Меню

Понятие здорового образа жизни авторы



Здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума [1] .

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [2] , для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [3] .

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья [4] .

Содержание

Элементы здорового образа жизни

В узко-биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них [5] считают базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (см., гигиена);
  • отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя.
  • здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  • личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Поэтому некоторые авторы [5] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  • эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  • интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  • духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Некоторые исследователи [6] выделяют также «социальное самочувствие» — способность взаимодействовать с другими людьми.

Формирование здорового образа жизни

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях [3] :

  • социальном: пропаганда, информационно-просветительская работа;
  • инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;
  • личностном: система ценностных ориентиров человека, стандартизация бытового уклада.

Пропаганда здорового образа жизни

Под пропагандой здорового образа жизни понимают целый ряд мероприятий, направленных на его популяризацию, среди которых важнейшими являются просветительские и выездные программы, реклама в СМИ (радио, телевидение, интернет).

Источник

Понятие здорового образа жизни авторы

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781 (дата обращения: 20.04.2021).

В научной литературе, рассматривающей проблемы защиты и улучшения здоровья человека, широкое распространение получило использование понятия «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и связанных с ним производных понятий, таких как установка, направленность, мотивация на ЗОЖ, самосохранительное (или здоровьесберегающее) поведение и др. Решение проблемы защиты и сохранения здоровья людей исследователи увязывают не только с улучшением экологической ситуации, но и с осознанием каждым человеком ценности здоровья и ответственности за свое здоровье [1]. Подчеркивается значимость для сохранения и совершенствования здоровья человека его отношения к своей жизни, к труду [2].

Из контекста определений понятия «здоровый образ жизни» следует, что в него вкладывают смысл способа организации жизни человека, направленного на профилактику болезней и укрепление здоровья. В психолого-педагогическом направлении ЗОЖ рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является частым случаем образа жизни человека в целом. Образ жизни (modus vivendi – режим, способ жизни) рассматривается как присущий данному человеку способ (или форма) жизненной активности, жизнедеятельности, типичные для конкретно-исторических условий и социально-экономических отношений. Образ жизни (ОЖ) предстает в научной литературе как собирательное понятие, охватывающее проявление материального, социального и духовного бытия человека в мире. Это понятие определяет форму бытия человека, находящую своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях.

Понятие «образ жизни», в том числе «здоровый образ жизни» не следует отрывать от понятия «образ мысли», по которым понимается мировоззрение, миропонимание, мироощущение человека, его «Я-концепция». К.А. Абульханова-Славская в целостном явлении «образ жизни» выделяет два важнейших компонента: 1) субъективный, личностно обусловленный (идеальный) и 2) объективный (деятельностный) [3]. Эти же компоненты есть и в явлении «здоровый образ жизни».

В научной литературе просматриваются следующие подходы феномену и характеризующему его понятию «здоровый образ жизни»:

1) Здоровый образ жизни как обобщенное понятие (научная категория), интегрирующее систему общеукрепляющих и общегигиенических факторов, (принципов, норм), которые повышают адаптивные возможности человека и способствуют полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия [4]. Можно выделить следующие два основных направления раскрытия содержания комплексного понятие «здоровый образ жизни»: а) как характеристика активности, предполагающей, что человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; б) как характеристика ограничений в поведении человека, предполагающих недопущение привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

2) Здоровый образ жизни как форма бытия, важнейшим фактором которого является проявление активности человека. Внутри этой градации можно выделить два вида проявления активности:

а) Здоровый образ жизни как деятельность (система целесообразных действий) человека, создающая условия хорошего состояния его здоровья [5].

б) феномен «здоровый образ жизни» как поведение человека (англ. health behaviors – «поведение здоровья») человека, которое базируется на научно-обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья и профилактики заболеваний [6]. При этом предполагается, что такое здоровьеохранительное поведение реализуется человеком вне работы.

Читайте также:  Лечение стенокардии в зож

3) Здоровый образ (стиль) жизни как форма (способ) организации всей жизнедеятельности человека; при таком понимании индивидуализированный здоровый образ жизни в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты, способствующие сохранению и укреплению здоровья [7]. Конкретные исследования показали продуктивность такого подхода при изучении влияния эмоциональной, познавательной, поведенческой и практической (действенной) составляющих мотивации работников на здоровый стиль жизни [8].

Так или иначе, но ЗОЖ базируется на взаимодействии между условиями и моделями целесообразной активности человека (деятельности, поведения). Формирование у человека адекватной модели активности способствует снижению риска возникновения заболевания и сохранению здоровья.

Информированность человека в понимании путей и способов сохранения здоровья является необходимым условием его целенаправленной активности в направлении ЗОЖ. Другим необходимым условием является осознание человеком ценности своего здоровья. Однако выполнение этих условий еще не гарантирует сохранения и укрепления здоровья человека, – необходима целенаправленная активность субъекта в этом направлении. С другой стороны, проведение информирования человека должно проводиться с учетом понимания психологических механизмов обеспечения активности человека в здоровьесозидающем направлении.

Считаем целесообразным сделать акцент в раскрытии понятия «здоровый образ жизни» как на специфической форме целесообразной активности человека, направленной на сохранение, укрепление и улучшение его здоровья.

В философии, социологии, гигиене понятие «образ жизни» (в том числе «здоровый»), используется не буквально. Этим понятием описывается не образ как феномен идеального плана – форма отражения объективной реальности (её некоторый облик, подобие) в психике человека, а способ бытия человека.

В психологии же образ – это некоторое внутреннее психическое образование. В общем случае, психический образ – это целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, ее информационная модель, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности [9]. Психический образ может быть зрительным (визуальным), звуковым, чувственным. В психологии труда и выделяют: образ-цель – идеальное представление будущего (желаемого) результата деятельности; оперативный образ – отражение в сознании человека объекта действия (или предмета, процесса), складывающаяся по ходу выполнения действия и подчиненное его задачам. Используется понимание психической концептуально-образной модели деятельности, объединяющее понятия образацели и образа действий.

В понятие «здоровый образ жизни» заложено смысловое содержание, ориентирующее на достижение человеком здоровья – соматического, психического, нравственного. В предлагаемых различными авторами описаниях ЗОЖ в той или иной форме заложена цель (как идеальный образ желаемого результата), формулируются необходимые для достижения этой цели средства (внутренние и внешние) и способы действий (питания, сна, устройства и использования среды обитания, особенности труда, поведения, общения – жизни в целом, бытия жизнедеятельности), некоторые граничные (нормативно-гигиенические и др.) требования. Во всех случаях описания ЗОЖ в качестве необходимого условия достижения положительного результата предполагается наличие целесообразной осмысленной активности человека.

Традиционно говорят о трех видах деятельности: трудовой, учебной (познавательной) и игровой. В зависимости от этапа жизненного пути один из этих видов деятельности становится для человека основным. Для взрослого человека это трудовая деятельность (работа), являющаяся источником его существования в обществе. Здоровье созидающая деятельность в этом случае выступает как дополнительная, и во многих видах труда ее совмещение невозможно без ущерба для основной деятельности. Но при выходе из основной деятельности (окончание рабочей смены и т.д.) у человека появляется возможность реализовать свою активность в направлении ЗОЖ. И это не только здоровьеохранительное поведение как недопущение негативных привычек и соблюдение общегигиенических норм, правил и ограничений, но и целенаправленная здоровьесозидающая деятельность (ЗСД).

Понятие «здоровый образ жизни», рассматриваемое как деятельность, предполагает именно здоровье созидающую деятельность, деятельность по созиданию (сотворению) человеком своего здоровья. Следует согласиться с Е.Н. Назаровой и Ю.Д. Жиловым, которые считают, что понятие «здоровьесозидание» является более широким, чем понятие «здоровьесбережение» и включает в себя последнее. Соответственно, здоровьесозидающая деятельность (ЗСД) включает в себя здоровьесберегающую деятельность. По мнению М.Г. Колесниковой, ЗСД – это деятельность, связанная как с сохранением и укреплением здоровья, так и с реализацией моделей поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в ее основе лежит саморегуляция личности [10]. Отметим, что целеполагание в деятельности связано не только с потребностями, но во многом – с ценностносмысловой сферой личности.

Деятельность как целесообразная активность человека предполагает наличие субъекта и объекта, а также целей и средств деятельностей, результата, а также самого процесса деятельности. Для индивидуальной здоровьесозидающей деятельности в качестве субъекта выступает личность, в качестве объекта – состояние здоровья человека (соматического, психологического, духовного). Известно, что средства любой деятельности подразделяются на внешние (предметные) и внутренние (психические), к которым относят имеющиеся у человека знания, умения, навыки, алгоритмы и способы (модели) деятельности. Для достижения результатов в любой деятельности человеку необходимо не только осознавать ее цель, но и научиться выполнять некоторую последовательность действий.

Аналогично, для индивидуальной ЗСД существуют внешние предметные средства, а также внутренние. Важнейшим внутренним средством является психическая модель здоровьесозидающей деятельности.

Ориентируясь на строение концептуальной (психической) модели профессиональной деятельности (КМПД), используемой в психологии труда, обозначим основные составляющие психической модели ЗСД.

Психическая модель индивидуальной ЗСД включает три составляющих – образную, понятийно-логическая и действенную.

Образная составляющая психической модели ЗСД может быть синтезирована из отдельных образов (представлений) как множество картин, фрагментами которых являются образы-цели, образы-способы и образы-условия сохранения здоровья.

Понятийно-логическая составляющая индивидуальной психической модели ЗСД содержит информацию (на уровне осмысленных, вербализуемых знаний) о способах, причинно-следственных связях и других отношениях с факторами жизни (поведения, деятельности, общения), связанными со здоровьем человека.

Третий компонент рассматриваемой психической модели ЗСД – ее действенная составляющая. Психическая модель ЗСД реализуется в действиях человека и управляет этими действиями. При этом действия, их цепочки и сочетания отображаются в рассматриваемой психической модели в виде образных и/или или понятийно-логических комплексов.

Читайте также:  Зож для дошкольников поговорки

В любой деятельности, в том числе здоровьесозидающей, большое значение имеют процессы познания. Чем более полно человеком познан объект и предмет деятельности, тем бо́льшими возможностями располагает он как субъект деятельности при выборе необходимых средств и способов действий.

Пропаганда здорового образа жизни, информационно-просветительская работа должны быть ориентирована на формирование у личности психической образно-понятийно-действенной модели, позволяющей человеку осмысленно и целесообразно осуществлять деятельность, направленную на сохранение своего здоровья.

Библиографический список

  1. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни / учебное пособие. М.: Академия, 2007.
  2. Лебедева Н.М., Чирков В.И., Татарко А.Н. Культура и отношение к здоровью: Россия, Канада, Китай. М.: РУДН, 2007.
  3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
  4. Санитарное просвещение: Международный терминологический словарь / Под ред. Д.Н. Лоранского, В. Шмидт. М.: Медицина, 1981.
  5. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. М.: Советская Россия, 1986.
  6. Жук Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им // Наше здоровье – здоровье и будущее наших детей / материалы VII межрегиональной научно-практической конференции. Смоленск, 1997. С. 27-34.
  7. Виленский М.Я., Авчинникова С.О. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 4-7.
  8. Захаренков В.В., Олещенко А.М., Данилов И.П., Кислицына В.В., Корсакова Т.Г., Суржиков Д.В. Оценка мотивации на сохранение здоровья у работников основных профессий электролизного производства алюминия // Успехи современного естествознания . 2013. № 8. С. 109-112.
  9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010.
  10. Колесникова М.Г. Cаморегуляция как основа здоровьесозидающей деятельности педагога // Человек и образование . 2008. № 3. С. 30-35.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Источник

Понятие здорового образа жизни в научной литературе

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

Русский ученый М.В. Ломоносов, в XVIII веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по сохранению и увеличению населения для хозяйственной и политической жизни страны, представил социально-экономическую программу [40, с.56]. Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека. Он показал роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей. Также раскрыл влияние среды, окружения на личность и обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрослого населения, на создание крепкой, счастливой семьи основанной на любви и уважении. Работа «О сохранении и размножении российского народа», работы о проблемах воспитания юношества [40, c.64] позволяют считать М. Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.

Ученые С.П. Боткин, П.Ф. Лесгафт заложили основы современной нам валеологии. С.С. Боткин видел здоровье человека, прежде всего как функцию приспособления и эволюции, функцию воспроизводства, продолжения рода и гарантию здоровья потомства. Нарушение, недостаточность этой функции он рассматривает как важнейшую основу патологии.[51, с.89]

В.М. Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании [4, c.95].

В.А. Сухомлинский утверждал, что «Забота о здоровье ребенка – это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [26, c.18].

Конец XX века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.[6, с.9] Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и «устранение» болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15% связан с последним фактором, на 15-20% обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% — условия и образ жизни человека [3, c.29]. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший «освобождению» человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.
Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье – это общественное здоровье через 10-30 лет [26, c.37].

Читайте также:  Анкета учащимся по здоровому образу жизни

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский, 1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991; В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида».[11, с.117]

В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

1.Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, – основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [7, c.51].

Признаками здоровья являются:

— специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;

— показатели роста и развития;

— функциональное состояние и резервные возможности организма;

— наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;

— уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок [11, c.33].

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% — от наследственных факторов, на 20% — от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет [3, c.41].

Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате «О здоровом образе жизни» рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой «благое состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями [17, c.422].

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П.Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.[17, с.420]

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».[50, с.213]

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным [43, c.67].

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.
Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И.И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни.[13, с.84]

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 76 | Нарушение авторских прав

Источник