Меню

Рассказывание как средство развития монологической речи



Общие вопросы методики обучения рассказыванию

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.

Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, наиболое точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в процессе общения. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В детском саду придается большое значение формированию навыков рассказывания. Детей обучают связным высказываниям, которые характеризуются самостоятельностью, законченностью, логической связью между своими частями. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).

Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Пересказ — сравнительно легкая речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность). Конечно, в пересказе ребенка присутствуют элементы творчества,— это не передача текста наизусть, не механическое заучивание. Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям. В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).

Источник

Методика формирования связной монологической речи у дошкольников

Рубрика: Образование и обучение

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 5029 раз

Библиографическое описание:

Шабунина, Е. А. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников / Е. А. Шабунина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 26-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3867/ (дата обращения: 25.04.2021).

Как показал обзор методической литературы, существуют огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста.

Что касается конкретно среднего дошкольного возраста, то методисты обращают особое внимание на использование наглядных методов, к которым относятся наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений, а также на практические методы, к которым относятся игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия.

Словесные методы, в отличие от других, в работе с детьми дошкольного возраста применяются значительно реже в силу возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

При использовании этих приемов у детей среднего дошкольного возраста формируются следующие умения: объем высказывания, соответствие теме и ситуации общения, логичность высказывания, самостоятельность высказывания.

К числу наиболее часто применяемых приемов развития монологической речи относятся:

– речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приемами как пояснение и указание);

– повторение (практикуется повторение материала воспитателем, идивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение);

– объяснение, указание (применяется при уточнении структуры описательных рассказов, воспитатель обращает внимание на то, что собой представляет структура рассказа);

– словесное упражнение (предшествующие составлению описательных рассказов, изначально проговариваются отдельные фрагменты рассказа);

– вопрос (используется в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания; применяют репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие вопросы) [1].

Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Стоит сразу обратить внимание, что относительно среднего дошкольного возраста использование косвенных приемов является гарантией достижения необходимых результатов. К числу таких приемов относятся: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

В данной работе мы рассмотрим основные, наиболее часто используемые методы развития монологической речи.

Прежде всего, стоит обратить внимание на описание, которое используется во многих дошкольных учреждениях, как основная методика развития монологической речи.

Описание представляет собой специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания.

Помимо традиционных методов, в последнее время получают широкое распространение современные методы. Так, например, особое распространение получила методика использования мнемотехники. Как объясняют сторонники данной методики, мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходит к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.

Читайте также:  Самые эффективные антигистаминные средства

Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное — нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют работы, в которых разработаны основы методики развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста. Безусловно, наиболее известными авторами различных методик развития речи в целом и монологической речи как одной из ее форм являются А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинсктй, Е. А. Флерина и многие другие.

Своей задачей мы видим рассмотрение именно методик перечисленных авторов, поскольку их опыт берется за основу во всех дошкольных учреждениях, вне зависимости от программы, на которую данное учреждение опирается.

Еще К. Д. Ушинский видел обучение речи детей как способствование обладание «даром слова». Речь у детей может развиваться естественным образом, в процессе общения, однако для ее совершенствования необходимо целенаправленное ее развитие. Автор считал, что пересказ является эффективным средством развития речи ребенка, поскольку, по мнению автора, он только способствуют обогащению ума, тем не менее, чтение художественной литературы является одним из наиболее эффективных средств развития речи детей [3].

В работе О. А. Шороховой «Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию» также отмечается эффективность использования такого метода, как пересказ. В результате проведенного исследования, было установлено, что «эффективность овладения детьми связной монологической речью зависит от особенностей вариативного обучения пересказыванию, предполагающего использование разнообразных форм организации занятий, предметную обгащенность микросреды, многовариантность применения разнообразных речевых средств, наличие образцов креативного поведения». Автор говорит о том, особое внимание следует уделять именно чтению литературы, а точнее правильно организации построения подобных занятий, так как в процессе прослушивания художественного текста дети усваивают особенности построения сюжетной линии произведения.

Дело в том, что чтение литературы готовит детей 4–5 лет к осознанию структуры текста. Благодаря чему дети заимствуют некоторые сюжетные линии для выстраивания собственных рассказов.

В работах Е. И. Тихеевой говорится о том, что формирование монологической речи может осуществляться в различных видах работы, наряду с этим автор отводит первостепенную роль чтению и пересказу художественной литературы. Объясняя это тем, что данный метод позволяет детям уяснить основную последовательность построения предложений для передачи основной мысли [10].

О значимой роли живого слова художественной литературы говорит и Е. И. Флерина, которая в своих работах акцентирует внимание на потенциале такого метода как пересказ художественной литературы, обосновывая это тем, что литературные произведения расширяют знания и представления дошкольников, а также обогащают содержание самостоятельных высказываний детей [2].

Е. И. Радина, отмечая особенность детей дошкольного возраста, говорит о их неспособности рассказывать связно, так как их мысли перескакивают с одного события на другой. Что касается пересказа художественной литературы, то данное занятие учит детей придерживаться определенной сюжетной линии, без скачков с темы на тему [9].

Интересный подход к формированию умений монологической речи у детей дошкольного возраста через чтение и пересказ художественной литературы предлагает М. С. Лаврик. Ребенок прослушивает произведение, затем пересказывает его сюжет, а в это время взрослый записывает его, после чего прочитывает, тем самым деятельность детей мотивируется для системного построения сюжетной линии [6].

А. М. Дементьева считает целесообразным в работе по развитию монологической речи детей дошкольного возраста использовать такой метод, как рассказывания. Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в которой она выделила пять видов рассказывания [4].

Проведенный обзор методической литературы по развитию связной речи детей дошкольного возраста, в частности по развитию монологической речи, свидетельствует о том, что методисты отмечают эффективность использования таких методов, как рассказывание и пересказ.

Данную точку зрения разделяют, в большинстве случаев, и педагоги практики. Обзор опыта работы педагогов практиков, свидетельствует о том, что только незначительная их часть указывает на эффективность использования нетрадиционных или современных методов при работе по развитию связной монологической речи у детей дошкольного возраста.

Так, например, Е. В. Плешкова предлагает использовать новые технологии, в числе которых особо выделяет моделирование, которое предполагает умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, которые отображают отношения между предметами. Автор отмечает, что несмотря на эффективность этих новых технологий, к числу которых относится использования двигательных и пространственных моделей, в том числе и модели воображаемого ребенка, они не получили широкого распространения по ряду причин. Однако, как полагает автор, это наиболее перспективный образовательный процесс при формировании у детей связной монологической речи, и он должен быть более широко представлен в современных технологиях по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста [8].

Наряду с этим, большинство педагогов практиков больше склоняются к использованию традиционных методов развития связной монологической речи и их разновидностей. Наряду с этим педагоги не ограничиваются традиционными приемами обучения и каждый пытается внести что-то новое.

Так, например, К. Н. Шушляева считает, что процесс развития монологической речи детей среднего дошкольного будет более эффективным при использовании картин и игрушек. К. Н. Шушляева предлагает учить детей самостоятельному описанию игрушек и составлению рассказа о них. При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике посредством использования повтора (например: «Это зайчик. Зайчик маленький. У зайчика белая шерстка. Шерстка мягкая, пушистая»). Автор предлагает также учить детей составлять рассказ по образцу («Скажи, как я», «Скажи, как Петрушка»). Для этого детям даются одинаковые по наименованию игрушки, которые имеют отличительные признаки (например, один зайчик большой и белый, а другой — маленький и серый). Также автор предлагает использовать ситуации активизирующего общения, дидактические игры, ситуации письменной речи [13].

Читайте также:  Как переводится средство защиты

Н. Ш. Чапанова отмечает эффективность использования таких методов как составление рассказа по игрушкам (или другим предметам) и картинкам. Автор рекомендует использовать такие формы работы как беседа, анализ (оценка) своего собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений [11].

Об эффективности использования таких методов как рассказывание и пересказ говорят С. В. Кувалова [5], Р. Часовских [12], Т. В. Михеева [7] и другие. Таким образом, можно говорить о существовании двух основных методов работы по формированию связной монологической речи: рассказывание, пересказ. Рассмотрим разновидности этих методов, и наиболее часто используемые приемы в рамках каждого из выделенных методов.

Существует несколько видов рассказывания: рассказывание по игрушкам и предметам; рассказывание по картинке; рассказывание из личного опыта; творческое рассказывание (рассказывание по предложенным сюжетам). Для рассказывания используются такие приемы, как: совместное рассказывание; образец рассказа; частичный образец; анализ образца рассказа; план рассказа (2–3 вопроса); коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям; моделирование (в старшей и подготовительной группах); оценка детских монологов.

Выделяются следующие виды пересказов:

  1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.
  2. Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части, и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т. к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.
  3. Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать: «Автор пошёл…»
  4. Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т. д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
  5. Пересказ-инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для рассказывания используются такие приемы, как: вопросы, совместный со взрослым пересказ (договаривание слов), драматизация сюжета, беседа по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций, составление плана пересказа, использование пространственной модели, этюды на выразительность диалога, подсказка, пересказ от лица главного героя, пересказ по частям, по цепочке, оценка детьми, оценка пересказанного текста.

Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.

Источник

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать предметно – логические связи, определённую композицию, подбирать нужные слова.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskoe_rasskazyvanie_kak_sredstvo_razvitiya_svyaznoy_monologicheskoy_rechi_starshih_doshkolnikov.docx 16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое рассказывание как средство развития связной монологической речи старших дошкольников

Обучение детей творческому рассказыванию начинается в старшем возрасте. У детей уже развиты речевые навыки, умение самостоятельно выбирать развитие сюжета. Сейчас необходимо научить детей выстраивать предметно – логические связи, определённую композицию, подбирать нужные слова.

Под творческим принято понимать рассказывание

• по предложенным сюжетам ;

• по вымышленным ситуациям, которых на самом деле не было;

• дети самостоятельно придумывают сказки или рассказы.

В сентябре проведена диагностика, предложенная «Личным кабинетом дошкольника». В критериях «Я сочинитель» использовали показатель «Составляет связный рассказ». Анализ показал, что 50% детей сочинили рассказ, 35% детей сочинили рассказ с помощью воспитателя по наводящим вопросам, 15% детей затруднились сочинить рассказ. Выявили, что дети затрудняются:

1) в составлении рассказа, сохраняя все структурные элементы;

2) рассказать начало и продолжение истории;

3) сочинить сказку на заданную тему;

4) использовать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

По этим задачам построена дальнейшая работа. Много времени уделено индивидуальной работе с детьми, которые затруднились сочинении рассказов, в подборе нужных слов, в построении сложных предложений. Использовала дидактические игры: «Отгадай-ка!», «Радио». Дети описывали предмет, выделяя существенные признаки, использовали сложные предложения, находили нужные слова /прилагательные/. Следующий вариант- придумывание загадки о этом предмете. Усложнялось задание придумыванием истории, начало которой известно, завершилась эта игра придумыванием сказки по схеме воспитателя. В дидактической игре «Радио» учились рассказывать о событиях. Которые были на самом деле. Это праздники в детском саду, спортивные соревнования между группами. Побуждала наводящими вопросами к использованию в рассказах сложных предложений, подбирали определения, чтобы рассказы были красивые и интересные. Сначала роль диктора была моей. Вместе с детьми разбирали структуру моего рассказа / начало, середина, конец /. Роль передавалась ребёнку, который сочинял свой рассказ, не повторяя рассказ воспитателя. Усложнилось задание тем,что дети сочинили истории, которых не было на самом деле, но было известно начало истории. Так по этапам игр в индивидуальной работе дети учатся сочинять творческие рассказы.

Большое значение в обучении творческому рассказыванию имеет предварительная работа с детьми. В играх, предложенных О. С. Ушаковой «Как сказать правильно?», «Что сначала, что потом?», «Кто больше увидит и назовёт?» дети учились строить разные типы высказываний / описание, повествование, рассуждения /, соблюдать их структуру. Использовали наглядность : картины сюжетные, серии картинок, силуэты, геометрические символы, модели- схемы. Дети самостоятельно могут создать модель- схему какого — либо рассказа. Используя беседы с детьми по наводящим вопросам, учила видеть не только то что изображено на картине, но и додумывать предыдущие и последующие события /что произошло? что случилось дальше? чем закончилось?. / На коротком рассказе Бианки «Купание медвежат» и р. н. сказке «Лиса и козёл» учились составлять модели – схемы условными рисунками. Используя их, дети легко пересказали сюжет этих произведений. Составление схем символами перенесли на сочинение творческих рассказов.

Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию на занятии включает сочинение повествовательного рассказа. Дети могут ориентироваться на реальные предметы или картины. Так перед составлением рассказа «На лесной полянке» опирались на опыт детей. В беседе вспомнили то, что дети видели, когда с родителями ходили в лес и оказались на лесной полянке. Рассматривали картинки, иллюстрации полянок, учились подбирать нужные слова, строить сложные предложения. Анализируя рассказ воспитателя, познакомились со структурой рассказа \ начало –завязка, середина – кульминация, как развивается действие, конец – развязка \. После предварительной работы проведено диагностическое занятие на данную тему. Начало и конец рассказа одинаковые для всех, середину рассказа дети рисовали модель- схему условными символами. Условие- рассказ должен быть коротким и интересным, план- схема умещаться на одной полосе листа. После самостоятельного творческого процесса заслушали рассказы детей. После рассказов давалась оценка самим автором и товарищами. \ Каким получился рассказ? Помогла ли тебе план- схема? Сможешь ли рассказать маме? твоему другу?\ Рассказы всех детей записала и оформила в книжку. Проведена повторная диагностика. Самостоятельно сочинили рассказ- 65% детей, 25%-сочинили с помощью воспитателя по наводящим вопросам, затруднились в сочинении рассказа- 10%. С отстающими детьми проведена индивидуальная работа по составлению плана- схемы и сочинению по нему рассказа.

Продолжая работу по составлению творческого рассказа, использовала серию сюжетных картин о осени. Предложила детям поделиться на пять групп по симпатии, выбрать сюжетную картинку и сочинить по ней рассказ. Каждая группа рассказала о своей картине несколькими предложениями. Записала рассказ и прочитала детям. Дали оценку коллективному творчеству по вопросам : Есть ли у рассказа начало, середина, конец? Последовательно ли рассказали? Каким получился рассказ? На следующем занятии использовала эти же картины. По модель- схеме воспитателя дети придумывали начало и конец рассказа.

Чтобы подготовить детей к придумыванию сказок, обратилась к творчеству по аналогии. Вспомнили с детьми любимую сказку «Красная шапочка». В предварительной работе пересказали её по картинкам. Рассмотрели силуэты этих картинок. Проведено занятие «Маленькие сочинители», на котором дети придумывали новые истории к этой сказке, модель- схему которых выкладывала силуэтами. Так на одном занятии мы сочинили несколько вариантов сказки.

Написала и провела КОП по творческому рассказыванию «Как Ёжик Зайца выручил» с целью придумывание сказки на заданную тему. Обратилась к модели – круг, объяснила детям, что начало \ н\ и конец \ к \ занимают малую часть круга, они короткие. Середина сказки- большая часть круга,в ней происходят сказочные истории Ежа и Зайца. Договорились, какими символами нарисуем героев, их действия, а последовательность укажем стрелкой. Задание выполнили все дети, с интересом слушали сказки друзей, дали положительные оценки. Все сказки записала и оформила в книжку.

Привлекли родителей к нашему творческому процессу. Дома с детьми родители составили рассказ из личного опыта «Летние истории», записали его, нарисовали, оформили в книжку. В группе дети рассказали по книжке о летних историях.

Работа по творческому рассказыванию продолжается. Мониторинг показал, что 75%детей самостоятельно сочиняют рассказы и сказки, 15%- сочиняют по наводящим вопросам, 10%- затрудняются в сочинении. Дети знакомы со структурой рассказа и сказки, сочиняют начало и продолжение истории, сочиняют сказку на заданную тему, используют в речи сложные предложения.

Источник