Меню

Реквием lacrimosa какие средства выразительности усиливают характер печали скорби безысходности



Реквием lacrimosa какие средства выразительности усиливают характер печали скорби безысходности

Ответ оставил Гость

Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определенную длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Метр ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это все выразительные средства музыкального искусства. Главное из средств музыкальной выразительности — МЕЛОДИЯ. Она является основой всякого произведения. П. И. Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: «Мелодия – душа музыки». Ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья…» Слово «мелодия» произошло от двух слов — melos — песнь, и ode — пение. Мелодия – это одноголосно выраженная музыкальная мысль. В общем, мелодия — это то, что мы с вами можем пропеть. Даже если мы не запомнили всю ее целиком, мы напеваем отдельные ее мотивы, фразы. Ведь в музыкальной речи, так же как и в речи словесной, есть и предложения, и фразы. Несколько звуков образуют мотив — маленькую частицу мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения.

Источник

Реквием lacrimosa какие средства выразительности усиливают характер печали скорби безысходности

Создание литературных произведений под

1.Музыка звучит в литературе

Подумаешь, тоже работа –

Беспечное это житьё:

Подслушать у музыки что-то

И выдать шутя за своё.

В литературе звучит всё многообразие музыки: музыка природы, музыка времён года, грустные и весёлые песни, лира и арфа, рояль и орган. Музыке и музыкантам писатели посвящают целые поэмы, повести и даже романы. Всё это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, хоров и опер. Она находится среди важнейших тем самой литературы.

Музыка нередко становится основой сюжета литературного произведения. Басни И.Крылова: «Квартет», «Музыканты», «Кукушка и соловей» и др., повести А.Куприна: «Тапёр», «Гранатовый браслет», рассказы К.Паустовского: «Корзина с еловыми шишками», «Струна», рассказ И.Тургенева «Певцы» и многие другие литературные произведения по-разному повествуют о волшебной силе музыки.

Вспомни рассказ К.Паустовского (1892-1968) «Корзина с еловыми шишками». -Что прекрасного открыли мы в рассказе К.Г.Паустовского? (Рассказ повествует о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки, этот рассказ о внутренней и внешней красоте человека. О хорошей жизни (мы должны верить, что она удивительна и прекрасна). О духовных подарках. О музыке, литературе, театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.)

-О чём рассказ? (О красоте мира и человека, о том как прекрасно искусство, отражающее жизнь)

— Можно ли слова «Волшебник и великий музыкант» отнести к К.Г.Паустовскому?

Мы должны быть благодарны К.Г.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ об Эдварде Григе — этом добром волшебнике и великом музыканте. Оба они мастера своего дела. Один словами, другой чувствами пробуждает в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времён благодарны им за это.

Вот какая музыка могла бы звучать в этом произведении. Послушай «Утро» Э.Грига (1843-1907)

Я уверена, ты узнал эту замечательную музыку. Конечно, это «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» часть№7.

2.Музыкальные сюжеты в литературе

Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, возвеличивала любовь и оплакивала по­гибших. Музыка бросала вызов судьбе — и нередко вы­игрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть.

Люди всегда знали эту божественную силу. Не слу­чайно еще во времена глубокой древности они сложили миф об Орфее — легендарном прародителе певцов и му­зыкантов. Голос Орфея покорял не только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, — этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она осталась только в древнем предании, бессмертном памятнике литературы, получившем название «Миф об Орфее».

Орфей был самым известным из когда-либо живших поэтов и музыкантов. Апполон — греческий бог красоты и покровитель искусства подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки.

Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращению, он женился на юной Эвридике (нимфе – от греческого слова, дева – божество в виде женщины, олицетворявшее различные силы природы).

Читайте также:  Какое хорошее средство для прочистки канализации

Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид – царство мёртвых в надежде вернуть её назад. Там он не только сумел всех, в том числе и судей, очаровать своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осужденных.

Пленительная музыка тронула даже грубое сердце Гадеса,( в греческой мифологии – бог, владыка царства мёртвых), он позволил Эвридике вернуться в мир живых.

Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика шла по тёмному проходу, ведомая звуками лиры. Уже завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки.

Смерть Орфея, погибшего от дикого буйного, безудержного веселья вакханок – жриц Вакха (бога вина и веселья, олицетворяющего беспорядок, безудержный разгул), оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой.

Со слезами на глазах музы собрали его останки и по­гребли у подножия горы Олимп. И соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете.

Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почетное место в храме Аполлона. По про­сьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде со­звездия.

Теме Орфея посвящены многие произведения искусства. Одним из наиболее выдающихся является

опера Кристофа Глюка (1714-1787) «Орфей и Эвридика». Сюжет оперы повеству­ет о мифическом певце Орфее и о его юной жене — нимфе Эвридике.

Укушенная змеёй, Эвридика погибает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба Эвридики» — один из лучших фрагментов оперы — передает печаль её разлуки с жизнью, природой, возлюбленным.

По своему характе­ру эта музыка близка арии, только поется она не голо­сом, а флейтой.

Мелодия «Жалобы Эвридики» настоль­ко выразительна и проникновенна, что слова здесь просто излишни.

Послушай «Жалобу Эвридики».Слушать Здесь.

История об Орфее свидетельствует о том, что уже в глубокой древности литература училась у музыки, что она полна музыкальных образов и звучаний.

Ответь на вопросы:

1. Почему, по-твоему, Орфей был великим музыкантом?

2. Как характер музыки К.Глюка передаёт образ Эвридики?

3. Сказка о маленьком Моцарте

О сказочной тайне маленького Моцарта.

В тот вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфган дремал в кресле. И вдруг! Что бы это могло быть?! Такой долгий и странный звук…

«Наверное, это хрупкий луч луны замерз и сломался, стук­нув в окно. » — подумал Вольфганг.

Малыш встал, чтобы посмотреть, и тут. Да это же сам запечный Сверчок со своей волшебной скрипочкой!

Закинув на плечо полу бархатного плаща, Сверчок отве­сил мальчику низкий поклон:

— Добрый вечер, маленький сударь!

— Добрый вечер, — удивился Моцарт.

Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок. и заиграл. Он играл так прекрасно, что, не выдержав, мальчик воскликнул:

— Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хо­рошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом!

— А что вам мешает, маленький сударь? — спросил Свер­чок.

— По-моему, у вас есть и слух, и сердце.

— Но я еще маленький! — рассердившись, сказал Моцарт
и с досадой топнул ножкой. Тогда Сверчок тоже топнул нож­кой.

— Стыдитесь, я же меньше вас! Мне всего годик, а вам —
четыре! И уж давно пора стать настоящим маэстрино!

— Вы правы, — смутился Моцарт. — Но ноты. Ах, эти но­ты! Я всегда их забываю!

И здесь говорящий Сверчок улыбнулся и сказал:

— Затем-то я и пришел! Сейчас я сыграю одну волшеб­ную мелодию. Запомните ее, и тогда вы будете помнить и всё остальное! Слушайте.

И Сверчок заиграл! Никогда раньше не приходилось Вольфгангу слышать музыку, подобную этой! Умолк послед­ний звук.

— Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы
станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне! —
сказал Сверчок и, откланявшись, удалился.

Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные совре­менники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького за­печного музыканта и его волшебную скрипку?!

Один раз в году, как раз в тот день и час, о котором писал Леопольд Моцарт (отец Вольфганга), вспоминая менуэт, разученный сыном, в Австрии вновь звучит удивительная музыка. Это в честь маленького Моцарта играют зальцбургские сверчки и, слушая их, танцует за окном вечерний снег.

Ответь на вопросы:

1. Для чего в сказке появляется образ запечного Сверчка?

Читайте также:  Какие направления проверки учета основных средств можно выделить тест

2. Какую музыку, по твоему мнению, мог исполнить Сверчок на скрипке для маленького Моцарта?

4. Музыка Моцарта и «Маленькая трагедия» А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) — великий авст­рийский композитор XVIII в. Многочисленные легенды сложены о его жизни и смерти. Дымкой тайны окутано творчество гениального музыканта — с первых детских опытов сочинения музыки мальчиком-вундеркиндом до последнего сочи­ нения, его «лебединой песни» — «Реквиема».

Реквием — музыкальное произведение траурного харак­тера для хора с оркестром. В переводе с латинского реквием означает покой, отдых, успокоение.

Прочитай письмо В.-А. Моцарта другу, которое он написал в период работы над «Реквиемом».

В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Об­раз незнакомца не хочет исчезнуть с моих глаз. Я беспрестанно ви­жу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувст­вую — моё состояние подсказывает это — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу пол­ностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить пред­начертанного судьбой, изме­рить дни своей жизни. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить её незавершенной.

Послушай фрагмент из «Реквие­ма» — «Лакримоза», что в переводе с латинского означает день, исполнен­ный слез. Слушать Здесь.

Её отличает необыкновенно красивая и сердечная мелодия в сочетании с беспрестанным движением гармонии, т.е. созвучий мелодий, простой, но полифонически, т.е. многоголосной, звучащей насыщенной тканью, напряженность развития. Полная печали минорная мелодия хора звучит на фоне интонаций вздоха в исполнении скрипок. Но скорбно-трагическая музыка этой части вместе с тем полна света, сочувствия к страданиям человека.

«В тот день, исполненный слёз, когда из праха восстанет человек, дабы предстать пред судом, — помилуй его, Боже!» -так переводится текст этой части. И наверное, не случайно в середине возникает мажорное звучание оркестра, которое, как блик света, своего рода тонкий комментарий к смысловому содержанию текста, связывается с представлением о надеж­де, об уверенности в справедливости и милосердии предсто­ящего суда Божьего. Хочется подчеркнуть, что «войти в мир» такого композитора, как Моцарт, означает войти в мир сложных чувств, переживаний и самому проникнуться многообразием этих чувств, их глуби­ной, сердечностью.

В своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин так рассказал об истории создания «Реквиема»:

Недели три тому, пришел я поздно Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего — не знаю, Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном, Учтиво поклонившись, заказал

Мне Реквием и скрылся. Сел я тотчас И стал писать — и с той поры за мною Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов Уж Реквием. Но между тем я.

Мне совестно признаться в этом.

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Послушай («Диэс йрэ») — 2-ую часть «Реквиема». Слушать Здесь.

Эта музыка рисует грозную картину Страшного суда — последнего судилища, ко­торое должно определить судьбы грешников и праведников. Вот какое содержание слов этой части: «Тот день — день гнева — расточит вселенную во прах: свидетели тому — Давид и Сивилла. Всё охвачено будет трепетом, когда явится судия, дабы всех строго судить». Всего две минуты звучания, а какой могучий, динамичный поток музыки, возгла­сы отчаяния, ужаса, но всё это в такой художественной фор­ме, которая не устрашает, но заставляет задуматься.

Теперь ты сам смо­жешь определить жизненное кредо Моцарта.

Реквием — траурная месса (в переводе с латинского означает посылаю, отпускаю) исполняется на традиционный культовый латинский текст, принятый в католической службе. По своей музыке «Реквием» Моцарта выходит за рамки богослужебного культа. Зву­чание хора, голосов солистов и симфонического оркестра отражает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний. Здесь душев­ное смятение, драматизм душевных конфликтов и умиротворенный покой, стихийная, грандиозная картина Страшного суда и великая скорбь и горе по утраченным близким, любовь и вера в человека.

«Реквием», лебединая песня, т.е. последнее сочинение композитора, принадлежит к вели­чайшим памятникам мировой культуры.

Сравни их содержание и средства выразительности.

Ответь на вопросы:

1. Какие интонации определя­ют образный строй 7-части «Реквиема» — «Лакримоза»?

2. Ка­кие средства выразительности усили­вают характер тоски, печали, скорби, безысходности?

Читайте также:  Порядок применения средств индивидуальной защиты в различных видах чрезвычайных ситуаций

3. Каково твоё отношение к этой му­зыке?

6. Музыкальная викторина

Послушай музыку В.-А. Моцарта. Для этого зайди по ССЫЛКЕ на БЛОГ ИСКУССТВО, в разделе «Слушаем музыку Моцарта» , нажми на ссылки ВСЕх указанных произведений. Послушай несколько раз музыку , постарайся напеть мелодии, а затем послушай в этом же разделе Музыкальную викторину и ответь на задания Музыкальной викторины на Блоге ИСКУССТВО, нажав ССЫЛКУ «Ответы на музыкальную викторину (7 фрагментов).

О значимости музы­ки В.-А.Моцарта можно судить по высказыванию П. И. Чайковского, кото­рый в своём дневнике писал: «По моему глубокому убежде­нию, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим дей­ствительно».

Ответь на вопрос: Как ты считаешь, в чём секрет красоты музыки Моцарта?

Источник

Кес ке се Лакримоза или музыкальный ликбез

«Лакримоза» из «Реквиема» — самое известное и любимое многими произведение Моцарта.
Вчера слушала «Лакримозу», наполнялась величием и духовностью и вдруг подумала, а что, собственно, означает слово «лакримоза»?
У меня это слово всегда вызывало ассоциацию с названием либо какой-то болезни, либо с разновидностью леденцов. ))))
Была бы я специалистом-музыковедом, то знала бы, что означает «лакримоза» в музыке, но я просто любитель хорошей музыкальной классики, поэтому начала разбираться.

Для начала вспомнила свою любимую арию из оперы Доницетти «Любовный напиток» — Романс Неморино. Ария начинается со слов «Una furtiva lagrima» (по-русски: уно фуртива лагрима), «лагрима» по-итальянски «слеза». Первая строчка арии и дала ей название «Потаённая слеза» или «Одна слезинка украдкой» . Слово «лакримоза» — родственное слову «лагрима», значит, «лакримоза» — это произведение, вызывающее слёзы, печаль, плач и даже рыдания. Конечно, буква «g» обрусела в русскую букву «к», но это уже не принципиально.

Соображаю дальше, «лакримоза» — это печальная музыка со слезами, когда душа начинает съёживаться от скорби, а сердце трепыхать от упадка духа, как бывает от «Похоронного марша» Шопена .
Но — почему тогда у Моцарта лакримоза, несмотря на печаль и слёзы, вызывает величественное воодушевление? Вопрос очень интересный.

Иду разбираться дальше.
Разумеется, начала с Википедии. Эта всезнайка сообщила, что «Lacrimosa — это часть «Dies Irae», секвенции в реквиеме».
Хм . мало что поняла, поэтому иду узнавать, что такое «Dies Irae»?
В той же Википедии читаю, что «Dies Irae» — это песнопения в католическом богослужении. «Dies Irae» написан в 13 веке францисканским монахом Фомой Челанским. Монах описывает День гнева, т.е, Судный день.
Это мне понятно, а что тогда означает «секвенция»?

«Секвенция» — это тексто-музыкальная форма и жанр в богослужебном обиходе католической церкви, входит в состав проприя Мессы.
Та-аак! С секвенцией пока погожу, сначала определю, что такое «проприй»?

«Проприй» — это особый, характерный в католическом богослужении литургический текст и его распев. Проприальными могут быть песнопения, и мессы и оффиция (службы часов), но на практике термин «проприй» чаще относят только к мессе.
Что такое «месса» — я знаю, а что такое «оффиций службы часов»?

Оказывается, в Римско-католической церкви (латинском обряде) есть общее наименование богослужений, которые совершаются ежедневно в течение дня (за исключением Мессы) — периодичность этих богослужений называется «Литургия часов». Так же называется книга с расписанием этих богослужений. Название «Литургия часов» утвердил II Ватиканский собор литургической реформой. До этого на протяжении столетий богослужение суточного круга именовалось Officium divinum, отсюда закрепившийся в музыкальной науке термин «оффиций».

С оффицием тоже разобралась, возвращаюсь к «секвенции». Если сказать коротко, то секвенция — это восхождение, сопровождающееся ростом напряженности. Секвенция может быть не только восходящей, но и нисходящей. В Лакримозе секвенция именно восходящая, что заметно даже такому неспециалисту, как я.

Значит, так, все спецтермины изучены и поняты.
Суммируя полученные знания, я перевожу терминологию музыкальных теоретиков на чисто бытовой, непрофессиональный язык и даю понятное для меня определение «Лакримозы».

Лакримоза у Вольфганга Амадея Моцарта — это часть музыкального произведения «Реквием», в котором посредством хорового песнопения и звуками музыки восходящей тональности композитор рисует восхождение человеческих душ к божественному трону, восседая на котором, Господь Бог решает их распределение — праведники будут избраны для наследования Рая, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную.

А что, всё теперь понятно! ))))
Напоследок щеголяю вновь узнанным словом «секвенция» и с удовольствием им пользуюсь: Секвенция Лакримозы Моцарта символизирует одновременно и радость восхождения избранных в Рай и отчаяние низвергнутых в Ад. Вот поэтому при слушании Лакримозы Моцарта одновременно и радостно и слёзно!

Источник