Меню

Рисование как средство развития детей с онр



Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
консультация на тему

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_netraditsionnoy_tehniki_risovaniya_v_rabote_s_detmi.docx 20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.»

Воспитатель МБДОУ №41:

Закирова Ирина Александровна

Общее недоразвитие речи проблема достаточно распространенная. Особенно часто это явление встречается у детей дошкольного возраста. Для того чтобы справиться с этой проблемой, необходимо правильно построить процесс обучения и воспитания детей с таким недугом. Выбрать именно те занятия, которые будут способствовать развитию речи.

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У детей с дизартрией, нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. При рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета. Они с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их, обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов.

В целом, у детей с различными речевыми нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально — волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем.) Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе — можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки мятую бумагу или листик березы). Происходит развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально- положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с помощью выдувания красок («рисование мыльными пузырями», техника «кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при некоторых речевых нарушениях. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как:

  • широкий подход к решению проблемы;
  • проявление творчества в художественной деятельности;
  • атмосфера творчества;
  • единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка и взаимодействия между ними;
  • комплексное и системное использование методов и приёмов;
  • бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
  • овладение детьми способами изображения
  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • использование нетрадиционных способов и приёмов изображения;

Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ватными палочками;
  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование ладошками и из ладошек;
  • рисование печатками и различными предметами;
  • рисование восковыми мелками и свечой;
  • печать по трафарету;
  • набрызг;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование пластилином;
  • аппликация из бумажных шариков;
  • рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.);
  • кляксография с трубочкой.

Источник

Использование нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии как средство развития речи детей с ОНР (из личного опыта).
статья по логопедии на тему

Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность .Происходит развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости ,так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы. Я считаю, что для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия: предоставление ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности; атмосфера творчества; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка; комплексное и системное использование методов и приёмов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства; овладение детьми способами изображения и ндивидуальный подход к каждому ребёнку;использование нетрадиционных способов и приёмов изображения Использование различных техник рисования в НОД и в свободное время дает положительный эффект. Дети знакомились с такими нетрадиционными техниками рисования, как : рисование свечой, углем; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью ,рисование на зеркальной поверхности, рисование печатками и различными предметами, восковыми мелками и свечой, мятой бумагой, пластилином ,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями, гротаж, кляксография с трубочкой; рисование по-сырому, на мятой бумаге; рисование на коврографе с помощью ленточек-липучек. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее. Хочется отметить наиболее интересные формы работы с детьми: открытые интегративные занятия «Осеннее настроение», «Зимняя сказка»; занятия по изотерапии «Красота красок», «Фантастические образы» ,комплексное занятие с ИКТ «Зимние олимпийские виды спорта», «В гости к бабушке Арине», «Новогоднее приключение», «Осенние причуды», «Весна — красна» и др .Вот уже на протяжении третьего года совместно с НГУ им. Лобачевского на базе нашей группы развернута работа экспериментальной площадке: «Создание активной практико-ориентированной системы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании».Мы участвовали в проекте со студентами НГУ им. Лобачевского «Изотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОНР». Своим опытом я делилась на научно-практическом семинаре Всероссийской конференции «Система нетрадиционных технологий как условие оптимизации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении» ,которая проходила на базе ННГУ, наш опыт опубликован в сборнике «Гуманитаризация как стратегия развития современного образования детей и молодежи» Арзамас ННГУ 2014г, выступала с докладом в Москве на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС» Успех в работе достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи.С родителями проводилось: Анкетирование «Что вы знаете о нетрадиционных техниках рисования?», «Мастер класс», «Нетрадиционные технологии рисования».Так же проводились консультации:, «Чем полезны занятия творчества?», «Все, что я воображая, на листе изображаю». Совместные выставки работ по лексическим темам(родители + дети) «Мы рисуем настроение», «Осень», «Весна — красна» и др. Устные журналы «Ступеньки творчества» и индивидуальные беседы. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya_s_elementami_izoterapii_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_s_onr_iz_lichnogo_opyta.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии как средство развития речи детей с ОНР

(из личного опыта).

Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

В изобразительной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность .Происходит развитие наглядно — образного, и словесно- логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением, создаются условия для преодоления общей моторной неловкости ,так как вместо традиционных кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, пальцы.

Я считаю, что для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия: предоставление ребенку возможность творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности; атмосфера творчества; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка; комплексное и системное использование методов и приёмов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства; овладение детьми способами изображения и ндивидуальный подход к каждому ребёнку;использование нетрадиционных способов и приёмов изображения Использование различных техник рисования в НОД и в свободное время дает положительный эффект.

Дети знакомились с такими нетрадиционными техниками рисования, как : рисование свечой, углем; акварель + восковые мелки, пальчиковая живопись, монотипия, тампонирование, рисование ладошкой, набрызг, тычок жесткой полусухой кистью ,рисование на зеркальной поверхности, рисование печатками и различными предметами, восковыми мелками и свечой, мятой бумагой, пластилином ,сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т.д.); рисование мыльными пузырями, гротаж, кляксография с трубочкой; рисование по-сырому, на мятой бумаге; рисование на коврографе с помощью ленточек-липучек. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, мы корректируем его эмоционально- волевую сферу, что также положительно сказывается на динамике речевого развития, создают атмосферу непринужденности, открытости, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Хочется отметить наиболее интересные формы работы с детьми: открытые интегративные занятия «Осеннее настроение», «Зимняя сказка»; занятия по изотерапии «Красота красок», «Фантастические образы» ,комплексное занятие с ИКТ «Зимние олимпийские виды спорта», «В гости к бабушке Арине», «Новогоднее приключение», «Осенние причуды», «Весна — красна» и др .Вот уже на протяжении третьего года совместно с НГУ им. Лобачевского на базе нашей группы развернута работа экспериментальной площадке: «Создание активной практико-ориентированной системы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании».Мы участвовали в проекте со студентами НГУ им. Лобачевского «Изотерапия, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ОНР». Своим опытом я делилась на научно-практическом семинаре Всероссийской конференции «Система нетрадиционных технологий как условие оптимизации здоровьесбережения детей в дошкольном учреждении» ,которая проходила на базе ННГУ, наш опыт опубликован в сборнике «Гуманитаризация как стратегия развития современного образования детей и молодежи» Арзамас ННГУ 2014г, выступала с докладом в Москве на Всероссийской научно-практической конференции «Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС»

Успех в работе достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, подкреплялись в условиях семьи.С родителями проводилось: Анкетирование «Что вы знаете о нетрадиционных техниках рисования?», «Мастер класс», «Нетрадиционные технологии рисования».Так же проводились консультации:, «Чем полезны занятия творчества?», «Все, что я воображая, на листе изображаю». Совместные выставки работ по лексическим темам(родители + дети) «Мы рисуем настроение», «Осень», «Весна — красна» и др. Устные журналы «Ступеньки творчества» и индивидуальные беседы.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОНР, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Источник

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования. На занятиях пытаюсь обучить ребят различным методам рисования, умению применять их самостоятельно и творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо , чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы дети не боялись приступать к рисованию, были уверены в своих силах и способностях.

Скачать:

Вложение Размер
risovanie_v_logopedii.doc 28.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Рисование для ребёнка – это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге каракули. Дай им возможность — они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой. Большинство детей с общим недоразвитием речи (ОНР) любят рисовать. Они охотно откликаются на такое предложение и с удовольствием принимаются за работу. Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционными техниками рисования. На занятиях пытаюсь обучить ребят различным методам рисования, умению применять их самостоятельно и творчески. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Необходимо , чтобы у них формировалась естественная потребность в совершенствовании техники по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы дети не боялись приступать к рисованию, были уверены в своих силах и способностях.

Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях обычно не наблюдается. Они успевают изучить различные способы изображения: контурную живопись палочками, пером, восковую живопись, технику процарапывания, пластилиновое рисование, техники завитка, клубочка, спиральки, раздувания, монотипии, рисование по дереву, по крупе, кляксографию, технику прокалывания и т.д.

Коррекционно-развивающий эффект от изодеятельности достигается с учётом особенностей детей с ОНР. Сначала Они обучаются самым простым приёмам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняются более сложные работы пером, тушью, чернилами.

Любое занятие проводится в игровой форме. Вот некоторые из них: «Приключения Белочки в огороде» — по правилам дорожного движения; «Воздух — это жизнь!» — ребята спасают погибающую планету, очищают её от мусора (занятие по экологии с рисованием на полу мелом, сангиной); «Морское путешествие» — знакомятся с миром рыб и обитателями морского дна, пробуют морскую капусту, рисуют, используя уголь, цветные мелки, камушки.

Опыт работы с детьми с ОНР позволил выявить характерные черты, которые отличают их от обычных детей — это более низкий уровень графического мастерства, который корректируется в течение более длительного времени. В типовых группах можно провести занятие, на котором одновременно занимаются различными видами изодеятельности подгруппы по 3—4 человека. Детям с ОНР свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы, что проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм. В связи с этим обучение приёмам творческой деятельности проводится индивидуально или с меньшим количеством воспитанников.

У таких детей в процессе занятий изодеятельностью формируется интерес к своей работе и её результату, развиваются внимание, мелкая моторика рук, воспитываются аккуратность, усидчивость.

При применении креативной терапии в коррекционной работе необходимо стремиться к положительным результатам, создавать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности.

Берём белый или тонированный лист бумаги, натираем его воском (парафин твёрже), посыпаем тёртым мелом, затем мел стряхиваем и закрашиваем чёрной тушью. Когда тушь высыхает, рисунок процарапываем деревянной или пластмассовой заострённой палочкой.

На белый, цветной или тонированный лист бумаги капаем пипеткой тушь или чернила контрастного цвета и эту каплю раздуваем через трубочку для коктейля. Таким способом можно «нарисовать» деревья, цветы в вазе, салют и т.д. Скатывая в шарики маленькие кусочки пластилина, завершаем работу, прикрепляя их в виде листочков, цветов или вспышек салюта.

ТЕХНИКА ПРОКАЛЫВАНИЯ И СОЕДИНЕНИЯ ПО ТОЧКАМ

Для работы необходима калька. На ней дети рисуют свой рисунок или переносят на неё тот, который им нравится. Затем кладут его на белую ткань и прокалывают дырочки по контуру рисунка иголочкой на одинаковом расстоянии. Отдельно готовится раствор из зубного порошка и синьки в соотношении 1:1. Они смешиваются с добавлением небольшого количества керосина. Затем (помазком, кисточкой и т.д.) раствор или акварельная краска наносятся на кальку с дырочками, которая лежит на бумаге или дощечке. Через дырочки раствор попадает на поверхность, и появляется рисунок. Кальку можно использовать много раз. В дальнейшем эти изображения используются детьми для рисования пером, карандашом. Дети соединяют точки между собой, штрихуют и раскрашивают. Работа с этой техникой требует внимания, усидчивости, терпения, развивает мелкую мускулатуру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества игры и игровых приёмов состоят в том, что они позволяют, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой стороны – более активно воздействовать на ребёнка. Доступная и при.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет.

В проекте представлен опыт работы по развитию связной речи в процессе физического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей.

Коррекционная работа с учащимися 3 класса с нарушением письма, обусловленным лексико-грамматическим недоразвитием. Логопедическое занятие, разработанное в соответствии с требованиями ФГОС, по формиров.

Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц.

Консультация по теме: «Использование современных образовательных технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений&quot.

Источник

Читайте также:  Какими чистящими средствами вы пользуетесь