Меню

Речь героя мцыри как средство выражения авторского отношения



Авторское отношение к Мцыри (к персонажу, герою Лермонтова)

М.Ю.Лермонтов очень любил Кавказ, проявлял интерес к живущим на этой земле горцам. Поэту была близка тема свободы, которой ему так не хватало в жизни.

В поэме «Мцыри» мы, внимательные читатели, не находим прямого указания на отношение автора к своему герою. Но М.Ю. Лермонтов в тексте произведения изображает мальчика, а затем юношу в различных ситуациях, дает ему определенные характеристики. Уже в начале поэмы Мцыри показан стойким и мужественным.

…в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.

Мальчик, живя в монастыре, продолжает тосковать по дому, вспоминать родных. В обители герою не хватает свободы. Неудержимая тяга к воле грызет его изнутри, словно червь. Мцыри очень одинок, никому не может раскрыть свои душевные раны и переживания, подавляет собственные эмоции и чувства. Иноки прививают плененному воспитаннику любовь к Богу, но заставляют его забыть семейные ценности. Ребенок никого не может назвать отцом и матерью. М.Ю. Лермонтов в жизни тоже был одинок и многими не понят, поэт рано лишился матери. Это сближает автора с его главным героем.

Поэт противопоставляет Мцыри богобоязненным монахам. Герой бесстрашен и упорен. Он сбежал в грозу, не побоялся стихии. Во время побега юноша любуется окружающей его природой. Он, наконец, ощущает всю полноту жизни. Его радуют и поля, и холмы, и деревья. Причудливые горные хребты беглец сравнивает с мечтами. Внимательно смотрит на плывущие по небу облака, слушает шум речного бурного потока. С интересом наблюдает за несущей кувшин грузинкой. Его не пугают ни воющие в ущелье шакалы, ни ползущая змея.

Мцыри – романтический герой. Он сам и обстоятельства его жизни исключительны. М.Ю. Лермонтов ценит в главном герое неудержимую тягу к вольной жизни, стремление к познанию мира, находящегося за стенами обители. У юноши сохранятся любовь к своим предкам, хотя он их едва помнит.

Автор не жалеет героя, преподносит ему различные испытания. Мцыри вынужден сразиться с хищным и грозным барсом. В бою с ним юноша сам уподобляется зверю:

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он?

И куда девались его культура и страх Божий? Ведь эти качества в монастыре изо всех сил старались привить послушнику монахи.

Поэт сочувствует юноше, когда его побег не удался, и герой снова вышел к монастырю.

И страшно было мне, понять
Не мог я долго, что опять
Вернулся я к тюрьме моей…

Итак, автор в Мцыри ценит свободолюбие, непримиримость со своей судьбой, бесстрашие, мужество, силу воли. Герой в жизни очень одинок, как и сам М.Ю. Лермонтов.

2 вариант

В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин» не менее известного писателя А. С. Пушкина встречается множество цитат, выражающих его мнение о своём персонаже. Он даже проводит параллели между собой и героем своего романа.

Отношение же Лермонтова к Мцыри проявляется в его позиции, образе.

В образе Мцыри Михаил Юрьевич Лермонтов видит вольный дух. Молодой Мцыри не поддаётся трудностям, которые ставит перед ним жизнь. Несмотря на то, что бунт с его стороны носит неоднозначный характер, юнец стремится к своей заветной мечте.

Михаил Юрьевич Лермонтов восхищается твердостью юноши в своей вере. Ведь он, молясь в христианском храме, помнил о вере своих предков. Он не желает оставаться в «монашеском плену» и сбегает из храма до принятия обета, выражая своё несогласие с чуждой ему верой.

Более того, Мцыри отказывается от ночлега в доме, замеченном им по пути, несмотря на то, что сам ни имел при себе больших заплясала еды, ни ориентиров в местности, в которой находился, не знал куда именно нужно идти в целом. Этим автор подчёркивает, что он ставит себя выше этого — помощи от тех, чей народ его пленил.

Истинная отчаянность главного героя показана во время кульминации поэмы «Мцыри», а именно — битвы с барсом. Юноша не сдаётся, стремясь к своей мечте вернуться в родные края.

Автор на протяжении всего произведения демонстрирует читателю борьбу главного героя с трудными обстоятельствами, которая обречена на провал в конечном итоге. Автор не жалеет Мцыри, при этом и не осуждая его. Наоборот, он восхищается его превосходством над всеми трудностями и терзаниями со стороны жизни. Умирая, юноша говорит, что никого не проклянет (даже тех, кто когда-то взял его в плен). Он счастлив, что наконец все мучения закончены: он побеждает.

Читайте также:  Глутоклеан средство для чистки

Сила воли главного героя, его отчаянное стремление к мечте — этими качествами и восхищается автор данного произведения.

Таким образом, можно сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов в образе Мцыри воплощает силу человеческого духа, силу воли. Невозможность победить происходящие обстоятельства, безысходность, — главный герой выше этого. Несмотря на то, что он не жалеет своего персонажа, он ему сочувствует, поскольку ему самому были знакомы такие вещи, как одиночество, непонимание со стороны окружающих людей, оторванность от родной земли.

Рассуждение 3

Главным героем поэмы является Мцыри — юноша, находящийся в плену. Когда герой был совсем маленьким его увёз русский генерал после сражения, ребёнок сильно болел, поэтому был оставлен в монастыре, вырос среди монахов. Мцыри — романтический герой, идеал свободного, вольного духа, он не желает смириться со своей судьбой, мечтает вернуться на Родину.

Лермонтов не даёт своему герою имени, а лишь называет его «Мцыри», что с перевода означает «монах, готовящихся принять острог». Когда Лермонтов только работал над своим произведением, он планировал назвать его «Бэри», то есть «монах». Но главный герой поэмы не простой монах, ведь он принял острог насильно. Даже название героя говорит о его характере. Молодому человеку чужда верач поэтому он не решается на принятие обета и убегает. Мцыри — воплощение высоконравственного, свободолюбивого человека. В его образе воплащена сила духа, стремление к свободе.

Лермонтов симпатичен Мцыри, поэтому он и изображает своего героя только с положительных сторон. Современники Михаила Юрьевича признааались, что он очень любил свою поэму и часто читал её наизусть на вечерах.

Автор изображает свободолюбивого героя, но невольно отражает в его образе самого себя. У Лермонтова и Мцыри действительно много общих черт. Например, и автор, и его герой — страстные натуры, стремящиеся к свободе, они с ранних лет были изолированы от родных (Лермонтова забрала бабушка у его отца). Они одиноки и непонятны обществом, но это не важно, горы Кавказа для них — символ вольности и свободы, вселяющий надежду и уверенность.

За свою жизнь Лермонтов так и не смог встретить человека, разделявшего его взгляды и идеи, поэтому он создал прекрасный возвышенный образ, которые до сих пор хранится на страницах его величайшего произведения.

Мцыри — авторский идеал личности. Герой — творческая личность, что подтверждает его связь с автором. Любовь Лермонтова к своему герою показывает также среда, где происходят все события — Кавказ, духовная родина поэта, его обитель и надежда. Только за Стеной Кавказа поэт мог скрыться «от всевидящего глаза и от всеслышащих ушей».

Также читают:

Картинка к сочинению Авторское отношение к Мцыри

Популярные сегодня темы

М.Е. Салтыков-Щедрин – великий русский писатель. Его творчество многообразно. Из-под пера автора увидели свет поэтические и прозаические произведения.

В центре картины — молодая красивая итальянская девушка. Лето, июльский полдень. В виноградниках идёт сбор урожая. Спелые гроздья налились, так и просятся в корзинку. Девушка правой рукой держит сорванную гроздь зелёного винограда

Я очень люблю воскресенье, ведь в этот день я с родителями обычно гуляю в парке. Он довольно большой, поэтому ходить там можно часами. Порой мы с родителями неспешно прогуливаемся дорожками парка

Я очень люблю кататься на велосипеде. Сложно передать словами вспыхивающие яркие эмоции во время путешествия навстречу нежному ветру и зависшему над горизонтом солнцу.

В духе писателя Салтыкова-Щедрина было создание рассказов на злободневные темы в духе сатирического гротеска. При жизни автора некоторые подобные произведения не могли быть опубликованы

Источник

Методическая разработка урока « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Цели урока:

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению

Читайте также:  Дезинфицирующее средство для проколов

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.

Скачать:

Вложение Размер
Урок РР «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Смысл финала. Подготовка к сочинению» 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс. Литература. Урок РР

Тема урока: « Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть выяснить способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы, выявить авторское отношение к герою, раскрыть смысл финала поэмы. подготовиться к сочинению

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование : презентация, раздаточный материал, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2010.

1. Организационный момент. Совместное целеполагание.

2.Индуктор. Эпиграф к уроку.

Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского.

…что за огненная душа,
что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!
В.Г. Белинский

— Согласны ли вы с высказыванием Белинского? Почему?

1)- Продолжите высказывание:

Главная черта Мцыри -…

-Почему герой Лермонтова гибнет в финале произведения? (Чт. Гл.26)

— О чем просит герой?

-Каково его душевное состояние?

-Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»?

-Зачем живет человек? (Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир прекрасен! – таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог – это гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на 2-й вопрос. Человек создан для воли, а не для тюрьмы.)

Почему автор избрал для выражения чувств Мцыри форму исповеди?

( М.Ю. Лермонтов избрал форму исповеди для выражения чувств Мцыри, потому что герой откровенно признается в своих сокровенных мыслях, которые долгие годы таились в его душе. В исповеди передается взволнованность и эмоциональность речи рассказчика. С ее помощью более ярко раскрывается трагичность судьбы Мцыри.
дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя)

Слово исповедь имеет следующие значения:

1. Покаяние в грехах перед священником;

2.откровенное признание в чем-нибудь

3. сообщение своих мыслей, взглядов.

-В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

-В чем же откровенно признается Мцыри монаху?

-Прочитаем еще одно высказывание В. Белинского:

«Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности » Слайд

-Что роднит Лермонтова с его героем?

(Лермонтов тоже постоянно тосковал по родине, так как почти всю жизнь провёл вдали от неё, в ссылках.)

Он хотел служить родине, но в условиях постоянного бездействия, апатии, в которых находилась Россия 30-х годов, это было невозможно. Своим произведением он призывал отказаться от такой жизни. Тогдашняя Россия представлялась ему в образе тюрьмы, заточения. Его Мцыри умирает непобеждённым, потому что он во имя своей идеи принял эту смерть, прожив короткую, но свободную жизнь.

-Вам знакомы и другие произведения Лермонтова. В каких ещё поэтических образах воплощал он эти же мысли? («Парус», Слайд 7 «Демон», «Тучи», «Воздушный корабль»). Так по-новому переосмысливается Лермонтовым литературный конфликт. Это является определённым новаторским штрихом к традиционному пониманию конфликта. Романтического героя поэт возводит на новую ступень.

— Так в чём заключается главный конфликт произведения?

(в столкновении между идеалами героя и действительностью)

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Рефлексия. Развернутый ответ на вопрос.

— Почему погиб Мцыри? Ответить на этот философский вопрос вам поможет данная опора.

Истоки трагедии Мцыри –это условия _________________________________________. Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его ______________________и

Его последнее предсмертное желание – ___________________________________________.

Это не примирение, а победа: жизнь обрекла его на ________________________, а три дня воли дали_________________________. Поэтому его гибель вызывает _____________________ за Мцыри.

Чт. работ. Обсуждение. Поможет ли наша работа на уроке в подготовке д.з.?

Д.з. ответ на проблемный вопрос (по выбору учащихся):

— Что для Мцыри свобода?

— Чем Мцыри близок самому Лермонтову?

— Какую роль играют картины природы в раскрытии образа Мцыри?

— Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

— Был ли в жизни Мцыри счастья миг?

Вы помните, что вы должны написать рассуждение.

-Как оно строиться? (Слайд)

2.Доказательства (аргументы, доказываем эпизодами поэмы, цитируем, анализируем)

3. Вывод (должен соотноситься с тезисом)

При ответе можете использовать цитирование.

Учитель: ребята, вы уже знаете, что всякий ответ, тезис в сочинении необходимо подтверждать цитатами из текста. Давайте запишем в тетради правила цитирования.
1. Цитаты необходимо заключать в кавычки.
2. Стихотворная цитата из двух и более строк, написанная с соблюдением строфы пишется без кавычек.
3. При пропуске слов в цитате ставится многоточие.

Подведение итогов урока. Оценки за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам .

Методическая разработка урока, завершающего в 8 классе изучение темы «Односоставные предложения в речи» с выходом на особенности сочинения на лингвистическую тему.

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме «Книжные стили. Научный стиль».

Методическая разработка урока по истории в 8 классе по теме: «Декабристы: преступники или герои?» 1. План-конспект урока2. Презентация к уроку.

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАУРОКА МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УПРОЩЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ»учитель математики высшей квалификационной категории Трошечкина Елена АлександровнаТема: «УП.

Вывод формул квадрата суммы и квадрата разности двух выражений. Применение этих формул при решении заданий.

Источник

Авторское отношение к Мцыри

В поэме “Мцыри нет явного, прямого указания на отношение автора к главному герою. У А. С. Пушкина в поэме “Евгений Онегин” автор высказывает своё мнение относительно всех героев прямо в канве произведения. В поэме М. Ю. Лермонтова дело обстоит иначе: авторское отношение к Мцыри проявляется в самом образе героя, в его жизненной позиции. Сам романтический образ молодого монаха очень близок М. Ю. Лермонтову.

Любимое произведение автора

Современники Лермонтова, его друзья и знакомые отмечали, что поэма “Мцыри” была одним из любимейших произведений автора. Он всегда с удовольствием читал её наизусть, выступал в кругу друзей, не отказывался продекламировать любимые сцены. Поэт-романтик был увлечён историей Кавказа, его традициями, культурой. Он питал глубокое уважение к горцам, их характеру, жизненному укладу и философии. Образ молодого свободолюбивого кавказца, обречённого на жизнь в заточении, тревожил воображение автора. Романтический конфликт, невозможность победить обстоятельства, безвыходность и печальная судьба – всё это слилось в прекрасное произведение, непохожее на другие.

Отношение автора к герою

Автор видит в образе Мцыри идеал свободного духа: юноша непокорен судьбе, пусть его протест и неоднозначен, однако герой стремится к мечте. Автор неподражаемо изображает борьбу с обстоятельствами, обречённую на провал. Он не жалеет Мцыри, но и не осуждает его. Лермонтов подчёркивает превосходство героя над участью, которую приготовила ему жизнь. Даже умирая, юноша никого не проклинает. Он счастлив, что его терзания закончены: Мцыри побеждает, несмотря на печальный конец. В этом особенность романтических поэм: торжество воли, духовного начала над материальным миром. Автор преклоняется перед созданным им же персонажем: его силой воли, духом и стремлением к мечте.

Источник