Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»
елена рябчун
Консультация для родителей «Речь, как средство общения. Этапы развития»
Консультация для родителей: «Речь, как средство общения. Этапы развития»
В жизни современного человека речь имеет огромное значение. Известно, что процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых 7 лет жизни (от рождения и до поступления в школу) проходит три основных этапа.
На первом этапе ребенок еще понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складывается условия, обеспечивающие владение речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играет коммуникативного фактора. Межиндивидуальная функция речи (т. е. средство общения между людьми) не только генетически исходная /, но и основополагающая в становлении речи. Ребёнок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. Наблюдения показывают, что одно из первых и наиболее разительных проявлений госпитализма – задержка или полное отсутствие речевого развития — это следствие дефицита общения. Первая и самая настойчивая рекомендация педагогов раннего детства – как можно больше и чаще разговаривать («общаться») с детьми. Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи – понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.
Значит коммуникативный фактор – это решающее условие появления и развития у детей речи на всех трех этапах ее становления (в довербальнвый период, в момент возникновения речи и в дальнейшем ее развитии).
Становление и развитие речи в ее коммуникативной функции в свете концепции о генезисе общенияпредполагает две особенности в подходе к проблеме возникновения речи у детей: особенности понимания самого общения и представления о связи речи с общением.
Общения рассматривается как коммуникативная деятельность и речь – как средство осуществления этой деятельности, возникающее на определенном этапе ее развития. Общение – это определенное взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются разнообразной информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.
Потребность в общении выстраивается, как необходимость общаться в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач и изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка со взрослым.
Различают четыре этапа развития потребности в общении ребенка со взрослыми.
— диалог с такими детьми распадается, превращается в формальную вопросно-ответную беседу;
-при общении друг с другом преобладает активность одного из партнеров.
Нарушение коммуникативной деятельности детей с ОНР затрагивает все компоненты общения, и проявляются в снижении речевой активности и потребности в общении, в незаинтересованности детей в контакте, нежелании общаться вербальными средствами. Общение детей с речевыми нарушениями изобилует конфликтами, вызванными отсутствием ориентации на партнера, игнорированием его интересов в ходе беседы.
Следовательно, такие дети испытывают серьёзные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении со сверстниками и окружающими.
Существует много игр и упражнения для детей с затруднениями в общении.Вот некоторые из них:
«Узнай друга» — игра проводится среди детей или между родителями и детьми. Участнику завязывают глаза, он должен узнать с помощью рук, ощупываю волосы и т. п.
«Комплименты» — сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то повалить.Ребенок кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно!»
«Положения ко дню рождения» — дети стоят по кругу и по очереди говорят поздравления и пожелания имениннику.
«Бывает – не бывает»— педагог показывает картину и придумывает небылицу: лошадь летает, дети доказывают,что так не бывает: лошадь не летает, у неё нет крыльев.
«Угадай, кто это»— педагог или ребенок описывает кого-нибудь из детей : внешность, одежду, характер, склонности к тем или иным занятиям. Дети угадывают, о ком идет речь.
Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.
Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.
Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.
Консультация для родителей «Конструирование из деталей настольного конструктора как средство развития мелкой моторики» Любое конструирование безусловно является эффективным средством развития мелкой моторики рук. Также оно способствует развитию и совершенствованию.
Консультация для родителей «Лепка из снега как средство развития мелкой моторики и тактильного восприятия» Лепка из любого материала (пластилина, глины, теста и т. д.)является прекрасным средством развития мелкой моторики, которое оказывает положительное.
Источник
Консультация для родителей «Речь как средство общения»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_kak_sredstvo_obshcheniya.docx | 12.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь как средство общения»
Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребёнком.
Первое и особо важной формой совместной деятельности является — предметная, основы которой закладываются в младенчестве, в период эмоционально – личностного общения взрослого с ребёнком.
В раннем возрасте, когда на смену ситуативно – личностному общению приходит ситуативно – деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у малыша не возникает и потребности в речевом общении, оно не наполняется конкретным содержанием.
При правильной организации всей жизни и деятельности ребёнка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Конечно, малыш понимает лишь часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям, её эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребёнок не понимает, восполняют не речевые средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности.
Большую роль играет при этом действия взрослого, которым ребёнок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. Общение со взрослыми в этот период детства носит положительно – эмоциональный, предметный и деловой характер, становятся основной и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и разворачивается позднее.
При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.
В жизни человека нет другого такого бурного всестороннего развития, как в первые три года жизни.
В развитии детей раннего возраста необходимо предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, таких, как страх, гнев, зависть и др., и всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций – радости, любви к окружающим взрослым и детям.
Причины речевых нарушений.
1. Недостаточное речевое окружение в раннем возрасте: мало слышать хорошую речь, надо, чтобы ребенок пользовался ею, связывал е с выполнением тех или иных действий в игре.
2. Неправильная речь окружающих взрослых, сюсюканье- копирование детской речи: ребенок подражает тому, что слышит.
3. Требования взрослых произнести звук без показа правильной артикуляции (скажи «рыба») приводят к появлению искаженного звука: Р горлового, боковых шипящих и других дефектов.
4. Неправильное строение или недостаточная подвижность органов речи: короткая подъязычная связка, массивный язык, высокое куполообразное небо и др.
5. Длительное пользование соской — способствует межзубному произношению свистящих, шипящих и других звуков речи.
6. Недостаточная сформированность функций: мышления, памяти, внимания, отсюда — отсутствие привычки вслушиваться, запоминать, наблюдать, подражать.
7. Если у ребенка лепетная речь в три- четыре года (его даже мать не понимает, если у него массивный малоподвижный язык, вялые губы, слюнотечение, ребенок часто болеет, ослаблен, с трудом общается со сверстниками, родителям необходимо обратиться врачу.
Чтобы эффективно решать проблему развития и воспитания ребёнка, взрослому необходимо чётко представлять, что малыш должен знать и уметь в данный конкретный период своего развития.
Уровни развития речи детей на этапах своего взросления.
• Обладает запасом в 200 – 300 слов;
• Пользуется в речи двух-, трёхсложными словосочетаниями;
• Прислушивается к словам и понимает их смысл;
• Называет предметы, изображённые на картинках;
• Хорошо знает своё имя, произносит его;
• Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
• Выражает просьбу словами, а не только жестами;
• Использует существительные в разных падежах;
• Согласует предмет и действия («машина едет», «я хочу»)
• Самым значимым отличием речи трёхлетнего ребёнка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в его речи;
• Связь слов в предложении выражена с помощью окончаний и предлогов. Ребёнок начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи;
• Звукопроизношение ещё не полностью соответствует норме;
• В речи ребёнка практически отсутствуют шипящие и сонорные, но твёрдые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей;
• В словарном запасе появляются не только слова чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения, слова – обобщения. Ребёнок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями;
• Если родители ребёнка сформировали у него положительное отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Малыш хорошо запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно пересказать своими словами сказку он ещё не может.
• Ребёнок хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок.
• К 4 годам словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;
• Словарный запас уже обогащён за счёт наречий, обозначающих пространственные и временные признаки;
• У многих детей звукопроизношение приходит в норму. Но у части детей могут наблюдаться смешения свистящих и шипящих ;
• Дети начинают заниматься «словотворчеством», свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей;
• В речи всё меньше ошибок на словоизменение основных частей речи;
• В активной речи появляются слова второй степени обобщения;
• В данном возрасте хорошо развитая непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть. В этот период связная речь ещё не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследственность. Но дети уже начинают пересказывать известную им сказку.
• Обладает словарным запасом около 3000 слов;
• Знает свой адрес;
• Пользуется предложениями из 5 – 6 слов;
• Правильно произносит практически все звуки;
• Определяет «право – лево», у себя, но не у других;
• Знает простые антонимы (Большой – маленький, твёрдый – мягкий)
• Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем;
• Знает значение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
• Обладает словарём около 4000 слов;
• Практически все звуки произносит правильно;
• Умеет рассказывать и пересказывать;
• Помнит и может описать прошедшие события;
• Пользуется сложными предложениями;
• Употребляет все части речи;
• Использует абстрактные и отвлечённы понятия;
• Рисует, заштриховывает и обводит;
• Хорошо ориентируется в пространстве и на листе бумаги;
• Различает и дифференцирует звуки речи.
Что необходимо помнить воспитателю при развитии речи у детей.
• Нужно помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов.
• Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими, посредством собственной речи.
• Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда.
• В первый из них, который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
• Основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями.
• Речь воспитателя является примером для детей.
• Именно на нее они ориентируются при произношении тех слов, которые они знают.
• Дети стараются копировать интонации преподавателя в зависимости от свойств описываемого события, так как это делает воспитатель в своих рассказах о таких же событиях.
• Чем правильнее будет звучать речь воспитателя, тем правильнее будет развиваться речь его подопечных. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, произношение, так как его ошибки повлекут за собой сотни ошибок его воспитанников, которые легче исправить в раннем возрасте, чем в более взрослом.
Речь является не врождённой способностью ребёнка, Приобретённой. Поэтому надо, Чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребёнком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усечённые слова. Ребёнок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи. Она служит источником знаний об окружающем мире, средством общения и взаимопонимания. В связи с этим важное значение приобретает.
“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них — учёба, игра для них — труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ позна.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное развитие речи.
Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников».
консультация «Домашний кукольный театр — средство научить ребенка общению».
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенны.
Источник
Развитие речи дошкольника как важное средство коммуникации
консультация (старшая группа)
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_po_sredstvam_kommunikatsii.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольника
как важное средство коммуникации
Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Цель: особенности изучения и развития речи детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе.
В нашу жизнь постоянно вливаться заимствованные термины из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день имеет особую значимость.
С помощью общения со сверстниками осуществляется обмен информацией, планирование совместной деятельности, разделение функций и их координация, т.е. всё то, что способствует формированию общности детей, выполняющих совместную деятельность.
У старших дошкольников наблюдается более высокий уровень коммуникативных умений и более гибкое их использование, чем у младших. Одним из важнейших следствий общения ребёнка со взрослыми и сверстниками является развитие у ребёнка сферы самосознания, создание образа самого себя, своего «я».
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное правильное овладение ребёнком речью. Программное содержание обучению родному языку в дошкольном учреждении построено на формировании у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля, что придаёт процессу речевого развития ребёнка творческий характер.
В дошкольном учреждении развитие речи детей осуществляется педагогами в разных видах деятельности: проводятся упражнения, целью которых является развитие звуковой стороны речи и обогащения словаря детей; проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи и связной речи.
Обучение речи в дошкольном учреждении протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях.
Развитие речи, в дошкольном учреждении, традиционно осуществляется и н а занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамотности и др., а так же вне их — в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
В дошкольном учреждении система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях её методического обеспечения разработана особая развивающая технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге — развитие связной монологической речи в целом.
Ведущим принципом в построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает необходимость преемственности в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников: линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется прежде всего линейно, так как от группы к группе идёт постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако в этом усложнении на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — это связывание предложений в высказывание, в словарной работе — это работа над смысловой стороной слова, в грамматике — это формирование языковых обобщений.
Главная цель речевого воспитания в дошкольных учреждениях состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.
В дошкольном учреждении умственное, нравственное и эстетическое воспитание детей осуществляется в процессе развития речи. Содержанием речи, усваиваемой ребёнком старшего дошкольного возраста, как известно, является отражённая в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живёт, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город, процессы труда людей, природа — неживая и живая. В содержание развития речи старшего дошкольника включаются и эстетические понятия, связанные с понятием долга в отношении окружающих людей, природы, представления о явлениях общественной жизни, праздниках.
Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. В дошкольных учреждениях знакомят детей с фольклорными и литературными произведениями, благодаря этому дошкольники учатся владеть выразительными средствами родного языка.
Речь ребёнка развивается в единстве с формированием его мышления. Е.И.Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Наблюдения за детьми и анализ результатов развития речи, прежде всего, основаны на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Как настоящему диагносту, воспитателю предоставляется возможность оценивать ребёнка не только в сравнении с другими, но и с самим собой.
Таким образом, ДОУ предполагает целенаправленную деятельность его участников, творческий подход к его организации и личностно-ориентированную модель воздействия, что является необходимым условием для успешного развития речи старших дошкольников.
Взаимодействие участников образовательного процесса как важное условие для успешного развитие речи дошкольников.
Источник