Меню

План работы сказка как средство нравственного воспитания дошкольников



План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Скачать:

Вложение Размер
dungar_oo.docx 27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад № 12 «Кежик» города Кызыла

План работы по самообразованию

Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Воспитатель: Дунгар Оюма Олеговна

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Ф.И.О. воспитателя: Дунгар Оюмаа Олеговна

Воспитатель МАДОУ № 12 «Кежик» города Кызыла

стаж педагогической работы – 1

квалификационная категория – нет

Дата начала работы над темой — сентябрь 2020 года

Предполагаемая дата окончания работы – май 2021 год

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .
  4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

  1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

  1. Проведение родительских собраний.
  2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
  3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Художественно – эстетическое.
  4. Физическое развитие.
  5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой» .

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Изучение темы : «Роль народной сказки в развитии речи детей» .

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » русская народная в обр. А.Н.Толстого ; рассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей :

«Роль сказок в развитии детей» , «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

— Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого),

Консультация для родителей :

«Особенности чтения сказок о животных» .

Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми»

— Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок

(разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

«Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей :

«Почитай мне сказку» .

-Беседа индивидуальная с родителями на тему : «Как подружить ребенка с книгой» — о пользе домашнего чтения.

Роль сказки в воспитании детей.

-Обустроить уголок ряженья.

— Консультация для родителей :

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Источник

Программа и план работы кружка «Русские народные сказки — как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа) на тему

Программа и план работы

Скачать:

Вложение Размер
kruzhok_.docx 41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка — детский сад «Аленький цветочек»

Рабочая программа кружка

«Русские народные сказки — как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой

Программа духовно-нравственного направления

Программа рассчитана для детей 3-4 лет

Срок реализации — 1 год

Режим работы кружка — занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия — 15 минут, во вторую половину дня.

Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.

Дети знают мало русских народных сказок.

— Реализация данного проекта позволит:

— заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;

— приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;

-Привлечь родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды и т. д.)

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?

Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

— формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

— помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

— расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

— развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

— содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

— развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

— развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

— развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

— развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;

— развивать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

— развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

— воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

— способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

— воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой: чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т.п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (центра литературы).

Тематическое планирование на 2017-2018 год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (3-4 лет).

Источник

Перспективный план. «Нравственное воспитание ребенка посредством русских народных сказок в соответствии с ФГОС ДО»
календарно-тематическое планирование по художественной литературе по теме

Нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей – это художественная литература.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша и сказка близка его мышлению, представлению.

Проблема нравственного воспитания не представлялась такой острой и значимой, как сегодня. А для младших дошкольников именно сказки являются первым художественным произведением в их жизни. Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает им в первые годы жизни разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношение людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение.

Этапы работы со сказкой:

1. Знакомство с произведением (чтение, рассказывание);

2. Выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок);

3. Рассматривание иллюстрации, игрушек к произведению;

4. Пересказ отрывка;

5. Дидактические игры по сказке;

6. Драматизация по сказке.

Образовательный процесс можно осуществлять: в режимных моментах, непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми.

Источник

Читайте также:  Посудомоечная машина моет без моющего средства