Меню

Основы здорового образа жизни у младших дошкольников



«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы» Сообщение из опыта работы.
материал (младшая группа)

В данном материале делюсь опытом работы в ДОУ с детьми 2-3 лет по формированию у детей и родителей знаний о здоровом образе жизни.

Скачать:

Вложение Размер
Здоровый образ жизни в первой младшей группе ДОУ. 16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №165 « Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»,

«Формирование здорового образа жизни у детей первой младшей группы»

Сообщение из опыта работы.

Понятие здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях. Он подразумевает такие характеристики как благоприятное социальное окружение, духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции.

Здоровый образ жизни — это часть общей культуры личности.

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха.

Необходимо с раннего возраста приобщать ребенка к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из основных задач детского сада. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей раннего возраста (2-3 года) в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:

— Привитие культурно-гигиенических навыков.

— Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной

— Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для

— Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

— Формирование потребности семьи ребенка в здоровом образе

жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении

Из опыта работы мы видим, что у наших детей недостаточно сформированы умения выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, не всеми детьми соблюдаются элементарные правила приема пищи, не все дети владеют доступными возрасту навыками самообслуживания, недостаточно развита двигательная активность и привычка к ежедневным физкультурным упражнениям.

Поэтому в своей работе мы ставим перед собой цель : формирование у детей представления о здоровом образе жизни, о его важности. Подключение к данной теме родителей для достижения совместного результата.

Данную цель мы будем достигать через решение следующих задач:

— Воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, формировать культурно — гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.

— Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

— Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей, закаливанию организма, развитию физических качеств.

— Приобщать родителей к решению задач по формированию здорового образа жизни детей.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществляется нами следующим образом:

Создаются благоприятные условия в группе, в детском саду, на участке детского сада. Создана соответствующая предметно- пространственная среда, организован спортивный уголок в группе, в детском саду имеется спортивный зал, имеется доступное возрасту оборудование и предметы туалета для формирования культурно-гигиенических навыков, правильно подобрана мебель для приема пищи, сна, одевания и раздевания. В группе систематически организуем проветривания, проводим прогулки с детьми на свежем воздухе на участке детского сада. При формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания используем такие приемы, как показ, объяснение, беседа, непосредственная помощь и поощрение, художественное слово (потешки, прибаутки). В гости к детям приходят герои, которым они показывают, чему они научились, благодаря чему у детей создается положительное эмоциональное состояние, заинтересованность.

С детьми проводятся беседы: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины», «Зачем делать зарядку», «Для чего нужны рукавички» и т.д. Рассматриваются наглядные материалы, плакаты: «Дети и дорога», «Один дома», «Основы гигиены» и т.д.

Используются дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Полезная и вредная еда» и т.д.

Читаем детям художественную литературу: рассказы Л.Воронковой «Маша- растеряша», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и т.д.

Проводим игровые упражнения: «Мы умеем есть красиво», «Чистые ладошки», «Послушные расчески» и т.д.

Разучиваем потешки при умывании, одевании, приеме пищи, при укладывании спать и после сна, при расчесывании и т.д.

Ежедневно проводим с детьми утреннюю гимнастику, благодаря чему у детей вырабатывается привычка каждый день выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка перейдет в потребность и сохранится на всю жизнь.

Помимо ежедневной утренней гимнастики проводим физкультурные занятия, на которых последовательно обучаем детей движениям и двигательным действиям по нашему показу и на основе словесного описания.

Во время организованной образовательной деятельности, которая требует повышенной умственной нагрузки и между ними проводим физкультминутки,

подвижные игры. Подвижные игры, соответствующие данному возрасту, проводятся и в ходе физкультурных занятий, и в ходе прогулок.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Закаливание проводится в повседневной жизни. Это и разминка в постели, и оздоровительная ходьба по массажным дорожкам, и умывание рук и лица холодной водой, и ежедневные прогулки на свежем воздухе с проведением подвижных игр, физкультминутки и динамические паузы, и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика.

Привычка к здоровому образу жизни формируется не только в ДОУ, но и в семье. Поэтому мы стараемся вовлекать родителей в совместную деятельность по формированию здорового образа жизни у детей.

Используем такие формы работы с родителями, как консультации, беседы, папки-передвижки по данной теме. Проводим совместные мероприятия: физкультурные развлечения «Зимние забавы», «Мой папа лучше всех», фотовыставку «За здоровьем всей семьей».

Работа по формированию здорового образа жизни проводится постоянно и непрерывно как в ДОУ, так и в семье. Результат будет, если будет полное взаимодействие между семьей и детским садом.

С целью дальнейшего повышения интереса к здоровому образу жизни и осознания его важности планируем и далее продолжать работу в данном направлении.

Источник

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)
статья (младшая группа) на тему

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 — 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья.

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возраст самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nachalnyh_predstavleniy_o_zdorovom_obraze_zhizni.doc 64 КБ
zozh.pptx 1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей . Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области , где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей , должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7 — 8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни . Чтобы быть здоровыми и полноценно жить , необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья .

Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Именно ранний дошкольный возраст самое благоприятное время для начала выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошколят методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте . Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни .

Детей, начиная с раннего дошкольного возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно — гигиенические навыки, учить правильно питаться, формировать привычку заботиться о своем здоровье . Именно поэтому, период раннего детства (полтора – 2 года, укладывающийся в возрастные рамки первой ранней группы детского сада является наиболее значимым в этом плане.

В своей работе, по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни , я придерживаюсь следующих целей и задач :

  • сохранение и укрепление физического и психофизического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Работа по формированию здорового образа жизни детей раннего возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать :

— возрастные и индивидуальные особенности детей ;

— создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников ;

— систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с семьями воспитанников.

Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников первой ранней группы показал, что большинство детей при поступлении в детский сад имеют первую и вторую группу здоровья . Основная задача воспитателей ясельной группы не допустить ухудшения этих показателей.

Давайте рассмотрим слагаемые здорового образа жизни:

  • Режим дня
  • Утренняя гимнастика
  • Здоровое питание
  • Прогулки на свежем воздухе
  • Физические упражнения и спорт
  • Закаливание
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения для глаз
  • Эмоциональное здоровье

Проблема, с которой сталкиваюсь часто я , – это несоблюдение режима дня детей дома.

Дети не могут дотерпеть до обеда и засыпают за столом.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

(Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни ). Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей , система физического воспитания. Для этого ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей , укреплять здоровье , развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика сопровождаются музыкой, что способствует хорошему настроению детей . Детям нравятся разнообразные пособия : гремящие шарики, кубики. Ленточки, палочки, яркие флажки. Платочки, погремушки, колокольчики, веревочки.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми раннего возраста проводятся физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

Развитие движений, воспитание двигательной активности детей раннего возраста осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание . Ежедневные прогулки проводятся утром и вечером в любую погоду за исключением холодных температур / ниже – 10 градусов/. Они оздоравливают и развивают .

Большое значение для формирования представлений детей раннего возраста о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия.

Закаливание детей раннего возраста также является важным фактором, способствующим укреплению здоровью малышей . Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с меняющейся внешней средой.

Специальные закаливающие процедуры проводятся по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения , принимая во внимание пожелания родителей. Одними из закаливающих процедур являются, например : воздушные ванны, , прогулки, воздушно — температурный режим. В летний период будет практиковаться утренний прием на улице, сон без маечек, хождение босиком по «Дорожкам здоровья » и мытье рук прохладной водой.

Одними из способов закаливания организма являются массаж. Сегодня я хочу вам показать, как выполнять массаж с помощью массажного мяча.

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Гимнастика с массажными мячиками вызывает у детей приятные ощущения, способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Массажные мячи применяют в игровых методах (сказки, стихи, разминки, игры и т.д.) в процессе игровой деятельности у детей развивается мелкая моторика рук и происходит массаж пальцев за счет негладкой, пупырчатой поверхности мячей, которая прекрасно подходит для проработки стопы и ладоней.

Воспитание культурно – гигиенических навыков происходит во время проведения всевозможных игр и режимных моментов, в ходе которых в игровой форме дети учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем, приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь и т. д.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков используются дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

различные потешки (водичка водичка),стишки, дид.игры умоем куклу таню,оденем куклу таню на прогулку, накормим куклу машу.…

Важную роль играет дыхание. Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми двух, лет я использую несложные упражнения. Учитывается недостаточно развитая координация движений. Эффективно использовать в этом возрасте игровых приемов, эмоционально-образных упражнений. Я выполняю упражнения вместе с детьми. Большинство упражнений носит имитационный характер: “ Носик”, “Насос”, “Упрямый ослик”, “Полет самолета”, “Лошадка”.

Добавьте немного действия упражнениям. Пусть малыш походит по комнате, изображая паровозик. Попеременно двигает согнутыми в локтях руками и имитирует «пыхтение» паровозика: «Чух-чух-чух». Остановился – это станция: ребенок громко произносит: «Ту-туууу!». Можно продолжать двигаться дальше. +

Профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду. После каждого занятия, связанного с напряжением глаз, мы тренируем мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно на окна и дома.

3. Расставляем яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками подвешенный шарик, петушка на шкафу, а также разучиваем несложную гимнастику для глаз:

И.п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.

И.п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей происходит через формирование представлений о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека : глазки — смотреть, ушки — слышать, носик — нюхать, язычок — пробовать ( определять ) на вкус, ручки — хватать, держать, трогать; ножки — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны.

В рамках темы : «Знакомство с органами чувств (глаза, уши, нос, руки, ноги) » я стараюсь научить называть органы чувств в игровой и стихотворной форме благодаря использованию потешек : «Ножки, ножки» , «Большие ноги шли по дороге» , «Пальчик – мальчик» ; » , ов «Больная кукла» ; Дидактические игры : «Что есть у игрушки» , «Что делает девочка» ;

Работая по теме : «Это — я!» , дети узнают об особенностях устройства человеческого тела. Для этого провожу дидактические игры : «Зеркало» , «Что есть у куклы» ; Упражнение «Покажи свой нос, глаза и т. д.» , «Спрячь ножки, глазки и т. д.» ;

Полноценное витаминизированное питание – источник энергии и роста.

Детки когда пришли в детский сад,они не умели кушать,не умели держать ложку, ели руками,не могли пить из кружки..сейчас они уже этому научились…опять же использовала игровые приемы, накормим куклу Машу…

Даю детям элементарные знания, чем и почему полезны фрукты и овощи. .

Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.

Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым важны его переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса я вам предлагаю сделать несколько релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Источник

Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Татьяна Леонова
Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Цель:создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Задачи:

подготовить развивающую предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста;

формировать целостное понимание здорового образа жизни;

расширять представления детей о составляющих здорового образа жизни (соблюдение режима дня, правильное питание, сон, движение, закаливание организма);

формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Прививать навыки личной гигиены;

воспитывать умение в сохранении стабильного психоэмоционального состояния.

Для решения поставленных задач работу планирую с учетом следующих принципов:

1. Принцип сознательности и активности. При помощи этого принципа воспитываю у детей инициативу, самостоятельность умения творчески решать поставленные перед ними задачи; выполнять различные упражнения.

2. Принцип наглядности. Опираясь на принцип наглядности, применяю разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации и другое.

3. Принцип доступности и индивидуализации, использовав этот принцип, предусматриваю обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий.

4. Принцип систематичности помогает мне предусматривать учет совокупности условий и подбора физических упражнений в определенной системе и последовательности.

5. Принцип прогрессирования. Опираясь на принцип прогрессирования,предлагаю более трудные новые задания, постепенно наращиваю объем и интенсивность нагрузок.

«Я хочу здоровым быть». Открытое занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» Программное содержание: Обучающая задача: развитие способностей у детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для.

Формирование основ здорового образа жизни дошкольника Формирование основ здорового образа жизни дошкольника. В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ «Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Из опыта работы «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» (Раздел «Работа с родителями») Подготовила:.

Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста» Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни Давно известно, что.

Опыт работы по ЗОЖ «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Дошкольное образовательное учреждение детский.

Памятка для родителей «Формирование правил здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 1. Каждый новый день начинайте.

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников Здоровый образ жизни представляет собой формирование физической, социальной и духовной жизнедеятельности индивида, обеспечивающее ее правильное.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные.

Источник

Читайте также:  Карточки здоровый образ жизни распечатать