Меню

Оценка как средство управления учебной деятельности



Оценка как средство управления учебной деятельности

Библиографическая ссылка на статью:
Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/12/2682 (дата обращения: 12.04.2021).

Одной из важнейших проблем современной педагогики и методики обучения выступает контроль учащихся и оценка их знаний. Для полноценного функционирования всей системы педагогического обучения и для обеспечения качественного обучения невозможно обойтись без проверки или самопроверки усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков.

Именно поэтому контроль знаний учащихся всегда был, есть и будет одной из важнейших составляющих учебного процесса.
В процессе усовершенствования различных приемов и методов в современной педагогике изменяются отдельные формы и способы контроля знаний, но его главная суть – установление обратной связи и информировать педагога насколько удачно прошел процесс усвоения изученного материала, остается неизменной.

Педагогический контроль в современной педагогической науке выполняет различные функции и имеет большое образовательное
и воспитательное значение. Прежде всего контроль помогает учащимся оформить свои знания, воспроизвести их в устном или письменном виде.

Система проведения контроля и выставления оценки учащимся в настоящее время несовершенна и имеет ряд недостатков: недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности, стандартизация и формализация оценочных подходов, засилье количественных форм оценивания, доминирование не регулярного, а эпизодического оценивания, высокий субъективизм в выставлении оценок, психологический
дискомфорт учащихся во время проведения контроля, ограниченный спектр оценок, разделение оценок на положительные и отрицательные, отсутствие механизма объективного суммирования оценок, Оптимизация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся напрямую зависит от понимания
учителем соотношения механического запоминания и осмысленного усвоения в процессе обучения. Основа сознательного отношения к учебе как к систематическому и регулярному труду закладывается именно в младших классах. Именно поэтому особенно в начальной школе так важна чуткость и этика педагога по отношению к ученику. С применением бального оценивания теряются определенные условия сотрудничества педагога с ребенком. Когда педагог ставит плохую оценку ученику, создаетсяситуация псевдо помощи ученику, которая, объективно, отрицает все стороны сотрудничества: не поощряет, не вдохновляет и не утешает ученика.

В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры всей последующей учебной деятельности , не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, а так же установка на познавательный интерес и положительную мотивацию. Именно поэтому контрольно – оценочная деятельность нужна не только
для управления и самоуправления учебной работой учащихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности
младшего школьника.

Весь процесс выставления оценки в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности.

Педагог должен не только выставлять объективно – взвешенную сумму баллов, но и точно видеть и предугадывать влияние данной отметки на учащегося. Вес имеет не только сама оценка, но и как она подается. Грамотный педагог торжественно выделит и отметит
перед классом даже небольшие и незначительные достижения в работе ученика, а недостатки упомянет вскользь, делая акцент на том как можно это исправить.

Весь процесс обучения и усилия педагога в первую очередь направлены на всестороннее и гармоничное развитие учащихся.
Учебная оценка, в результате контроля равноценна
социальной оценке, оказывает сильное влияние на ученика, на его мироощущение себя в социуме, отношению к нему коллектива. Поэтому при оценивании работы педагог должен руководствоваться не только нормами и регламентами выставления оценок, но и понимать, как повлияет оценка на конкретного ученика , его
мотивацию и отношение к последующему обучению.

Мотивируя и обосновывая оценку, опытный учитель придерживается критически выверенного, убедительного тона. Голос педагога – это важнейший инструмент, обладающий безграничными стимулирующими возможностями.

Важнейшей для ученика является оценка его работы в классе в присутствии других, которая сопровождается комментарием учителя. Одним из важных принципов проведения эффективного и мотивирующего контроля является организация его таким образом, чтобы она психически не травмировала детей. Специальные
вызовы для индивидуального выполнения задач с целью контроля во внеурочное время создают эмоциональный дискомфорт, негативно влияют на качество учебной деятельности младших школьников.

Так же следует отметить глубокие психологические связи между полученной оценкой и внутренней самооценкой ученика. Ученик оценивает в душе и степень законченности своей работы, и досадные промахи, и обидно неиспользованные возможности, оценивает он и уровень учительского мастерства. Педагогу важно уметь чувствовать
реакцию учащихся, ее нужно не только воспринимать, но и считаться с ней.

Любое оценивание должно основываться на дружелюбном отношении к ребенку. Учитель обязан лаконично, но достаточно понятно для ученика проанализировать трудности, которые еще тот не преодолел, объяснить, к чему это приводит, нацелить на положительный результат. Учитель должен помнить, что
неудовлетворительная оценка негативно влияет на обучение, создает тревожное состояние у ученика, недовольство собой и отрицательно сказывается на интересе к изучаемому предмету. Исследования психологов показывают, что отрицательные
эмоции, порожденные оценкой, в одном случае мобилизуют силы, в другом дезорганизуют их. Поэтому учитель, чтобы оценивать знания учащихся объективно, должен хорошо знать их индивидуальные особенности.

Объективность — является одним из важнейших требований
к оценке знаний и умений учащихся и выражается в точной оценке, адекватном установлении критериев, согласно учебным
программам. Это требование означает, что оценка должна характеризовать количество и качество знаний и умений независимо от методов и средств контроля, личностных качеств учителя, который осуществляет контроль. Оценка является эмоциональным отношением учителя к работе учеников и может выражаться в слове,
жесте, мимике и означать согласие, одобрение, похвалу, недовольство.

Читайте также:  Какое косгу дезинфицирующие средства

Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе ученика. Оценочное отношение может иметь большое значение для формирования у учащегося самооценки как определенного элемента самосознания. Досада, неудовлетворенность учащегося оценками, могут повлечь неосознанный конфликт с окружением, снижение самооценки, разочарование в своих силах, дезактивацию познавательного интереса к изучению предмета.

Оценка в процессе обучения младших школьников является одним из важных средств мотивации и стимулирования их учебно-познавательной деятельности. Развитие образования в современных условиях ставит немало новых задач, исключительное
значение приобретает разработка психолого-педагогических подходов к контролю и оценке знаний и определение путей и методов их реализации в процессе изучения математики.

Важным психолого-педагогическим принципом в процессе контроля и оценки знаний является объективность, ведь от нее зависит эффективность всего контроля. Контроль стимулирует организацию
полноценного взаимодействие учителя и ученика, дает возможность объективно оценивать ход учебной деятельности и сравнивать
полученный результат с поставленными целями и задачами, Правильно организованный контроль и объективность
оценки позволяет учащимся оценивать свою работу, вызвать чувство удовлетворенности своими достижениями и увеличивает познавательный интерес и активизацию стремления к обучению и овладению новыми знаниями.

Библиографический список

  1. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа : Методическое пособие.- М.: Айрис – пресс, 2004.-240 с.
  2. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. Пособие для школьных психологов и педагогов / Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Инт практ. Психологии,
    1997. – 256 с.
  3. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб. пособие / Волгогр. пед. ин-т им.
    А. С. Серафимовича. – Волгоград, 1983. – 72 с.
  4. Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с.
  5. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов./ Щукин А.Н.- М. : ВК, 2012- 336 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник

Оценивание как компонент учебной деятельности

Целью оценочной деятельности учителя является контроль успеваемости учащихся и формирование у них адекватной самооценки. Как отмечает А. И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его вербальной версией, оценочным суждением, отметкой (Б. Г. Ананьев, X. Век, Г. И. Щукина, Н. В. Кузьмина).

Теоретический анализ, осуществленный С. Л. Копотевым, показывает, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего рассматриваются не как самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а в рамках изучения других проблем. Проблема оценивания и оценки в разных своих аспектах получила отражение в трудах ведущих отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (В. Джеймс, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Богоявленский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Д. Б. Эльконин, З. И. Калмыкова, Ю. К. Бабанский, В. С. Мерлин, Н. Ф. Талызина).

Для изучения оценочной деятельности приемлемой является общепсихологическая модель деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов), с входящими в нее компонентами: мотивом, целью, планированием, переработкой текущей информации оперативным образом, принятием решения, действием, проверкой результата и коррекцией действий.

Вместе с тем, ряд авторов (С. Л. Копотев, Н. А. Батурин) отмечают неразработанность концептуальных положений, определяющих сущность оценки, структуру и механизмы оценочных актов. Так, в предлагаемых определениях оценивание выступает и как процесс (Ш. А. Амонашвили), и как действие (А. А. Вегнер), и как деятельность (С. П. Безносов), и как совокупность специальных умений (Л. И. Мнацаканян), и как функция (К. К. Платонов). В теории педагогических систем Н. В. Кузьмина состав структурных и функциональных компонентов теоретически и эмпирически определен и считается постоянным для всех педагогических систем и их подсистем: субъект и объект педагогического воздействия, предмет их совместной деятельности, цели обучения и средства педагогической коммуникации. Эта пятикомпонентная модель оценочной деятельности получила свое развитие в целом ряде исследований (М. А. Борисова, С. Л. Копотев, А. А. Баранов, С. П. Белых).

Наиболее разработанным оказался вопрос о составе оценочных действий. Под педагогическими оценочными действиями А. П. Доблаев понимает «отражение различных отношений, реализуемых посредством сравнения предмета оценки и оценочного основания».

В качестве оценочных с помощью факторного анализа были выделены следующие действия, образующие структуру оценочной деятельности учителя: планирование оценочных воздействий, принятие оценочных решений, оценка собственной оценочной деятельности, процессы контроля, изучение личности учащихся, их поведения и отношений, межличностное взаимодействие, использование и реализация оценочных решений, прогнозирование влияния оценок на поведение и развитие личности учащегося, коррекция оценок.

Из анализа перечисленных действий вытекает, что реализация оценочных действий имеет временную протяженность. По мнению А. Г. Доманова, подобная «разорванность» этапов оценочной деятельности указывает на существование системообразующего фактора. Причину объединения различных действий в единую систему он видит в общепедагогическом принципе управления в виде ориентирующей и стимулирующей функции оценки.

Читайте также:  Какие есть криптографические средства защиты информации

А. А. Реан также выделяет оценочные умения в особую группу умений: оценить собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое состояние, знания и умения учащихся и т. д.

Однако без наличия целого комплекса навыков, сколь обширными ни были бы у педагога указанные знания, оценочные умения сформированы быть не могут, отмечает А. А. Реан. В структуру этих навыков он включает социально-перцептивные, рефлексивные и интеллектуальные.

Подобная автоматизация при оценивании без поэлементной сознательной регуляции рассматривается ученым как новообразование в оценочной деятельности учителя. Приобретаемые с опытом «схемы» оценивания, «модели» проблемных ситуаций и их решений ускоряют процесс оценивания. В связи с этим А.А. Реан отмечает, что педагогические стереотипы, обычно считающиеся помехой в педагогической деятельности, могут играть положительную роль, если педагог отдает себе отчет в сфере их применимости и понимает механизмы их действия.

В. А. Якунин среди важнейших педагогических умений, связанных с оцениванием результатов обучения, называет следующие:

· следить за реализацией поставленных целей и исполнением принятых педагогических решений;

· осуществлять различные формы, виды и способы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся;

· замечать и объективно оценивать малые и большие учебные достижения школьников;

· вести контроль за своими поступками и поведением;

· устанавливать причины затруднения учащихся и найти способы их устранения;

· совершенствовать собственную деятельность на основе анализа и оценки ее достоинств и недостатков.

Кроме того, психологами и педагогами в качестве оценочных действий выделяются такие, как: определение предмета оценивания в каждом конкретном акте оценивания, соотношение хода и результатов учебной деятельности школьника с образцом-эталоном выражения результатов оценивания в определенной форме (оценочные суждения, отметки).

Сущность и роль оценок

Сущность оценки понимается различными авторами неоднозначно. Так, С. Л. Рубинштейн, отводя проблеме оценки в педагогическом процессе особое значение, отмечает, что взаимоотношения учителя и учеников «пропитаны оценочными моментами» и что «оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений и провалов, достоинств и недостатков, и поэтому она сама должна быть результатом, а не целью деятельности».

Б. Г. Ананьев в фундаментальной работе «Психология педагогической оценки» пишет: «Умственное развитие ребенка в школе осуществляется учителем не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценки, которая представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником».

Сущность оценки успешности обучения учащегося, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что «всякий поступок должен возвращаться к ребенку в виде впечатления от его действия на окружающих».

В. М. Полонский определяет оценку знаний учащихся как систематический процесс, который состоит в определении степени соответствия имеющихся знаний, умений и навыков предварительно планируемым». Раскрывая сущность процесса оценки, В. М. Полонский выделяет в нем следующие компоненты:

· определение целей обучения;

· выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей;

· отметку или иной способ выражения результатов проверки.

Ш. А. Амонашвили понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном».

Г. А. Щукина рассматривает оценку в учебной деятельности школьников как «показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе». Причем она выделяет следующие требования к оперированию оценкой успеваемости:

– всесторонность оценки успеваемости, т.е. максимальный учет всех проявлений учебной деятельности учащихся;

– установление связи со всеми видами работы ученика на уроке;

– высокая авторитетность и значимость оценки;

– гласность и доведение до всех учащихся обоснованных критериев оценки знаний, умений и навыков;

– сочетание оценки учителя с самооценкой и привлечение учащихся класса к анализу работ и ответов товарищей.

Под оценкой качества знаний и умений школьников может пониматься «констатация определенной связи между планом (целевым представлением) и отраженной информацией И. О. Якиманская), «свидетельство об успешном или не вполне успешном выполнении задач» (В. Шрадер).

По Дж. Брунеру, оценка – это «проверка того, является ли применяемый нами способ переработки информации адекватным представленной задаче, является ли обобщение правомерным. правильно ли действие учителя».

Итак, отметка выступает неотъемлемой частью воспитания и обучения, сама являясь процессом, имеющим свою роль и выражение.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, оценивания успешности учебной деятельности учащихся выявил ряд работ, в которых понятие «оценка» рассматривается с социальных позиций.

Так, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина понимают школьную оценку знаний как «тот объективный критерий, которым определяется общественное суждение о школьнике». К. А. Альбуханова-Славская пишет, что социальный аспект оценки определяется тем, что оценка «отвечает потребности в общении, познании своего «я» глазами других».

По мнению Н. В. Селезнева, «педагогическая оценка выражает. интересы общества, выполняет функции значимого надзора за учащимися», так как «контролирует именно общество, а не учитель». Он указывает, что наличие оценки в учебно-воспитательном процессе диктуется «потребностями общества в определенном типе личности».

Р. Ф. Кривошаповой и О. Ф. Силютиной оценка понимается как «развернутое, глубоко мотивированное отношение учителя и коллектива класса к результатам достижений каждого учащегося».

Н. А. Батурин считает, что «оценка это психический процесс отражения объект-объектных, субъект-субъектных и субъект-объектных отношений превосходства и предпочтения, который реализуется в ходе сравнения предмета оценки и оценочного основания».

Не обращаясь к другим примерам, заметим, что при многообразии трактовок сущности и роли оценки в психолого-педагогической литературе имеет место понимание предмета оценки, во-первых, как индивидуально-личностных качеств учащихся и, во-вторых, как результатов его учебной деятельности.

Читайте также:  Какие художественные средства помогают создать настроение которым проникнуто посвящение

Оценка успешности учебной деятельности учащихся может выражаться в следующих формах:

– малые формы (проявляющиеся в мимике, жестах, модуляции голоса, кратких замечаниях по поводу успеваемости);

– общие характеристики учащихся;

– оценочные высказывания (в индивидуальных беседах с учениками, на родительских собраниях);

– другие формы, предусмотренные внутренним распорядком школы.

Источник

Оценка и учет результатов учебной деятельности учащихся по предмету

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале. Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);

– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Источник