Меню

Отчет по зож в колледже



Отчет по теме: «Развитие у студентов сознательного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни»

Методическая проблема: «Развитие у студентов сознательного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни» . Над методической проблемой работаю первый год.

Актуальность методической проблемы:

• чрезмерное увлечение студентов компьютерными играми;

• недостаточная двигательная активность студентов в течение дня;

• большая загруженность статическими занятиями;

• ухудшение состояния здоровья студентов.

Физическая культура является составным элементом здорового образа жизни и неотъемлемой частью образовательного процесса студентов.
В группе процесс осуществляется с целью формирования у студентов осознанного, активного отношения к физической культуре, потребности к регулярным физическим занятиям, для достижения личных и профессиональных целей.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Одной из важнейших задач физического воспитания в группе является формирование у студентов ЗОЖ.

Человек сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Этапы работы над методической проблемой

Первый год работы над проблемой:

1. Беседа с руководителем МО кураторов Сахно М.В о формулировании проблемы и сроках работы над ней.

2. Подбор и изучение литературы, определение целей и задач работы над темой.

3. На заседании МО кураторов представлен отчет в виде презентации о ходе изучения проблемы: «Развитие у студентов сознательного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни».

4. Опрос студентов в группе.

5. Проведение кураторского часа.

В группе был проведен открытый кураторский час по теме: «Развитие у студентов сознательного и устойчивого интереса к здоровому образу жизни».

При проведении опроса студентам были предложены следующие вопросы:

– По- вашему, что такое здоровый образ жизни?

– Какие мероприятия проводятся в группе и колледже по формированию у студентов осознанного, активного отношения к физической культуре?
– Как часто вы участвуете в таких мероприятиях?
– Считаете ли вы их эффективными? В общем количестве было опрошено 22 студента.

Были получены следующие результаты: Многие студенты ответили, что они редко принимают участие в мероприятиях проводимых в колледже, а некоторые ответили, что не могут в них участвовать по состоянию здоровья.

• Многие сказали, что мероприятия проводимые в нашем колледже являются эффективными, а некоторые даже считают, что они помогают адаптироваться в колледже. И лишь единицы ответили, что мероприятия не эффективны.

• По результатам опроса можно сделать следующие выводы, что все мероприятия, которые проводятся в группе и нашем педагогическом колледже являются эффективными и играют огромную роль в воспитании культуры здорового образа жизни и сознательного, устойчивого интереса к здоровому образу жизни.

На своих кураторских часах делаю установки на развитие сознательного и устойчивого интереса к физкультурно-спортивным занятиям . Говорю о воспитании культуры здоровья, о соблюдении гигиенических требований, о распорядке дня, о рациональном питании, о вреде табакокурения и профилактике наркомании и алкоголизма.

В своей работе способствую формированию ключевых компетенций у студентов. Для формирования здоровьесберегающих компетенций на своих занятиях в группе чередую различные виды деятельности, осуществляю индивидуально – дифференцированный подход к каждому студенту, создаю благоприятную, дружескую обстановку на занятиях.

Провожу работу в группе по подготовке команд к соревнованиям.

Группа принимает активное участие в следующих мероприятиях: «Дни здоровья», соревнования по волейболу, скипингу, легкой атлетике, шахматам и «степ – аэробике». На всех спортивных мероприятиях развиваю у студентов сознательный и устойчивый интерес к физкультурно-спортивным занятиям.

Из всех традиционных мероприятий хочется отметить конкурс по степ-аэробике, посвященный Дню Татьяны. Это яркий пример совместной работы студентов и преподавателей. В конкурсе по степ-аэробике 1Г группа заняла 3 место.

В марте 2017 года студенты группы принимали активное участие в Зимнем фестивале физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет на мой взгляд вовлечение студентов в спортивную жизнь группы и колледжа.

Источник

Методика формирования здорового образа жизни у студентов колледжа

По дисциплине: «Методика воспитательной работы»

на тему: «Методика формирования здорового образа жизни у студентов колледжа».

Раздел I Формирование ответственного поведения у студентов……………….5

1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)……………………………5

1.2 Проблемы формирования ЗОЖ……………………………………….8

Раздел II Интерактивные методы обучению учащихся ответственному

Раздел III Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)……………………19

3.1. Влияние деятельности преподавателя на здоровье студентов…..19

3.2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье…………………20

3.3. Здоровый образ жизни студента……………………………………..21

3.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их

отражение в жизнедеятельности……………………………………. 24

3.5. Содержательные характеристики составляющих здорового образа

3.6. Режим труда и отдыха……………………………………………. …28

В современном мире решающим фактором экономического, политического и социального развития является сохранение здоровья людей, и, прежде всего, здоровья подрастающего поколения.

Практика организаций среднего профессионального образования свидетельствует о том, что учебные занятия не имеют должного воспитывающего эффекта в процессе формирования у учащихся знаний и навыков здорового образа жизни, не решают в полной мере задачу по развитию творческой познавательной деятельности в данном направлении, ведению конструктивного диалога, позволяющего создать ситуацию успеха. Важной составляющей процесса формирования здорового образа жизни является развитие экологической культуры юношей и девушек. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенной активной позиции, знаний и убеждений, готовность к действиям по охране окружающей среды, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботе об окружающей среде, умения сохранять благоприятные природные условия и прилагать конкретный труд в этом направлении [2, с.18].

Здоровье — одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности.

Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни — это воспитание у студентов осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у учащихся понимание сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.

Так что же такое «здоровый образ жизни»?

Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека — биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.

Это в первую очередь актуально для студентов колледжей, готовящих будущих специалистов.

Целью курсовой работы: выработать основные формы и методы формирования здорового образа жизни у студентов колледжа.

Раздел I Формирование ответственного поведения у студентов.

1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Здоровье — одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности.

Вот почему сегодня остается актуальной проблемой формирования здорового образа жизни — это воспитание у подростков осознанного и бережного отношения к здоровью как необходимому элементу общей культуры; формирование у студентов понимание сущности здорового образа жизни, более осознанного отношения учащихся к своему здоровью; осмысленного поведения к окружающей среде.

Здоровый образ жизни — это деятельность, активность людей, способствующая сохранению и улучшению здоровья. Это единство и согласованность всех уровней жизнедеятельности человека — биологического, психологического, профессионального, социально-культурного и духовно-нравственного.

К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, любовь и вера [1, с.11].

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как ее внутренний мир, так и все своеобразие взаимоотношений с окружением.

Здоровый образ жизни предполагает выбор таких форм активности, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Выбор определяется уровнем культуры человека, освоенных знаний и жизненных установок.

Здоровый образ жизни предусматривает определенный комплекс норм поведения.

Это, прежде всего:

1. Регулярное, сбалансированное, рациональное питание.

2. Соблюдение оптимального двигательного режима с учетом возрастных, гендерных и физиологических особенностей.

3. Отказ от саморазрушающего поведения: отказ от курения, употребления психоактивных веществ, от злоупотребления алкоголем.

4. Соблюдение правил личной и общественной гигиены.

5. Соблюдение правил психогигиены и психопрофилактики.

6. Повышение уровня медицинских знаний, владение навыками самопомощи и самоконтроля за состоянием здоровья.

7. Здоровое сексуальное поведение [1, с.15].

8. Компоненты здорового образа жизни.

Реформирование в нашей стране системы образования ориентировано и на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья студентов, на гармонизацию каждого учащегося с самим собой и окружающим миром.

Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов:

— духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к самому себе, природе обществу;

— физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма;

— психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, характером проявления и степенью регуляции эмоционально-волевой сферы;

— интеллектуальный компонент — это восприятие учащимися информации, касающейся их здоровья, умение ею пользоваться, извлекая знания из самых разнообразных источников;

— эмоциональный компонент здоровья характеризуется пониманием своих чувств и умением выражать их, уверенным владением целым рядом эмоций с целью адекватного отношения к действительности;

— социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Данное выделение компонентов здоровья позволяет, с одной стороны, более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, с другой — показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования целостного организма, что в конечном итоге обеспечивает уровень работоспособности, творческой активности и долголетия.

В соответствии с кодексом создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности должно стать важнейшей целью учебных организаций. Особое внимание необходимо уделить развитию творческого потенциала личности, максимальному приближению воспитания каждого студента к его способностям и возможностям, формированию навыков построения карьеры и эффективного продвижения молодых людей на рынок труда [4, с.89].

1.2 Проблемы формирования ЗОЖ

Практика учебных организаций среднего профессионального образования свидетельствует о том, что учебные занятия не имеют должного воспитывающего эффекта в процессе формирования у учащихся знаний и навыков здорового образа жизни, не решают в полной мере задачу по развитию творческой познавательной деятельности в данном направлении, ведению конструктивного диалога, позволяющего создать ситуацию успеха. Важной составляющей процесса формирования здорового образа жизни является развитие экологической культуры юношей и девушек. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенной активной позиции, знаний и убеждений, готовность к действиям по охране окружающей среды, подчинение своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботе об окружающей среде, умения сохранять благоприятные природные условия и прилагать конкретный труд в этом направлении.

Читайте также:  Факультатив зож 4 класс

Острая проблема в молодежной среде — это болезни социального характера: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерические заболевания, СПИД.

Анализ показывает, что на формирование вредных привычек влияют негативные стереотипы поведения окружающих: членов семьи, сверстников или друзей, которые злоупотребляют спиртным, курят. Негативное влияние оказывают и средства массовой информации. С одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, а с другой — провоцируют развитие вредных привычек, химической зависимости, способствуют развитию психологического дискомфорта.

1.3 Методы воспитания ЗОЖ

Таким образом, единственный путь решения проблемы — создание системы воспитания здорового образа жизни студентов в учебных организациях с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди учащейся молодежи и пропаганду здорового образа жизни, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения [7, с.112].

Составными элементами профилактических программ могут быть всевозможные виды деятельности: акции, интернет-конференции, информационные кампании, театрализованные представления, тематические дискотеки, конкурсы, спортивные мероприятия; клубы, членство в которых является престижным среди молодежи, для вступления в которые необходимо быть свободным от разного рода зависимостей; разработка и издание буклетов, журналов, другой печатной продукции, видеоматериалов, социальной рекламы, направленной на профилактику употребления ПАВ (психоактивных веществ); организация информационно-консультативной работы по предупреждению употребления психоактивных веществ с привлечением специально подготовленных молодых людей — участников программ «Равный обучает равного». Необходимо добиваться, чтобы воспитательная среда была несовместима с употреблением психоактивных веществ. Дискотеки, походы и прочие мероприятия, проводимые как с целью профилактики, так и с иными воспитательными целями, должны исключать возможность употребления спиртных напитков. Примером системной работы по формированию здорового образа жизни учащихся являются: Лидский педагогический колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Оршанский педагогический колледж учреждения образования «Витебский государственный университет им.П.М. Машерова», в котором систематизирован опыт работы взаимодействия педагогического коллектива, учащихся и родителей в формировании здорового образа жизни.

В педагогическом колледже имени Ф. Скорины учреждения образования «Полоцкий государственный университет» создана и внедрена система работы с учащимися, в основе которой — здоровьесберегающие технологии. В учреждении образования «Борисовский государственный педагогический колледж» создана система воспитательной работы по формированию здоровья как базовой человеческой ценности. Учебно-образовательное учреждение «Барановичское государственное медицинское училище» активно ведет работу, используя современные технологии по экологическому воспитанию. По проблеме создания условий для позитивного влияния социума на формирование здорового образа жизни учащихся активно ведет поиск коллектив Могилевского государственного политехнического колледжа. Система физического воспитания учащихся эффективно действует в Бобруйском государственном автотранспортном колледже [1, с.28].

Таким образом, роль воспитания заключается в том, чтобы выработать у каждого студента отношение к здоровью как к главной человеческой ценности. Будущему специалисту необходимо осознать важность здорового образа жизни, постараться сделать это основой самовоспитания.

Эффективность здоровьесберегающей воспитывающей среды в учебных организациях профессионального образования находится в прямой зависимости от качества решения следующих проблем:

— анализа (на основе мониторинга) эффективности процесса формирования здорового образа жизни с точки зрения личности студента, стимулирования их к самовоспитанию, формирования у них умений и навыков самоанализа, адекватной самооценки, обусловливающей уверенность в своих силах, потребности в самореализации и непрерывном самосовершенствовании; обеспечение формирования воспитательной системы открытого характера, посредством тесных контактов с семьей, другими институтами социума в направлении профилактики в молодежной среде вредных привычек;

— физического совершенствования, сознательного отношения к сохранению и развитию своего здоровья как необходимому условию подготовки к трудовой деятельности и защите Отечества; приобщения юношей и девушек к активному образу жизни как престижному;

— развития различных форм участия студентов в сохранении окружающей среды, природы, формирования понимания природы как первоосновы становления и эволюции человечества, осознания социальной обусловленности взаимоотношений человека с окружающей средой;

— развития разнообразных видов творческой деятельности, направленных на сохранение здоровья и формирования здорового образа жизни студентов;

— создания в каждой учебной организации системы рационального питания, формирования знаний и привычек культуры питания, обеспечения рационального режима питания учащихся в условиях общежития;

— создания комфортной психологической атмосферы через деятельность социально-педагогических и психологических служб учреждений образования, предотвращения конфликтных ситуаций, создания доброжелательно-оптимистической атмосферы через внедрение интерактивных технологий в деятельность педагогов, подавления внутренней агрессии, развития самоуважения учащихся, выявления и укрепления в них положительного, приобщения к разнообразной деятельности на основе добровольности и сотрудничества;

— организации деятельности органов ученического самоуправления, общественных организаций на выработку коллективных идеалов образовательной среды как здоровьсберегающей, направленной на стремление личности созидать себя и окружающую среду;

— стимулирования организации проектной деятельности студентов в процессе воспитания здравосозидающего образа жизни, создание ситуации успеха в процессе освоения учащимися технологии проектной деятельности; обеспечение реализации педагогом позиции консультанта, помощника в процессе претворения учащимися собственного проекта здорового образа жизни;

— организации деятельности методических служб на осознание воспитательной среды как совокупности всех условий, составляющих и обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс как здоровьесберегающий; в содержании подготовки и переподготовки педагогов — воспитателей руководствоваться принципом моделирования, программирования, прогнозирования воспитательного процесса как здоровьесберегающий;

— повышения воспитательного потенциала учебного процесса как здоровьесберегающего. Решение этой проблемы необходимо осуществлять по трем основным направлениям:

1. отбирать содержание учебного материала для каждого урока необходимо с целью формирования у учащихся принципов здорового образа жизни;

2. развивать творческую деятельность учащихся на основе принципов сотрудничества, сотворчества, диалога, в сочетании коллективных интересов и индивидуализации личности посредством создания ситуации успеха для каждого воспитанника;

3. осуществлять интеграцию обучения и воспитания, направленную на реализацию знаний, умений и навыков в социально и личностно значимой деятельности как средства позитивного взаимодействия с окружающей социоприродной средой [4, с. 201].

И проблема формирования информационного пространства образовательной организации, как средства воспитания осмысленного отношения студентов к состоянию своего здоровья и занятиям физической культурой.

Важная роль формировании здорового образа жизни отводится методам вовлечения студентов в различные виды деятельности, дискуссионные мероприятия с последующим осмыслением своего отношения к проблемам воспитания.

— наблюдение и оценивание результатов деятельности;

— экспресс-опросы и беседы с учащимися, родителями и педагогами;

— тестирование, анкетирование, социологические опросы;

— проектирование физического, нравственного, духовного саморазвития и др.

— поисковая работа над проблемами вредных привычек (причины появления у учащегося потребности употребления алкоголя. наркотических и токсических средств), мотивация вредных привычек;

— деловые, ролевые и сюжетные игры по формированию здорового образа жизни и ответственного поведения и др.

— Учебно-познавательная и просветительская деятельность:

— дебат-клубы «Правильно ли я питаюсь?», «Мои жизненные интересы», «А правда ли это вредные привычки»;

— обзорные и тематические воспитательные и информационные часы по формированию здорового образа жизни;

— встречи с «волонтёрами» по проблеме профилактики наркомании, со специалистами по профилактике алкоголизма, токсикомании и др.

Ценностно-ориентационная и ценностно-поисковая деятельность:

— метод конструирования последствий того или иного выбора;

— коллективный анализ тех или иных ситуаций, которые проигрывает перед учащимися куратор по проблемам безопасного и ответственного поведения;

— экспресс-анализ конфликтных ситуаций, возникающих при общении учащегося с коллективом и др [5, с.139].

Раздел II Интерактивные методы обучению учащихся ответственному поведению

Обсуждение в группе (в малых или больших группах). Группа изучает интересную проблему или тему с целью принятия наилучшего решения или разработки новых идей и направлений для группы. Дает студентам возможность учиться друг у друга и практиковать обращение друг к другу при решении проблем. Дает студентам возможность углубить свое понимание темы и персонифицировать свою связь с ней. Помогает развивать навыки слушания, уверенности в себе и сопереживания. Решите, как оборудовать места для проведения обсуждения.

Определите цель обсуждения и понятно изложите ее.

Задавайте значимые, открытые вопросы.

Отслеживайте процесс обсуждения [3, с.54].

Мозговая атака. Студенты активно выдвигают самые разнообразные идеи в отношении определенной темы или вопроса за определенный, часто короткий промежуток времени. Количество идей — основная задача данного упражнения. Оценка или обсуждение идей проводится позже. Дает возможность уч-ся очень быстро и спонтанно выдвигать идеи. Помогает студентам использовать свое воображение, отходить от установленных форм реакции. Является хорошим началом для обсуждения, поскольку студенты могут творчески выдвигать идеи. Важно оценивать все «за» и «против» каждой идеи или ранжировать идеи в соответствии с определенными критериями. Определите лидера и протоколиста.

Изложите вопрос или проблему и попросите дать идеи.

Студенты могут предлагать любые идеи, которые приходят на ум.

Не обсуждайте идеи сразу после того, как они будут предложены.

Записывайте идеи там, где они будут видны всем.

После мозговой атаки проанализируйте все идеи, сделайте дополнение, уберите, что считаете не нужным, распределите по значимости [3, с.57].

Малая группа. Для работы в малых группах большая группа студентов делится на маленькие группы по шесть или менее человек, учитывая ограниченное время для выполнения задания, выполнения действий или обсуждения конкретной темы, проблем или вопросов. Полезно проводить, если группы большие, а время ограничено. Максимально увеличивает вклад каждого студента. Дает возможность студентам лучше узнать друг друга и увеличивает вероятность того, что они будут учитывать мнение других людей. Помогает студентам услышать и получить знания от своих сверстников. Сообщите о цели обсуждения и времени, которое отводится на него.

Сформируйте небольшие группы

Расставьте стулья таким образом, чтобы члены группы могли хорошо слышать друг друга.

Попросите группу выбрать протоколиста.

В конце попросите протоколистов рассказать. Как проходило обсуждение в группе [3, с.62].

Игры и имитации. Студенты играют в такие игры, которые могут быть использованы для обучающего контекста, критического мышления, решения проблем, принятия решения, а также для анализа и закрепления. Имитационные игры спланированы таким образом, чтобы создать учащихся ощущения реального опыта. Игры и имитационные упражнения вызывают веселье, способствуют активному обучению и обогащают обучение в группе, так как участники очень стараются подтвердить свои очки или заработать их. Они требуют комплексного применения знаний, отношений и навыков и позволяют студентам апробировать свои предложения и способности в относительно безопасной обстановке.

Напомните студентам, что это упражнение должно быть в удовольствие для них, поэтому не важно, кто будет победителем.

Это упражнение бывает эффективнее всего, когда оно короткое и обсуждается сразу.

Студентов просят представить себя в какой-то ситуации или они должны играть соответствующим образом в организованную игру, или проводить такое действие, чтобы у низ возникло чувство, которое может возникнуть и в другой ситуации [3, с.67].

Ситуационный анализ и конкретные ситуации. Упражнения по ситуационному анализу позволяют студентам подумать, проанализировать и обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться. Конкретные ситуации — это реальные жизненные истории, которые детально описывают, что случилось в обществе, семье, школе или в жизни конкретного человека. Ситуационный анализ позволяет уч-ся исследовать проблемы и дилеммы, а также безопасно апробировать решения; он дает возможность работать вместе, обмениваться идеями, а также узнать, что люди иногда видят вещи по-другому. Конкретные ситуации являются мощными катализаторами мышления и обсуждения. Участвуя в таком мыслительном процессе, студенты могут улучшить собственные навыки принятия решений. Классные занятия могут быть привязаны к конкретной деятельности для того, чтобы помочь студентам принять правильное решение до того, как они столкнуться с риском для здоровья в реальной жизни. Наводящие вопросы бывают полезными для стимулирования.

Читайте также:  Виды здорового образа жизни картинки

Ведущий должен уметь получить ключевые моменты от студентов, отступить и поставить «более широкие» вопросы.

Ситуационный анализ и конкретные ситуации требуют адекватного времени для развития и творческого мышления.

Преподаватель должен выступать как ведущий и как наставник. А не как единственный источник «ответов» и знаний [3, с.70].

Дебаты. В дебатах определенная проблема или вопрос представляется группе, и студенты должны занять определенную позицию в отношении решения проблемы или вопроса. Группа студентов может участвовать в дебатах в целом или в маленьких группах.

Дает возможность рассмотреть определенный вопрос детально и творчески.

Вопросы охраны здоровья хорошо подходят для этой цели. Дает возможность студентам защищать значимую для них позицию. Позвольте студентам выбрать позицию по собственному смотрению. Если слишком много студентов занимают одну и ту же позицию, попросите добровольцев придерживаться противоположной точки зрения.

Дайте студентам достаточно времени, чтобы изучить тему.

Не допускайте доминирования одних студентов за счет других, желающих высказаться.

Обеспечьте условия для того, чтобы студенты проявили уважение к мнению и мыслям других участников дебатов.

Контролируйте аудиторию и следите, чтобы дебаты не выходили за рамки заданной темы [3, с.74].

Рассказы. Преподаватель или студенты рассказывают или читают рассказ группе. Рассказ можно иллюстрировать рисунками, комиксами или слайдами. Студенты просят подумать и обсудить важные (касающиеся здоровья) моменты или методы, приведенные в рассказе. Могут помочь студентам думать о местных проблемах и развивать навыки критического мышления. Студенты могут использовать свои собственные навыки, помогая составить рассказы, или группа может работать в интерактивном режиме во время рассказа. Рассказ позволяет провести аналогию или сравнения, помогает людям найти здоровые решения. Рассказ должен быть простым и понятным, содержать один или два основных момента.

Необходимо, чтобы рассказ (и рисунки, если они включены) касался жизни студентов [3, с.76].

Рассказ должен быть достаточно драматичным, чтобы вызвать интерес. Постарайтесь включить в него примеры проявления счастья, печали, возбуждения, смелости, серьезных мыслей, решений и способы решения проблем.

Раздел III Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ)

3.1. Влияние деятельности преподавателя на здоровье студентов.

Деятельность педагогических работников должна быть направлена на:

— профилактику вредных привычек;

— широкомасштабную информационно-пропагандистскую работу по доведению требований законодательства о недопущении курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива в общественных местах;

— совершенствование работы по созданию условий для полноценного и разнообразного питания студентов;

— развитие физической культуры и спорта, в том числе улучшение материально-технического состояния спортивной базы;

— создание условий для организованного отдыха и оздоровления учащихся, совершенствования деятельности спортивных и оздоровительных центров досуга, секций, клубов, кружков, студий по реализации творческих инициатив учащихся [2, с.5].

На формирование навыков здорового образа жизни, профилактику всех видов зависимостей должна быть направлена совместная работа учреждений образования с поликлиниками, центрами гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, наркологическими диспансерами, органами внутренних дел. Решение данной задачи предполагает системный подход к образовательному процессу как здоровьесберегающему.

В целях формирования здорового образа жизни студентов в учебных организациях проводятся мероприятия, направленные на популяризацию массовой физкультуры и спорта, укрепление и сохранение здоровья студентов. Рекомендуется применять активные формы работы во взаимодействии с социальными институтами и родительской общественностью, нацеленные на формирование мотивации здоровьесберегающего поведения, привитие навыков защиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, представляющих опасность для физического, психического здоровья [2, с.7].

3.2. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Образ жизни студенту нельзя навязать извне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Обладая определенной автономностью и ценностью, каждая личность формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Но для сферы самоуправления личности могут быть характерны и целенаправленные волевые акты самовоздействия. Этот уровень саморегуляции становится возможен при развитости иерархии мотивов личности, наличии мотиваций высокого уровня, связанного с общей направленностью интересов и ценностных ориентации, обобщенных социальных установок.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100%, весьма значимо. Так, на режим сна приходится 24—30%, на режим питания — 10—16%, на режим двигательной активности — 15—30%. Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5—6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов. Так, по данным обследования 4000 студентов МГУ (Б.И. Новиков) зафиксировано ухудшение состояния их здоровья за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе оно снизилось в среднем до 91,9%; на III — до 83,1, на IV курсе— до 75,8% [15, с. 112].

Эти факты позволяют сделать вывод, что практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

3.3. Здоровый образ жизни студента

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой характерно единство; и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной, активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности: после учебной недели один выходной день посвящается общению с друзьями, другой — домашним делам, третий – занятиям физической культурой.

Эти характеристики здорового образа жизни устойчивы по отношению к постоянно меняющимся, многочисленным воздействиям окружения человека. Они образуют своего рода барьеры, ограждающие его от необходимости все время реагировать на многообразие существующих вокруг суждений, мнений, оценок, требований. Внутри этих границ студент волен регулировать свои действия, опробовать новые образцы поведения. С одной стороны, устойчивые и повторяющиеся компоненты жизнедеятельности обращены к личности, связаны с ее индивидуальными предпочтениями, с другой—они не являются ее изобретением, а складываются и приобретают культурное значение в процессе общения людей, в ходе их повседневной практики.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности. Между реальным образом жизни и порождаемой им системой субъективных отношений возникают противоречия, в процессе разрешения которых происходит перестройка, развитие и совершенствование образа жизни, система отношений в нем. Важно не только то, как студент живет, но и то, ради чего он живет, чем гордится и против чего борется. Так здоровый образ жизни приобретает оценочное и нормативное понятие.

Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентации студента, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Так, в процессе накопления личностью социального опыта возможна дисгармония познавательных (научные и житейские знания), психологических (формирование интеллектуальных, эмоциональных, волевых структур), социально-психологических (социальные ориентации, система ценностей), функциональных (навыки, заменил; привычки, нормы поведения, деятельность, отношения) процессов. Подобная дисгармония может стать причиной формирования асоциальных качеств личности. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью обществённых ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентации, способную обеспечить саморегуляцию личности, мотивацию её поведения и деятельности.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится. Путем активного самоизменения и формируется личностью ее образ жизни. Самосознание, вбирая в себя опыт достижений личности в различных видах деятельности, проверяя физические и психические качества через внешние виды деятельности, общение, формирует полное представление студента в себе. Одновременно с этим в структуру самосознания включаются идеалы, нормы и ценности, общественные по своей сути. Они присваиваются личностью, становятся ее собственными идеалами, ценностями, нормами, частью ядра личности — ее самосознания.

3.4. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. Вторая группа «преимущественных ценностей» — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность [4, с. 21].

Суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности в большей степени связаны с улучшением форм телесного и функционального развития. Заметное снижение влияния физической культуры на другие стороны личности и ее деятельность обусловлены постановкой физического воспитания в вузе, недостаточной реализацией его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и др.

Читайте также:  История появления здорового образа жизни

Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. В то же время напряженный режим учебного труда, как показывают многие исследования, — существенный фактор возникновения астенических состояний студентов [15, с. 139].

Что побуждает студентов поддерживать свое физическое состояние? «Уверенно чувствовать себя среди других людей, больше нравиться им, вызывать у них уважение» (68,1% опрошенных) и «получать удовольствие от двигательной деятельности, ощущать радость и красоту движений собственного тела, испытывать мышечную радость, чувствовать высокий мышечный тонус» (44,5% опрошенных). Это свидетельствует о гедонистическом характере физического совершенствования студентов. Очевидно, в приобщении к физической культуре необходимо обращать внимание на разнообразие ее эмоциональных, рекреативных эффектов. Стремление достигнуть высоких спортивных результатов престижно лишь для очень ограниченного круга сегодняшних студентов (2,5% женщин и 6% мужчин). К сожалению, возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов (менее четверти ответов). Такое положение вызвано, в частности, ограниченным образовательным потенциалом учебных занятий по физическому воспитанию [15, с. 140].

Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала [15, с. 140].

Забота о своем физическом состоянии отличается у женщин и мужчин. У женщин это проявляется в поддержании «внешних» форм состояния (пропорции телосложения — 27%, соотношение роста и массы тела — 54%, особенности фигуры); у мужчин отмечена забота о развитии мускулатуры — 61,2%, пропорций телосложения—50%, физических качеств—32—47%. Эти факты свидетельствуют о необходимости более дифференцированного подхода к методикам физического вое питания для лиц разного пола [15, с. 140].

Полученные данные говорят об отсутствии у большинства студентов активных усилий но поддержанию своего физического состояния. Даже в количественном отношении число случаев систематического использования необходимых средств для этой цели (6%) существенно уступает числу случаев пренебрежения этими средствами (70%). Простые и доступные средства — самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке. А наличие в арсенале средств регулирования физического состояния табака алкоголя и даже наркотиков, с одной стороны, характеризует ограниченный выбор средств, с другой — говорит об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов [15, с. 141].

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 60% женщин и 46% мужчин. В спортивных занятиях задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а в сборных командах вуза участвуют — 3,5 и 8,4% [15, с. 141].

Женщины предпочитают не слишком продолжительные по времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые пореже. К сожалению, при планировании двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулировании 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей — не хватает необходимых знаний; от 24 до 37% ориентируются лишь на самочувствие [15, с. 141].

Путь к общекультурному развитию, а следовательно, и к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывают путь ее преобразования, превращают знания в элементы сознания, расширяя и перерабатывая их в убеждения. А убеждения строятся не столько на логическом характере знаний, сколько на их практическом смысле.

Основной источник информации для студентов — занятия по физическому воспитанию — теоретические и практические (38—51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25—44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, от посещения спортивных зрелищ (14— 23%). В качестве значимой студенты выделяют информацию о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, а также самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60 до 87%). Повышенный интерес студентов к вопросам регулирования половой жизни отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодежи—репродуктивную [15, с. 142].

Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, методиками аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, у-шу и др.), применением лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36 до 59%) [15, с. 142].

Анализ полученной информации свидетельствует о мозаичности структуры знаний студентов, их недостаточной упорядоченности и взаимосвязи. Имеющиеся знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения и расширения.

3.5. Содержательные характеристики составляющих здорового образа жизни студентов

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

Источник

ОТЧЁТ о реализации проекта «Мы — за здоровый образ жизни»

Реализация мероприятий проекта позволила участникам проявить активную жизненную позицию, освоить альтернативные методы проведения свободного времени, получить важную информацию по сохранению своего здоровья, выявить степень информированности о вредных последствиях всех форм зависимости.

Просмотр содержимого документа
«ОТЧЁТ о реализации проекта «Мы — за здоровый образ жизни»»

о реализации проекта «Мы — за здоровый образ жизни»

В течение 2015-2016 учебного года студенты ГФ ГБПОУ КК «КТЭК» принимали участие в реализации социально-значимого проекта «Мы — за здоровый образ жизни!». Работа проводилась во внеурочное время, в часы проведения кружковой работы.

В колледже были оформлен стенд «»Здоровый образ жизни», а в библиотеке работала выставка «»Мы выбираем здоровье».

В сентябре 2015 года было проведено анкетирование по ранжированию ценностных ориентаций студентов. В ходе анализа результатов по методике «»Ценностные ориентации» М. Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность «»Здоровье» (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1 % исследуемых студентов. В мае 2016 года при повторном анкетирование по ранжированию ценностных ориентаций студентов ценность «»Здоровье» (физическое и психическое) стала приоритетной для 54,4 % исследуемых студентов. Результаты опросов позволили мне проследить динамику ценностных ориентаций студентов, спланировать и корректировать план мероприятий проекта, чтобы создать благоприятные условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.

В рамках реализации социального проекта «Мы — за здоровый образ жизни!» за 2015-2016 учебный год, проведены следующие мероприятия:

Общеколледжный кросс, посвященный 70-летию образования НПО был направлен на закрепление у студентов практических навыков здорового образа жизни.

27 октября 2015 прошёл День первокурсника в стиле «»Литературного путешествия», который начался с традиционного «»Парада чайников». В этом году участие в нем приняли более 560 студентов из ВУЗов и ССУЗов Геленджика. Организованной колонной новобранцы прошли от памятника А.С. Пушкину (ул. Курзальная, 1) до площади им. Погодина. Студенты ГФ ГБПОУ КК «КТЭК» участвовали в спортивной эстафете.

Для создания здоровьесберегающей условий в колледже разработаны методические рекомендации для педагогов, определяющих подходы образовательного пространства на занятиях и во время практики, в частности при работе со студентами, имеющими низкие показатели психосоматического здоровья. 5 декабря 2015 г. состоялся круглый стол с участием медицинских работников городской поликлиники по профилактике наркомании, алкоголизма, токсикомании.

В ноябре-декабре 2015 г.студенты приняли участие в соревнованиях по видам спорта среди команд ВУЗов и ССУЗов, на которых команда ГФ ГБПОУ КК «КТЭК» награждена дипломами: 1 место по стритболу и волейболу, 2 место по настольному теннису.

Работа по пропаганде здорового образа жизни, цель которой воспитание уважения к себе, уметь делать осознанный выбор в отношении своего здоровья, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем, в колледже ведётся постоянно.

В течение года проведены классные часы: «Курение и здоровье», «»Алкоголь и здоровье», «В чем вред курения?», «Опасность пассивного курения», «»Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании», «Умей сказать нет наркотикам», «Пивной алкоголизм», «Волшебная страна здоровья», «Мир без табачного дыма», «Мир без наркотиков». Студентами колледжа были разработаны и выпущены буклеты по темам: «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Спорт – альтернатива вредным привычкам!» «Осторожно наркотики», «Мы — против алкоголизма», «Сегодня — последний раз», «Я не курю», «Брось курить», «Здоровый образ жизни», «Пивной алкоголизм» и другие.

22 января в рамках реализации социального проекта «Мы — за здоровый образ жизни!» прошли соревнования по волейболу между командами педагогов и студентов колледжа. Игра проходила на высоком эмоциональном накале. Выиграла команда ребят со счетом 3:0.

4 февраля 2016 в спортивной школе «Фортуна» студенты в рамках месячника оборонно-спортивной и военно-патриотической работы в городе-курорте Геленджик под девизом «За веру, Кубань и Отечество» команда студентов приняла участие в сдаче норм ГТО.

В феврале 2016 команда студентов участвовала в военно-спортивной игре «Лазертерг», в рамках месячника военно-патриотической работы под девизом «За веру, Кубань и Отечество».

Студенты группы №8 Геленджикского филиала ГБПОУ КК «КТЭК» КК под девизом «За Веру, Кубань и Отечество»

28 марта 2016 года сборная команда студентов приняла участие в смотре допризывной молодежи по легкоатлетическому кроссу и заняла 1 место. Основными задачами кросса являются: — укрепление здоровья допризывной молодежи; — пропаганда здорового образа жизни; -поиск наиболее эффективных форм работы по физическому оздоровлению и воспитанию подрастающего поколения; — формирование физически, психологически и морально подготовленной допризывной молодежи.

7 апреля 2016 года в рамках Всемирного дня здоровья учебный день начался с единого классного часа «В здоровом теле – здоровый дух!», с использованием мультимедийного оборудования. Заранее был подготовлен видеоролик с поздравлением учителей со Всемирным Днем здоровья и утренней гимнастикой, которую под музыку выполняли студенты группы №8. Автор видеоролика преподаватель физической культуры Ю.А. Колесников.

Для популяризации в образовательных учреждениях целостного представления о физической культуре как важном факторе формирования всесторонней физической культуры личности прошла олимпиада по физической культуре, с целью повышения престижа образовательной области «Физическая культура», Победителями стали студенты: среди юношей — 1 место — Шапиев Базигет, гр.24, 2 -место — Сафронов Александр, гр. 22, 3- место — Малов Павел, гр.23; среди девушек — 1 место — Портная Татьяна, гр.203, 2 -место — Пивоварова Анна, гр.22, 3- место — Кускова Анжела, гр.107. Студенты были награждены грамота и подарками.

5 мая 2016 состоялся массовый вело — заезд под девизом «Молодёжь Геленджика — за здоровый образ жизни» на набережной города-курорта. Участие в акции приняли все желающие студенты нашего колледжа.

Вело- заезд » Молодёжь Геленджика — за здоровый образ жизни «

Все мероприятия, запланированные в рамках акции «»Мы — за здоровый образ жизни», были успешно реализованы. Реализация мероприятий проекта позволила участникам проявить активную жизненную позицию, освоить альтернативные методы проведения свободного времени, получить важную информацию по сохранению своего здоровья, выявить степень информированности о вредных последствиях всех форм зависимости.

Источник