Меню

Пора мой друг пора выразительные средства



Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора!» по плану

1. История создания

Для Пушкина вопрос смерти всегда оставался одним из важнейших. Особенно это стало заметно в позднем творчестве великого поэта.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» связано с непростой жизненной ситуацией Александра Сергеевича.

В 1836 году поэт уже окончательно устал от светской жизни, постоянного непонимания со стороны императора, гонений цензуры. Он хотел одного: уехать с семьей подальше от столиц, обосноваться в имении и отдохнуть.

Но император, в глазах которого Пушкин был опасным вольнодумцем, опасался отпускать его так далеко от себя. Самодержец пошел на хитрость: присвоил писателю звание камер-юнкера, и тем самым буквально обязал его ежедневно появляться на службе.

С одной стороны, Николай I официально не запрещал Пушкину уезжать, но с другой, создал условия, при которых это стало невозможным.

Кроме того, подобное назначение было довольно оскорбительным. Обычно камер-юнкерами служили совсем молодые юноши, а Александр Сергеевич был уже зрелым, семейным мужчиной.

Поэт очень расстроился, и, пребывая в таком подавленном настроении, написал анализируемое произведение. При жизни величайшего русского гения оно нигде не публиковалось, настолько было личным.

Стихотворение посвящено Наталье Гончаровой.

2. Литературное направление

Стихотворение относится к реализму, но есть и признаки романтизма.

3. Род

По роду литературы это лирика.

4. Жанр

Жанровая принадлежность рассматриваемого произведения – философское стихотворение с элементами послания.

5. Проблематика

Автора затрагивает очень важные проблемы – жизни и смерти, постоянного утекания бытия, постепенного приближения к завершению своего пути.

6. Тематика

Тематика определяется проблематикой стихотворения: жизнь и смерть.

Поэт размышляет о естественном течении жизни, о том, как быстро уходит юность, и наступает зрелость, о счастье.

7. Идея

Пушкин написал «Пора, мой друг, пора!», чтобы излить свою душу, попытаться осмыслить внутреннее состояние, поделиться желаниями.

Оно адресовано жене, и изначально поэт даже не планировал публиковать эти стихи. Александр Сергеевич делился с супругой собственными мечтами именно таким способом: создавая прекрасный литературный текст.

8. Пафос

Стихотворение пропитано грустью, сожалением, печалью.

Читая его, мы понимаем, что автор находился далеко не в лучшем расположении духа, переживал очередной тяжелый жизненный момент, испытывал душевный дискомфорт.

Однако слышится надежда, стоит лишь совершить тот самый побег «в обитель дальнюю трудов и чистых нег», т.е. в деревню.

9. Система образов

В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».

Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.

Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.

10. Центральные персонажи

В своем произведении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, хоть и не называет ее имени. Она становится персонажем этого стихотворения, неким слушателем, с которым автор делится самым сокровенным.

11. Лирический герой

Так как произведение глубоко личное, раскрывающее потайные уголки души величайшего гения, можно смело сказать, что лирическим героем становится сам поэт, вернее, его художественная проекция.

12. Сюжет

Перед нами яркий пример философской лирики, наделенной глубоким смыслом, но лишенной сюжета как такового. Классик просто размышляет, делится с читателем своими взглядами.

13. Композиция

Исследователи считают, что данное произведение Пушкин не закончил. Основанием для таких мыслей становится, в том числе, и композиция стихотворения, которая явно обрывается.

Предположительно, автор задумывал три части, но написал только две.

Первая – это первые четыре стиха. В них Пушкин рассуждает о природном течении жизни: все проходит, меняется, и люди стареют. Ежесекундно уносятся «частички бытия», оседая лишь в памяти. Люди предполагают жить, но могут умереть – вот о чем говорит автор.

Вторая часть – оставшиеся четыре стиха. В них речь идет о том, что есть счастье для лирического героя («покой и воля»). Он высказывает свою заветную мечту – убежать от света, уехать в глушь, и жить там.

Читайте также:  Технические моющие средства для пищевой

Композиционно должна быть еще одна часть, описывающая старение на лоне родной природы, счастливым человеком, окруженном многочисленными родственниками. Однако по каким-то причинам Пушкин не дописал, оставив стихотворение в неполном виде.

Именно поэтому нельзя говорить, что композиция тут логически завершена, но две части явно выделяются и различаются по тематике.

14. Художественные особенности произведения

Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».

В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.

Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.

15. Строфика, размер, рифма

Стихотворение состоит из одной строфы, всего восемь стихов.

Написано излюбленным пушкинским размером – шестистопным ямбом.

Рифмовка парная (ААББ). Все это вместе создает простое и вместе с тем очень красивое стихотворение.

16. Средства художественной выразительности

Пушкин начинает свое произведение с обращения, чем сразу настраивает на диалог, однако перед нами философский монолог.

В тексте используется много эпитетов: «усталый раб», «завидная доля», «обитель дальняя», «чистые неги».

Кроме того, встречаются метафоры: «летят за днями дни», «каждый час уносит частичку бытия» и т.д.

Поэт вводит олицетворение «покоя сердце просит», тем самым подчеркивая, насколько он устал от повседневной светской суеты. Недаром он сравнивает лирического героя с «усталым рабом», замышляющим побег от всего этого.

17. Значение

Стихотворение очень значимо для понимания внутреннего состояния зрелого Пушкина, того, что с ним происходило незадолго до трагической гибели.

18. Актуальность

Человек всегда будет стараться постичь стремительный бег времени, осознать вопросы жизни и смерти, понять, что же такое счастье. А значит, анализируемое стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.

19. Мое отношение

Мне очень нравится это произведение. Оно вызывает светлые чувства и заставляет задуматься над важными бытийными вопросами.

20. Чему учит

Стихотворение учит правильному, философскому отношению к жизни, а также принятию быстротечности времени.

Источник

Литературный анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора»

Стихотворение «Пора, мой друг, пора» Александр Сергеевич создал в 1834 году в Петербурге. Оно пропитано тоской по тихой и спокойной деревне, размеренной жизни, приятной творческой работе. При жизни великого русского поэта это стихотворение не печаталось, что может свидетельствовать о том, что оно являлось для него личным.

Как было написано произведение

Проводя анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора», школьник может рассказать, что Пушкин написал его в довольно зрелом возрасте, когда ему было 35 лет. Считается, что произведение адресовано его супруге Наталье, и его написание связано с неудачной попыткой Пушкина уйти в отставку и уехать в деревню. Царь Николай I не хотел так далеко отпускать поэта, поскольку боялся его свободомыслия. Помимо этого, ему нравилась супруга поэта. Николай I присвоил Пушкину звание камер-юнкера – обычно его удостаивали только юношей. Этим поэт был очень оскорблен. Читатель может только догадываться о том, хотела ли супруга Пушкина Наталья остаться в городе или уехать вместе с мужем в деревню.

Идея стихотворения, рифмовка и размер

В анализе стихотворения «Пора, мой друг, пора» нужно упомянуть и о его размере. Размер произведения — шестистопный ямб; используется парная рифмовка. Произведение очень ритмично, в нем нет пропусков ударения. Женские рифмы гармонично чередуются с мужскими. Стихотворение состоит всего лишь из восьми строчек. Первая строфа повествует о быстротечности человеческого бытия. С афоризма, свидетельствующего о личностной зрелости, начинается вторая строфа стихотворения.

Краткий анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» обязательно должен содержать в себе тему этого произведения. Говоря о теме и идее стихотворения великого поэта, стоит также учитывать, что оно не было дописано до конца, ведь были найдены и другие его наброски. В них поэт хотел описать идиллическую жизнь в деревне, где главный герой, будучи в зрелом возрасте, наслаждается заботой своей возлюбленной. Тема произведения – спокойная жизнь вдали от города.

Читайте также:  Дозаторы для использования дезинфицирующего средства автоматические

Исследователи творчества поэта считают, что именно к ней Александр Сергеевич обращается «мой друг». Хотя есть версия, что великий поэт может обращаться и к товарищу. Но в любом случае стихотворение начинается так, что читатель сразу поймет сказанное, и оценит юмористическую ремарку Александра Сергеевича о быстротечности человеческого бытия и неминуемой смерти.

Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»: направление и жанр

Произведение относится к литературному направлению реализма. В найденных набросках есть план продолжения стихотворения, который составлен по законам реализма. Поэт хотел описать эволюцию своего лирического героя – то, как он отдаляется от шумной суеты вместе с возлюбленной подругой, и наслаждается радостью простого человеческого бытия до самого конца своих дней. Жанр стихотворения – философская лирика.

Образец философской лирики

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» показывает, что оно является отличным образцом философской лирики. Главный герой осознает свою зрелость, он понимает, что его жизнь не будет длиться вечно. Он с грустью вспоминает прошлое, однако все же настроен на лучшее. Лирический герой хочет прожить свою жизнь вместе с возлюбленной и умереть в один день (слово «умрем» указывается во множественном числе).

В своем стихотворении великий русский поэт размышляет о том, как быстро проходит человеческая жизнь. Он говорит о том, что мы можем только «предполагать», каким может быть наше существование. Но не успеет человек обернуться, как конец его дней оказывается близок. Александр Сергеевич в этом немного грустном стихотворении говорит о своей мечте – он хотел бы проводить драгоценные дни в своей «дальней обители». Строки из этого стихотворения уже давно стали афористическими. В нем поэт в легкой форме говорит о серьезных мечтах – жизни и смерти, счастье и стремлении к покою.

Лирический герой и его счастье

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» можно дополнить тем, что, с одной стороны, рассказчик разочарован отсутствием счастья. Но это можно рассматривать и как лукавство, ведь нет большей радости, чем настоящая любовь. В силу своей зрелости он уже не получает удовольствия от проявлений страсти, но находит успокоение в другом – в воле и покое от шумных общественных мероприятий и от обсуждения его стихотворений.

В своем кратком анализе стиха «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит» школьник также может рассказать о том, что лирический герой осознанно выбрал свой путь, и его желание жить мирно тщательно обдумано и взвешено. Он говорит о себе как о «усталом рабе» — не о том, который может отдохнуть и восстановить свои силы, а о том, кто уже не может прогнать свое утомление. От него можно только скрыться – там, где душе хорошо и спокойно. Исследователи творчества А. С. Пушкина предполагают, что великий поэт имел в виду Михайловское – ведь именно там он трудился больше всего, испытал истинное счастье от своего творчества.

Художественные приемы

В анализе стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора» учащийся может также упомянуть о том, что поэт для передачи своих идей использует очень выразительные средства – метафору, эпитет. Стихотворение наполнено меткими определениями: долю он называет «завидной», обитель – «дальней», неги – «чистыми». Метафора в произведении – «дни летят».

Также поэт использует и олицетворение – «сердце просит». Есть в произведении и антитеза – данный прием Пушкин использует, когда говорит о планах на жизнь и о смерти. Также присутствует анафора – в начале шестой и седьмой строчки упоминается слово «давно».

Источник

Анализ стихотворения «Пора, мой друг, пора» Пушкина

Стихотворение А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора» является прекрасным образцом философской лирики. Оно нигде не публиковалось при жизни поэта, что указывает на то, что было очень личным, сокровенным для Александра Сергеевича. Подготовка к уроку литературы в 10 классе будет более качественной при использовании краткого анализа «Пора, мой друг, пора» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пора, мой друг, пора.

Читайте также:  Хлорсодержащие дезинфицирующие средства в таблетках

История создания – Стихотворение написано в 1834 году и посвящено супруге Наталье.

Тема стихотворения – Мечты об уединении и спокойной, праведной жизни.

Композиция – Стихотворение состоит из двух четверостиший. Построено на антитезе «жизнь – смерть».

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с использованием парной рифмовки.

Метафоры« обитель дальняя »,«усталый раб»,«дни летят».

Эпитеты – «чистых нег», «завидная доля».

Олицетворения – «покоя сердце просит».

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу вольнодумца, что очень не нравилось государю Николаю I. Он опасался свободомыслия поэта и той силы пера, которой тот обладал. Узнав, что Пушкин решил покинуть Санкт-Петербург и обосноваться с семьей в родной деревне, он поступил весьма хитро – произвёл поэта в камер-юнкеры и тем самым обязал Александра Сергеевича исправно ходить на службу. К слову сказать, это назначение было весьма оскорбительным для 35-летнего поэта, поскольку звание камер-юнкера получали юноши.

Однако главная причина разочарования поэта крылась в другом. Устав от придворной жизни и отчаянно нуждаясь в тишине и покое, Александр Сергеевич планировал покинуть шумную столицу и жить в уединении в своей деревне. Однако его попытка уйти в отставку оказалась неудачной. Подавленный этим событием, Пушкин адресовал стихотворение «Пора, мой друг, пора» своей любимой жене Наталье.

Некоторые исследователи творчества А.С.Пушкина считают, что стихотворение «Пора, мой друг, пора» так и не было завершено. Обосновывают это тем, что главная тема стихотворения – спокойная жизнь в кругу близких людей, и далее поэт должен был бы написать о жизни в кругу семьи, о старости. Но ничего этого нет.

В первой строфе ведётся речь о быстротечности жизни, которая может оборваться в любой миг. Лирический герой размышляет о естественном ходе жизни: стремительно уходящей юности, мудрой зрелости, которая неизменно заканчивается смертью. И зрелые годы лирический герой хочет встретить в тишине и покое, вместе со своим верным «другом», то есть женой. В этой строфе нет трагизма, лишь спокойные рассуждения о бытии.

Во второй строфе лирический герой делает акцент на том, что в зрелости есть своя прелесть – « покой и воля ». С возрастом каждый человек разочаровывается в счастье, то есть в своих юношеских идеалах и грезах, однако на смену им приходят более основательные качества. Лирический герой видит отраду в освобождении от лицемерного общества и жизни в кругу своей семьи.

По мнению некоторых исследователей, далее должно было быть описание счастливой и умиротворенной жизни человека преклонных лет, окруженного близкими людьми, однако произведение так и не было завершено.

Центральная тема заключается в спокойной жизни на свободе, в данном случае – в деревне, где не нужно жить по правилам столичного общества. Юность не нуждается в тепле домашнего очага, однако с возрастом приходит понимание того, что истинное счастье заключается в семье, спокойной, размеренной жизни, возможности заниматься любимым делом. Именно о такой жизни и мечтает лирический герой.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд.

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. Первая часть заканчивается мыслью, что жизнь быстротечна и человек, предполагающий долго жить, может умереть в любой момент. Во второй же части лирический герой говорит о смерти как об освобождении.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, при этом происходит чередование пар женских и мужских рифм.

Стихотворение написано в жанре лирического стихотворения.

Произведение отличается ритмичностью.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести своё настроение читателю.

Эпитеты « чистых нег», «завидная доля » придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («обитель дальняя »,« усталый раб »,« дни летят ») и олицетворения (« покоя сердце просит »).

Источник