Меню

Пантомимика как средство невербального общения



Пантомимика

Каждый человек, иногда сам того не замечая, показывает свое внутреннее эмоциональное состояние окружающим. Если вы умеете видеть внутренними эмоции, отношение человека к кому или чему-либо, то вас можно поздравить, так как вы умеете читать невербальный язык.

Пантомимика — один из типов выразительных движений каждого человека. Он проявляется в жестах, походке, осанке человека. Благодаря этому передается его психологическое состояние, настроение, переживание и пр. Изменения в пантомимике возникают несознательно. Наиболее информативными средствами пантомимики являются жесты, мимика.

Мимика и пантомимика представляет собой группу выразительных движений мышц глаз, тела, лица человека. Они являются результатом психического состояния каждого человека. Это универсальный язык для общения, который понятный как иностранцам, детям, так и животным. Мимика и пантомимика представляют собой внешнее проявление внутренних ощущений (это может быть испуг, боль, удовольствие и пр.). С их помощью выражаются также и сложные интеллектуальные процессы. Мимико-пантомимические особенности могут зависеть от факторов, которые формируют и влияют на мышечный тонус, движения. На формирование мимической выразительности оказывает также влияние внутреннее состояние клетчатки, находящейся под кожей и кожных лицевых покровов.

У ребенка невербальные средства общения более ярко проявляются, чем у взрослого человека и пантомимика отличается наибольшей экспрессивностью. Но на протяжении взросления человека и его воспитания, мимический диапазон значительно расширяется и увеличивается количество сознательного контролирования мимических реакций.

На развитие мимической экспрессивности влияют соматические факторы. К примеру, когда человеку приходится голодать, изменяются не только характеристики его мышц, кожи, но и общая выраженность любых мимических проявлений.

Стоит отметить, что жесты мимика и пантомимика – это совокупность выразительных человеческих движений, благодаря которым можно понять намерения состояние человека.

Жесты служат для уточнения речевого общения. Они подразделяются на указательные, поясняющие, иллюстративные, выделяющие и выразительные, которые показывают эмоциональное состояние личности. Так, некоторые типы жестов на протяжении развития историческо — общественной практики, приобрели обобщенное символическое общение. Актеры, танцоры и ораторы наибольшее количество своей профессиональной деятельности посвящают отработке жестов.

Развитие мимики и пантомимики помогает развить вашу память и снять напряжение в речедвигательном аппарате. Для детей это полезно тем, что воспитывает в них волевую сознательную саморегуляцию. Так же, делая комплекс определенных упражнений, вы научитесь держать под контролем свои эмоции и уметь контролировать их мимическое проявление, что очень важно для людей бизнеса, ораторов и пр. Нет сомнений, что эти навыки положительно скажутся на вашем будущем. Развивать мимику и пантомимику можно и находясь дома.

Существует ряд комплексных упражнений. Им нужно посвящать всего пару часов каждый день.

Пантомимика – это целое искусство, поэтому приведем примеры всего нескольких пантомимических движений:

  1. Жест открытости. Раскрытые руки, расстегивание пиджака – эти жесты свидетельствуют о добродушном расположении собеседника к вам, о его открытости.
  2. Жесты скрытности. Машинальное потирание лба, подбородка, при этом взгляд отводится в сторону , говорит о желании вашего собеседника что-то скрыть от вас, он сомневается в вашей правоте.
  3. Жесты защиты. Скрещивание рук, скрещенные кисти рук обхватывают плечи — это знак того, что собеседник видит в данной ситуации угрозу, опасность, он негативно к вам настроен.

Итак, искусство пантомимики является очень многогранной совокупностью движений, понимая которые, можно найти общие точки соприкосновения с любым человеком.

Источник

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в психологии. Система невербальных знаков

Механизм человеческого общения включает далеко не только речь и письменность. Люди с древних времён прибегают к альтернативным способам выразить свою мысль или показать отношение к чему-либо. Такие невербальные средства контакта как жесты, мимика и пантомимика также могут служить показателями реакции собеседника или говорить о его эмоциональном состоянии.

Согласно мнению психологов и специалистов наук, изучающих общение людей, более половины содержания информационного взаимообмена передаётся невербальным путём.

Понятие невербального общения в психологии

Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются методами невербального контакта или способом говорить без помощи слов. Во многих материалах на эту тему определения невербальных поведения, коммуникации и общения употребляются в качестве синонимов, однако специалисты разделяют эти близкие по смыслу понятия.

Невербальная коммуникация выражает эмоциональные состояния контактирующих и характер их общения. В неё входят независящие от социальных и психологических свойств личности невербальные коды, знаки и символы, в значительной степени повышающие точность передаваемой информации.

Невербальное поведение заключается в телодвижениях, жестах, взглядах, мимике и пантомимике, которые могут показывать отношение человека, его реакцию или сигнализировать о чём-либо.

Общение невербальным путем объединяет поведение и коммуникацию как основные способы воздействия на собеседника, налаживания взаимодействия с ним, создания образа и представления о партнёре.

Эти средства информационного обмена, в которые входят жесты, мимика и пантомимика, также называют:

  • естественными;
  • первичными;
  • вторичными;
  • искусственными языками.

Происхождение невербальных способов общения

В истории нет чётких указаний на время и подробности появления и развития невербальной коммуникации. Её официальными источниками считаются особенности культуры различных народов и физическая эволюция человека.

Ещё в трактатах Квинтилиана и Цицерона, бывших знатоками ораторского искусства Древнего Рима, жесты характеризовались как стандарты наделения значением движений лица, корпуса и конечностей.

Коммуникации невербального общения

В основном изучением невербальных средств обмена информацией занимаются психологи, однако существуют и более узкие специализации. К примеру, посвящённой языку тела дисциплиной является кинесика, хотя и её исследования подразделяются на отдельные направления, изучающие сигнальные движения, жесты конечностей и головы, позы и мимику.

Невербальные коммуникации имеют широкое применение в массмедиа, спорте, политике, маркетинге, бизнесе, театре, рекламе, педагогике, также они востребованы в работе государственных силовых структур.

Механизм, объединяющий виды неречевого информационного обмена для придания им какого-то значения, называется кодированием.

Оно имеет следующие характеристики:

  • Отдельные коды невербальных коммуникаций являются универсальными, так как обусловлены биологическим развитием человека. В них входят имеющие физиологические причины эмоциональные реакции и сигналы угрозы.
  • Значения в кодировании могут выражаться посредством голоса, тела, лица и прочих средств невербального общения.
  • Сообщения в невербальном кодировании должны провоцировать автоматическую реакцию без обдумывания (к примеру, реагирование на переключение цветов светофора).
  • Невербальные признаки могут проявляться непроизвольно, в качестве примеров можно назвать спонтанный румянец, напряжение мышц и подобные реакции.
  • Средства неречевой коммуникации равны словесному диалогу. Общение посредством них происходит с помощью телодвижений и других средств выражения человека, а также элементов окружающей среды.

Виды невербального общения

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения, помимо его обогащения могут служить для выражения эмоций, согласия или несогласия, наделения ситуации дополнительным значением, выхода контактирующих на другой уровень взаимопонимания и направления толкования речи.

Их часто используют в сфере образования и для общения со страдающими от нарушения слуха. Благодаря методам неречевого обмена информацией можно как усилить, так и ослабить влияние речевого воздействия.

Некоторые специалисты приравнивают виды невербальной коммуникации к обычным языкам за счёт их информационной насыщенности. Их классифицируют в зависимости от типов человеческого восприятия и того, как происходит обработка получаемой информации.

Всего выделяют 9 типов информационного взаимообмена без помощи слов, однако это число может меняться из-за того, что его смежные виды иногда объединяют в одно направление.

Сфера использования

Язык невербального общения
Вокалика Особенности звучания речи и её интонации
Хаптика Также зовётся такесикой и обозначает имеющие значение прикосновения
Артефактика Такие атрибуты внешнего вида как косметика, украшения и одежда
Ольфактика Запахи
Физикатика Такие физические показатели как цвет волос, телесные формы и габариты
Эстетика Цвет, музыка
Хрономика Восприятие, обусловленное временем
Кинесика Движения тела и жесты
Проксемика Восприятие общего и личного пространства

Жесты

В перечень коммуникаций без использования речи входит большое количество жестов, с помощью которых можно охарактеризовать настоящие мысли и намерения человека. Далее перечислены самые распространённые сочетания жестов, являющиеся признаками тех или иных состояний.

Недоверие:

Критический настрой:

  • одна рука поддерживает локоть другой руки;
  • рука расположена под подбородком, а её указательный палец вытянут вдоль щеки.

Превосходство:

  • веки немного прикрыты;
  • закинутые за голову руки;
  • положение сидя с ногой, закинутой на ногу.

Неуверенность:

  • пальцы одной руки обхватывают локоть другой руки;
  • касания руками ушей, их трение, почёсывание или прикосновения к серёжкам.

Скука:

  • сутулость или сгорбленность;
  • корпус пребывает в расслабленном состоянии;
  • рука подпирает голову.

Сосредоточение:

  • трение или щипание переносицы, действия с очками;
  • касания и трение руками подбородка;
  • глаза закрыты или прищурены.

Неодобрение:

  • одёргивание и поправление одежды, изображающие оттряхивание её от пыли движения;
  • передёргивание плечами.
Читайте также:  Лучшие средства для очистки кожи автомобиля

Доброжелательность:

  • корпус пребывает в расслабленном состоянии;
  • плечи находятся в открытом положении;
  • разведённые по сторонам руки;
  • голова направлена вперёд, а ладони вверх.

Положительный настрой:

  • прикосновение руки к щеке;
  • корпус и голова наклонена вперёд.

Положение тела является одним из определяющих критериев в оценке отношения собеседника и его намерений. Характеризировать мысли и восприятие человеком происходящего можно с помощью следующих поз.

Нехватка откровенности и полноты в диалоге с собеседником:

  • стояние с частичной опорой об стул, стол или другую крепкую опору.

Спешка или нетерпение:

  • ступни или весь корпус обращены к двери.

Агрессивный настрой, уверенность в себе, решимость отстаивать свою позицию и дать отпор:

  • одна рука придерживает локоть другой руки;
  • руки опираются на бёдра или пояс;
  • корпус немного наклонён вперёд.

Недоверие к собеседнику или волнение:

  • ограждение, попытка установки папки, книги или других предметов в качестве преграды;
  • ноги находятся в скрещённом положении;
  • руки перекрещены на груди.

Чувство превосходства или уверенность в себе:

  • подбородок немного поднят;
  • голова направлена прямо;
  • руки заведены за спину.

Агрессивное выражение уверенности в себе (также может трактоваться как проявление полового влечения по отношению к противоположному полу):

  • большие пальцы кистей засунуты в карманы или заведены за пояс одежды для нижней части тела.

Мимика и пантомимика

Особую важность в невербальной коммуникации имеет мимика. В большинстве случаев лицевые мышцы отражают эмоции и мысли человека. Понять чувства собеседника можно при помощи следующих положений мышц лица.

Счастье:

  • отведённые назад и чуть приподнятые уголки губ;
  • спокойный взгляд.

Гнев:

  • сжатые зубы, на которые указывают напряжённые мышцы скул;
  • губы плотно сомкнуты;
  • изгибающиеся складки на лбу;
  • сощуренные глаза;
  • нахмуренные брови.

Страх:

  • слегка приоткрытый рот;
  • глаза широко раскрыты;
  • губы немного разведены в стороны;
  • брови слегка приближены к переносице и приподняты;
  • отведённые назад и чуть опущенные уголки губ;

Грусть:

  • уголки губ слегка опущены;
  • тусклый взгляд;
  • приближенные к переносице брови.

Отвращение:

  • нижняя губа плотно соприкасается с верхней или слегка выпячивается;
  • конец носа сморщен;
  • брови нахмурены.

Удивление:

  • уголки рта опущены;
  • глаза широко раскрыты;
  • рот слегка открыт;
  • брови приподняты.

Более обширный раздел пантомимики охватывает движения тела и лицевых мышц, жестикуляцию, а также особенности осанки и походки. Помимо использования в психологии пантомимика имеет широкое применение в театре.

Актёры осваивают искусство пантомимики на ранних этапах обучения, приобретая навык установления незримой связи с партнёром и взаимодействуя только с внутренними ощущениями человека.

Направление пантомимики иногда называют телесной мимикой. Благодаря сложным сочетаниям её признаков можно составить предварительную характеристику человека, руководствуясь лишь его походкой и обычными физическими действиями. Кроме текущего состояния индивидуума так можно оценить его обучаемость, характер, подверженность гипнозу и прочие качества.

Наиболее точное понимание пантомимики вне психологической среды имеют представители одного пола или профессии.

Взгляд

Направление зрачков и положение век тоже поддаются классификации средств невербальной коммуникации. Далее представлены их самые распространённые трактовки.

Жесты, мимика, пантомимика — это не только средства общения, но и способы уличить на лжи

Спокойный взгляд:

  • рассудительность;
  • умиротворённость;
  • удовлетворение речью собеседники или своим состоянием.

Взгляд в упор:

  • уверенность в себе;
  • готовность контактировать;
  • самоуважение или уважение к собеседнику.

Взгляд сверху вниз:

  • ощущение превосходства перед оппонентом.

Взгляд «сквозь» собеседника:

Взгляд сбоку:

  • стремление к соблюдению дистанции;
  • проявление скептицизма;
  • озадаченность;
  • недоверие.

Выпученные глаза:

  • неожиданный испуг;
  • внезапная радость.

Взгляд «в себя»:

  • глубокая задумчивость;
  • ощущение очарования.

«Сверкание глазами»:

  • нервозная напряжённость;
  • неуверенность;
  • озадаченность.

Взгляд снизу:

  • стремление угодить;
  • подчинённость.

Веки находятся в прикрытом положении:

  • незаинтересованность в происходящем;

Глаза немного прищурены:

  • повышенная внимательность и наблюдательность к собеседнику или событиям.

Дистанция

Проксемика изучает отношение собеседников к дистанции между ними. Люди ощущают пространство вокруг себя как сферу, чей размер обусловлен их текущим состоянием, культурой и социальной средой. Запас пространства между контактирующими определяет характер их общения, на которое также влияет просторность среды, где находятся собеседники.

Дистанция при коммуникациях делится на 3 вида:

  • неформальное пространство – окружающая человека территория, воспринимаемая им как интимная и личная;
  • фиксированное пространство – территория, имеющая неподвижные границы, к примеру, стены комнаты;
  • полуфиксированное пространство – подверженная изменениям территория, где, к примеру, выполняют перестановки мебели.

Нормы близости собеседника различаются в зависимости от культурной принадлежности человека.

В европейской культуре определены следующие стандарты:

  • интимная территория находится в пределах до 35 см от тела человека;
  • личностное пространство начинается после 0,3 см и заканчивается на расстоянии 1,3 м;
  • социальная территория находится в границах от 1,3 м до 3,7 м от человека;
  • публичное пространство начинается за дальним пределом социального.

Интонация

Значение слов существенно дополняет тон, в котором произнесены, а также их интонация и громкость.

На состояние говорящего или его отношение к чему-либо могут указать следующие признаки:

  • волнение характеризуется прерывистой и суетливой речью и низким тоном;
  • на неуверенность указывают паузы и сбивчивая речь;
  • об усталости свидетельствуют медленная речь с более низкой интонацией к концу фразы и низкий тон;
  • при воодушевлении и энтузиазме речь чёткая и выверенная, тон высокий;
  • высокомерию свойственна медленная и монотонная речь.

Одежда

То, во что одет человек, является главным критерием артефактики, которая в этом отношении может пересекаться с физикатикой. Для невербальной коммуникации важно не только соответствие одежды обстановке, стилю и социальному статусу, но и физическим характеристикам носящего её. Восприятие людьми того или иного наряда может быть индивидуально и во многом зависит от ситуации.

Особенности невербального общения

В отличие от обычного общения информация, передаваемая невербальным путём, обрабатывается на подсознательном и бессознательном уровнях.

В связи с этим некоторые психологи и специалисты посвящённых невербальным коммуникациям дисциплин зовут подобный взаимообмен информацией не общением, а подвергающимся оценке невербальным поведением. Оно может быть как осознанным, так и неосознанным.

Жесты, мимика, пантомимика как средства общения в сравнении с языковым и речевым контактом имеют следующие ключевые отличия:

Вербальный контакт Невербальный контакт
Служащие элементами информации предложения и слова имеют строгое определение и используются в соответствии с конкретными правилами. В невербальной информации сложно выделить её элементы и упорядочить её согласно какой-то закономерности.
Люди начинают учиться вербальному общению в раннем возрасте. Умение вести невербальную коммуникацию появляется естественным путём или за счёт подражания.
Вербальное общение обычно осознанно, благодаря чему им легко управлять и подвергать оценке. Невербальные признаки в большинстве случаев проявляются неосознанно и спонтанно, из-за чего их сложнее контролировать. Для правильной трактовки могут понадобиться специализированные знания и опыт.
Изложенную вербально информацию можно запомнить и пересказать в отсутствии поделившегося ей. Информационный обмен осуществляется исключительно в процессе невербального контакта.

Контакт посредством невербальной коммуникации обусловлен многими факторами, среди которых:

  • Профессия. Вид деятельности формирует особые невербальные механизмы. К примеру, занятые в творческих направлениях люди выделяются активной жестикуляцией и живой мимикой.
  • Принадлежность к группам. Невербальное общение имеет особенности, зависящие от общественной и возрастной категории, а также от традиций и пола общающихся.
  • Уровень культуры определяет умение контролировать эмоции и структуру жестов.
  • Национальная принадлежность имеет значение в отношении региона проживания. В силу местных традиций различных территорий одни и те же жесты могут иметь разные значения.
  • Социальное положение. У людей из высших слоёв общества менее выраженная жестикуляция.
  • Самочувствие человека. Состояние здоровья и болезни оказывают влияние на интенсивность жестикуляции, мимику и тембр голоса.

Благодаря признакам невербального поведения можно охарактеризовать человека, направление его мыслей и текущие стремления, однако они не всегда могут трактоваться строго. В некоторых ситуациях они являются лишь непроизвольным физическим проявлением эмоционального напряжения или стресса.

Определённые движения и положения тела могут быть привычными и не иметь невербального подтекста. Похожие на невербальные признаки явления также могут быть следствием различных недугов или физических недостатков.

Для правильного толкования методов неречевого контакта полезна эмпатия. Какие-либо выводы следует делать на основе не одного, а нескольких смежных пантомимических признаков.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются оптико-кинетическими видами обмена информацией. В них имеет значение дистанция, движения тела, интонация и внешний вид. Согласно психологическим исследованиям, женщины точнее выражают свои чувства и лучше улавливают чувства других.

Похожим по точности восприятием обладают люди, занятые в таких связанных с общением профессиях как преподавание, психология и актёрское мастерство.

Читайте также:  Моющее средство tens g500

Среди распространённых характеристик различных эмоций и чувств человека можно выделить следующие комбинации невербальных признаков:

  • Мечтающий человек высоко поднимает внутренние концы бровей и смотрит вверх. Углы его рта при этом могут располагаться ассиметрично.
  • Смущение можно определить по опущенным глазам и закрытой улыбке с подъёмом одного края рта и внутренних концов бровей.
  • Сильное скрываемое напряжение выражается в крепко сцепленных пальцах и сжатых руках. Уровень напряжения пропорционален силе сжимания пальцев и рук. Другими его симптомами являются нервное трение пальцев и рук друг об друга, высокая подвижность рук, действия со скрепками и вращение предметов письменности. Испытывающий психическое напряжение человек может посматривать в сторону окна или двери, неосознанно проявляя желание покинуть помещение, внезапно вставать с места и ходить по комнате.
  • Похожие на индикаторы напряжения признаки проявляют люди в агрессивном состоянии, однако показатели агрессии имеют свою специфику. Жесты становятся выразительней, человек может показывать пальцем, хлопать дверями и сжимать кулаки.
  • Раздражительность, нервозность и неуверенность проявляются частым зеванием, похожим на прочистку горла покашливанием, ёрзанием на стуле, частым отводом глаз от собеседника, встряхиванием ключей или монет в кармане.
  • Человек, имеющий коварные мысли, смотрит с прищуром. Внешние концы его бровей приподняты, а крепко сжатые губы образуют подобие улыбки.
  • О желании контакта и взаимодействия может говорить посадка на переднем краю сиденья, наклон торса вперёд, расстегнутый пиджак, доброжелательные интонации и жесты рядом с лицом говорящего. Если при этом человек открыт, его руки немного вытянуты вперёд, по сторонам и выполняют круговые движения, а ладони видны.
  • На скрытность или желание что-либо утаить могут указывать машинальное закрытие рта одной или двумя руками, трение пальцами подбородка или висков, отвод глаз и отклонение корпуса от собеседника.
  • Помимо описанных признаков уверенности она может характеризоваться неспешным хождением туда-сюда и складыванием рук перед собой куполом в положении сидя, когда пальцы объединяются сверху, а ладони остаются на расстоянии. Данный жест также можно трактовать как намерение вести диалог, но с позиции доминирования. Чем больше уверенность складывающего так руки человека, тем выше находится этот «купол».
  • Решимость проявляется в крепко сжатых челюстях, взгляде исподлобья и резком сужении зрачков.
  • Закрытость и желание дистанцироваться характеризуется позой замка. Она заключается в скрещённых на груди руках со сжатыми кулаками и ногами, закинутыми одна на другую. Нужда в дистанции может проявляться наклоном торса от собеседника назад при сидении.
  • Об обиде могут говорить поджатые губы, отведённый взгляд и низко опущенные веки и брови.
  • Выражение самоконтроля у мужчин и женщин может выражаться по-разному. Сидящие мужчины сжимают подлокотники при их наличии, их лодыжки скрещены, а ноги слегка вытянуты вперёд. Во время выступления с трибуны самоконтроль и уверенность проявляются направленными вперёд руками, крепко держащими бока трибуны. Наиболее частое выражение самоконтроля у женщин это заведение большого пальца руки за ремень или пояс юбки.
  • Человек, имеющий хитрые мысли, отводит глаза в сторону, приподнимая один из уголков рта.

Благодаря жестам, мимике и интонациям можно существенно разнообразить общение и придать своим словам соответствующую эмоциональную окраску, сделав их доступнее для понимания собеседником.

Невербальные средства общения способны менять значение и силу эффекта речи, за счёт чего они пользуются повышенным интересом среди политиков, сотрудников массмедиа, бизнесменов и карьеристов. Пантомимика и прочие средства оценки состояния, намерений человека и влияния на него востребованы в психологии и работе силовых структур.

Некоторые толкования различных невербальных показателей могут быть как совпадением, так и следствием не относящихся к ситуации факторов. Разумное применение средств неречевого информационного обмена может послужить для развлечения и обогащения человеческих взаимоотношений.

Видео о невербальном общении

Невербальное общение. Сигналы тела:

Источник

Пантомимика

Пантомимика — это язык жестов, поз и телодвижений. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство ее проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием.

Установлено, что мужчины точнее воспринимают пантомимику (язык телодвижения) мужчин, женщины — женщин, инженеры — инженеров, предприниматели — своих коллег, то есть принадлежность к одной общности способствует лучшему взаимопониманию, в том числе и пантомимики.

Но при всем этом полнее других воспринимается человек, обладающий большей эмпатией.

Результаты исследований показывают, что женщины более точны как в передаче своих чувств, так и в восприятии чувств других, выражаемых пантомимикой.

Способности мужчин, работающих с людьми, например психологов, преподавателей, актеров оцениваются так же высоко. Понимание этого языка в основном приходит благодаря обучению. Однако следует помнить, что люди сильно отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, понимание пантомимики приходит с возрастом и опытом.

Опытный преподаватель знает, кого из слушателей труднее научить. И определяет он это, прежде всего, по принятым ими позам. Например, слушатели, скрестившие руки или ноги, чаще отвлекаются на посторонние дела, разговоры или более критичное восприятие преподавателя.

Гипнотизеры никогда не выбирают сидящих таким образом людей для участия в сеансе гипноза, даже если

они этого желают. Они выбирают тех, кто сидит свободно развалившись или ссутулившись.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

«Раскрытые руки»: говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом ладонь на мгновение оказалась обращенной вверх.

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.

«Расстегивание пиджака»: люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. Наблюдения показывают, что соглашение между собеседниками в расстегнутых пиджаках достигается легче. Тот, кто менял свое решение в благоприятную сторону, разжимал руки и автоматически расстегивал пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, выпрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив них собеседников.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить, скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону.

Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек

улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты показывают, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом являются руки, скрещенные на груди. Руки могут занимать три характерных положения.

Простое скрещивание рук — универсальный жест, обозначающий оборонительное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то, что вы делаете или говорите. Ибо собеседник начнет уходить от обсуждения.

Нужно также учесть и то, что данный жест влияет на поведение других. Если в группе из четырех и более человек один скрестил руки, то вскоре можно ждать, что и другие последуют этому примеру. Правда, жест может означать просто спокойствие и уверенность, но лишь тогда, когда атмосфера беседы не носит конфликтный характер. Если кроме скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцы в кулак — это говорит о враждебности или наступательной позиции. В таком случае надо замедлить свою речь и движения, как бы предлагая собеседнику последовать вашему примеру. Если это не поможет, сменить тему разговора.

Кисти скрещенных рук обхватывают плечи: иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми. Это означает сдерживание негативной реакции собеседника на вашу позицию. Он готов ринуться в бой и с трудом сдерживает себя, чтобы не прервать вас.

Этот прием используется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить один другого в правильности своей позиции.

Поза скрещенных рук нередко сопровождается холодным взглядом чуть прищуренных глаз и искусственной улыбкой. Такое выражение лица говорит, что ваш собеседник «на пределе». Если на принять мер, снижающих напряженность, может произойти срыв.

Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук — этот жест передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скре-

Читайте также:  Мультифункциональное средство для ухода за бровями e l f studio eyebrow treat tame 2

щенные руки), второй — чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник, прибегающий к такому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а для положения стоя характерно покачивание на каблуках. Жест используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки», когда собеседник принимает позу «Мыслителя» Родена, опираясь щекой на руку.

Пощипывание переносицы (обычно с закрытыми глазами) говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. После того как решение принято, почесывание прекращается. Жесту обычно соответствуют слегка прищуренные глаза — он как бы что-то рассматривает вдали, ищет там ответ на свой вопрос.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы — ниже рта), это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего выражаются почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Потрагивание или легкое потирание носа — также знак сомнения. Когда вашему собеседнику трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос.

Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется. Однако те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, а те, для кого это служит жестом, лишь слегка его касаются.,

Жесты — свидетельства лжи. Во время разговора очень важно обнаружить жесты, сопровождающие ложь. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой. Во время обмана наше подсознание выбрасывает нервную энергию, которая проявляется в жестах, противоречащих тому, что говорится.

Психологи утверждают, что вруна, как бы он ни старался скрыть свою ложь, все равно можно распознать, потому что его выдает отсутствие соответствия между микросигналами подсознания в жестах и сказанными словами.

Жесты, связанные с приближением рук к лииу, должны насторожить: видимо, у вашего собеседника на уме что-то неприятное или нехорошее. Это может быть сомнение, неуверенность, мрачное предчувствие.

Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одним из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.

Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, — значит, он думает, что вы лжете.

Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или быть выражен одним быстрым, почти незаметным прикосновениям к носу.

Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать.

Потирание века вызвано тем, что появляется желание скрыть обман или не вызвать подозрения, избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду.

Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь очень серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще — смотрят в пол.

Женщина очень деликатно проделывают это движение, проводя пальцем под глазом.

Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт.

Когда вы видите, что собеседник лжет, вы можете попросить его повторить или уточнить сказанное. Это заставит обманщика отказаться от продолжения своей хитрой игры.

«Болтливость» левой руки

Жесты, выдающие неискренность, в значительной степени связаны с левой рукой.

Левая же, менее развитая и управляемая правым полушарием мозга, делает то, чего хочет подсознание. Тем самым выдавая тайные помыслы человека. Если собеседник жестикулирует левой рукой, то это должно насторожить вас: весьма вероятно, что он лжет или занимает недружественную позицию.

Жесты уверенности и самоуверенности. Уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими выдает закладывание рук за спину с захватом запястья.

От этого жеста следует отличать жесты «руки за спиной в замок». Они говорят о том, что человек расстроен и пытается взять себя в- руки. Чем более сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение «взять себя в руки». Этот жест используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер наверняка поймет это.

6 Искусство торговли

Показателем самодовольства и высокомерия служит положение рук (руки «домиком»).

Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и закладывание рук за голову. Этот жест характерен и для «всезнаек». Многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

Существует несколько способов взаимодействия с собеседником, который использовал этот жест. Если вы хотите выяснить причину, по которой собеседник демонстрирует свое превосходство, наклонитесь вперед и скажите: «Я вижу, это вам известно. Не могли бы вы уточнить кое-что?». Затем откиньтесь на спинку стула и ждите ответа.

Другой способ заключается в том, чтобы заставить такого высокомерного собеседника сменить свою позу, что будет способствовать изменению его отношения. Нужно взять какой-нибудь документ, спросить: «Вы не видели это?», заставив его наклониться вперед.

Жесты несогласия. Собирание, общипывание несуществующих ворсинок с костюма является одним из таких жестов. Делая это, собеседник обычно сидит, отвернувшись от других, и смотрит в пол. Это наиболее типичный жест неодобрения. Когда собеседник постоянно обирает ворсинки с одежды, это является верным признаком того, что ему не нравится все, что здесь говорится. Даже если на словах он со всем согласен.

Жесты готовности. Они сигнализируют о желании закончить разговор. Проявляются подачей корпуса вперед, при этом руки лежат на коленях, или держатся за края стола. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит сохранить психологическое преимущество и управлять ситуацией.

Нежелание слушать, стремление закончить беседу

Если собеседник опускает веки, значит вы для него стали неинтересны, или просто надоели, или он чув-

ствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у собеседника, знайте: нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Почесывание уха отражает желание собеседника отгородиться от слышимых слов. Другим вариантом прикосновения к уху является потирание ушной раковины, сверление в ухе кончиком пальца, потягивание мочки уха в попытке прикрыть ею слуховое отверстие. Этот жест говорит о том, что собеседник наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться сам.

В случае, когда собеседник явно хочет быстрее закончить беседу, он заметно (и порой неосознанно) передвигается и разворачивается в сторону выходной двери, при этом и его ноги обращаются к выходу. Разворот его корпуса и положение ног говорят о том, что ему очень хочется уйти. Показателем такого желания является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону.

В этой ситуации надо чем-то заинтересовать собеседника или дать ему возможность уйти. •

Одним из способов затянуть время для обдумывания решения служит покусывание дужки очков, а также постоянное снимание и надевание очков, протирание линз.

Когда вы наблюдаете такой жест сразу же после того, как спросили человека о его решении, лучше всего будет помолчать в ожиданий.

Если партнер вновь надевает очки, это означает, что он хочет еще раз «взглянуть» на факты.

Знаком того, чтобы не спешить, является расхажи-вание. Многие собеседники прибегают к этому способу пытаясь «потянуть время», чтобы разрешить сложную проблему или принять трудное решение. Тех, кто расхаживает, отвлекать не следует. Это может нарушить ход их мыслей и помешать принятию решения.

Источник