Меню

План по самообразованию сказка как средство нравственное воспитание дошкольников



План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) по теме

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

Вложение Размер
moy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста »

Цель : развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Воспитывать бережное отношение к книге, учить правилам пользования книгой.

Актуальность : В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с раннего возраста необходимо показывать малышу нравственную суть каждого поступка.

Срок реализации: начало работы по теме ________________

Предполагаемый срок окончания______________________

Этапы : подготовительный, основной и заключительный

1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

2. Дети различают полярные понятия «хороший» — «плохой», «красивый» — «некрасивый», «правда» — «ложь», «добро» — «зло» и т. д. в сказке и в жизни.

3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.

4. Дети распознают настроение по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

6.Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

7.Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

Источник

План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Яна Чебодаева
План работы по самообразованию по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

План работы по самообразованию на 2018–2019 гг. в средней группе по теме «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»

Воспитатель: Билькинс Я. Ю.

Пояснительная записка

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной

культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка

играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует

закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда

для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не

только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл

для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на

протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со

сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром

человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о

действительности, главное — они вводят его в особый, исключительный мир

чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Актуальность

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое

противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей

нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые

причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и

волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом

формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на

доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего,поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории,как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель:

1. Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

Для достижения цели я определила,следующие задачи:

1. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

2. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

3. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

— усвоение детьми норм нравственно – духовного воспитания, открытость их к добру, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

— понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;

— знание определённых сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;

— сформированность представлений о честности, справедливости, доброте; отрицательное отношения к жестокости, хитрости, трусости;

— развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям; умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

Перспективный план по самообразованию на 2018-2019год

1. Подбор материала необходимого для работыс детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

2.Консультация для родителей: «Каждому возрасту свою сказку».

1.Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

— Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций

— Чтение русской народной сказки в пересказе В. Даля «Журавль и цапля»

-Консультация для родителей: «Сказка помогает говорить правильно»

2. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

— Чтение и пересказ детям сказки: «Заюшкина избушка».

— Чтение сказки Корней Чуковский — Федорино горе

-Дидактическая игра: «Угадай сказку».

-Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

— Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

— Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»,

— Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

2. Консультация для родителей «Сочиняем сказку сами»

3. Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

1.Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

-Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»»

-Чтение сказки «Про Иванушку – дурочка»

2.Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

— Игра – викторина «Сказки дедушки Корнея»

— Коллективная аппликация «Чудо-дерево».

— Чтение сказки «Чудо-дерево». К. Чуковского

2. Консультация для родителей «Как читать сказку детям»

1.Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

-Чтение сказки «Война грибов с ягодами»

— Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. Пальчиковая игра «Курочка Ряба»

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

4. Консультация для родителей «Реальность сказочной жизни»

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

—Чтение детям и пересказ сказки: «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

— Кукольный театр на столе «Гуси – лебеди»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

2. Консультация для родителей «У доброты есть лицо».

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова

3. Ильин И. : «Духовный мир сказки».

4. Зинкевич –Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».

5. Э.И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Воспитатель: Кортенко Екатерина Александровна «Роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.» Родина, Отечество…В.

«Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» (подборка музыкальных произведений для слушания в группе) «Патриотизм»(в переводе с греч.) — «отечество», это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку,.

Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познания живого происходит одухотворение бытия, эстетическое.

Фотоотчет по самообразованию по теме «Экологические сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» Фотоотчет по самообразованию по теме » Экологические сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста». МБДОУ№87 » Улыбка». г. Улан-Удэ.

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» Роль сказки в развитии ребенка многогранна: она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является.

Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Роль музыки в духовном воспитании детей дошкольного возраста» Составила муз. руководитель: Мальцева В. Н.

Опыт работы «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Консультация на тему: «Роль сказки в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Пояснительная записка. Сказка входит в жизнь ребенка.

План по самообразованию воспитателя «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника» Актуальность темы Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно.

План самообразования «Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры дошкольников» Самообразование Воспитатель Калявина Людмила Михайловна Старшая группа № 4 МДОУ «Детский сад № 86 комбинированного вида» Тема: Роль сказки.

Индивидуальный план самообразования на 2018–2019 год «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников» Индивидуальный план самообразования на 2018/2019 год Воспитателя второй младшей группы МБДОУ «Атяшевский детский сад №2 Ф. И. О. Миганова.

Источник

План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Скачать:

Вложение Размер
dungar_oo.docx 27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

«Детский сад № 12 «Кежик» города Кызыла

План работы по самообразованию

Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Воспитатель: Дунгар Оюма Олеговна

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Ф.И.О. воспитателя: Дунгар Оюмаа Олеговна

Воспитатель МАДОУ № 12 «Кежик» города Кызыла

стаж педагогической работы – 1

квалификационная категория – нет

Дата начала работы над темой — сентябрь 2020 года

Предполагаемая дата окончания работы – май 2021 год

План работы по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания) .
  4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи :

  1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям :

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

  1. Проведение родительских собраний.
  2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
  3. Оформление уголка для родителей на тему : «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Художественно – эстетическое.
  4. Физическое развитие.
  5. Социально-коммуникативное.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2020–2021 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему : «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей:

«Как подружить ребенка с книгой» .

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Изучение темы : «Роль народной сказки в развитии речи детей» .

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » русская народная в обр. А.Н.Толстого ; рассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей :

«Роль сказок в развитии детей» , «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» .

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

— Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого),

Консультация для родителей :

«Особенности чтения сказок о животных» .

Изучение темы : «Использование сказок в работе с детьми»

— Дидактическая игра : «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок

(разрезные картинки, лото) .

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.

«Личная библиотека вашего ребенка» , «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр» .

1. Изучение темы : «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей :

«Почитай мне сказку» .

-Беседа индивидуальная с родителями на тему : «Как подружить ребенка с книгой» — о пользе домашнего чтения.

Роль сказки в воспитании детей.

-Обустроить уголок ряженья.

— Консультация для родителей :

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Источник

Читайте также:  Средство массовой информации как писать