Меню

Речь как средство управления поведением людей



Речь как средство управления поведением людей

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникновение и развитие знаменуют собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

1. выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

2. выступает носителем информации, памяти и сознания;

3. является средством мышления;

4. выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

5. является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове как понятии заключено гораздо больше информации, чем может нести в себе простое сочетание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

Источник

Речь как средство коммуникации и мышления

Эмоциональное состояние людей. Мастерство публичной речи как универсальное средство мышления, общения и познания. Основы ораторского искусства. Процесс словесного оформления мысли. Культура поведения в общении. Развитие мышления и мотивации человека.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2013
Размер файла 10,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодежи и спорта АРК

РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»

Кафедра коррекционной педагогики и психологии психолого-педагогического факультета

Тема: «Речь как средство коммуникации и мышления»

Симферополь 2013 год

Как ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т.е. принимает вербальную или словесную форму [3].

Вряд ли можно сомневаться в том, что знания основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Детальность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций, докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которая воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если действует только на способность логического восприятия оценки явлений, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатления. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании общих форм человеческого мышления: логической и образной. Искусство есть мышление образами — этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Идея речи, ее содержание доходит до сознания через эмоциональную сферу. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживание человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимые впечатления [4]. мышление речь общение

Речь есть нечто большее, чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь — это человек в целом. Каждое высказывание и фактически, и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта и характера, намерений и чувств человека. Речь — неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира, перед любой грозящей ему опасностью, слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.

Читайте также:  Какие есть выразительные средства в сказке неизвестный цветок

Слово является средством передачи информации, но не всегда происходит ее полная передача от одного человека другому [1].

При передаче информации частично искажается ее смысл, частично происходит ее потеря. Этот процесс шутливо проиллюстрировал А. Моль в примере передачи указаний по цепочке капитан — адъютант — сержант — капрал — рядовые солдаты:

Капитан — адъютанту: “Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, в таком случае оставьте людей в казарме”.

Адъютант — сержанту: “По приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитал на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме”.

Сержант — капралу: “По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения на счет этого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день”.

Капрал — солдатам: “ Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день”.

Видно, что сам процесс словесного оформления мысли и их понимание с неизбежностью порождает деформацию смысла сообщения. И все же люди понимают друг друга. Понимание постоянно корректируется, поскольку общение — это не просто передача информации (знания, фактических сведений, указаний, приказаний, деловых сообщений), а обмен информацией, предполагающей обратную связь [3].

Культура поведения в любом общении не мыслима без соблюдения правил вербального этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении людей.

1. В разговоре надо уметь дать ответ на любой вопрос.

2. В вербальном общении людей деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — “формула поглаживания”. Это словесные обороты типа: “Удачи вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!”, приносимые с любыми оттенками.

3. В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности [1].

Передача информации может иметь различную форму — это может быть и разговор, и беседа, и спор, и даже лекция. Таким образом, виды вербальных коммуникаций очень разнообразны. Выбор того или иного средства зависит от целей высказывания, количества участников.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она является инструментом мышления. Мышление органично связано с речью и языком.

Тот факт, что мышление человека неразрывно связано с речью, прежде всего доказывается психофизиологическими исследованиями участия голосового аппарата в решении умственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мышления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случаях мыслительные операции и речедвигательные реакции выполняются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль [4].

А.Н. Соколов в хрестоматии «Психофизиологическое исследование внутренней речи» описал свои опыты со взрослыми и детьми, убедительно доказывающими, что «в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. Мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь [2].

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мышление и интеллект личности.

Читайте также:  Атропин как обезболивающее средство

Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутренней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль [4].

Таким образом, речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Речь — это универсальное средство мышления, общения и познания. Оно сопровождает человека и оттачивается на протяжении всей жизни.

1. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. — 175 с.

Источник

Речь как инструмент мышления и средство общения

Мышление органично связано с речью и языком. Их возникно­вение и развитие знаменуют собой появление новой особой фор­мы отражения действительности и управления ею. Важно отличать язык от речи. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей опре­деленные значение и смысл. Речьэто совокупность произноси­мых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных зна­ков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речьиндиви­дуальна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи ха­рактерны; язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и предшествующих поколений. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относи­тельно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Речь выполняет ряд функций:

выражает индивидуальное своеобразие психологии человека;

выступает носителем информации, памяти и сознания;

является средством мышления;

выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения;

является средством управления поведением других людей.

Главная функция речи у человека состоит в том, что она явля­ется инструментом мышления. В слове как понятии заключено го­раздо больше информации, чем может нести в себе простое соче­тание звуков. Тот факт, что мышление человека неразрывно свя­зано с речью, прежде всего доказывается психофизиологически­ми исследованиями участия голосового аппарата в решении ум­ственных задач. В самые сложные и напряженные моменты мыш­ления у человека наблюдается повышенная активность голосовых связок. Эмоционально-мыслительные вспышки, как правило, вызывают повышение речедвигательной активности. В этих случа­ях мыслительные операции и речедвигательные реакции выпол­няются в единстве и взаимозависимости. В речевом мышлении постоянно объединены слово и мысль.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Речь как средство мышления и общения выполняет в основном коммуникативную функцию. Все ее виды развивают речевое мыш­ление и интеллект личности. Развитие речи зависит от развития мышления и мотивации человека: оно идет от мысли к внутрен­ней речи, предложениям и фразам, ключевым словам, звукам, и наоборот. В этом состоит суть восприятия речи и ее перевода в мысль. Речь должна быть синтаксически и грамматически струк­турированной, доступной, яркой и доказательной. Освоение речи сводится к научению всем ее элементам: четкой артикуляции зву­ковых сигналов, освоению слов, фраз, простых и развернутых пред­ложений. В этом суть психологической модели порождения и фун­кционирования речи.

Читайте также:  Соблюдения техники безопасности при работе с дезинфицирующими средствами

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать информа­цию, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые яв­ления, законы и правила). Без письменной речи человек был бы лишен возможности получить информацию о жизни предыдущих поколений, у него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивиду­альное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это могут позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого че­рез органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. С помощью речи психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способ­ствуют их развитию.

Речь как средство общения характеризуется такими качества­ми, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и един­ство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела). Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимооб­щением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.

Становление и развитие речи происходит в течение трех пери­одов:

фонетического — по усвоению звукового облика слова (до 2лет);

грамматического — по усвоению структурных закономернос­тей организации высказывания (до 3 лет);

семантического — по усвоению понятийной отнесенности (до 17 лет).

В теориях речевого развития Н.Хомского и Л.Выготского рас­крываются механизмы освоения и развития глубинной орфогра­фической грамматики и смыслового синтаксиса. В теориях бихевиористов особая роль в развитии речи отводится среде и подража­нию речи родителей.

Целенаправленно занимаясь развитием речи, человек повыша­ет ее культуру, увеличивает свою эрудицию, а значит, обогащает и развивает свой интеллект.

Одна из главных задач психологии и педагогики состоит в том, чтобы вскрыть у каждого человека недостаточно используемые им резервы мышления и речи, наметить пути самообучения и само­развития своего творческого интеллекта.

Различают следующие виды речи: устную, внутреннюю и пись­менную.

Устная речь представляет собой общение при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух. Она подразделяется на мо­нологическую и диалогическую. Монологическая речь — разверну­тая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Диалогическая, или разговорная, речь представляет собой попеременный обмен репликами или развер­нутыми прениями двух или более людей.

Внутренняя речь — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, проис­ходящая из внешней, специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутрен­ней речи происходит переработка образов восприятия, их осозна­ние и классификация в определенной системе понятий. Внутрен­няя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наи­более ярко проявляется знаковая функция речи. Кроме того, внут­ренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функ­цию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речево­го высказывания, его программированием перед реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить само­установки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания. Имен­но поэтому, хотя внутренняя речь — это речь про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Письменная речь представляет собой разновидность монологи­ческой речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не толь­ко тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыс­лового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи имеются синтаксические конструкции и сти­ли, особая композиционная структура.

Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для луч­шего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.

Источник