстве ритмическая повторность не жесткая, не математически точная, она всегда предполагает отступление от правил периодической упорядоченности. «Перебои» ритма, ритмические акценты, пустоты и так называемые «стяжения» — характерная особенность искусства».

Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции .

Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет:

«Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.

Ритм — это не только организующее начало в композиции, но и эстетическое. Именно через него сообщаются произведению поэтические, музыкальные свойства, неотделимые от художественности».

К вышесказанному можно сделать некоторые уточнения и добавления.

Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции . Его действенность основывается на законах композиции , на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов). Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе). Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции . Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.

Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности. Таким образом, суть понятия «ритм» заключается в чередовании элементов композиций как ряда звеньев, объединенных принадлежностью к одному явлению в его обобщенно-образном представлении. Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет в его развитии. Это свойство ритма определяет его связь с композиционным законом жизненности, который требует от художника проникать в движение внутреннее, а не ограничиваться показом движения внешнего. В то же время ритм обладает свойством через определенный порядок в изображении обычных предметов подчеркнуть их эстетическую сторону, открывая красоту и в примелькавшихся предметах, и в новых. Это достигается путем некоторого отхода художника от уже известных приемов рисунка и цветового решения, от строго математического чередования элементов в композиции . Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира.

Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой:

«Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое. Повтор, который всегда присутствует в ритме, напоминает о предыдущем и заставляет предвидеть, ожидать последующее. Отступление от правильного периодического чередования создает нарушения единообразия и монотонности».

Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма . В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции , в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.

Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии , сделало шаг вперед по сравнению с искусством Египта. Изображение человека в более естественных позах, в более активных движениях позволило древнегреческим художникам через разнообразные ритмы добиваться выразительности композиций . Определенный ритм мы видим в росписях греческих ваз. Ритмически построены живописные композиции классического периода Греции.

Если в искусстве Древней Греции главным объектом был человек, изображенный объемно, в активном движении, то в средневековом искусстве художник вынужден был под давлением религиозных догм отказываться от передачи свободно движущихся в реальном пространстве фигур. Но явление ритма сохраняется и в этом искусстве . Например, в иранской миниатюре композиция строилась на ритмической основе . Часто изображались растительные формы, извивающиеся стебли, которые образовывали изысканные ритмические мотивы .

Читайте также:  Как выбрать средство для кишечника

В эпоху Возрождения передача ритма считалась одной из трех главных задач композиции . Эти три задачи композиции — перспектива (трехмерное пространство), ритмическое расчленение плоскости и точка зрения — впервые были осознаны художниками раннего Возрождения (об этом свидетельствуют их монументальные фрески ).

В этом плане решал задачи композиции Джотто. Пример тому — фрески «Оплакивание Христа» и «Свадебное шествие Марии». В «Оплакивании Христа» люди и пейзаж изображены в нескольких пространственных планах. Ритмическое решение композиции позволяет выявить зрительный центр (голова лежащего на земле Христа).

В XV веке приемы и правила композиции наиболее последовательно и успешно разрабатывали Мазаччо , Боттичелли , Мантенья. В «Легенде о динарии» Мазаччо показал ритмичное сочетание масс , большое пространство, объемность изображенных фигур и в то же время добился композиционной цельности всей фрески .

Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли полной зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи , Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Уже в раннем произведении Рафаэля «Обручение Марии» проявились черты, ставшие типичными для ренессанской композиции : сочетание линий , пластики , тона и ритма для выражения содержания.

Правила композиции , которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются в арсенале искусства , а ритмике придается еще большее значение. В компоновке живописных произведений появляется сложный узор, гармония света, тени и цвета .

Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой : вводя в композиции высокие и низкие точки зрения, они добивались правдоподобного изображения трудных и замысловатых ракурсов. Характер ритма значительно усложнился. Сложный ритм мы видим, например, в картине «Тайная вечеря» Тинторетто, где диагональный строй композиции усиливался динамичностью изображенных фигур. Такая композиция потребовала и более энергичных контрастов величин, тонов, красок. Изменился и характер ритма — он стал более динамичным.

В XVII веке особо важную роль в композиционных решениях стали играть светотень и цвет . Ярким примером могут служить многие произведения Рембрандта, в частности «Ночной дозор» и «Возвращение блудного сына». В композициях, где большую роль играли эффекты света и тени, роль ритма не снижалась, напротив, он усиливал эмоциональное воздействие произведения искусства и открывал зрителю новое видение известных предметов и явлений. Усиление внимания к светотени и цвету , способствующих объединению частей композиции в единое гармоническое целое, в котором ритм выполнял организующие и эстетические функции, имело определенное значение для развития композиционного мышления художников и создания выразительных и сильных художественных образов .

Представители академического направления в искусстве XIX века, несмотря на ограничительные рамки этого течения (в частности, в области содержания и правил композиции ), также обращали серьезное внимание на композицию с участием геометрических схем, иллюзорных контрастов тона и цвета в обрисовке фигур, расположенных в определенном ритмическом порядке . Однако недостаточно жизненное академическое искусство ослабляло организующую и эстетическую роль ритма (пример тому — картина «Клятва в зале для игры в мяч» Л. Давида).

В наиболее выразительных композициях романтического направления ритм действует значительно сильнее и способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, достижению ее целостности (например, «Мирабо в Национальном собрании» Э. Делакруа) пространства.

Русское искусство XIX столетия стремилось активно использовать ритм для организации картинной плоскости. Так, в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» проследить чередование светлых и темных пятен , что создает определенный ритм и делает все произведение уравновешенным и целостным. «Березовая роща» А. И. Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже .

В «Боярыне Морозовой» В. И. Сурикова динамичность и стремительность движения от переднего плана уменьшается по мере удаления в глубь.

Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.

Высказывания и творческая практика многих советских художников позволяют заключить, что они придают большое значение ритму в композиции . О наличии ритма красноречиво говорят, в частности, такие произведения А. А. Дейнеки, как «Лыжники», «Эстафета. Садовое кольцо», «Раздолье».

В картине «Лыжники» фигуры спортсменов изображены движущимися параллельно плоскости картины. Ощущение динамичности композиции передается через показ каждой фигуры в той или иной фазе движения, ритмичное чередование различных фаз движения, направления лыжных палок создают ощущение смены одного момента движения другим. Таким образом, ритм создает впечатление движения в композиции . По такому же принципу строит Дейнека и полотна «Эстафета. Садовое кольцо» и «Раздолье». Правда, в этих картинах ритм отличается большей сложностью. В «Эстафете…» передается движение по диагонали. В «Раздолье» показано движение спортсменок снизу, с реки на крутой берег, сначала прямо на зрителя, потом параллельно плоскости картины.

Сформулировав понятие, пе­рейдем к некоторым особенно­стям применения данного прави­ла. Например, при строгом чере­довании фигур, объемов, оттен­ков цвета с точным соблюде­нием интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получит­ся орнаментальная сетка. В на­туре же все гораздо разнообраз­нее, интереснее, а ритм, если вни­мательно посмотреть на пред­ставленные иллюстрации, созда­ет впечатление движения в раз­ных направлениях: влево — вправо, вверх — вниз, от цент­ра — к центру, вокруг оси и да­же в глубь пространства от зри­теля.

Прежде чем выполнить само­стоятельно композицию с приме­нением этого закона, предла­гаю несколько упражнений с ва­риантами ритмического построе­ния.

Приготовьте необходимые ма­териалы: тушь, гуашь, бумагу, а также инструменты: каранда­ши, кисти, ручки с редисными и плакатными перьями, ножницы и клей. Сделаем несколько этю­дов, где обратим внимание на та­кие условия:

  1. Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервалов.
  2. Выполнить эскиз, где равно­мерно возрастает или убывает по величине ряд фигур (одной формы), а интервалы постоянны.
  3. Построить композицию из ритмических рядов, в которых фигуры, пятна, объемы посте пенно меняются в тоне — от бе лого к черному и обратно (мож но применить и цвет с измене­ нием насыщенности).
  4. Нарисовать несколько рит­мических рядов с изменением ве­личины фигур, интервалов и да­же тона. Это задание поможет нам наиболее свободно ориенти­роваться в картинной плоскости.
Читайте также:  Гэотар справочник лекарственных средств что это

Ритмическое построение эски­зов с применением цвета значи­тельно расширит наши возмож­ности и обогатит познанием тайн живописи. Каждый цвет с по­мощью ритма может развивать­ся в плоскости, пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляю­щих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фраг­менты картины, выделять глав­ное (акценты).

Для более яркого впечатления движения можно расположить ритмические ряды фигур под наклоном, а один или несколько объектов оставить в привычном спокойном положении (в стати­ке).

Ритмом можно остро выделить центральную фигуру — доми­нанту, полнее выразить настрое­ние сюжета. И, наконец, ритми­чески выстраивая композицию, мы значительно расширяем диа­пазон технических средств и приемов работы. Так, для пов­тора одних и тех же элементов можно применять аппликацию, печать с помощью клише из кар­тона, линолеума.

Знание композиционных зако­номерностей (не только упомяну­тых) дает возможность по-ново­му осознать художественное творчество как неповторимое, рукотворное явление.

Источник

10.Композиция. Ритм.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.

Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.

Различают несколько видов композиций и форм орнамента.

Упражнение №1.

Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.

  1. Закомпоновать квадраты и основную композицию
  2. Заполнить один квадрат
  3. Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
  4. Заполнить остальные
  5. Завершить работу финальной композицией

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Упражнение №2.

На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.

  1. Мозговой штурм;
  2. Эскизирование 1 — 3 шт;
  3. Обсуждение и определение итогового эскиза;
  4. Компоновка на формате;
  5. Проработка итоговой работы.

Источник