Меню

Описание признаки как средство описания

§ 7.6. Описание, его виды и признаки

Описание – способ изложения, цель которого создать целостную картину с помощью последовательного перечисления характерных черт описываемого объекта, свойственных ему в определенный промежуток времени. Как правило, оно строится на основании видимых, наблюдаемых признаков. Важные его черты – единый временной план изображаемого и то, что описание всегда дается с точки зрения автора.

Особенность описания как изобразительного способа изложения состоит в том, что благодаря ему можно узнать предмет в действительности. По тематике описательные тексты чрезвычайно разнообразны (например, выделяют портретные, пейзажные описания, описания интерьера и т.п.). Но, отличаясь предметом, все описания имеют общие смысловые и структурные признаки, позволяющие рассматривать их как тексты одного способа изложения. Рассмотрим эти признаки на примере двух кратких описаний (для удобства анализа составные части пронумерованы).

Масаи узнаешь сразу – 2) высок, 3) худощав, 4) идет энергичным, размашистым шагом, как будто пустился в кругосветное путешествие. 5) Его путь лежит к стаду горбатых коз и низкорослых коров. 6) В руках копье и короткая палочка с утолщением на конце. 7) На теле ничего, кроме перекинутой через плечо терракотового цвета накидки, нет. 8) Иногда самоотверженный скотовод несет к водо-

1) «Немецкая» изба выделяется среди других домов села Седельниково. 2) Наличники и рамы на окнах покрыты свежим слоем краски, 3) двор застелен досками. 4) Рядом с забором аккуратно припаркован зеленый уазик (идеальная машина для этой местности, как говорит хозяин). 5) Деревенскую тишину нарушают звуки громкой музыки: 6) Денис, тринадцатилетний немецкий подросток, 7) вельветовые штаны мешком, 8) по две– серьги в каждом ухе, выскакивает на крыльцо.

Содержательно оба описания начинаются одинаково – называется предмет описания в целом, дается обобщающая характеристика этого предмета и авторская точка зрения относительно его (масаи узнаешь сразу, «немецкая» изба в русском селе выделяется, см. 1). Это общая часть описания; в большинстве случаев она открывает его, хотя бывают описания с общей частью и в конце или только в конце, но последнее должно быть оправдано смыслом, стилистикой текста и не мешать его пониманию.

Далее в обоих текстах непосредственно перечисляются наблюдаемые, видимые детали названных предметов – их составные части или признаки (см. 2–8), которые в редактировании принято называть элементами описания. Эти элементы отобраны таким образом, чтобы, во-первых, отличать их от подобных: масаи – от представителей других племен Африки, «немецкий» дом – от соседних русских, а во-вторых, делать это по возможности кратко и убедительно. Искусство описания – это прежде всего искусство выбора характерных, выразительных, убедительных деталей, которые, разумеется, не исчерпывают всех признаков предмета, но позволяют читателю вообразить картину в целом, дополнив ее представлениями из собственного опыта.

Представление о том, насколько важно правильно выбрать деталь, дает наблюдение художника Н. Жукова: «Как можно передать словами впечатление от очень толстого человека? Можно сказать, что он был непомерно толст. был так толст, что напоминал шар. был низкого роста, а весил 130 килограммов. Но вот как убедительно может быть передано ощущение полного тела через деталь: он был так толст, что щеки его были видны со спины. И сразу чувствуешь, как ординарны были предыдущие примеры и как меток глаз художника, ухвативший главное в образе человека, стоящего перед ним»*.

* Жуков Н. Заметки об искусстве: Из записной книжки художника // Знамя. 1959. № 9. С. 151.

Расположение элементов описания – их систематизация, или, иначе говоря, ракурс описания*, – подчинено принципам, основанным на психологических закономерностях восприятия и законах мышления. Так, в описании масаи автор рассматривает его со стороны: сначала даются те детали, которые в первую очередь привлекут внимание и создадут первое впечатление: рост, телосло-, жение, походка (см. 2–5), затем приводятся более мелкие подробности – одежда, предметы в руках (5–8). В описании «немецкой» избы взгляд автора спокойно движется от дома по двору (2–4), фиксируя все важное, но потом наблюдение неожиданно переключается на новый привлекший внимание предмет – на подростка Дениса (5–8). Описание мальчика основано на тех же– закономерностях восприятия, что и описание масаи.

* См.: Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

Таким образом, существует несколько основных принципов систематизации элементов описания, или ракурсов: 1) от общего впечатления – к прорисовке все более мелких подробностей, 2) от переднего плана – к заднему, 3) от более крупных предметов – к более мелким, 4) сверху вниз и наоборот, 5) справа налево и наоборот, 6) от более ценного – к менее ценному, 7) от целого – к части и наоборот. Можно вести наблюдение с высоты или снизу, можно даже, располагая элементы описания определенным образом, создать впечатление, что автор крутит головой в разные стороны, и т.п.

Читайте также:  Какое есть средство от монстра

И отбор элементов описания, и выбор его ракурса отражают позицию наблюдателя – автора описания. Часто автор сам упоминает о себе в описании или выдает свое присутствие употреблением эмоционально или стилистически окрашенных слов, стилистических приемов:

С технологом Никитой Ивановым мы вошли в небольшую комнатушку. На полатях справа и слева – выбеленные деревянные кадушки. Приподнял прикрывающее одну из них чистое полотно: тесто под ним живет, бродит, пузырится, причмокивает – о чем рассказывает? А ведь могло бы поведать, как вчера ставили опару, как волновались, когда замешивали тесто – это всегда таинство, как принесли родниковой воды, не забыли все сдобрить проверенной закваской. положили кусок старого, от прошлой выпечки теста. Так делали тут, в этом селе, год назад, и десятилетие, а может, и век. Добавили тмин, что-то еще.

Выделенные курсивом слова демонстрируют присутствие автора и его отношение к ситуации, они напрямую упоминают о его действиях и восприятии: вошли, приподнял; это прием олицетворения, когда о процессе замешивания теста рассказывает оно само. Очень показательно последнее предложение: добавили. что-то еще, т.е. неизвестный автору-наблюдателю компонент: технологи-то знают, что куда кладут.

Однако даже если автор напрямую не показывает своего присутствия, наблюдение, отбор элементов описания и их систематизация всегда ведутся с его точки зрения: читатель видит ситуацию глазами автора. Сравним два описания идентичных военных баз в Чечне.

Военная база размещается в чистом поле. Грязь или пыль в зависимости от погоды, ямы, кочки, канавы, палатки, антенны, грузовики и бронетехника. Больше ничего нет: ни водопровода, ни газа, ни канализации. Ни одного кирпичного строения, а из деревянных – незапирающиеся дощатые сортиры, призывно желтеющие на серо-зеленом фоне.

В 138-й бригаде действительно ничего интересного. Чистый воздух, ровные ряды палаток на широком плато между скалами. Тишь да благодать.

Эти описания не просто разные по объему и количеству элементов: автор второго описания не захотел заметить неудобства полевой жизни, акцентировав внимание на природе, чистом воздухе и тишине, тогда как в первом описании все наоборот. О субъективности этих описаний говорит тот факт, что оба объекта показывали по телевидению и они выглядели приблизительно одинаково. В основе описания – авторское восприятие ситуации, а оно всегда в большей или меньшей степени субъективно. Это давно замечено писателями:

. Степь, закат, грязная дорога. Идут счастливый, несчастный и пьяный. Три восприятия, значит – три описания, совершенно различных по словарю, по ритмике, по размеру. Пусть предметы говорят сами за себя. Пусть вы, читатель, глядите не моими глазами на дорогу и трех людей, а идете по ней и с пьяным, и со счастливым, и с несчастным. *

* Толстой А.Н. Собр. соч.: В 10 т. М., 1986. Т. 10. С. 152.

По характеру описываемого предмета, по тому, находится ли он в покое или в движении, по позиции автора-наблюдателя принято выделять описания статистические, если предмет описания и наблюдатель находятся в покое, и динамические, если предмет в движении. Почти все приведенные выше примеры относятся к статистическим описаниям.

В качестве примера динамического приведем следующий текст:

Разведчики бегут через район Гиндзы: бутики с помпезными манекенами в витринах, неоновые иероглифы, фонтаны света, гигантская бриллиантовая корона в золотой оправе – символ какой-то нефтяной компании. Желтая река горящих фар течет им навстречу, красная река течет от них. Цель – сады императорского дворца Коке,

Всем разновидностям описания свойственны одинаковые основные синтаксические и логические признаки. Синтаксической основой любого описания служит синтаксическое настоящее время. Наиболее ярко оно выражается формами настоящего времени простых глагольных сказуемых, но прибегают и к другим синтаксическим средствам – именным сказуемым с опущенной связкой, цепочке номинативных предложений, эллиптическим предложениям с опущенным сказуемым, которые передают значение настоящего синтаксического времени. Например, в описании «немецкой» избы представлены простые глагольные сказуемые настоящего времени и составные именные с опущенной связкой: изба выделяетсяналичники и рамы покрытыдвор застеленприпаркован уазик – нарушают звукиДенис выскакивает. Значение настоящего времени передается и назывными предложениями: грязьпыль – ямыкочки – канавы – палаткиантенныгрузовики – бронетехника в первом описании военной базы и воздухряды палаток – тишь – благодать во втором.

Нередко описание, строится на основе параллелизма предложений, когда используются единицы одного грамматического типа, например только двусоставные с синтаксически одинаковыми сказуемыми, только неполные или односоставные. Таковы приведенные выше примеры.

Отдельные предложения в описании связаны между собой синтаксической сочинительной или бессоюзной связью, но смысловые отношения аналогичны сочинительной связи. Логически все предложения в описании, все элементы описания равноправны.

Читайте также:  Что такое другие самоходные транспортные средства

Источник



Описание как тип речи

Готовя текст, автор сталкивается с особенными типами речи — функционально-смысловыми. Тот или иной функционально-смысловой тип речи, подчиняясь этосу и пафосу, становится частью логоса.

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, повествование, рассуждение

Описание как тип речи — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описаниядать адресату наиболее полное представление о предмете.

При объективном описании автор приводит бесспорные признаки описываемого предмета или явления, не высказывая своего отношения, при субъективном описании автор отбирает факты, средствами языка подчеркивает свое отношение к ним.

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

Композиция описания

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Ш. Концовка — авторское отношение к предмету, вывод, заключение.

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Виды описаний

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать сравнение, контраст, пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Наша презентация:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Источник

§ 7.7. Информационное описание и его признаки

Информационное описание – схематизированная разновидность описания – отличается тем, что в основе его не чувственное восприятие, а заранее известная, заданная логическая схема, строго соответствующая предмету описания, его назначению и сфере коммуникации. В этом смысле наиболее наглядны технические описания, инструкции, описания в справочных изданиях, рекламе и информационных текстах паблик рилейшнз:

Прямое центральное электроотопление «Науро» – это система отоплем, состоящая из стационарных отопительных модулей с композитным стержнемй-прессованным в керамику, в качестве нагревательного элемента. В противто-ложность предшествующим системам он не сжигает кислород, не сушит воух, что благотворно влияет на здоровье. Система отопления «Науро» позволяет sro-матически создать индивидуальный микроклимат в каждой комнате. Возкж-ность программирования с центрального пульта сократит расходы электрозер-гии на 60–80%. Цена ее всего 240 рублей на 1 кв. метр.

Для каждого такого описания заранее известно, какие имено элементы в него войдут. В приведенном примере это основныш-рактеристики прибора (причем перечисляются не только видные качества, но и ненаблюдаемые, хотя существенные: стержень,за-прессованный в керамику читатель и покупатель видеть не мои), преимущества прибора по сравнению с аналогичными и его цеа.

Основные принципы систематизации элементов информацон-ных описаний – от общего к частности, от частного к обцдеу, т.е. принципы, основанные на операциях логического делеия (см. § 4.3). Но предмет и назначение текста подсказывают, кгие конкретно аспекты описания – частности – в него войдут. В прве-денном примере информация о преимуществах и цене прибора уов-летворяет практические интересы потенциальных покупателей.

Не всегда в средствах массовой информации информационое описание выглядит настолько стилистически сухо. Его можно живить, не меняя логической природы. Чаще всего для этого испоиу-ют рамочные элементы текста: заголовки, зачины, концовки. 1ав-ное в таком случае – найти выразительную и важную детль, которая задаст тон всему изложению. Например, опубликований в одной из газет в рубрике «Домашний справочник» текст о ядовгых грибах начинается следующим образом:

Читайте также:  Чем вывести отложение солей из суставов народными средствами

В лесу появились первые сыроежки, а в больницах – первые пациегы с отравлениями этими самыми сыроежками, вернее, поганками, и в первукоче-редь бледными, которые бывают удивительно похожи на сыроежки. В эти:«сы-роежках» содержится фаллоидин – яд, который не уничтожается ни засола, ни отвариванием. Даже маленького кусочка шляпки достаточно для сильнелего отравления, а целого гриба средней величины хватит на пять-семь челове

Текст заканчивается также на эмоциональной ноте: Симпюмы отравления часто появляются только через сутки после того, катое-ли грибочков. Так что помните, что вы ели на обед вчера. Основы же часть текста – краткое изложение признаков самой бледной пошки и ее отличий от сыроежек и шампиньонов, за которые поганку аиде всего принимают, симптомов отравления и мер первой помош.

Информационное описание в рекламе оживляют слогаы и эхо-фразы (выделены курсивом):

Вирусный гепатит В и С? –. Нет, «Бионормалайзер»!

Стимулирует иммунную систему. Способствует выработке собственного интерферона – белка, подавляющего вирус гепатита. Защищает клетки печени от разрушения. Препятствует развитию цирроза и раннего рака.

«Бионормалайзер» помогает – значит, это человеку нужно.

Приводимое ниже описание, не похожее по стилю на статью из справочника, тоже относится к информационным, что определяется целью и логической природой:

Вкус кофе зависит от сорта зерна и места, где росло кофейное дерево, способа очистки зерна от плодовой шкурки, срока выдержки, качества обжаривания, помола и, конечно, приготовления.

Различают две ботанические разновидности кофе – арабика и робуста. Отличить по внешнему виду легко только необжаренные зерна. Робуста мелкая и кругленькая, арабика – удлиненная и более крупная. По обжаренным зернам даже бывалые «кофейники» сорт кофе затрудняются определить.

Зато на вкус арабику и робусту не перепутаешь. У арабики мягкий вкус с легкой кислинкой и нежный кофейный аромат, после нее во рту остается долгое послевкусие. Робуста не так ароматна и имеет горьковатый, немного вяжущий вкус. Но кофе из нее крепче. Именно поэтому ее часто применяют для производства растворимого кофе.

Источник

Описание

Понятие описания

Основа описания – это предмет или явление и его признаки, отличительные черты. К тексту в целом можно задать вопрос каков предмет? Описание можно сравнить с фотографией, которая остановила одно мгновение жизни, чтобы его можно было разглядеть во всех подробностях.

Композиция текста-описания

Композиционная структура описания выглядит следующим образом:
— общее впечатление от предмета речи;
— признаки, отличительные черты предмета речи;
— авторская оценка описываемого.

Языковые средства, характерные для описания

В тексте-описании преобладают:
— имена существительные и прилагательные;
— глаголы несовершенного вида в форме настоящего времени;
— составные именные сказуемые;
— обстоятельства места.

В описании состояния человека или природы часто используются слова со значением состояния (жарко, радостно, печально, скучно, холодно) и существительные (зима, море, вечер, тишина).

Для описания признаков состояния зачастую употребляются личные и безличные глаголы несовершенного вида в форме настоящего или прошедшего времени. Если описание состояния относится к прошлому, то могут использоваться глаголы не в прошедшем, а в настоящем или будущем времени. Этот приём создаёт ощущение непосредственного переживания описываемого состояния. Не следует сочетать глаголы разных времён и видов в одной части текста-описания.

Пример текста-описания предмета

Полкана боялись в посёлке все собаки. Это был крупный, очень крупный чёрно-пегий пёс, с острой сухой мордой, прямой, крепкой спиной, мускулистыми ногами и широкой грудью. Во рту его не было ни одного порченого зуба; ровные, крепкие, они блестели на солнце и по длине клыков едва уступали волчьим. Он мог драться в одиночку с волком и никогда не уступал врагу, даже если тот превосходил его силой.

Пример текста-описания места

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии. С боков занавеса поднимались две квадратные башни, раскрашенные так, будто они были сложены из маленьких кирпичиков. Высокие крыши из зеленой жести ярко блестели. На левой башне были часы с бронзовыми стрелками. На циферблате против каждой цифры нарисованы смеющиеся рожицы мальчика и девочки. На правой башне — круглое окошко из разноцветных стекол.

Пример текста-описания состояния

Через минуту луч солнца уже сияет в лужах дороги и на блестящей зелени придорожной травы. Чёрная туча ещё грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её.

Источник