Меню

Рабочие тетради как средство освоения математического содержания детьми дошкольного возраста



Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников.

На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников (Ф. Н. Блехер, 3. А. Михайлова, Л. Г. Петерсон, Е. Я. Фортунатова, Л. К. Шлегер и др.). Условно можно выделить несколько причин интереса к данной проблеме.

Первые детские книги математического содержания создавались по аналогии со школьными учебниками. Это позволяло точно определить осваиваемое дошкольниками содержание, наметить его последовательное усложнение; облегчало процесс обучения и развития детей дошкольного возраста. В данном аспекте познавательные книга с математическим содержанием и первые рабочие тетради обычно были адресованы старшим дошкольникам и младшим школьникам и обеспечивали преемственность математического развития на данных возрастных этапах.

Познавательная книга является своеобразным (учителем), выступает «наглядной опорой» деятельности и обеспечивает активизацию интереса детей к информации, представленной в ней. Час-то такие книги адресованы родителями и используются в семье в процессе и совместной деятельности воспитателя и детей.

Относительно математического развития дошкольников ценность познавательной книги заключается в особой форме наглядности передаваемого в ней содержания. В познавательной книге возможно представление математического содержания в наглядной форме:

— в литературном сюжете, посредством ярких образов — персонажей, через создание проблемных ситуаций, к решению которых можно привлечь детей;

— изобразительными средствами иллюстрации; такая «двойная» наглядность очень «созвучна» возрастным особенностям дошкольников (эмоциональность, доминирование наглядно-образного мышления, предпочтение игровой деятельности).

Книга представляет собой синтез искусств (литературы, графики, полиграфии), и образ, представленный в ней, воспринимается детьми в единстве различных средств выразительности (слова и иллюстрации) (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, Р. И. Жуковская, Л. М. Гурович, В. Я. Кионова). Данные средства как бы усиливают друг друга, способствуют созданию более яркого «обогащенного» образа, облегчают его понимание. В искусствоведческих (Н. Н. Куприянов, В. А. Ватагин, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский) и психолого-педагогических работах (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, Е. А. Флерина, В. А. Езикеева и др.) представлены основные требования к книге для детей, изучены особенности и закономерности восприятия образа дошкольниками, проявление интереса к книге.

С учетом особенностей книг для детей делались попытки разработки познавательных книг для дошкольников. При этом усиление познавательного начала (насыщение математическим, экономическим, естественнонаучным содержанием) не должно было снижать художественной ценности произведения.

Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников; 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей, которым адресованы книги-альбомы, варьируются содержание и цели их применения. Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей — рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху — внизу, большое — маленькое). Для детей более старшего возраста (5—7-ми лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические — «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т. п. Как правило, в данных энциклопедиях информация представлена в занимательной форме; книги содержат иллюстрации и образные примеры, рассчитанные на особенности старших дошкольников и младших школьников. Энциклопедические варианты книг сами по себе являются средством активизации интереса детей к познанию нового. Объем книги, формат (обычно А4), множество различных фотографий и рисунков, факты, рассчитанные на «зону ближайшего развития», вызывают познавательный интерес дошкольников. Представление информации по главам обеспечивает лимитирование времени и содержания занятий с детьми.

В ряде книг новая информация представлена в занимательной оболочке — в форме сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей» (М., 1993); Л. А. Левинова, К. А. Сапгар «Приключение Кубарика и Томатика, или Веселая математика» (М., 1977); Ж. Житомирский, Л. Шеврин «Математическая азбука» (М., 1980)). Для данных книг характерна интеграция художественных средств (художественная литература и иллюстрации) и познавательной составляющей (информации логико-математического характера). Как правило, в данных книгах присутствуют «сквозные» персонажи, участвующие во всех эпизодах и близкие опыту детей; сюжеты и эпизоды часто аналогичны детской жизнедеятельности или повторяют сюжетные линии известных детям произведений. Идентификация детей с персонажами вызывает эмоциональные переживания и желание помочь персонажу (подсказать, решить задачу, вместе с ним узнать что-то новое и т. п.). Содержание, как правило, структурировано по главам, которые моделируют последовательность занятий с детьми.

Ко второй группе можно условно отнести разнообразные книги-альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий (3. А. Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическими или представлять задания в сюжетной форме (путешествия персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения. Также в книгах второй группы учитываются необходимость тактильно-двигательного обследования и значение практических действий в познании; предусматриваются дорисовывание элементов, соединение по линиям, выкладывание образов из геометрических фигур, которые прилагаются к книге; приводятся некоторые игры (игры типа крестов; игры с обручами и т. п.).

Часто в данных книгах используют различные символы — подсказки действий (нарисовать, закрасить, вырезать, решить и т. п.), что позволяет детям, не умеющим читать, ориентируясь на символы, понять содержание задания.

На тех же идеях основано и использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям.

В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений.

Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

Источник

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста
статья по математике по теме

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Скачать:

Вложение Размер
kursovaya_kozlova_28.04_-_pechat.docx 73.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста.

выполнена: Козловой Янины Александровны

1.Логико-математическое развитие дошкольников

Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда на пропедевтику у детей 4 – 7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

— оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

— представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

— изменение ситуации, осуществление преобразования;

— активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.[14]

В 90-е годы, ученица А.А. Столяра Е.А. Носова, начала исследования направленные на изучение проявлений детей в играх с блоками Дьенеша и практического опыта реализации идей логико-математической подготовки в условиях детского сада. Стала возможной разработка системы игр и приемов для детей более раннего возраста (3-5лет). Были определены основные линии движения в педагогическом развитии детей дошкольного возраста (в играх с блоками Дьенеша):

  • От простых предметных действий к мыслительным действиям (сравнение, обобщение, классификация);
  • От действий с одним свойством к действиям с двумя, с тремя свойствами (формой и размером)

Далее была разработана система и технология реализации идей логико-математического развития детей дошкольного возраста. В качестве средств обучения предлагалось использовать: блоки Дьенеша, набор геометрических фигур (плоские блоки Дьенеша) и цветные палочки Кюизенера. Новые подходы к логико-математическому развитию детей среднего и старшего дошкольного возраста были частично уже представлены 1981 году в учебно-методических изданиях З.А. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников» и в пособии Носовой Е.А. «Логика и математика для дошкольников». Затем Носовой Е.А. был разработан комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша, процесс освоения которых представлен тремя этапами:

Рассмотрим подробнее средства реализации проблемно-игровых методов:

1) Логические и математические игры — в настоящее время широко используются. Они направлены на плоскостное и объемное моделирование, комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей. В каждой из игр ребенок сталкивается с необходимостью осознания цели; осуществления практического действия; получения результата.

Результатом освоения ребенком игр становится развитие у него интереса к познанию («Хочу все знать!»), к участию в играх, заявления ребенка «Хочу играть», «Давайте еще поиграем», «жалко, что так мало» и т.п.

Всё это свидетельствует о наличии у ребенка устойчивого интереса. Значит, у ребенка развивается умение думать, он становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.

2) Проблемные ситуации — в условиях применения проблемно-игрового метода рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения исследовательскими действиями, умение формулировать собственные мысли (предположения) о способах поиска и результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации — способствовать развитию творческих способностей ребенка.

Структура проблемной ситуации включает в себя проблемные вопросы (например, педагог спрашивает «Как распределить все блоки по трем обручам?»).

В проблемные ситуации включаются занимательные вопросы, задачи, задачи-шутки (например, на столе лежит две красных палочки, между ними черная. Что нужно сделать для того, чтобы черная палочка стала крайней, не трогая её?).

3) Творческие ситуации, задачи, вопросы – способствуют уточнению и углублению представлений ребенка о разнообразных свойствах, связях, отношениях и зависимостях, развитие творческой инициативности. Например, творческая задача «Как нарисовать солнышко, если у тебя только палочки» (взять побольше маленьких палочек). Или детям предлагается построить дорожки по определенным правилам; нарисовать картину «Зимний лес».

4) Логико-математические сюжетные игры — построены на основе современного взгляда на развитие математического развития ребенка. Для этих игр характерно:

  • наличие завязки сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии;
  • наличие схематизации, преобразования, познавательных задач;
  • овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, группировки, классификации.

Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением). Например, во время постройки «дома» (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, ориентируется на связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном строительном материале). Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений.

5) Экспериментирование и исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, который включает поисковую активность, анализ получаемых результатов, их оценка. Для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда ребенок в процессе деятельности получает неожиданный результат и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых сведений об объекте ребенок может ставить перед собой более новые сложные цели и пытаться их достичь.

Основными способами познания цвета, формы, размера, длины, высоты, количества и других признаков, которые осваивает ребенок в дошкольном возрасте, являются сравнение, классификация и сериация.

1) Сравнение . В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают есть разные, непохожие, а есть одинаковые. Успешность познания детьми отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения .

  • Предметы можно сравнивать на глаз
  • Наиболее эффективные приемы: наложение, приложение и соединение точек)

В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются предметы-посредники. (например, используя палочки Кюизенера, можно узнать, чего на участке больше деревьев или кустов, дети кладут около дерева красную палочку, а около куста желтую. Потом собирают все палочки, считают и сравнивают).

2) Сериация — осуществляется на основе выявления и упорядочивания предметов по определенному признаку (например, по длине или высоте). Палочки, выложенные от самой короткой к самой длинной или наоборот, представляют собой сериационный ряд. Впервые с сериацией дети встречаются в 2-3 года (матрешки), в этом возрасте дети могут упорядочивать по 3 палочки; в 4 года дети упорядочивают 4-5 палочек (полосок). Дети 6-7 лет упорядочивают до 10 и более предметов.

3) Классификация — сложное умственное действие, представляет собой распределение элементов множества по классам. В основе классификации лежит разбиение (разделение) по таким признакам, как форма, цвет, толщина, размер. Сначала разбиение идет по одному свойству, затем по два и более. Например, подари мишке только желтые блоки; Подари мишке желтые круглые блоки; Подари мишке желтые круглые толстые блоки. Можно использовать для классификации ведерки, домики, обручи и т.п.

Компетентность педагога в логико-математического развития детей:

Математика — наука сложная. Чтобы развивать ребенка-дошкольника в логико-математическом направлении необходимо и педагогу быть готовым к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста.

1) педагог должен знать цель, задачи, содержание логико-математического развития ребенка на каждой возрастной ступени.

2) знать способы педагогической поддержки ребенка в логико-математической деятельности.

3) уметь создавать условия для продуктивного продвижения в логико-математической деятельности

4)понимать сущность и особенности освоения детьми логических способов познания: сравнение, сериация, классификация.

(Всё это подробно описано в пособии Михайловой З.А, Носовой Е.А. «Логико-математическое развитие дошкольников» стр. 55- 70)[7,с. 35]

Следовательно, логико-математические игры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В логико-математических играх и упражнениях используются специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними. Кроме этого, таким играм свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Один из основных залогов успешного обучения детей – это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала и рабочих тетрадей. На занятиях большое внимание следует уделять его разнообразию, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

2. Рабочие тетради как эффективное средство освоения дошкольниками логико-математического содержания

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.

Это весьма полезно, а поэтому не только следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Рабочие тетради для детского сада — это важный и очень необходимый элемент дошкольного образования в наши дни. Многие воспитатели детских садов, а также родители оценили превосходство уникальной формы развивающего обучения. Хорошее качество страниц рабочих тетрадей для дошкольников, яркие и насыщенные картинки тетрадей, интересные логические задания — все это будет полезно вашим малышам при скорой подготовке к учебе в школе.

В раннем возрасте с развитием некоторых проявлений восприятия особое место в развитии детей начинает играть рассматривание ярких образных книжек-сюрпризов. В книгах-альбомах для данного возраста часто представлены предметы и сюжеты, в которых ярко демонстрируются эталоны формы, цвета, размерные (большой — маленький, длинный — короткий) и пространственные отношения (рядом, далеко; у, над, под и т. п.). Дети рассматривают картинки, соотносят их со словами, называемыми взрослыми. Дети могут различать изображения предметов ближайшего окружения, животных; эмоционально реагируют на знакомые предметы (улыбкой, вокализацией, действием — гладят, рвут бумагу и т. п.). Их привлекает возможность различных действий с книгой (открыть, закрыть, перевернуть страницу), а затем — и сам процесс узнавания предметов. Вместе с тем детям недоступны: мелкое изображение предметов; представление предметов в необычном ракурсе; искаженная передача формы, пропорций предметов.

В младшем дошкольном возрасте дети проявляют ярко выраженный и эмоционально положительно окрашенный интерес к книге (Л. М. Гурович, Н. X. Швачкин и др.). Изображение (иллюстрация) облегчает понимание сюжета, является первичным по отношению к слову (Е. А. Флерина, В. А. Езикеева, В. Я. Кионова). Детей привлекают книги, альбомы, в которых много ярких крупных иллюстраций.

Согласно исследованиям, дети данного возраста не могут адекватно воспринимать мелкие и нереалистичные изображения с большим числом мелких деталей, выполненных темными и ненасыщенными цветами. Сложная композиция рисунка (наличие нескольких планов, заслоняемость предметов, искажение пропорций, неточная передача формы предметов) недоступна для детей. Так как восприятие в данном возрасте ситуативно, эмоционально и «глобально», младшие дошкольники не видят деталей (большого числа углов у фигуры), не замечают разницы пространственного расположения предметов на двух картинках и т. п.

В данном возрасте дошкольники с интересом рассматривают предметы, различающиеся несколькими свойствами; сюжетные картинки в книгах, на которых изображены противоположные проявления свойств и отношений (выше — ниже; больше — меньше); в совместной деятельности со взрослыми называют некоторые свойства, но их привлекают действия с реальными предметами. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом, так как точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета. Дети осваивают некоторые простые способы сравнения — наложение и приложение, что применяется ими в процессе рассматривании иллюстраций книг (приложить полоски, провести пальцем).

Использование рабочих тетрадей осложнено рядом моментов: недостаточный уровень развития моторики в данном возрасте снижает возможность использования заданий на дорисовывание; невысокие показатели произвольности и самостоятельности ограничивают время и автономность выполнения заданий. Дети нуждаются в постоянной активизации действий со стороны взрослого. Не цветные и мелкие элементы и образы не вызывают интереса у младших дошкольников.[8,с. 343]

В среднем дошкольном возрасте в связи с обогащением опыта освоения литературных произведений (сказок, стихотворений) и развитием восприятия иллюстрации дети проявляют яркий интерес к чтению и рассматриванию книг. Они более успешно воспринимают образ, если он близок их опыту. Вместе с тем детям сложно воспринимать многодетальные изображения, рисунки со сложной композицией, с измененным пропорциональным соотношением, нереалистично переданной формой предмета, так как форма предмета является ведущей в его опознании. Повышение самостоятельности, развитие логического мышления, показателей произвольности обеспечивает изменение отношения к занятиям с использованием рабочих тетрадей. Дети начинают ценить наличие «своей собственной» тетради, стремятся аккуратно выполнять задания, гордятся успехами (хвалятся друг перед другом, показывают результаты воспитателю и родителям). Как правило, детей не привлекают однотипные задания, представленные на одной странице. Дошкольники быстро теряют интерес к ним, могут увлечься рассматриванием других страниц, если задания аналогичны.

Использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» (раздел «Первые шаги в математику», 3. А. Михайлова, Т. Д. Рихтерман) разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика — это интересно», сост.: 3. А. Михайлова, И. Н. Чеплакшина, Н. Н. Крутова, Л. Ю. Зуева); к программам «Игралочка», «Раз ступенька, два ступенька» (Образовательная система «Школа 2100») (Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова, Н. П. Холина) представлены цветные рабочие тетради с большим количеством разнообразных заданий; широко используются тетради к другим программам (Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П. «Математическая тетрадь для дошкольников»; Соловьева Е. В. «Моя математика: Развивающая книга для детей старшего дошкольного возраста»).[8,с. 340]

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Рабочие тетради содержат задачи, выполнение которых основано на практических действиях (соединить линиями, обвести, дописать и т. п.), что соответствует возрастным возможностям. В тетрадях представлены «успехи и неудачи» детей, что обеспечивает развитие у них самооценки и волевых проявлений. Вместе с тем, используя рабочие тетради, следует учитывать необходимость практического освоения окружающего мира (прежде всего обогащения сенсорных впечатлений и тактильно-двигательного способа познания), а, следовательно, ценность действий с предметами (игрушками, играми, объемными и плоскостными фигурами, коробочками разной массы и т. п.). В связи с этим использование рабочих тетрадей не следует рассматривать как самоцель и выстраивать занятия только на основе их применения. Тетради могут являться одним из средств, применяться на некоторых занятиях, составлять основу организации некоторых заданий или использоваться в совместной и самостоятельной деятельности.

Начальные представления о математике на интересных примерах помогут ребенку узнать о мире чисел и счета. Рабочие тетради для дошкольника по математике (Счет от 0 до 10; Игралочка; Раз — ступенька, два – ступенька; Учимся думать; Математическая ступенька) помогут подготовить ребенка к первому классу школы благодаря качественно продуманному материалу.

Рабочие тетради для дошкольников «Солнечные ступеньки» это давно признанный и широко используемый в ежедневной практике многими педагогами и родителями продукт для раннего развития ребенка и подготовки детей к школе.

Его эффективность определена высокой степенью восприимчивости методики развития детей и финансовой доступности для их родителей.

Под брендом «Солнечные ступеньки» объединен целый комплекс продуктов для занятий с дошкольниками. Продукция «Солнечные ступеньки» получила признание родителей, педагогов и воспитателей более чем 46 субъектов Российской Федерации, Азербайджана, Германии, Кипра. Везде где есть русскоязычные школы. «Солнечные ступеньки» — это набор тетрадей и папок для дошкольного развития ребенка . И этот набор постоянно расширяется, охватывая все новые и новые сферы познания и восприятия окружающего мира. Учитывая современные технические новинки, «Солнечные ступеньки» выходят и в «виртуальный мир». Совмещая в себе черты развивающей игры и детского обучающего приложения программа «Солнечные ступеньки» для Android , обязательно будет полезна родителям, которые хотят использовать мобильное устройство в качестве детского обучающего планшета .

Приложение прошло сертификацию «Институтом информатизации образования» Российской Академии Образования , что подтверждает высокую эффективность использования в образовательных учреждениях. Все игровые задания в тетрадях и папках для дошкольного образования «Солнечные ступеньки» соответствуют задачам умственного развития и воспитания, определенным «Парциальной образовательной программой для детей 3-7 лет в детском дошкольном учреждении» . Тетради и папки «Солнечные ступеньки» рекомендуются широкому кругу специалистов, работающих в дошкольно-образовательных учреждениях, могут использоваться родителями, гувернерами. Учитывая разработанные нашими специалистами методики развития детей при проведении занятий, рекомендуется использовать тетради и папки «Солнечные ступеньки» в комплекте. С помощью наших развивающих тетрадей для дошкольников вы сможете с легкостью выполнить всю программу подготовки детей к школе. Каждое занятие — новая солнечная ступенька к вершине дошкольных знаний! Тысячи детишек, обучаясь по данным тетрадям и папкам, смогли успешно поступить в самые престижные школы и лицеи . Поспешите подняться по «Солнечным ступенькам» на вершину знаний!

Авторская парциальная программа развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» уже более 10 лет используется в работе дошкольных образовательных учреждений, в лицеях, гимназиях, родителями и дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности. Сама Е.В. Колесникова воспитатель, методист, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования, лектор МИОО, автор проектов по развивающему обучению дошкольников, в которые входит более 50 книг. Имеет звание «Отличник народного просвещения». ЕЕ первая книга вышла в 1995 году, и с тех пор Колесникова регулярно выпускает учебно-методическую литературу для развития и обучения дошкольников. Её метод основан на учете возрастных особенностей детей, принципе от простого к сложному, использовании наглядных, словесных, практических методов обучении с внедрением инновационного подхода.

В рабочих тетрадях от автора:

1.Задания, представленные в тетради, предлагают решение совокупности задач образовательных областей, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

2.Выполняя задания в тетради, ребенок учится :

-решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту;

-применять усвоенные знания и способности деятельности для решения новых задач;

-планировать свои действия , направленные на достижения конкретной цели;

-овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности

3.Учебно-игровые занятия, предложенные в тетради ,соответствуют принципу развивающего обучения.

4.Наличие учебно-методического комплекта обеспечивает одно из важнейших условий эффективной реализации образовательной программы ДОО в соответствии с ФГОС ДО.

5.В процессе выполнения заданий в тетради у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности, которые имеют отношения к развитию ребенка.

6.Усвоение образовательных задач осуществляется на знаниях, в общении, в игре, как основных средствах развития ребенка.[12]

Многолетний опыт автора, работающего по программе «Математические ступеньки», показывает, что такой подход позволяет детям хорошо подготовиться к выполнению заданий в рабочей тетради « Я считаю до пяти» математика для детей 4-5 лет, «Я считаю до десяти» для детей 5-6 лет, « Я читаю до двадцати» математика 6-7лет.[1,с.5]

Книга-тетрадь «Я начинаю считать» и методическое пособие «Математика для детей 3—4 лет» входят в первую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 5, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности. Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до пяти». Новые красочные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие. В издании учтены требования ФГОС ДО к учебно-методическим комплектам парциальных образовательных программ.

В качестве демонстрационного материала используются предметные и сюжетные картинки, с помощью которых детей знакомят с количественными, временными, пространственными понятиями и представлениями, а также с характерными особенностями величины, формой предметов окружающего мира. В пособии широко используется словесная наглядность — образное описание изучаемого объекта (геометрической фигуры, явления окружающего мира). Художественное слово позволяет усваивать понятия большой — маленький, характерные признаки времен года, частей суток. Произведения устного народного творчества (считалки, потешки) способствуют закреплению навыков счета.

Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.

Тетрадь «Я СЧИТАЮ ДО ПЯТИ». МАТЕМАТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ — приложение к методическому пособию «Математика для детей 4-5 лет». Вместе они входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Она предназначена для работы с детьми 4-5 лет. Через систему увлекательных игр и упражнений дети познакомятся с числами и цифрами от 1 до 5, расширят свои знания о временах года и частях суток, о геометрических фигурах, научатся решать логические задачи и подготовятся к следующему этапу обучения в группе детей 5-6 лет. В данном издании учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы. Рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Может быть использована родителями при подготовке детей к школе.

Книга «Я считаю до десяти» — цветной вариант популярнейшей в России одноименной черно-белой тетради. Данная тетрадь и методическое пособие «Математика для детей 5-6 лет» входят во вторую часть учебно-методического комплекта (УМК) парциальной образовательной программы «Математические ступеньки». Через систему увлекательных упражнений дети познакомятся с числами и цифрами до 10, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, научатся ориентироваться в пространстве и решать логические задачи. Выполнение предложенных заданий решает одну из задач ФГОС ДО — формирование предпосылок учебной деятельности.

Совместная работа со взрослым поможет ребенку подготовиться к следующему этапу обучения по тетради «Я считаю до двадцати». Новые цветные рисунки превратят занятие в радостное, яркое событие.

Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебная тетрадь «Игралочка» является дополнительным пособием к курсу «Игралочка» для детей 4-5 лет.

В них представлен материал, позволяющий закрепить и расширить знания в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями после занятий. Учебно-методический комплект ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. На сегодняшний день комплект «Игралочка» для каждой возрастной группы включает в себя: учебно-методическое пособие (методические рекомендации) для педагога, рабочие тетради для ребенка, демонстрационный и раздаточный материалы. Пособия части 1 и 2 курса «Игралочка» имеют одноименное название «Игралочка». Пособия же части 3 и 4 этого курса называются «Игралочка – ступенька к школе».

Учебно-методические пособия содержат подробные сценарии образовательных ситуаций (занятий) по математике в технологии деятельностного метода и рекомендованы воспитателям детских садов, но могут быть использованы и для индивидуальной работы родителей с детьми.

Рабочие тетради «Игралочка» (ч. 1, 2), предназначены специально для индивидуальной работы родителей с детьми. При переходе в старшую, а затем подготовительную к школе группу часть заданий в тетради «Игралочка – ступенька к школе» (ч. 3, 4) дети выполняют вместе с воспитателем в группе, однако данные тетради также могут быть полностью использованы для индивидуальной работы родителей с детьми. В конце тетрадей даются подробные методические комментарии к заданиям, которые помогут родителям самим заниматься со своим ребенком.

Раздаточный и демонстрационный материал для каждой возрастной группы используются на занятиях по математике в детском саду. Оба набора укомплектованы наглядно-дидактическим материалом в точном соответствии с содержанием занятий учебно-методического пособия. Данные комплекты также могут быть использованы и в домашних условиях при организации индивидуальных занятий родителей с детьми в тех случаях, если занятия проводятся по учебно-методическому пособию. Если родители занимаются с ребенком лишь по рабочей тетради, то раздаточный и демонстрационный материал не требуется.

Рабочая тетрадь по математике для детей 6 + входит в библиотечку из серии программы » От рождения до школы». Она предназначена для воспитанника подготовительной группы детского сада. Это современный образовательный стандарт. Математика для дошкольников рекомендована к использованию для воспитанников подготовительной группы и не только работающим по программе Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, но и другим программам.

На странице от одного до трёх заданий, обозначенных буквами. Все задания расположены внизу каждой странице на жёлтом фоне, с соответствующими буквами.

Такие занятия помогают детям получить представление о составе чисел в пределах 10 и счёте до 20. Хотя некоторые дошкольники умеют считать до ста и более. Но, главное, чтобы ребёнок понимал, из каких чисел складывается десяток. Рабочая тетрадь поможет наглядно с помощью красочных картинок составить задачи и решить их, записав ответ-цифру в квадрате. Пособие своей наглядностью способствует запоминанию цифр, а так же их написанию. На его страницах расширяет знания о геометрических телах и фигурах и выполняет с интересом задания. Чтобы правильно выполнить задание детям нужно своевременное руководство. В задании Б ребёнок сам правильно записал ответы. Но задание предполагает в квадрате нарисовать столько геометрических фигур, сколько фруктов.

Я считаю, что рабочая тетрадь » Математика для дошкольников», подходит не только для занятий в детском саду, но и для индивидуальных занятий с ребёнком в семье.

Многолетний опыт доказывает, что использование и курса «Игралочка» авторов Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой, и курса «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной в практике дошкольного образования способствуют достижению высоких результатов не только интеллектуального развития ребенка-дошкольника, но и развития его личностных качеств.

3. Методические приёмы обучения детей логико-математическому содержанию с использованием рабочих тетрадей

В. А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”.

Используя рабочие тетради основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
  2. развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;
  3. освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)’;
  5. овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
  7. развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. развитие активности и инициативности детей;
  9. воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Каждое математическое задание в рабочих тетрадях, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

Перед тем, как вы предложите детям задания в тетради, можно провести с ними аналогичные задания с раздаточным материалом (объемным, плоскостным). Например,:

  1. Положить перед собой одну матрешку и много кубиков.
  2. Положить перед собой две матрешки и два кубика.
  3. Поставить маленькую матрешку на маленький кубик, а большую матрешку — на большой.
  4. Из множества геометрических фигур найти только круги.

Проведение занятий по данному пособию предполагает работу с подгруппами из 6—8 детей.

Педагог может провести на одну тему не одно, а два занятия, если в этом будет необходимость.

Ребенку предоставляется возможность выполнять задания самостоятельно, а самое главное — оценить правильность выполнения задания и также самостоятельно исправить ошибки.

Иллюстративный материал в рабочей тетради не только связан с решением математической задачи, но и позволяет вовлечь детей в увлекательный процесс отгадывания загадок, закрепить знания о сказках, предметах и явлениях окружающего мира.

Интерес детей к художественному слову используется для повышения эффективности обучения.

Сценарии занятий и тетрадь для выполнения заданий ребенком позволят педагогу широко использовать словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

Логико-математическое развитие детей невозможно осуществить вне исключения их в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, поэтому педагогам предлагается проблемно-игровые методы. Проблемно-игровые методы обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятые ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.

Использование демонстрационного дидактического материала на занятиях обогащает зрительные представления ребенка, включает его в практическую деятельность, повышает эффективность обучения, способствует лучшему усвоению поставленных задач.

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом). Каждое математическое задание в рабочих тетрадях, всегда связано с темой и целью занятия и предполагает включение ребенка в выполнение заданий практического характера в тетради.

Выбирая тетрадь, следует учитывать: цели и задачи образовательной программы, по которой осуществляется развитие и обучение дошкольников; соответствие возрасту детей; возможность сочетания работы с использованием других пособий (развивающих и дидактических игр, современных полифункциональных пособий ит. п.). Использование рабочей тетради подразумевает применение и дополнительных средств (цветных и простых карандашей, фломастеров, резинок и т. п.), которые в достаточном количестве должны быть предоставлены детям.

1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 320

2.Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет:Учеб.-метод.пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти».-4-е изд.перераб. и доп.-М.,2017.-80с.

3.Колесникова, Е. В. Я считаю до 10. Рабочая тетрадь для выполнения заданий по книге «Математика для дошкольников 5-6 лет». — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 65 с.

4. Колесникова, Е. В. Диагностика математических способностей детей 5-6 лет. [Текст]/ Е. В. Колесникова. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 32 с.

5.Колесникова, Е. В. Математика для дошкольников 5-6 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2003. — 80 с. 54

6.Колесникова, Е. В. Программа «Математические ступеньки» [Текст] / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2007. — 64 с.

7.Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет [Текст]: сценарии занятий по развитию матем. представлений / Е. В. Колесникова. — М.: Сфера, 2003. — 88 с.

8. Лелявина, Н. О. Давайте вместе поиграем : методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. – СПб. : Корвет, 2004.

9.Михайлова З. А., Носова Е. А. «Логико-математическое развитие дошкольников». – СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 С.

10. Михайлова З.А., Носова E.Д., Столяр А.А.,Полякова М.Н., Вербенец А.М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 С.

11.Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб.: Акцидент, 1996; СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

12. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей: Учебно-методическое пособие — СПб.: ОООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 112 с.

13. Сухомлинский В.А. ‘О воспитании’ — Москва: Политическая литература, 1982. – 270.C.

14. Консультации для воспитателей. Тема: Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр. Автор: Макарова Р. Х. http://www.moi-detsad.ru/konsultac553.html

15.«Солнечные Ступеньки» Математика Малышам. Издательство: Кировская областная типография Серия: Рабочие тетради дошкольника . Дата выпуска: 2017 г. формат: 60×90/16 (145×215 мм)

Источник

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников

Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей

в логико – математическом развитии дошкольников.

На протяжении XX в. активно разрабатывались вопросы использования книг с математическим содержанием и рабочих тетрадей с целью обогащения математических представлений дошкольников.

Обобщая все многообразие познавательных книг с математическим содержанием, условно можно выделить: 1) книги, ориентированные на обогащение математических представлений дошкольников; 2) книги, обеспечивающие развитие умений, логических операций.

К первой группе книг относятся различные альбомы (например, «Формы», «Противоположности»), познавательные энциклопедии. Для них ведущей является функция представления новой информации. В зависимости от возраста детей, которым адресованы книги – альбомы, варьируются содержание и цели их применения. Альбомы для детей раннего и младшего возраста направлены на обогащение сенсорных впечатлений и наглядное представление осваиваемых эталонов (формы, цвета). Основная задача детей – рассмотреть изображения, соотнести, например, форму предмета и геометрическую фигуру, запомнить слова (вверху – внизу, большое – маленькое). Для детей боле старшего возраста (5-7 лет) используются различные познавательные книги энциклопедического характера (например, тематические — «Как измеряли время раньше?»), которые позволяют расширить и углубить представления дошкольников о средствах и способах измерения, нумерации и т.п.

В ряде книг новая информация представлена в занимательной оболочке – в форме сюжета сказки, истории (В. Волина «Праздник числа. Занимательная математика для детей», Л. Левинова, К.А. Сапгир « Приключения Кубарика и Томатика, или веселая математика», Ж. Житомирский, Л. Шаврин « Математическая азбука».

Ко второй группе можно словно отнести разнообразные книги – альбомы для дошкольников, предусматривающие выполнение детьми последовательности заданий ( З.А. Серова «Знакомлюсь с математикой. Пособие для подготовки детей к школе»). Подобные пособия и книги также могут быть тематическим или представлять задания в сюжетной форме (путешествии персонажей; сказки и истории, в процессе которых детям предстоит выполнить ряд заданий). Для создания мотивации и активизации интереса детей к выполнению заданий используются персонажи. Как правило, задания в таких книгах представлены в порядке усложнения.

На тех же идеях основано и использование рабочих тетрадей, основная функция которых заключается в активации самостоятельного выполнения заданий математического содержания; упражнении в умениях; развитии логических операций. На данный момент существуют образовательные программы и методические разработки, в которых предусматривается использование рабочих тетрадей. Например, к образовательной программе «Детство» разработаны рабочие тетради для разных возрастных групп («Математика – это интересно», сост.: З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, Н.Н. Крутова, Л.Ю. Зуева).

Ценность рабочих тетрадей состоит в том, что ребенок получит возможность выполнения действий в «собственном поле деятельности». Ребенок выполняет каждое задание в своей собственной тетради. Это повышает активность детей в освоении умений и представлений и делает данный процесс более эффективным (рациональное использование времени занятий, при котором не создается ситуаций «ожидания» ответа и наблюдения за действиями другого ребенка с материалом).

Методика использования познавательной книги и рабочих тетрадей в логико – математическом развитии дошкольников.

Обобщенный анализ данных позволяет выделить ряд требований к книге математического содержания. Книга должна:

быть доступной по содержанию, представлениям и форме;

соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям (размер, используемые материалы и краски, качество и размер рисунков и.п.);

иметь педагогическую ценность и позволять решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи в единстве;

содержать усложняющееся и последовательно представленное математическое содержание; обеспечивать «зону ближайшего развития»;

способствовать формированию реалистичных представлений об объектах мира.

Также желательно, чтобы книга для дошкольников была красочной; содержала интересный сюжет или задания, ориентированные на имеющийся опыт детей; представлял содержание разделами (главами, страницами) для эффективной организации деятельности детей, предусматривала различные по содержанию задачи (дорисовать, придумать самостоятельно, проанализировать образец и т.п.) и вариативные задания (усложняющиеся аналогии).

В старшем дошкольном возрасте расширение самостоятельности детей. Их познавательных интересов, а также освоение ими средств и способов познания определяет возможность более широкого использования познавательной литературы (детских энциклопедий) и рабочих тетрадей. Возможна организация совместного еженедельного чтения книг с обсуждением их содержания (например, в четверг во второй половине дня проводится «вечер Кубарика и Томатика» — читается очередная глава и проводится обсуждение).

Источник

Читайте также:  Ysl средство для сияния кожи top secrets