Меню

Потешки как средство развития речи детей раннего возраста



КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
консультация (младшая группа) на тему

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Скачать:

Вложение Размер
kons-ya._ispolz.poteshek_ot_razumenko.n.n.docx 22.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

Воспитатель: Разуменко Наталья Николаевна. (2015 год).

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Аи лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосеньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Во время приема пищи

ешь кашку сладеньку,

Травка — муравка со сна поднялась,

Птица — синица за зерно взялась.

Зайка — за капусту,

Мышка — за корку,

Дети — за молочко.

При укладывании спать

Баю — бай, баю — бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Что ты рано встаешь,

Саше спать не даешь

Вот собачка Жучка,

Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— Под пенечком что?

— Грибок! Хвать – да в кузовок!

-Кисонька – мурысонька где была?

-Кисонька – мурысонька, что там делала?

-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?

-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?

-Не ешь одна, не ешь одна!

Делись с Катей (с мамой и т.д.)

Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:

1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям — приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .

3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.

Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).

5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

  • Игровые (читается и обыгрывается).
  • Рассказывание в движении (имитация).
  • Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
  • Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
  • Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Источник

Консультация для родителей «Потешка — как средство развития речи детей раннего возраста»
консультация

Знакомство родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.

Рекомендации по использованию малых фольклорных форм.

Примеры потешек для использования в повседневной жизни.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsii_dlya_roditeley_ira.docx 16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Потешка- как средство развития речи детей раннего возраста»

Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм.

-познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.

-дать рекомендации по использованию малых фольклорных форм.

-привести пример потешек для использования в повседневной жизни.

Описание: материал предназначен для родителей детей 2-3 лет.

Назначение: для оформления родительского уголка, для устной консультации воспитателя.

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребенком- речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают формы правильного поведения. Помочь детям в этом- основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.

Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор- это народное творчество, которое создается коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы- потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки… Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить- регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребенка не только радует малыша, создает эмоциональную связь взрослого с ребенком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.

Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора- это первые художественные произведения, которые слышит ребенок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращенные к нему. Подрастая, ребенок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развивать речевой слух ребенка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавность голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.

Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определенный ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребенку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребенка- сила примера.

Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребенка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.

Маленькие дети не умеют еще рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, в следствии чего, ребенок дает нам это понять доступным ему способом- плачем, криком.

Отличительная особенность детей раннего возраста- внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками- это отвлечь ребенка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:

Мурлычет, словно котик,

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живет?

Кто мешает баиньки

Мы погладим пузики, Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котенок.

(данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями, поглаживаниями, движениями рук, и эмоциональной речью).

(Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребенка от предмета каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой, кто это?», направляя внимание ребенка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребенка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка?»).

Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:

«Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.

Нам кашки сварила, платочком накрыла.

Платочком накрыла и ждет нас, пождет,

И ждет, кто же первым придет».

В чащке- гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала-

Кашки гречневой не стало!»

Чтение потешки стоит сопровождать эмоциональностью в речи и акцентрированием внимания детей на отсутствие еды в ложке и тарелке.

Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умываться, вымыть руки, лицо, причесаться.

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки».

«Мы ручки мыли? Мыли!

Мы ножки мыли? Мыли!

Мы спинку мыли? Мыли!

И теперь мы чистые заиньки пушистые!»

Укладывая детей на дневной сон, необходимо пробудить в них желание пойти отдохнуть, успокоить их, создать ощущение уюта:

Едет Настя на подушке!

На подушечке верхом!

Бух с подушки кувырком!»

Сели на подушки.

Столкнули с подушки.

Очень важно чтобы дети просыпались в хорошем настроение:

Глазки просыпаются, Глазки открываются,

Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки!

Дай- ка локоточек

Славный мой сыночек!

Как тебя люблю я!»

Существенную роль играют потешки в помощь при одевании детей на прогулку:

«Оля варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Оля варежку сняла-

Ищешь, ищешь, и найдешь!

Здравствуй, пальчик! Как живешь?»

Потешки оказывают не только развивающие действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребенку ощущение собственной значимости:

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребенка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной жизни!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через сказку дети начинают сочувствовать и сопериживать, а также они наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов. Когда детям читают народные потешки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА». «Ладушки» и «коза-дереза» так прочно вошли в игровой обиход малыша, что слово «фольклор» не сразу приходит на ум.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми.

В консультации собраны все наиболее интересные потешки, используемые в режимных моментах.

В консультации размещён материал по развитию речи детей раннего возраста.

Пластилинография — нетрадиционная художественная техника работы с пластилином. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «пластилин» — материал, при помощи которого.

Консультация для родителей: «Простые советы по развитию речи детей раннего возраста&quot.

Источник

«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».
материал

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Скачать:

Вложение Размер
kons_dlya_kategor.docx 21.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста».

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Потешки представляют собой народные стихи – песенки, используемые для потехи, для развлечения детей, которыми могут сопровождаться моменты ухода за ребенком – кормление, умывание, купание, одевание, причесывание, укладывание спать. Но не нужно забывать, что потешки лучше всего проговаривать эмоционально, используя жесты, мимику лица, тембровую окраску голоса. Так они легче воспринимаются ребенком и запоминаются.

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Аи лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят,

Все волосеньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Во время приема пищи

ешь кашку сладеньку,

Травка — муравка со сна поднялась,

Птица — синица за зерно взялась.

Зайка — за капусту,

Мышка — за корку,

Дети — за молочко.

При укладывании спать

Баю — бай, баю — бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.
Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Что ты рано встаешь,

Саше спать не даешь

Вот собачка Жучка,

Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

— Ваня, Ванечка! Куда ходил?

— Под пенечком что?

— Грибок! Хвать – да в кузовок!

-Кисонька – мурысонька где была?

-Кисонька – мурысонька, что там делала?

-Кисонька – мурысонька,что из муки пекла?

-Кисонька – мурысонька, с кем прянички ела?

-Не ешь одна, не ешь одна!

Делись с Катей (с мамой и т.д.)

Заучивание потешек – это увлекательный, творческий процесс. Чтобы облегчить протекание этого процесса предлагаю придерживаться нескольким советам:

1. Необходимо подобрать потешку с учетом особенностей своего ребенка, его вкусов: молчаливым детям подойдут ритмичные потешки; застенчивым детям — приятно услышать в потешке свое имя, поставить себя на место действующего лица.

2. В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .

3. Для первичного знакомства с потешкой, прочитайте её ребенку так эмоционально и выразительно, чтобы привлечь его внимание, вызвать желание послушать потешку еще раз.

Полезно подготовить ребенка к восприятию потешки: рассмотреть картинки, объяснить значения неизвестных или малознакомых слов.

4. Заучивать потешку необходимо целиком и не следует требовать от ребенка быстрого запоминания (для этого требуется время).

5. Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:

  • Игровые (читается и обыгрывается).
  • Рассказывание в движении (имитация).
  • Привлечь ребенка к досказыванию рифмующего слова
  • Чтение потешки по ролям, написанных в диалогической форме.
  • Заучивание потешки с опорой на рисунок (предварительно обговорить с ребенком значение каждого изображения).

В результате общения ребенка с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст — это самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него начинается собственно речевой период, когда появляется первое слово, растет активный словарь, начинает складываться .

Как использовать игры в развитии речи детей раннего возраста.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладу.

Как отмечает Н. Гавриш: «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к.

Цель проекта:Развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Статья будет полезна как педагогам, так и родителям. В ней раскрывается значение малых форм фольклора в развитии речи детей.

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора — потешки. Роль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш игр.

Источник

Читайте также:  Для чего предназначены технические средства информации в местах массового пребывания людей